Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пути формирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений в России




1. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет прин-
цип социальности государства: «Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Оценка реалий жизни нашего общества дает основание для вывода о
том, что приведенное выше положение Конституции можно расце-
нивать лишь как программную установку, поскольку в нынешних ус-

1 Токвиль А. Указ, соч. С. 373.

5—1333


120 Глава III. Права человека и социальное государство

ловиях государство не имеет ни долговременной социальной полити-
ки, ни стабильной экономики, ни ориентации на принципы права, без
которых невозможно осуществление социальной функции. Однако
развитие социальной государственности — единственно возможный
путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Поэтому
важно обратить внимание на причины неблагополучия с осуществле-
нием социальных аспектов государственности и попытаться опреде-
лить способы их преодоления.

Прежде всего, следует отметить различие условий, в которых
происходило формирование социальной государственности в разви-
тых капиталистических государствах, с одной стороны, и условия, в
которых выдвигается задача формирования социальной государствен-
ности в России — с другой.

Как было показано выше, вопрос о социальных функциях воз-
ник на Западе уже в ситуации прочно утвердившейся правовой госу-
дарственности, когда период агрессивного «первоначального накопле-
ния» сменился рынком, в конечном счете действующим в границах
права. Признание социальности государства, которое неизбежно свя-
зано и с признанием определенного воздействия государства на эко-
номические процессы, не могло в этих обстоятельствах перейти гра-
ницы права и привести к применению административно-командных
методов регулирования экономики. Использование гибкой экономи-
ческой политики и постоянный поиск баланса между экономической
свободой и осуществлением социальной функции стал основным спо-
собом осуществления социального назначения государства.

Задача формирования социальной государственности выдвига-
ется в России в условиях, когда она не обрела опоры в праве, в правах
человека. Возникает ситуация, при которой социальное государство
рассматривается не как новый этап развития правового государства,
являющийся следствием обретения последним четких правовых ха-
рактеристик, нормализующих и упорядочивающих жизнь людей, а в
обстановке правовой разрегулированности и нестабильности, право-
вого нигилизма, неуважения к правам индивидов. Это приводит к
хищническим способам «первоначального накопления», несовмести-
мым с правом, активным вторжениям в сферу экономики мафиозных
структур и коррумпированных чиновников.

Реформирование экономики не привело к разделению собст-
венности и власти, не создало «среднего слоя» собственников. Подав-


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


ляющее большинство населения России в результате «ваучерной
приватизации» лишилось надежд стать собственниками. Стихийная
неупорядоченная приватизация партийно-государственной собствен-
ности, вышедшая из-под контроля государства, приводит к превраще-
нию бывших государственных монополий в монополии корпоратив-
ного типа. Либерализация цен произошла в условиях сохранения мо-
нополий. Реальная конкуренция отсутствует. Это ведет к концент-
рации огромных богатств в руках небольших групп людей и к обни-
щанию значительной части населения. Перекосы в демонополизации
и приватизации не только отодвигают вопрос о выравнивании нера-
венств, но и ведут к нарушению изначального принципа «равных воз-
можностей». Идея равенства и автономии индивидов нарушена на
старте новых экономических процессов. «Можем ли мы с уверен-
ностью говорить о растущей автономии индивида, если подавляющее
большинство этих индивидов не обладает ни гарантированными в до-
статочной мере правами собственности, ни самой этой собственно-
стью в сколько-нибудь приличных размерах»1.

2. Вопрос о социальной государственности возник на Западе
тогда, когда был создан мощный экономический потенциал, позволя-
ющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущем-
ляя существенно свободы и автономии собственников. Реакцией на
любое экономическое неблагополучие (падение производства, стагна-
ция экономики) было неизбежное сокращение социальных расходов.
Стало быть, «накопление народного богатства» — непременное усло-
вие реальности осуществления социальной функции государства.

Такие условия в России отсутствуют. Происходит резкое паде-
ние производства. Не достигнуто пока даже относительной стабилиза-
ции экономики. Выпуск промышленной продукции в сопоставитель-
ных величинах составляет менее 50% от 1990 г., в машинострое-
нии — менее 40%, в легкой промышленности — менее 30%. Кон-
версия оборонной промышленности, составлявшей основу советской
экономики, происходит очень медленно. Большинство предприятий
не могут перестроиться в соответствии с жесткими требованиями
рынка и прекращают свое существование, что ведет к утрате экономи-
ческой способности к самопроизведению. Ухудшается положение то-

1 Радаев Вод. Р. В борьбе двух утопий//Вопросы философии. 1992. № 4. С. 7.

5*


122 Глава III. Права человека и социальное государство

варопроизводителей, многие предприятия становятся банкротами.
Инвестиционный потенциал возрастает слабо. Государство имеет
огромные внешние долги. Непрерывно увеличивается безработица.
Государственная казна пуста, поэтому в государственном секторе,
особенно в бюджетных учреждениях, заработная плата низка, она не
обеспечивает прожиточного минимума. И даже эти мизерные выпла-
ты задерживаются. У государства образовалась огромная задолжен-
ность по заработной плате. Все это происходит на фоне инфляции и
безудержного роста цен, а индексация заработной платы и социаль-
ных пособий резко отстает от этих процессов. Происходит падение до-
ходов основной массы населения (по данным Госкомстата, доля опла-
ты труда в совокупных доходах населения быстро падает: с 67% в
первом полугодии 1994 г. до 50% в 1995 г.).

В сложившейся ситуации более половины граждан оказались за
чертой бедности. Параллельно с этим происходит рост неправедно на-
житых богатств в руках небольшой части общества, что сопровожда-
ется резкой его поляризацией, противостоянием различных социаль-
ных групп населения.

Формирование социальной государственности в западном мире
осуществлялось в развитом гражданском обществе, которое создает
условия с целью решения задач, необходимых для гармонизации об-
щественных отношений, предотвращения катаклизмов и резкого про-
тивоборства. Зрелое гражданское общество лучше воспринимает идеи
сострадания, благотворительности, заботы о социально не защищен-
ных людях. Несмотря на принцип индивидуализма, культивируемый
в буржуазном обществе, забота о бедных и социальные программы
борьбы с бедностью воспринимаются как естественная и обязательная
функция правительства.

Моральная деградация людей, неизбежная в посттоталитарном
обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным людям,
а государство не может найти средств для осуществления социальных
программ. Следует отметить, что в начале 1996 г. вопросы социаль-
ной политики и разработка социальных программ начали привлекать
внимание Правительства. Однако реальные средства для их обеспече-
ния весьма ограниченны.

Зрелое гражданское общество, имеющее современные социаль-
ные ориентиры, должно заботиться о создании социальных и благо-
творительных фондов, социально ориентированных профессиональ-


 

т

§ 2. Пути формирования социального государства


ных союзов. Политические партии, претендующие на влияние в об-
ществе, не'могут не иметь четких социальных программ и представ-
лений о путях реформирования общества, позволяющих проводить
долговременную социальную политику. К сожалению, у большинства
многочисленных партий России такие программы содержат самые об-
щие места о необходимости повышения уровня жизни граждан, обес-
печения достойного существования.

