Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема II. Классификация наук




Основания бэконовскоп классификации наук. — Качественно различаю­щиеся «ступени организованности» природы. — Классификации Сен-Симона и Конта. — Отделение наук о духе и наук о природе. — Дисцип­лины номотетические и идеографические. — Принципы классифика­ции наук Ф. Энгельса. — Современная наука и проблема классификации.

Процедура классификации ведет свое происхождение из простого на­блюдения, оформившегося в специфический познавательный прием. Од­нако классификация позволяет получить реальное содержательное при­ращение знания на пути выявления новых групп явлений.

Процедура классификации, обращенная на саму науку, не может обой­ти вниманием классификацию, предложенную Ф. Бэконом (1561-^1626) как обобщение известного в его время круга знаний. В своем эпохальном произведении «О достоинстве и преумножении наук»1 он создает широ­кую панораму научных знаний, включая в дружную семью наук и поэзию. В основу бэконовской классификации наук кладутся основные способнос­ти человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому классифи­кация приобретает следующий вид: памяти соответствует история; вооб­ражению — поэзия; разуму — философия.

Может, прав был Ф. Бэкон, предлагая посмотреть на поэзию как на изображение действительности не такой, как она есть, а в зависимости от сознания и эмоций человека. История, в свою очередь, является нау­кой, поскольку претендует на описание реальных и действительных еди­ничных фактов и событий. Бэкон присовокупляет ей эпитет «естествен­ная». Гражданская история должна описывать явления человеческого бы­тия. Философия есть обобщенное познание и тоже распадается на ряд предметов.

В естествознании гетевского времени (конец XVIII в.) считалось, что все объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей от простейших веществ, от элементов и минералов через расте­ния и животные к человеку. Мир рисовался Гете как сплошной «метамор­фоз» форм. Представления о качественно различающихся «ступенях орга­низованности» природы были развиты объективными идеалистами Шел­лингом и Гегелем. Шеллинг ставил перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассмотреть природу как целесообразное целое, назначение которого — в порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы связыва­лись с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и вопло­щение творческой деятельности «мирового духа», носящей у Гегеля на­звание абсолютной идеи. Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и далее к органической жизни (организм) и практике.

Серьезной вехой на пути становления классификации наук было уче­ние Анри де Сен-Симона (1760-1825). Подводя итоги развития науки свое­го времени, Сен-Симон утверждал, что разум стремится обосновать свои


суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Он (разум) на позитив­ном фундаменте эмпирически данного уже преобразовал астрономию и физику. Частные науки есть элементы общей науки — философии. После­дняя стала полу позитивной, когда частные науки стали позитивными, и станет совершенно позитивной, когда все частные науки станут позитив­ными. Это осуществится тогда, когда физиология и психология будут ос­нованы на наблюдаемых и обсуждаемых фактах, ибо не существует явле­ний, которые не были бы или астрономическими, или химическими, или физиологическими, или психологическими. В рамках своей натурфи­лософии Сен-Симон пытался отыскать универсальные законы, управля­ющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы есте­ственно-научных дисциплин на область общественных явлений. Он при­равнивал органический мир к текучей материи и представлял человека как организованное текучее тело. Развитие природы и общества истолко­вывал как постоянную борьбу твердой и текучей материей, подчеркивая многообразную связь общего с целым2.

Личный секретарь Сен-Симона Огюст Конт предлагает учитывать за­кон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества как основу для разработки классификации наук. По его мнению, классификация должна отвечать двум основным условиям — догматическому и историческому. Первое состоит в расположении наук согласно их последовательной зави­симости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла последующую. Второе условие предписывает располагать науки сообразно ходу их действительного развития, от более древних к более новым.

Различные науки распределяются в зависимости от природы изучае­мых явлений либо по их убывающей общности и независимости, либо по возрастающей сложности. Из подобного расположения вытекают умоз­рения все более сложные, а также все более и более возвышенные и полные. В иерархии наук большое значение имеет степень уменьшения абстрактности и увеличения сложности. Конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество. Иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Пер­вая из них составляет отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано, единственной основной целью всякой положитель­ной философии.

Чтобы облегчить обычное употребление иерархической формулы, удоб­но группировать термины по два, представляя их в виде трех пар: началь­ной — математико-астрономической, конечной — биолого-социологиче­ской и промежуточной— физико-химической. Кроме того, каждая пара показывает естественное сходство спариваемых наук, а их искусственное разделение, в свою очередь, приводит к ряду трудностей. Особенно это видно при отделении биологии от социологии.

В основу классификации О. Конт кладет принципы движения от про­стого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к ново­му. И хотя более сложные науки основываются на менее сложных, это не означает редукции высших к низшим. В контовской классификации отсут­ствуют такие науки, как логика, потому что она, по его мнению, состав-


ляет часть математики, и психология, которая составляет частично фраг­мент биологии, частично — социологии.

