Остановимся сначала на значении диалектического материализма для ОТС: 1. Диалектико-материалистический метод послужил базой для формулировки всех пяти предпосылок ОТС. 2. Исходя из его важнейших требований, мы строим ОТС, не отбрасывая, а включая в наше определение «системы», системных законов, принципов и т. д. все богатство накопленного в этом отношении знания. 3. Используя диалектический закон единства и «борьбы» противоположностей, мы получили новые парные системные категории: «система и хаос», «полиморфизм и изоморфизм», «симметрия и диссимметрия», «отношения противоречия и непротиворечия», «взаимодействия и взаимонедействия», «изменения и сохранения», а также общесистемные законы и учения, чрезвычайно важные для всех наук. 4. В соответствии с диалектико-материалистической методологией мы сознательно строили ОТС как теорию возникновения, существования, изменения и развития материальных и идеальных систем, как теорию, содержащую эволюционику — системное учение о развитии вообще.
Скажем несколько слов и о значении ОТС для диалектического материализма. Оно также существенно и прежде всего благодаря конкретизации диалектико-материалистических учений о всеобщей связи и взаимообусловленности, единстве и многообразии мира, изменении и развитии. Этому служат в первую очередь изложенные здесь системные концепции об отношениях противоречия и непротиворечия (см. параграф 13), взаимодействия, одностороннего действия и взаимонедействия (см. параграф 14), о поли- и изоморфизме (см. параграфы 9, 10), изменении и развитии (см. параграф 16).
Более углубленному пониманию законов диалектического материализма, и прежде всего законов перехода количественных изменений в качественные (и обратно), единства и «борьбы» противоположностей, способствует закон достаточного основания ОТС, отдельно сформулированный (с должным вниманием к требованию полноты) как для случая перехода количественных изменений в количественные и (или) качественные и (или) относительные и (или) тождественные, так и для случая перехода квантигенетического развития в кванти- и (или) ква-ли- и (или) изо- и (или) стасигенетическую формы развития, а также законы системной противоречивости, системной непротиворечивости, системной противо-непротиворечивости.
Существенно расширяются наши представления о фундаментальных категориях диалектического материализма, прежде всего таких, как «изменение и сохранение», «изменение и развитие», «действие и отношение», «противоречие и непротиворечие», за счет экспликации новых категорий — «формы изменения материи», «формы сохранения материи», «формы развития материи», «формы действия материи», «формы отношения материи».
Важную роль в дальнейшем развитии философии должны, на наш взгляд, сыграть и ряд новых учений ОТС: о системе и хаосе [91], поли- и изоморфизме (см. параграфы 9, 10 настоящей главы), симметрии и диссимметрии; ряд законов, прежде всего законы системности, системных преобразований (центральное предложение ОТС), поли- и изоморфизации, соответствия, симметрии, асимметрии, системного сходства, а также указанные выше парные категории.
Серьезное философское, и прежде всего гносеологическое, значение имеют, как нам представляется, впервые сформулированные в данной работе «системный идеал» научного объяснения и понимания, С-метод и системная парадигма.
Все учения, законы, категории ОТС — это органические элементы единого целого, по В. С. Тюхтину [81—83] —некоего разветвленного «дерева», графа, содержащего отношения как подчинения (по вертикали), так и соподчинения (по горизонтали). Многие из них, например законы системности, системных преобразований, поли- и изоморфизации, соответствия, симметрии, асимметрии, системного сходства, противо-непротиворечивости и связанные с ними категории, имеют общесистемный характер, поскольку охватывают все формы движения, существования, изменения и развития материи.
Из материалов данного параграфа следует, что из всех теоретически возможных между диалектическим материализмом и ОТС соотношений в действительности реализуется лишь изменяющееся во времени соотношение пересечения между ними.
Таким образом, ОТС, безусловно испытав при своем зарождении и постоянно испытывая в дальнейшем развитии плодотворное влияние диалектического материализма, в свою очередь оказывает на него благоприятное воздействие посредством системной конкретизации «традиционных» и предложения новых общесистемных категорий, законов, учений.