Социальные задачи государства могут быть осуществлены лишь

при поддержке общества, большинства его структур.

3, Разрушение тоталитарного общества и переход к рыночным
отношениям привели не только к разрушению старых экономических
структур, но и к потере привычных (хотя и иллюзорных) духовных
ориентиров — справедливости, равенства, нравственности. Потеря ориен-
тиров общественного сознания не менее трудна, чем перестройка эко-
номических механизмов: она дезорганизует общество, ведет к поля-
ризации общественного сознания, создает противостояние различных

социальных слоев.

Любое общество может успешно развиваться, опираясь на чет-
ко обозначенные реальные цели, на научно выверенную модель
жизнеустройства. В нынешних условиях у нас отсутствует представле-
ние о контурах общества, которое мы хотим создать. В частности, нет
ясности относительно позиции государства по отношению к гражда-
нину в условиях перехода к рынку. А это одна из важнейших проб-
лем, связанных с социальной защитой человека, с принципами вза-
имоотношения государства и человека в посттоталитарном обществе.

Назрела необходимость сформулировать концепцию взаимоот-
ношений государства и человека в условиях перехода к рынку. Эта
концепция должна ответить на вопросы: берет ли на себя государство
функцию социальной защиты прав человека или оставляет его один
на один с рыночной стихией; будет (и должно ли) государство
регулировать распределительные отношения; правомерно ли перерас-
пределение доходов между различными социальными слоями обще-
ства через налогообложение, государственный бюджет, финансиро-
вание социальных программ; должно ли государство заниматься
«выравниванием» социального неравенства; ведет ли свобода, форми-
рующаяся в экономической сфере, к утверждению социального не-
равенства; устарели ли идеи равенства в новых условиях, являются


124 Глава III. Права человека и социальное государство

ли они мифом или реальностью; можем ли мы создать общество, осно-
ванное на принципах социальной справедливости и нравственности,
или в условиях рынка следует от них отказаться?

Какова бы ни была модель нового общества (привлекательная
или непривлекательная), но она должна быть сформулирована, долж-
ны быть определены принципы и устои общества, приходящего на
смену тоталитарному режиму.

Модели рыночного общества, которые предлагались на перво-
начальном этапе реформ, были основаны на жестких стандартах, свя-
занных с борьбой за существование, конкуренцией, минимизацией
роли государства в социальной защите прав человека. Эти модели не
только утратили былую значимость в развитых государствах, но и не
учитывали особенности постсоциалистической экономики и обще-
ственного сознания, воспитанного на совершенно иных постулатах. И
дело отнюдь не в тех стереотипах, к которым зачастую прибегают и
ученые, и журналисты, согласно которым советский гражданин всегда
исповедовал иждивенческие настроения, рассчитывая пусть на не-
большую, но постоянную поддержку государства. Эти утверждения
неверны, поскольку в социалистическом обществе оплата труда была
чрезвычайно низкой, а некоторые категории граждан (колхозники)
десятилетиями работали за чисто символическую оплату. Люди
проявляли чудеса выживания в условиях, когда государство жестко
ограничивало любую форму предприимчивости, запрещая или
ограничивая даже приусадебное хозяйство. Дело отнюдь не в
«потребительских» настроениях граждан бывшего Союза, а в том, что
люди болезненно расстаются с идеологическими принципами, если
последние отвечают естественному стремлению человека к равенст-
ву, справедливости, утверждению достоинства личности. Поэтому не-
обходимо считаться с социальными ожиданиями общественного со-
знания и стремиться к формированию отношений, в которых госу-
дарство не будет пассивным созерцателем, индифферентным к поло-
жению граждан, включающихся в неведомые им ранее рыночные си-
туации. Речь идет не о государственном вмешательстве в развитие
экономических процессов, а о государственном содействии, цель ко-
торого — выполнение обязанности государства по отношению к чело-
веку, зафиксированной в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и
ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и куль-
турных правах.


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


Наше общество, сделавшее из марксистской доктрины религию,
в нынешних условиях проявляет безразличие к важнейшему вопросу
теории и практики — взаимоотношениям государства и гражданина в
условиях свободных экономических отношений. Как было показано
выше, по мере развития буржуазного общества и в теории, и в
практике преобладает подход, связанный с возрастанием социальной
функции государства (теория государства всеобщего благоденствия),
с расширением социальных программ, выравниванием несправедли-
вости, порождаемой рыночными отношениями. Однако нашему обще-
ству и сегодня навязываются теории консервативного толка, сводя-
щие к минимуму социальную роль государства, которая должна
распространяться главным образом на малообеспеченные слои с наи-
более низкими доходами. Такие теории неприемлемы в современном
мире даже для традиционного буржуазного общества. Тем более
неприемлемы они в нашем обществе, которое было ориентировано на
социалистические идеалы равенства и справедливости. И хотя эти
принципы носили популистский, демагогический характер и реаль-
ность опровергала их, общественное сознание формировалось на этих
идеалах. Известно, что люди зачастую становятся жертвами собст-
венной пропаганды. Октябрьский переворот мог совершиться лишь в
силу привлекательности лозунгов равенства и справедливости, и
большевистский режим удерживался не только репрессиями, но и
прочно сохранявшейся в обыденном сознании масс верой в осущест-
вление этих лозунгов. Стремление вытеснить эту веру сегодня, заме-
нить ее идеалами свободной конкуренции, соревнования, неизбежно
порождающих социальное неравенство, — значит расколоть обще-
ство.

Следует при этом учитывать и то, что общественное сознание

народов России в течение XX столетия дважды пытались круто изме-
нить, навязывая ему новые идеалы. Первый раз — после победы боль-
шевиков, поставивших цель разрушить устои, на которых основыва-
лось массовое сознание. Эта ломка сознания была крайне болезненна
и привела к неизбежным его деформациям. Однако, как уже отмеча-
лось, декларации, лозунги, массированная пропаганда привели к то-
му, что в общественном сознании прочно укоренились идеи равенства
и справедливости. Попытки новой переориентации общественного со-
знания, осуществляемые сегодня, крайне разрушительны и вызывают
резкое противодействие со стороны значительной части общества. Иг-
норирование особенностей общественного сознания неизбежно ведет


126 Глава III. Права человека и социальное государство

к социальным катаклизмам, тормозит развитие общества. Однако де-
ло не только в игнорировании состояния общественного сознания, но
и в том, что общество должно иметь определенные цели, в которых
принципы равенства, свободы и справедливости должны занять
определяющее место. Отрицать значимость этих принципов в конце
XX в. — значит лишать людей перспективы, освобождать государство
от важнейшей миссии воздействия на развитие социальных отноше-
ний, пренебрегать ценнейшим опытом ряда современных государств в
защите социальных прав человека.

