Закон системности реально позволяет изучать любой материальный или идеальный объект не только в его всеобщей связи и обусловленности, но и в виде объекта-системы в системе объектов одного и того же рода. Это приводит как к «системному идеалу» научного объяснения и понимания (см. параграф 14), так и к С-методу. С этим методом связаны все учения ОТС и оба ее алгоритма — алгоритм представления объекта как объекта-системы и алгоритм построения системы объектов одного и того же рода. Поэтому в С-методе, как в фокусе, сконцентрирована вся ОТС, и поэтому же посредством него мы подведем своеобразный итог сказанному ранее.
Ниже на примере химических элементов и венчиков цветков растений [см. 93] покажем, что использование С-метода при исследовании явлений природы может привести к фундаментальным достижениям — знанию, которое иначе как с помощью этого метода в ряде случаев получить невозможно. Итак, С-метод позволяет по крайней мере следующее:
1. Представить изучаемый объект как объект-систему. В частности, в случае с атомами химических элементов такое представление привело к атомам-системам, построенным из взаимодействующих по законам атомной физики протонов, нейтронов, электронов; в случае венчиков — к венчикам-системам, построенным по закону ZB из циклически накладывающихся друг на друга лепестков.
Представление объектов как объектов-систем и вывод на этой основе их эмерджентных признаков являются первой важной задачей и первым основным методологическим требованием ОТС. Эта задача, подходы к ее решению и связанное с нею методологическое требование фигурируют во всех вариантах ОТС. Однако заметим, что представление объектов как объектов-систем зародилось задолго до так называемого системного движения. Такие представления складывались в течение долгого времени, иногда десятков, сотен, а то и тысяч лет. Нередко они являли собой подлинные открытия, например протонов, нейтронов, электронов, законов их взаимодействия — в случае атомов; генов — хромосом, закона ZB — в случае венчиков. В рамках «системного движения» такое представление привело к открытию класса кибернетических систем управления и контроля.
2. Получить систему объектов одного и того же рода. В случае химических элементов это привело к построению более 160 систем, в случае венчиков — пока единственной; их сопоставление — к системе объектов периодического типа.
Построение системы объектов данного рода, последовательное извлечение и анализ следующих из такого построения утверждений являются второй основной задачей и вторым основным методологическим требованием ОТС. Как и в предыдущем случае, практика построения систем объектов тех или иных родов (например, натурального ряда чисел, гомологических рядов в химии и биологии, системы социально-экономических формаций) возникла до или вне «системного движения». Построения систем того или иного рода тоже занимали довольно много времени и также являлись подлинными открытиями. Однако при этом не извлекались следствия, вытекающие из самого существования систем объектов данного рода. Это стало одной из главнейших и осознанных задач уже ОТС.
Важно отметить и другое. Построения систем объектов тех или иных родов и их графические выражения в виде системных таблиц (в частности, химических элементов и венчиков цветков) являются новым общенаучным методом получения, хранения, выражения и развития знания, полностью не сводимым ни к одному из известных конкретно-научных методов (индуктивному, дедуктивному, теоретическому, экспериментальному, гипотетическому и др.), ни к сумме этих методов познания.
3. Исследовать особенности самой системы объектов данного рода. Изучение систем химических элементов и венчиков показало, что обе эти системы по типовой принадлежности — периодические. Интересно, что само такое исследование по предмету оказывается системным, по характеру — абстрактным, по духу — близким к математическому, по результатам — региональным или общенаучным, что подтверждается, например, работами по теориям систем кибернетических (Н. Винер, У. Р. Эшби), иерархических (М. Месарович, Э. Хакимов, А. Маликов), организационных (А. А. Богданов), периодических, эволюционных и др.
4. Обнаружить в системе объектов данного рода полиморфизм и изоморфизм, симметрию и диссимметрию, отношения противоречия, непротиворечия, все или часть отношений 2-, 1-, 0-действия, изо-, гетеро-, антиоидичности, все или некоторые формы сохранения, изменения, развития, описываемые математическими группами 8-го и 27-го порядков. В рассматриваемых системах химических элементов и венчиков цветков растений в них действительно имеют место указанные системные явления и закономерности. В частности, в системе химических элементов реализованы полиморфизм, изоморфизм, симметрия. Первый — хотя бы в виде существования атомов-изобаров, атомов-изотопов, атомов-изотонов, второй — в виде существования в системе различных вертикальных, горизонтальных, диагональных соответствий. Наконец, как показал Ю. К. Дидык, в этой системе действительно реализованы различные симметрии, в частности зеркальная.
Что касается системы циклических венчиков, то и в ней имеет место [см.: 93] полиморфизм, именно изомерийно-неизомерийный; в ней действительно существуют различного рода соответствия и симметрии в виде повторения основных свойств изомерийных совокупностей через клетку, наличия правых, левых, право-левых форм венчика соответственно аксиальной и актиноморфной симметрии.
5. Давать новые обобщения. В разбираемых случаях таковыми являются прежде всего законы изменения свойств химических элементов и венчиков растений по ходу системы. Обобщение этих законов, как мы убедились, снова приводит к закону, но уже абстрактной дискретной периодической системы Sp. И химический и ботанический периодические законы предстают в данном случае в виде лишь двух различных реализаций этого более общего закона.
