Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объект и предмет исследования




Может показаться странным, но трудности - причем очевидные - начинаются уже на этом, изначальном этапе исследования. Так, нельзя сказать, что его объектом является пьянство. Этим словом и в речевом обиходе, и в литературе обозначается вполне определенное, так сказать, зрелое «качество», высокая степень приобщения человека, группы людей, общества к алкоголю - так называемое «злоупотребление». Не подходит и «алкоголизм», поскольку этим термином, как правило, обозначается алкогольное заболевание.

Получается, таким образом, что целесообразно описать объект нашего внимания словосочетаниям «потребление алкоголя», или - что синонимично - «алкопотребление». Но минутное удовлетворение (слово найдено!) быстро гасится потребностью расширить сферу изучения за счет смежных областей - факторов и проблем пития. Термин приобретает расплывчатые очертания. Расплывчатость же, неопределенность подсказывают нам, что объект не определен (игра слов лишний раз подчеркивает, что он играет с нами в кошки-мышки).

Целостно обозначить - значит целостно видеть. Значит, выделить сущность, или, по меньшей мере, иметь шанс ее выделить.

И вот оказывается, есть возможность объять одним понятием: 1) и реальное питейное поведение людей; 2) и их, так сказать, околопитейное поведение (то есть поведение по поводу питейного поведения, или - как можно, по-видимому, сказать - квазиповедение); 3) и овеществление этого поведения в разнообразных практических, поведенческих формах (обычаи, обряды, ритуалы, привычка, иные формы действий); 4) в формах идеальных (литература, искусство...). Это понятие - питейная традиция.

Хотя аспекты бытия алкоголя в человеческом обществе исследовались в основном по частям (клиника, социология, экономика, психология, этнография, меньше - культурология и философия), но рейды «в сторону» бывали, и подчас не безрезультатные. По вполне понятным профессиональным причинам, а также в результате присущей пытливости и верности гуманистическим идеалам, чаще всего «не своим делом» занимались врачи. Показательны в данном отношении усилия ВОЗ (мне лично в этом смысле особенно примечательными, содержательными и гуманитарно привлекательными представляются коллективные труды «Проблемы, связанные с потреблением алкоголя» (159) и «Алкогольная политика и общественное благо» (247). Но, будучи представителем цеха обществоведов, гуманитариев испытываю - от имени всех своих коллег, прежде всего российских - корпоративный стыд за то невнимание к «проблемам, связанным с потреблением алкоголя», которое демонстрируют отечественные специалисты социального профиля.

Удручает, если не сказать, возмущает - отсутствие познавательной и проективной инициативы даже тех, кто призван вгрызаться в проблему, готовить теоретическую базу для того, чтобы более эффективна была деятельность общества, государства, направленная на освобождение людей от цепкой питейной традиции. Между прочим, отрезвительная стратегия 1985 года базировалась в основном на парадигме «потребление алкоголя», причем с заметным креном в сторону полностью обветшавшей парадигмы «злоупотребление», и потому страдала двусмысленностью действий, несмотря на то, что, скажем, идеи упомянутого доклада Комитета экспертов ВОЗ от 1982 года тогда уже были введены в оборот и их учет побудил бы проектировщиков документов ЦК КПСС и правительства к более глубокому, комплексному подходу к решению задач и к организации воздействия на все факторы потребления алкоголя.

Не находят пока необходимого внимания в России и другие ценные призывы и рекомендации ВОЗ: в частности, изучать социальные и поведенческие факторы пития - 1978 год (171; 115); традиции употребления спиртного - 1988 год (112; 11).

В этой работе я и пытаюсь в какой-то мере коротко изложить свои соображения как ответ на эти призывы. Этому способствовала новая парадигма - питейная традиция. При этом я исходил из толкования понятия «традиция», которое предложила в результате проведенной широкой дискуссии по статье Э.С.Маркаряна «Узловые проблемы теории культурной традиции» редакция журнала «Советская этнография». В этом толковании понятие традиция охватывает все способы фиксации в социальной памяти, передачи и воспроизведения культуры, представляет собой иерархически построенную систему стереотипизированного опыта (182; 72-73).

Притязания автора

Приглашая читателя к соразмышлению над проблемой функционирования питейной традиции, над своеобразием ее российского «облика» и биографии, над загадкой ее стойкости в течение восьми тысячелетий и перспективами возможного будущего, я заранее объявляю о своих намерениях, чтобы тем усилить критическое, - значит: конструктивное - внимание всех, кого эта проблема волнует.

1. Я намерен еще раз обосновать сформулированный десять лет тому назад закон неустранимости вреда питейной традиции (ЗНВ) (227; 41).

2. Вторично, после выступления на международной конференции в Ленинграде в 1990 году, выдвигаю, надеясь на приятие, принцип биологического императива как абсолютного критерия для всякой деятельности и политики, для поведения людей (234, 165-166).

Данная работа в этом смысле представляет собой своеобразный исследовательский жанр, а именно жанр СЛЕНТа. Не очень распространенная аббревиатура «СЛЕНТ» расшифровывается так: Строительные ЛЕса Научной Теории. Всякая теория, как и всякая сложная постройка, не обходится без строительных лесов, хотя сами леса могут совсем не напоминать будущее здание. Не буду скрывать: я, как концептуалист, полагаю, что построил кое-что подходящее для обитания; но, как критик, допускаю, что возможные жильцы захотят все перестроить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2376 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.