Выше уже отмечалось, что в нашей теории образовался вакуум,
нет концепций взаимоотношений государства и гражданина в пост-
тоталитарном обществе. Реакцией на огосударствление общества в
условиях тоталитаризма стало умаление роли государства во всех
сферах жизни, в том числе и в области распределительных отноше-
ний. Однако, освобождая общество от тотального вмешательства госу-
дарства, его проникновения во все поры общественного организма,
нельзя снижать социальную роль государственности. Игнорируя из-
начальный принцип либеральной доктрины «равных возможностей»,
некоторые политики и ученые берут на вооружение выводы кон-
сервативных учений о неизбежности и оправданности неравенства в
условиях рынка и освобождают государство от социальных функций,
правовой и моральной ответственности перед гражданами за их
реальный жизненный уровень. Такие идеологические обоснования,
не оформившиеся в какую-либо четкую теорию (уже отмечалось, что
мы в отличие от западного мира проявляем поразительное безразли-
чие к социальной теории нашего развития), спонтанно врываются на
страницы нашей печати, как бы оправдывая те грубые антигуманные
процессы «первоначального накопления», которые происходят в
стране.

В общественном массовом сознании формируется неприятие
складывающейся ситуации. Б. Чичерин, который был ревностным сто-
ронником экономической и политической свободы, ориентированной
прежде всего на элитарные слои, на которые возложено «духовное
служение обществу», предостерегал, что нельзя не принять во внима-
ние требований, стремлений и инстинктов народных масс. «Они со-
ставляют существеннейший элемент государственного строя, и все,
что идет им наперекор, не может иметь надежды на прочный успех.
Водворяясь в обществе, политическая свобода должна тщательно из-
бегать всего, что может оскорбить народное чувство. Всего менее по-


 

 

§ 2. Пути формирования социального государства


зволительно пренебрежение к тому, что дорого для масс. Презрение к
своему и погоня за чужим служат признаком легкомыслия. Всякий,
кто изучал условия политического быта, знает, что самое изящное
чужеземное растение не пересаживается по произволу в новую среду:

для него надо приготовить почву; где ее нет, растение быстро погиб-
нет»1.

В современной России снова торжествует марксистский подход,

экономические идеи которого решительно игнорировали состояние
складывавшегося веками общественного сознания с его отношением к
собственности как к неотъемлемому праву человека, к труду как к
средству обеспечения себя и своей семьи, а не как к способу «служе-
ния обществу» при полном игнорировании личного интереса. В
результате люди в массе своей разучились уважать право собственно-
сти, кому бы оно ни принадлежало, разучились работать, поскольку
их личный интерес подавлялся, а государство присваивало себе основ-
ную часть прибавочного продукта. Сегодня вновь пытаются внедрить
в нашу жизнь новые идеалы, чуждые людям, которые более семи де-
сятилетий были ориентированы на иные ценности.

Государство должно осуществлять свою деятельность с учетом
«культурного поля» своей страны, ее традиций, обычаев, даже если
последние требуют корректировки, а то и постепенного отказа от них.
«Экономические отношения и рыночные структуры не действуют вне
культурного поля, трудовой этики, основанной на религии, нацио-
нальной культуре и традиции (Китай, Япония, США, ФРГ, Мексика,

Замбия, Польша)»2.

Игнорирование особенностей «культурного поля» посттотали-
тарной России, ориентация на консервативные модели рынка, прак-
тическое нарушение основного первоначального приципа рынка —
«равных возможностей» — создают большие трудности в обеспечении
экономических реформ массовой поддержкой. В конце XX в. трудно
вдохновить общество на преобразования, если последние не будут
опираться на принципы равенства, справедливости и нравственности.
Это давно поняли представители современного неолиберализма; но
эта простая истина оказалась за пределами внимания нашей обще-
ственной мысли.

1 Чичерин Б. Собственность и государство. Часть вторая. С. 345.

2 Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты

(Материалы «круглого стола»). С. 22.


128 Глава III. Права человека и социальное государство

Политические свободы существуют как бы сами по себе, они не
стали средством обеспечения экономической свободы и социальной
жизни общества. Во многих программах политических партий и дви-
жений важнейшие положения о неразрывной связи политической и
экономической свободы отсутствуют. Хотя совершенно очевидно, что
народ, обреченный на жалкое материальное существование, стано-
вится безразличным к политике, к пользованию теми правами и сво-
бодами, которыми его наделяет Конституция.

Тесная связь политической свободы и демократии с экономиче-
скими условиями жизни общества была отмечена Н. Бердяевым:

«Очень труден и драматичен вопрос об отношении двух великих сим-
волов жизни общества: символа "хлеба" и символа "свободы". Когда
начинается движение масс в борьбе за "хлеб", то жертвуют "свобо-
дой". Духовную и интеллектуальную свободу защищают лишь не-
большие культурные слои»1.

Из этого вытекает, что без консолидации общества, без осозна-
ния необходимости солидарности и взаимозависимости всех его слоев,
без нравственной опоры наше общество обречено на еще более тяж-
кие испытания. И эту истину должны осознать прежде всего полити-
ки, лидеры политических движений, которые обязаны соединить уси-
лия в целях создания обоснованных социальных программ, обеспече-
ния роста производства, его подъема, формирования надлежащих
условий для развития частного предпринимательства.

В нынешних условиях стало едва ли не аксиомой положение о
несовместимости политики и нравственности. Тем более отлучается
от нравственности экономика. Между тем нельзя игнорировать поиск
научной мысли, настойчиво выдвигавшей в XX в. идеи солидарности
и взаимозависимости всех членов общества. Пренебрегая этими идея-
ми, а также опытом передовых стран современного мира, легко укло-
ниться от цивилизованного пути развития.

Вполне понятно, что сегодня Российское государство не может
взять на себя в полном объеме те социальные обязанности, которые
выполняются развитыми зарубежными государствами (ФРГ, Шве-
цией, Данией и др.). Слишком тяжка ситуация в экономике, нрав-
ственность общества падает, интересы различных слоев общества
резко поляризованы. Государству России предстоит длительный и

1 Бердяев Н. Указ. соч. С. 290.


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


трудный путь движения к возможности осуществления социальных
обязанностей, но эта цель должна быть обозначена, а тенденции и пу-
ти ее движения — определены. Здесь недостаточно чисто экономиче-
ских параметров, нужен учет духовного, психологического состояния
общества, «культурного поля», исторических традиций. Прав М. Бю-
шер, отмечая, что социально разумный путь перехода к рыночной
экономике — это процесс, который нельзя отдавать на откуп ни эко-
номистам, ни рыночным силам1.