Отметим еще две особенности использования С-метода: во-первых, формулировку законов природы и нетрадиционным, системным способом, в частности только в связи с системами тех или иных родов, без которых такая формулировка оказывается невозможной; во-вторых, введение в научный обиход не только «горизонтальных» обобщений, но и «вертикальных», справедливых для ряда или всех форм движения материи. Двумя (соответствующими случаям 1, 2) примерами являются периодический закон химических элементов, сформулированный Д. И. Менделеевым в неразрывной связи с им же построенной системой этих элементов, и теория абстрактных иерархических многоуровневых систем [62].
6. Делать предсказания и открытия посредством как традиционных, так и системных методов. В случае химических элементов и венчиков растений это выразилось прежде всего в виде предсказания и открытия посредством систем этих объектов соответственно новых химических элементов и диссимметрического, недиссимметрического, диссимметро-недиссимметрического классов биологической изомерии.
7. Устанавливать сходства между системами объектов разных родов. Согласно законам соответствия, симметрии и системного изоморфизма, такие сходства обязательно должны существовать. Одним из наиболее удивительных подтверждений этого служит эмпирическое обнаружение Ю. И. Артемьевым и М. А. Марутаевым (в 1971 г.) соответствия ритмической структуры таблицы Д. И. Менделеева ритмической структуре музыкального звукоряда, а также обнаружение нами математического изоморфизма периодической системы циклических венчиков периодической системе химических элементов.
8. Решать научные задачи посредством не только традиционных, но и системных методов; в случае химических элементов это осуществляется в виде синтеза ряда трансурановых элементов, а в случае венчиков — в виде решения трудной математической задачи о числе различных циклических перестановок.
9. Объяснять явления, в частности наличия в рассматриваемых и любых других системах поли- и изоморфизма, симметрии и диссимметрии, 8 способов преобразования, с помощью законов ОТС.
10. Обнаруживать и исправлять ошибки — в нашем случае в определениях атомных весов некоторых химических элементов и видов симметрии венчиков посредством систем соответственно химических элементов и венчиков цветков растений.
11. Ставить новые вопросы: региональные, общенаучные, философские. В связи с этим первостепенное значение мы придаем, может быть, самой фундаментальной для ОТС проблеме о необходимых и достаточных условиях реализации каждой из 8 (27) форм изменения и каждой из 8 (27) форм развития материи. Закон их достаточного основания позволяет установить условия их реализации, хотя и в самом общем виде.
12. Усиливать математизацию, диалектизацию и системологизацию науки, что в связи с системным подходом впервые было подчеркнуто В. С. Тюхтиным [81—83]. Большая, чем ранее, диалектизация науки посредством С-метода достигается за счет использования в исследованиях не только традиционных, но и системных средств выражения диалектики изучаемых объектов. Наглядное и, думается, убедительное тому свидетельство — впервые развитые в рамках ОТС системные учения об отношениях противоречия, непротиворечия, 2-, 1-, 0-действия, изо-, анти-, гетероидизма, о единстве и многообразии мира, о развитии и т. д., а также выведенные в рамках этих учений новые парные категории (см. параграф 15).
Все более усиливающаяся математизация науки в свою очередь приводит к общему подъему не только соответствующей области знания, но нередко и самой математики. Например, открытие и исследование кибернетических систем управления и контроля привели к развитию целого ряда математических теорий, и среди них теорий связи, программирования, исследования операций, автоматов, очередей, игр; адаптивных, самоорганизующихся и самовоспроизводящихся систем и множества других. Другой пример: развитие на основе ОТС идей об Ur -множествах и Ur -алгебрах.
13. Достигать большего чем раньше, успеха в преподавании тех или иных дисциплин за счет привлечения дополнительных, системных методов обучения, что подтверждается опытом преподавания химии и ботаники посредством наглядно представленных систем химических элементов и цветков растений.
Подведем некоторые общие итоги. Проведенные исследования показывают, что материальные и идеальные объекты суть системы и любые объекты-системы в объективной или субъективной реальности непременно принадлежат или должны принадлежать хотя бы одной системе объектов одного и того же рода. Утверждаемый факт впервые был выведен логически в рамках нашего варианта ОТС в виде закона системности. Стихийное и сознательное построение объектов-систем одного и того же рода, как показывает история науки, подытоживает результаты предшествующего этапа развития данной отрасли знания, существенно обогащает последнюю и дает начало новому этапу в ее развитии. Именно поэтому такое построение выступает целью, средством познания, отображением реальности и объектом исследования.
К чему это приводит?
Во-первых, к «системному идеалу» научного объяснения и понимания; во-вторых, к С-методу, являющемуся важным теоретико-познавательным средством; в-третьих, к системной парадигме, или системному образцу, постановки проблем, проведения исследований, анализа их результатов и т. д.
Примечательно, что представление объекта как объекта-системы в системе объектов одного и того же рода и изучение особенностей последней (как мы могли убедиться на примере систем действий и отношений, системных преобразований и антипреобразований, химических элементов и венчиков цветков растений) позволяют получить такие результаты, каковыми являются (по степени эвристичности, доказательности и т. д.) лишь результаты построения теории. Это означает, что в ряде случаев построение системы объектов одного и того же рода равно созданию новой теории, в ряде других, как это было с периодической системой химических элементов,— даже нескольких теорий! Поэтому основной вывод, который следует из приведенных здесь рассуждений, таков: следуя С-«идеалу», С-методу, С-парадигме в исследованиях систем той или иной природы, ученый может рассчитывать на существенное повышение степени фундаментальности и эффективности научной работы и преподавания.
Дав представление об ОТС в целом, мы можем теперь, во-первых, показать основные преимущества построения ОТС с помощью диалектико-материалистического метода; во-вторых, кратко сформулировать то, что дает ОТС для развития философских учений, законов и категорий.