Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОТС и проблема единства и многообразия мира




 

Двенадцать парных понятий — «система и хаос», «поли- и изо­морфизм», «симметрия и асимметрия», «формы изменения и фор­мы развития материи», «неэволюционные и эволюционные фор­мы сохранения материи», «формы действия и формы отношения материи» — являются фундаментальными категориями ОТС, имеющими важное значение для философии. Укажем следующие основания для такого утверждения [см. также 91; 92].

Эти парные, взаимодополняющие категории общесистемны в том смысле, что характеризуют системы любого рода; фундаментальны потому, что каждая из них прямо или косвенно со­ставляет «ядро» соответствующих общесистемных законов, а также потому, что каждая из них является итогом познания мира за несколько тысяч лет. Они двойственны в том смысле, что, с одной стороны, отражают — каждая по-своему — некото­рые фундаментальные особенности материи, с другой — выпол­няют методологические функции, играя роль опорных пунктов познания. Эти категории обладают сложной природой, так как содержание каждой из них раскрывается с помощью большой системы понятий; они глубоко внутренне диалектичны.

Докажем последнее утверждение и одновременно разовьем системный подход к философской проблеме единства и много­образия мира с точки зрения системных представлений о по­ли- и изоморфизме [см. также 99].

Действительно, а) столь важные прежде всего для естество­испытателей поли- и изоморфизм различаются как «плюс» и «минус», и вследствие этого каждый из них предполагает «свое другое», как бы в зародыше содержится «в своем другом»; б) полиморфизм изоморфичен, а изоморфизм полиморфичен: первый из-за повторяющегося от системы к системе, от поли­морфизма к полиморфизму стандартного строя и порядка, нали­чия одних и тех же системных параметров; второй — из-за многообразия форм изоморфизма; в) полиморфизм внутренне трихотомичен в результате наличия двух основных — изомерийной и неизомерийной — и одной переходной — изомерийно-неизомерийной — форм. Изоморфизм, согласно закону соответ­ствия, также трихотомичен вследствие наличия двух основ­ных — полной и неполной — и одной переходной форм. Причем в формулировке этого закона полному изоморфизму соответ­ствует 1-й, неполному — 3-й и 4-й, переходному — 2-й ее слу­чай.

В результате мы приходим вроде бы к уже известному фило­софскому положению о единстве многообразия и многообразии единого, однако с существенно новым его развитием прежде всего благодаря, во-первых, представлению единства и много­образия в виде соответственно системного изоморфизма и поли­морфизма, а последних — в виде систем объектов поли- и изоморфических родов, «сводимых» в свою очередь к поли- и изо-морфическим модификациям — объектам-системам.

Во-вторых, благодаря объяснению единства и многообразия мира фактом его существования, а именно его движения и са­модвижения. В этом отношении данное утверждение можно рассматривать как конкретизацию известного высказывания Ф. Энгельса о том, что «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым» [50. Т. 20. С. 43].

В-третьих, развитию положения о единстве и многообразии мира способствует представление единства (системного изомор­физма) и многообразия (полиморфизма) в виде не только состо­яний, но (также из-за их причинно-следственной связи с движе­нием) и особых, взаимопротивоположных процессов — полиморфизации и изоморфизации.

В-четвертых, общие представления о единстве многообразия и многообразии единого существенно обогащаются за счет от­крытия 8 и 255 различных универсальных способов поли- и изо­морфизации; предложений алгоритмов построения и предсказа­ния поли- и изоморфических систем.

В-пятых, благодаря раскрытию связи проблемы единства и многообразия с проблемами форм движения и существования материи и последующему выводу 162 структурных и 192 фунда­ментальных (связанных только с формами движения и сущес­твования материи) полиморфизмов, 360 структурных и 55 584 фундаментальных изоморфизмов.

В-шестых, указанное философское положение подтверждает­ся открытием общесистемных законов полиморфизации, систем­ности, с одной стороны, и законов изоморфизации, сохранения системного сходства, соответствия, противо-непротиворечивости, симметрии и асимметрии — с другой. В связи с этим хотелось бы напомнить читателю слова Ф. Энгельса о том, что «действитель­ное единство мира состоит в его материальности, а эта послед­няя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» [50. Т. 20. С. 43].

Одно из таких важнейших доказательств единства мира и предоставляет ОТС. Из приведенных законов следует, что любой — материальный или идеальный — объект должен быть объектом-системой, полиморфической модификацией, принадле­жать системе объектов того же рода, полиморфизму; в то же время он должен быть изоморфической модификацией, принад­лежать изоморфизму, а по законам сохранения системного сход­ства и симметрии он должен быть симметричным и изоморф­ным — в указанном выше смысле — любому другому объекту. Это позволяет намного расширить конкретные представления о единстве мира. С этой точки зрения отношение системного изоморфизма должно так или иначе реализовываться буквально между любыми парами, тройками,..., энками систем, например ряда: субстанция, расположение звезд, идея, судьба человека, форма, тождество, красота, жизнь Л. Н. Толстого, разложение перекиси водорода каталазой, мера, сущность, «Колдун» композитора Г. Свиридова, «золотое» число 1,618, структура нуклеи­новой кислоты и т. д.

Не следует думать, что в данной произвольной последова­тельности речь идет о единстве «всего со всем» в духе лейбницевского тождества — неотличимости всего от всего. Это было бы по меньшей мере наивно. В действительности здесь мы имеем в виду системный изоморфизм всего всему, который может выступать то в виде лейбницевского тождества, то в виде неполного сходства, то равенства, то математического или естественнонаучного изо­морфизма. Это значит, что системный изоморфизм допускает множество реализаций одного и того же посредством различных «первичных» элементов или (и) отношений единства или (и) законов композиции, другими словами, он допускает многообра­зие единого. И множество подобного рода примеров мы приводи­ли в связи с открытием системной общности.

Наконец, в-седьмых, благодаря доказательству поли- и изо­морфизации любых объектов-систем, на всех уровнях их органи­зации, любых их субстанциональных, пространственных, вре­менных, динамических свойств; раскрытию внутренней связи полиморфизации с изоморфизацией и наоборот, а поли-, изомор­физации — с различного рода запретами и разрешениями (из-за их связи с законами сохранения системного сходства и симмет­рии) мы также глубже постигаем смысл диалектического поло­жения о единстве многообразия и многообразии единого.

В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что «всеоб­щий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи etc.» [43. Т. 29. С. 229]. Изложенные выше представле­ния — это экспликация ленинской идеи о принципе «единства мира, природы, движения, материи etc.». Поэтому далее остано­вимся прежде всего на принципе развития в его связи с принци­пами единства и многообразия мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 444 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2443 - | 2258 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.