Может сложиться впечатление, что «культурное поле» России

вполне подготовлено для социальных реформ, поскольку бывший Со-
ветский Союз был первым государством мира, который конституци-
онно закрепил достаточно широкую систему экономических прав
граждан, дополнив классические буржуазные права «первого поколе-
ния» — политические и личные — новым видом прав. В течение дол-
гих лет наша наука и пропаганда утверждали, что Советское госу-
дарство явилось основоположником прав «второго поколения», про-
возгласив их в Конституции 1936 г. Эти права объявлялись результа-
том реализации марксистской доктрины, обещавшей обеспечить до-
стойный материальный уровень жизни всем трудящимся, но при
непременном условии — осуществлении революции, установлении
диктатуры пролетариата, уничтожении частной собственности, лик-
видации эксплуататорских классов. Сами по себе эти условия создали
новое неравенство, а всеобщее огосударствление собственности и унич-
тожение крестьянских хозяйств выбили почву из-под ног у населения
России, лишив его личного стимула в труде. Тем не менее отрицать
роль Советского государства в формулировании системы экономиче-
ских прав было бы неправильно. Однако нельзя не сказать об ошибоч-
ности пути, который был избран коммунистической партией для осу-
ществления экономических преобразований. Ей нужны были «вели-
кие потрясения, а не великая Россия». Именно этим объясняется та
упорная борьба, которая велась марксизмом против реформизма, яв-
ляющегося единственным ненасильственным способом преобразова-
ния общества, обеспечения справедливости и достоинства личности.

Непримиримая позиция марксизма-ленинизма к реформизму
исторически ошибочна; она была опровергнута всем дальнейшим хо-

1 См.: Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные ас-
пекты (Материалы «круглого стола»). С. 23.


130 Глава III. Права человека и социальное государство

дом общественного развития. В странах, где совершались социалисти-
ческие революции, не удалось реально обеспечить достойный ма-
териальный уровень жизни всех людей по причинам, о которых было
сказано выше: огосударствление собственности, административно-ко-
мандные методы руководства экономикой, ингорирование личной ма-
териальной заинтересованности. В то же время в ряде современных
буржуазных государств путем реформ были созданы условия для осу-
ществления объемных социальных программ, развития широкой сис-
темы социального обеспечения, здравоохранения, образования и т. д.
Хотя, разумеется, нельзя не учитывать и фактора влияния советского
опыта, который в значительной мере явился катализатором проведе-
ния социальных реформ в капиталистических странах, связанным с
боязнью революционных потрясений в обществе. История показала
гибельность революционных переворотов, которые несут с собой
кровопролитные гражданские войны, разруху, атмосферу ненависти
и страха.

Рассматривая вопрос о сущности социальных программ совре-
менных государств, нельзя согласиться с тем, что ими взяты на во-
оружение ценности социализма; в основе этих программ — либераль-
но-демократические ценности, которые имеют давние традиции и,
как было показано выше, получили более четкое оформление в нео-
либеральных концепциях конца XIX в. и особенно в XX в.

Поэтому задача нашего государства — ориентация на эти цен-
ности, которые должны найти достойное место в концепции развития
российского общества, отторжение консервативных идей, навязывае-
мых государству некоторыми экономистами и политологами. Вместе с
тем необходимо последовательное проведение разумных, экономиче-
ски обоснованных мер, позволяющих создать базу для социальной го-
сударственности, обеспечения нормальных правовых ситуаций для
товаропроизводителей, ликвидации монополизма, «честной привати-
зации», которые только и могут гарантировать рост общественного
богатства; без этого разговоры о социальных обязанностях госу-
дарства остаются пустым звуком. Государство должно создавать усло-
вия для свободного предпринимательства, но последнее не может
быть связано лишь с целью личной наживы, ибо пользование собст-
венностью налагает на граждан определенные обязанности и госу-
дарству небезразлично, как распределяются, на что расходуются по-


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


лучаемые богатства. Достаточно вспомнить те обязанности, которые
возлагаются государством на землевладельцев в ряде стран мира.

4. Учитывая особенности нашего посттоталитарного общества с
его дезорганизованной экономикой, деформированным обществен-
ным сознанием, разрушенными духовно-нравственными ориенти-
рами, необходимо сформулировать принципы взаимоотношений госу-
дарства и гражданина, которые смогли бы консолидировать общество,
предотвратить резкую его поляризацию, снять напряженность. Эти
принципы должны заключаться в следующем.

Всемерно содействуя развитию рыночных отношений, государ-
ство берет на себя функции социальной защиты гражданина, выража-
ющиеся в системе мер, призванных обеспечить достойный уровень
жизни каждого человека, что предусмотрено ст. 7 Конституции РФ.

Учитывая своеобразие экономических отношений, формиру-
ющихся на обломках административно-командной системы, труд-
ности перехода к рынку, появление огромной массы населения, ока-
завшейся за чертой бедности, государство на переходный период
сохраняет за собой в преобразованном виде регулирование распре-
делительных отношений. Это выражается в перераспределении дохо-
дов между различными социальными слоями общества через уста-
новление целесообразной системы налогов, государственный бюд-
жет, финансирование социальных программ, в частности програм-
мы борьбы с бедностью.

Государство неизменно учитывает своеобразие и исключитель-
ное значение в жизни общества науки (в частности, фундаменталь-
ной) и культуры, которые не могут и не должны включаться в
рыночные отношения (такое включение может вызвать их полное
разрушение и деградацию), осуществляет их постоянное финан-
сирование, поддерживая и развивая фундаментальные научные и

культурные программы.

Задача государства в условиях новых экономических отноше-
ний — обеспечение социальной справедливости, равноправия, нрав-
ственности в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть
реализованы путем расширения социальных программ, поощрения
благотворительной деятельности (в частности, освобождения от на-
логообложения предпринимательских структур, осуществляющих
благотворительную деятельность), воздействия на процесс ценообра-
зования. Последнее возможно на основе устранения монополизма в


 

Глава III. Права человека и социальное государство


 


сфере производства и торговли, и здесь роль государства чрезвычайно
велика. Как уже отмечалось, экономическая реформа в России не
ликвидировала монополий в важнейших видах производства и сбыта,
и это ведет к безудержному росту цен, бремя которых непосильно для
большинства населения. Отрицание роли государства в демонополи-
зации и воздействии на ценообразование в переходный период неиз-
бежно приведет к массовому обнищанию народа и формированию
тонкого слоя людей, обладающих огромным богатством. Такие явле-
ния резко противоречат принципам справедливости, равенства и мо-
рали, и порождаются они пассивной позицией государства в распреде-
лительных отношениях, отсутствием реальной социальной стратегии
в его деятельности.

В качестве долговременной, перспективной цели государство
должно ставить перед собой задачу выравнивания положения людей,
хотя достижение фактического, а не только юридического равенства в
исторически обозримые сроки невыполнимо. Это не означает отрица-
ния идеи равенства, идея эта содержит в себе огромный нравственный
потенциал. С этой безудержной тягой людей к равенству и справед-
ливости общество не может не считаться, что и определяет необходи-
мость социально ориентированной политики государства.

Очень интересный подход к решению проблемы правового
равенства в посттоталитарном обществе выдвинут В. Нерсесянцем1.
В. Нерсесянц разработал концепцию, согласно которой социализм не
есть случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный
закономерный процесс, ведущий к созданию так называемого циви-
лизма — постсоциалистического строя, где всеобщее формально-
правовое равенство будет дополняться принципиально новым момен-
том — экономическим равенством всех граждан. Приватизация и де-
социализация собственности, проводимые в России, осуществлены та-
ким образом, что экономическое неравенство сохранится. И никакая
социальная помощь не может компенсировать разницу между соб-
ственником и несобственником. Только преобразование социалисти-
ческой собственности в равную гражданскую собственность создает
условия для «более высокой ступени человеческой свободы,
равенства, справедливости и права»2.

(? См.: Нерсесянц В. С. Наш путь к праву. М., 1992.
2 Там же. С. 320.


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


Можно высказывать сомнения в реальности предлагаемого
В. Нерсесянцем пути создания равной гражданской собственности, но
нельзя не согласиться с ним в том, что «наши современные прогрес-
систы и радикалы, ориентируя дальнейшее развитие социализма на
капиталистические образцы как безальтернативные стандарты и
формы "общечеловеческих ценностей" и окончательное слово "обще-
цивилизованного процесса", своими социально-исторически кон-
сервативными и потому неприемлемыми для общества рецептами и
установками усугубляют "безысходность" ситуации и затрудняют по-
иски действительных перспектив, адекватных реалиям социализма и
его действительного места во всемирно-историческом процессе»1.

Именно поэтому обыденное сознание с его оппозицией к ис-
торически устаревшим идеалам, стремлением к равенству ближе к
действительному прогрессу и более открыто для поиска ценностей, на
которые должно быть ориентировано новое общество.

Определение путей развития нашего общества, пределов воз-
действия государства на экономическую и социальную сферы, обеспе-
чение регулирующей роли государства в распределении собственно-
сти, призванном сформировать слой собственников, «средний класс»,
расширение социальной функции государства, означающей возложе-
ние на него «миссии общественного служения», возрастание ответ-
ственности государства перед гражданином за создание достойных ус-
ловий его жизни — важные задачи социальной политики в переход-
ный период.

Концепция социального государства, опирающегося на право,
обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости
и нравственности, в посттоталитарном обществе — важный аспект
модели нового общества, которое должно быть сформировано в Рос-
сии. Только на основе реализации такой концепции возможно обеспе-
чение социальных, экономических и культурных прав индивидов, за-
интересованное участие граждан в политических преобразованиях
России, формировании демократического правового общества.

1 Нерсесянц В. С. Наш путь к праву. С. 323—324.


Раздел второй
Юридические механизмы зашиты прав человека

Глава IV. Защита прав и свобод человека
и гражданина — функция российской системы
конституционного контроля

§ 1. Развитие системы конституционного контроля
в Российской Федерации

1. Действующая Конституция РФ определяет Российскую Фе-
дерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и прин-
ципы которого должны быть положены в основу всего конституцион-
но регулируемого пространства. Права и свободы человека и гражда-
нина, их признание, защита и гарантии утверждаются как основной и
определяющий критерий правового характера законодательства и
практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод челове-
ка и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем
ветвям государственной власти, связывает и обязывает их. Принцип
связанности государства правами и свободами устанавливается в ст. 2:

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда-
нина — обязанность государства». Чрезвычайно важным принципом
представляется и введение прямого запрета антиправового (право-
нарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны изда-
ваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы челове-
ка и гражданина» (ч. 2 ст. 55).

Реализация и эффективность этих принципов и норм обеспечи-
вается установлением развернутой системы государственной защиты
прав и свобод человека и гражданина, которая венчается деятельно-
стью конституционного правосудия в лице его специального органа —
Конституционного Суда РФ. По задачам, объему и способам реализа-
ции своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд вы-
ступает как орган, важнейшей функцией которого является защита
прав и свобод человека и гражданина. Такой вывод обусловлен при-
знанием приоритетного значения института прав и свобод в системе


 

§ 1. Развитие системы конституционного контроля


 


основ конституционного строя России; его включение в данный
раздел мы считаем и теоретически, и практически принципиально
важным. В этой связи особо следует отметить, что в некоторых
разработках западных юристов относительно полномочий и роли кон-
ституционного суда тезис о защите прав и свобод как основополагаю-
щей функции конституционного суда оспаривается и акцент
переносится на его функцию в качестве «стража конституции»1.
Обоснование этой позиции состоит как в том, что во имя защиты кон-
ституции допускается ограничение прав и свобод, так и в тезисе «об
относительности» основных прав и политических интересов. Иг-
норируя конституционную установку о приоритете прав и свобод че-
ловека и гражданина, отдельные российские юристы также рассмат-
ривают права и свободы как ценность, равнозначную интересам госу-
дарства. Такое уравнивание представляется неправомерным, ибо оно
открывает государству возможности вопреки Конституции манипу-
лировать правами и свободами человека в угоду политической целе-
сообразности. Тем самым деформируется представление о самой сущ-
ности и предназначении института конституционного контроля.

Как уже отмечалось, приоритет прав и свобод человека призна-
ется неотъемлемым принципом правового государства; более того, их
приоритет как высшей ценности действует на всех трех уровнях
права — национальном, региональном и международном. Исходя из
этих правовых установок как определяющих его деятельность и его
решения, Конституционный Суд обеспечивает единство законода-
тельной и судебной практики в защите прав и свобод человека и
гражданина. Эта двуединая функция Конституционного Суда — за-
щита Конституции и защита прав и свобод неотделимы и неразрывны.
Данная позиция подтверждается и закрепляется и в новом Фе-
деральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ.
Статья 3 Закона о полномочиях Конституционного Суда начинается с
определения целей конституционного правосудия, к которым относит
защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод чело-
века и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия
Конституции РФ. Как видим, все три указанные в законе цели, в
сущности, органически связаны с правами и свободами, защита ко-

1 См.: Государственное право Германии. Т. 1. С. 279.


 

Глава IV. Конституционная защита прав и свобод


 


торых становится не только важнейшей, но и сквозной функцией
Конституционного Суда.

О том, что именно эта функция является или должна быть клю-
чевой в деятельности органов конституционного контроля, нас убеж-
дают как теоретические выводы, основанные на системном и телеоло-
гическом толковании соответствующих конституционных норм, так и
сложившаяся практика. В демократических правовых государствах
она отмечена в системе конституционного контроля общей тенден-
цией расширения юридических источников преимущественно с целью
обоснования и защиты прав и свобод человека. Особенно наглядно это
прослеживается на примере Конституционного совета Франции. В по-
следние годы он существенно расширил конституционное пространст-
во защиты прав и свобод человека, включив в него преамбулу Кон-
ституции 1958 г., которая признает юридическую значимость основ-
ных прав и свобод, провозглашенных в Декларации прав человека и
гражданина 1789 г., а также социальных и экономических прав
граждан, закрепленных в Конституции 1946 г. В это пространство
включаются и так называемые фундаментальные принципы права,
признаваемые законодательством Республики со ссылкой на преамбу-
лу Конституции 1946 г. В качестве источников конституционно
гарантированных прав и свобод эти принципы приравниваются по
значимости к самой Конституции и толкуются наравне с ее текстом;

обычно они выводятся либо из отдельных конституционных положе-
ний, либо из совокупности органических законов, либо из свода дей-
ствующего законодательства, включая и кодексы. Так, например, из
конституционной гарантии режима собственности Конституционный
совет вывел субъективное право собственника «свободно распоря-
жаться своим имуществом»1. Конституционный совет в своих поста-
новлениях со всей определенностью указывает на права и свободы, о
которых упоминается в преамбуле Конституции, как на критерий,
руководствуясь которым Совет осуществляет контроль за конститу-
ционностью законов. Так, он обосновал свою позицию по запросу о
конституционности закона, предусматривающего контроль за созда-
нием ассоциаций в решении от 16 июля 1971 г.

'^Боботов С. В. Конституционная юстиция. М., 1994. С. 84, 95.


 

§ 1. Развитие системы конституционного контроля


 


Определяющая роль института прав и свобод человека при осу-
ществлении конституционного контроля в современном мире стала
типичной для многих стран. Сошлемся на пример Австрии. В 1984 г.
Конституционный Суд этой страны признал 27 нормативных актов не
соответствующими Конституции, из них в 16 случаях по той причи-
не, что они ограничивали одно из основных прав человека, а в 1985 г.
Суд объявил неконституционными 33 нормативных акта, из них 22 —
на том же основании1.

В условиях становления в Российской Федерации демократи-
ческого правового государства права и свободы человека и граждани-
на являются в деятельности Конституционного Суда той доми-
нирующей ценностью, которая определяет его сущность и предназна-
чение. Права и свободы выступают как основополагающий критерий
оценки Конституционным Судом соответствия законов и иных
нормативных актов Конституции РФ.

Рассматривая защиту прав и свобод как ключевую функцию
Конституционного Суда, мы исходим из особо значимого для
российской Конституции приципа, согласно которому права и свобо-
ды человека являются неотчуждаемыми, принадлежащими ему от
рождения, т. е. естественными. Глубинный смысл этой новой для на-
шего конституционализма характеристики прав человека состоит
прежде всего в признании за ними особого приоритетного статуса и
соответственно высшей степени защищенности.

2. Тезис о важной роли Конституционного Суда в защите прав
и свобод человека прослеживается и подтверждается и в ретроспекти-
ве функционирования института конституционного контроля, начи-
ная с Комитета конституционного надзора, созданного в 1989 г. еще в
условиях СССР2. Не обладая достаточными полномочиями, не буду-
чи наделенным необходимым механизмом реализации выносимых им
заключений и являясь в силу этого в основном совещательным
органом, Комитет конституционного надзора тем не менее внес зна-
чительный вклад в защиту прав и свобод человека. Объясняется это,
на наш взгляд, в основном двумя обстоятельствами. Во-первых,
предоставлением Комитету конституционного надзора права возбуж-
дать дела о конституционности по собственной инициативе и, во-

1 См.: ErmacoraF. Grundrifi der Menschenrechte in Osterreich. Wien, 1988. S. 309.

2 См.: Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.
С.87—114.


138 Глава IV. Конституционная защита прав и свобод

вторых, правом принимать окончательные решения только по актам,
которые нарушали права и свободы человека, закрепленные в Кон-
ституции СССР и международных договорах по правам человека с
участием СССР. Отменять другие нормативные акты, не соответству-
ющие Конституции, Комитет не имел права.

Используя свои полномочия в этой области. Комитет конститу-
ционного надзора признал противоправной практику применения не-
опубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанно-
стях граждан и указал в качестве обязательного условия применения
таких актов их опубликование.

Если принять во внимание, что именно в области регулирова-
ния прав и свобод советских граждан сложился и действовал об-
ширный массив подзаконных нормативных актов (постановлений,
распоряжений, приказов и инструкций), которые в большинстве сво-
ем не публиковались и носили закрытый («для служебного пользова-
ния») характер и потому не были известны гражданам, то значение
этого решения Комитета конституционного надзора невозможно
переоценить. К тому же Комитет предписал в 3-месячный срок опуб-
ликовать все закрытые акты, в противном случае по истечении этого
срока они утратят юридическую силу. В ряде своих заключений Ко-
митет конституционного надзора признал противоречащими Консти-
туции и Международным пактам о правах человека установленные в
законодательных актах ограничения свободы передвижения и выбора
места жительства в форме прописки; квалифицировал как антикон-
ституционный Указ Президента СССР о запрете проведения де-
монстраций в центре Москвы.

Однако недостатки в функционировании системы конституци-
онного надзора были настолько очевидны, что в России возникла идея
создания института конституционного контроля, осуществляемого
Конституционным Судом по типу и образцам, которые получили ши-
рокое распространение в послевоенной Европе, включая бывшие со-
циалистические страны. Развитие института конституционного кон-
троля было связано с необходимостью утверждения конституционно-
го правосудия в качестве надежного гаранта демократии, конституци-
онной законности и защиты прав человека от произвола и их массово-
го нарушения. Многолетний опыт деятельности конституционных су-
дов в цивилизованных странах подтверждает их важную роль в
реализации данных ценностей. В силу этого конституционные суды


 

§ 1. Развитие системы конституционного контроля


 


считаются неотъемлемой принадлежностью системы правового госу-
дарства.

Еще до распада СССР Верховный Совет России принял реше-
ние о создании Конституционного Суда: Конституция РФ была до-
полнена статьей 1651, в которой определялись полномочия этого
Суда; Закон о Конституционном Суде РСФСР был принят 12 июля
1991 г. В качестве высшего судебного органа конституционного
контроля Суд наделялся широкими полномочиями: проверка соответ-
ствия Конституции законов, указов Президента, постановлений Пра-
вительства, их отмена в случае признания неконституционными;

запрет антиконституционных политических партий и общественных
объединений; разрешение споров о компетенции различных госу-
дарственных органов и т. д. Возросла юридическая сила решений Кон-
ституционного Суда: постановления Суда о несоответствии Конститу-
ции международных договоров и нормативных актов являлись окон-
чательными и не могли быть преодолены повторным принятием
нормативного акта; акты, признанные неконституционными, утрачи-
вали юридическую силу и не подлежали исполнению, а органы, из-
давшие такие акты, обязаны были устранить допущенные в
результате их применения нарушения основных прав или законных

интересов граждан.

Следует отметить и широкий правовой диапазон решений Кон-
ституционного Суда о несоответствии нормативно-юридических ак-
тов Конституции. Такие решения распространялись и на положения
других нормативных актов, которые были основаны на признанном
неконституционным нормативном акте, что указывалось в постанов-
лении Конституционного Суда. В случае отсутствия специального
указания эти нормативно-юридические акты не могли применяться
судами, другими органами или должностными лицами. Если какие-
либо нормативно-правовые акты были отменены или утратили дейст-
вие в результате принятия нормативного акта, признанного некон-
ституционным, то такие акты вновь обретали утраченную силу (ч. 4
ст. 65). Кроме того, Конституционный Суд мог придать своим поста-
новлениям об антиконституционности обратную силу (но не более
чем на три года) и тем самым восстановить прежние правоотношения.

Осуществляя контроль за конституционностью законодательст-
ва, Конституционный Суд одновременно выступал гарантом прав и
свобод человека. Например, признав в январе 1992 г. неконституци-


140 Глава IV. Конституционная защита прав и свобод

онным Указ Президента РФ об объединении в одно ведомство Мини-
стерства безопасности и Министерства внутренних дел, Конституци-
онный Суд мотивировал свое решение тем, что такое слияние мощ-
ных «силовых» структур может создать реальную угрозу правам и
свободам человека и гражданина.

3. В то же время Закон о Конституционном Суде РФ 1991 г.
предусматривал и специальную форму защиты прав и свобод — инди-
видуальную жалобу.
Правом индивидуальной жалобы наделялся
широкий круг лиц: граждане, иностранцы, лица без гражданства,
юридические лица, которые утверждали, что их основные права и за-
конные интересы были нарушены или не защищены решением суда
или иного государственного органа, должностного лица. Основанием
жалобы по закону являлись нарушения, ставшие результатом: 1) не-
применения нормативного акта, подлежащего применению по смыслу
Конституции; 2) применения нормативного акта, не подлежащего
применению; 3) не соответствующего Конституции истолкования
нормативного акта и 4) неприменения соответствующей нормы Кон-
ституции, когда она может быть применена непосредственно (ч. 1
ст. 66).

Используемое в Законе применительно к индивидуальной жа-
лобе понятие «правоприменительная практика» позволяло усилить
контроль за применением права в различных областях деятельности
исполнительной и судебной власти, что в российских условиях того
периода имело первостепенное значение для защиты прав и свобод.
Такая система была направлена на то, чтобы провозглашенные в
Конституции принципы и нормы о правах и свободах человека и
гражданина осуществлялись во всех сферах и на всех уровнях функ-
ционирования государства и общества, а не оставались бы де-
кларацией, мертвой буквой, как это зачастую имело место в совет-
ский период.

В связи с институтом индивидуальной жалобы по Закону 1991 г.
следует обратить внимание и еще на одну существенную особенность.
Жалоба могла быть принята Судом лишь в том случае, если оспаривае-
мое решение представляло собой обыкновение (ч. 2 ст. 66), т. е.
утвердившийся в правоприменительной практике подход, ставший
своего рода правовым стереотипом или обычаем. Смысл этой своеоб-
разной формы — обыкновения — состоял в том, чтобы сосредоточить
внимание Конституционного Суда на наиболее распространенной
управленческой и судебной практике, сопряженной с нарушением
прав и свобод человека. Отсюда ряд жестких требований при приеме


 

§ 1. Развитие системы конституционного контроля


 


индивидуальных жалоб, цель которых — отсечь нехарактерные для
практики случаи. При этом законодатель исходил из того, что
российские граждане обладают конституционным правом обращаться
с жалобой в суды общей юрисдикции по поводу нарушения их прав и

свобод.

Объявляя правонарушающее обыкновение антиконституцион-
ным, Суд оказывал влияние на всю практику, направляя ее в консти-
туционное русло и обеспечивая защиту прав и свобод в системе ис-
полнительной и судебной власти. Особо следует подчеркнуть, что, яв-
ляясь высшей судебной инстанцией, Конституционный Суд проверял
конституционность юридической или, как сказано в законе, право-
применительной практики в том числе и Верховного Суда, если его
решения были связаны с нарушением прав и свобод граждан. В этом
положении Закона была также реализована идея Конституционного
Суда как высшего гаранта прав и свобод граждан.

Если, приняв индивидуальную жалобу к производству и рас-
смотрению, Конституционный Суд квалифицирует обыкновение, на
основе которого принято обжалуемое решение, как антиконституци-
онное, то допущенное нарушение должно быть устранено, а основное
право или законный интерес должны быть защищены компетентным
органом, если для этого не имеется иных препятствий, кроме
устраненных Конституционным Судом (ч. 3 ст. 73). Итак, обыкнове-
ние считалось главным условием принятия индивидуальной или кол-
лективной жалобы. Однако по Закону Конституционный Суд мог так-
же рассматривать жалобу на решение, которое хотя и не было приня-
то в соответствии с обыкновением, но по своему характеру и значе-
нию способно создать такое обыкновение (ч. 3 ст. 66). С обыкновени-
ем Закон связывал и ряд требований к подателю жалобы, в которой он
обязан был доказать, что оспариваемое им решение является обыкно-
вением, а также обосновать, что рассмотрение жалобы в Конституци-
онном Суде имеет важное значение для правоприменительной прак-
тики (п. 12, 13 ч. 3 ст. 67). Упор на институт обыкновения в качестве
основного объекта внимания в деятельности Конституционного Суда
был обусловлен особенностями функционирования правопримени-
тельной практики России в советский и постсоветский период. В этой
практике, включающей и судебную, у нас складывались обыкнове-
ния, подчас искажавшие смысл и объем не только конституционного,
но и всего законодательного регулирования прав и свобод, поскольку


142 Глава ГУ. Конституционная защита прав и свобод

в основе такой практики лежали, как правило, подзаконные акты
различных исполнительных органов (инструкции, приказы, распоря-
жения), зачастую закрытые, секретные и т. п., вводившие всевозмож-
ные дополнительные ограничения прав и свобод, неведомые гражда-
нам.

Введение такой формы индивидуальной жалобы имело целью
ограничить поток жалоб, исключив возможность обращаться в Кон-
ституционный Суд по любому поводу или отдельным случаям. Как
своеобразное условие приема и рассмотрения индивидуальной или
коллективной жалобы обыкновение способствовало выявлению не
только нарушений конституционных прав и свобод гражданина в
каждом отдельном случае, но и пресечению антиконституционности
правоприменительной практики.

Нам представляется, что указанные выше требования сущест-
венно осложняли для граждан возможность подачи жалобы. Они
требовали специальных и профессиональных знаний, информиро-
ванности относительно правоприменительной практики и способно-
сти дать квалифицированную оценку тенденциям ее развития. Оче-
видно, что оценка жалобы с этих позиций — дело самого Конституци-
онного Суда, который и должен мотивировать отказ в принятии жало-
бы именно по этим основаниям. Созданный же российским законом
фильтр из трудновыполнимых для граждан условий и требований
объективно ограничивал возможности граждан обращаться в Консти-
туционный Суд и тем самым препятствовал выполнению им функции
гаранта прав и свобод граждан.

Несмотря на отмеченные недостатки, защита прав и свобод
граждан была осуществлена в результате многих принятых Конститу-
ционным Судом решений. В годовом отчете — послании Верховному
Совету РФ «О состоянии конституционной законности в РФ» от
5 марта 1993 г.1 излагаются основные установки и решения Суда в за-
щите прав человека. В результате рассмотрения ряда индивидуаль-
ных жалоб Конституционный Суд признал неконституционной
правоприменительную практику по следующим вопросам: увольне-
ние граждан с работы только по причине достижения ими пенсионно-
го возраста Суд квалифицировал как дискриминацию; установление

1 См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. № 1. С. 5,6.


 

§ 1. Развитие системы конституционного контроля


 


ограничительного срока обжалования незаконных увольнений с ра-
боты — как ограничение права на судебную и иную защиту; адми-
нистративный порядок выселения граждан из незаконно занятых жи-
лых помещений с санкции прокурора, но без права судебного обжало-
вания такой санкции — так же как нарушение права на судебную за-
щиту; признал противоправными ограничения возмещения причи-
ненного ущерба определенным сроком выплаты (за три месяца вы-
нужденного прогула) при восстановлении незаконно уволенных на
работе1. Проиллюстрируем позицию Конституционного Суда в этой
области более подробно двумя решениями.

В Конституционный Суд поступили индивидуальные жалобы
Н. М. Ланкиной и семи других граждан с требованием признать не-
конституционной правоприменительную практику, сложившуюся
при рассмотрении жалоб на вступившие в законную силу судебные
решения об отказе в восстановлении на работе. Действовавшее в тот
период гражданско-процессуальное законодательство РФ не устанав-
ливало каких-либо сроков, в течение которых граждане вправе обжа-
ловать решения судов по любой категории гражданских дел, включая
и дела о трудовых спорах. Однако в 1988 г. в Основы законодатель-
ства Союза ССР и союзных республик о труде и в Кодекс законов о
труде РСФСР были внесены дополнения, которые предусмотрели
предельный срок (один год) для обжалования в суд отказа в восста-
новлении на работе. С учетом этих дополнений суды перестали
рассматривать в надзорном порядке такие жалобы, если истек указан-
ный срок. Обратившиеся в Конституционный Суд граждане считали,
что отказ проверить достоверность фактов, повлекших увольнение, и
рассмотреть доводы заявителей, по существу, ущемляет их право на

судебную защиту.

В решении по этому делу Конституционный Суд постановил,
что введение в трудовое законодательство ограничительных сроков не
только игнорирует возможность судебных ошибок по делам о восста-
новлении на работе, но и лишает суды полномочий на их исправле-

1 Всего за период своего существования (1991—1993 гг.) Конституционный Суд
рассмотрел шесть дел по жалобам о нарушении прав и свобод, что составило около 20%
от общего числа дел; в пяти случаях дела были решены в пользу граждан, права ко-
торых Конституционный Суд взял под свою защиту. См.: Шульженко Ю. Л. Указ. соч.
С.122—123.


144 Глава IV. Конституционная защита прав и свобод

ние. Суд отметил, что допущенное отступление от норм гражданского
процесса ухудшило возможности рабочих и служащих защищать свои
трудовые права в порядке надзорного судопроизводства. При таких
обстоятельствах, когда возникает коллизия норм гражданско-процес-
суального и трудового законодательства, применению подлежат
нормы ГПК. Однако судебная практика по этому пути не пошла. В
результате сложившегося обыкновения оказались нарушенными мно-
гие положения Конституции РФ: право граждан на судебную защиту,
гарантируемое ст. 63 Конституции без каких-либо изъятий; равенство
граждан перед законом и судом (ст. 34) и гарантии защиты прав, сво-
бод и законных интересов всеми способами, не противоречащими за-
кону (ст. 61). Суд также определил, что ограничение реальной воз-
можности обжаловать в надзорном порядке отказ в восстановлении на
работе не соответствует конституционным гарантиям права работни-
ка на справедливые условия увольнения (ст. 14) и тем самым ущем-
ляет право на труд, закрепленное в ст. 53 Конституции.

Конституционный Суд установил и ряд других нарушений Кон-
ституции, а также общепризнанных международных норм, относя-
щихся к правам человека. На этом основании 23 июня 1992 г. он
принял постановление1, которым признал обыкновение правоприме-
нительной практики, сложившееся после внесения названных выше
дополнений в законодательство о труде, не соответствующим Консти-
туции. Одновременно Конституционный Суд предложил Верховному
Суду Республики проверить в качестве надзорной инстанции обжалу-
емые судебные решения и устранить допущенные нарушения права
на судебную защиту по делам о восстановлении на работе. Верховно-
му Совету РФ предложено изучить вопрос о необходимости отмены
нормы ч. 5 ст. 211 Кодекса законов о труде как не соответствующей
Конституции2.

Еще один пример. Известно, что в практике судов советского
периода значительное место занимали так называемые трудовые де-
ла, особенно споры, связанные с незаконным увольнением с работы.
Больше 50—60% таких споров решалось в пользу граждан. Однако
справедливое судебное решение о восстановлении незаконно уволен-

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992.
NS30.CT.1809.

2 Законом от 25 сентября 1992 г. эта норма исключена из КЗоТ РСФСР.


§ 1. Развитие системы конституционного контроля 145

ного на работе всегда сопровождалось далеко не справделивым пред-
писанием суда выплатить гражданину компенсацию за вынужденный
прогул в размере не более трехмесячного заработка (позднее этот
размер был увеличен до годового заработка). Между тем граждане за-
частую годами ходили по инстанциям в поисках справедливости.

Рассматривая ряд индивидуальных жалоб об ограничениях
размера компенсации за незаконные увольнения, Конституционный
Суд установил, что применяемые судами Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о труде (ст. 22 и 94), Закон СССР
«О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» от 11 мар-
та 1991 г. (ст. 27 и 34), Кодекс законов о труде РФ (ст. 213, 214 и 216)
послужили основанием для обыкновения правоприменительной
практики. Суд признал такую практику антиконституционной, так
как она нарушает конституционные принципы справедливости, юри-
дического равенства, возмещения государством ущерба, причинен-
ного человеку незаконными действиями государственных органов и
должностных лиц. Исходя из этого, Конституционный Суд предло-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 762 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.