Дальнейшие шаги в развитии проблемы классификации наук, пред­принятые, в частности, Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), привели к отделению наук о духе и наук о природе. В работе «Введение в науки о духе» философ различает их прежде всего по предмету3. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе погружены в анализ человеческих отношений. В первых ученых интересу­ют наблюдения внешних объектов как данных естественных наук; во вто­рых — внутренние переживания. Здесь мы окрашиваем наши представле­ния о мире нашими эмоциями, природа же молчит, словно чужая. Диль-тей уверен, что обращение к «переживанию» является единственным ос­нованием наук о духе. Автономия наук о духе устанавливает связь поня­тий «жизнь», «экспрессия», «понимание». Таких понятий нет ни в приро­де, ни в естественных науках. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Важно также, что понимание обращено в прошлое и служит источником наук о духе.

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) предлагает различать науки не по предмету, а по методу. Он делит научные дисциплины на номотетические и идеографические. В ведомстве первых — установление общих законов, регулярности предметов и явлений. Вторые направлены на изучение ин­дивидуальных явлений и событий4.

Однако внешняя противоположность природы и духа не в состоянии дать исчерпывающее основание всего многообразия наук. Генрих Риккерт (1863-1936), развивая выдвинутую Виндельбандом идею о разделении номотетических и идеографических наук, приходит к выводу, что разли­чие вытекает из разных принципов отбора и упорядочивания эмпириче­ских данных. Деление наук на науки о природе и науки о культуре в его знаменитом одноименном произведении лучше всего выражает противо­положность интересов, разделяющих ученых на два лагеря5.

Для Риккерта центральной является идея, что данная в познании дей­ствительность имманентна сознанию. Безличное сознание конституирует природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено на выявление общих законов, которые Риккертом интерпре­тируются как априорные правила рассудка. История занимается неповто­римыми единичными явлениями. Естествознание свободно от ценностей, культура и индивидуализирующее понимание истории есть царство цен­ностей. Указание на^ценность сугубо важно. «Те части действительности, которые индифферентны по отношению к ценностям и которые мы рас­сматриваем в указанном смысле только как природу, имеют для нас... только естественнонаучный интерес... их единичное явление имеет для нас значение не как индивидуальность, а как экземпляр более или менее общего понятия. Наоборот, в явлениях культуры и в тех процессах, кото­рые мы ставим к ним в качестве предварительных ступеней в некоторое отношение... наш интерес направлен на особенное и индивидуальное, на их единственное и неповторяющееся течение, т.е. мы хотим изучать их также исторически, индивидуализирующим методом»6. Риккерт выделяет


три Царства: действительность, ценность, смысл; им соответствуют три метода постижения: объяснение, понимание, истолкование.

Бесспорно, выделение номотетического и идеографического методов стало важным шагом в деле классификации наук. В общем смысле номо-тетический метод (от греч. nomothetike, что означает «законодательное искусство») направлен на обобщение и установление законов и проявля­ется в естествознании. Согласно различению природы и культуры, общие законы несоразмерны и несоотносимы с уникальным и единичным су­ществованием, в котором всегда присутствует нечто невыразимое при помощи общих понятий. Отсюда следует вывод о том, что номотететичес-кий метод не является универсальным методом познания и что для по­знания «единичного» должен применяться идеографический метод.

Название идеографического метода (от Греч, idios— «особенный», grapho — «пишу») ориентирует на то, что это метод исторических наук о культуре. Суть его в описании индивидуальных событий с их ценностной окраской. Среди индивидуальных событий могут быть выделены существен­ные, но никогда не просматривается их единая закономерность. Тем са­мым исторический процесс предстает как множество уникальных и непов­торимых событий, в отличие от заявленного номотетическим методом под­хода к естествознанию, где природа охватывается закономерностью.

Науки о культуре, по мнению Риккерта, распространены в таких сфе­рах, как религия, церковь, право, государство и даже хозяйство. И хотя хозяйство можно поставить под вопрос, Риккерт определяет его так: «Тех­нические изобретения (а следовательно, хозяйственная деятельность, ко­торая является производной от них) обыкновенно совершаются при по­мощи естественных наук, но сами они не относятся к объектам есте­ственнонаучного исследования»7.

Можно ли считать, что в сосуществовании и этих двух видов науки, и соответствующих им методов отражены отклики тех далеких споров но­миналистов и реалистов, которые будоражили средневековые схоласти­ческие диспуты? Видимо, да. Ведь те утверждения, которые слышны со стороны идеографических наук (в частности, что единичное есть основа общего и последнее вне его не существует, их невозможно отделить друг от друга и предположить раздельное существование), суть одновременно и аргументы номиналистов, для которых именно единичное, как реаль­но существующий факт, может быть положено в основу истинного по­знания.

Применительно к современной ситуации необходимо заметить, что и в точных, помологических науках, ориентирующихся на регулярность и повторяемость, и в индивидуализирующих, идеографических науках, ори­ентирующихся на единичное и неповторимое, единичное не может и не должно быть проигнорировано. Разве вправе естествознание отказываться от анализа единичных фактов, и разве справедлива будет та летопись, в которой не будет прослеживаться общая связь событий?

Для методологии и философии науки представляют интерес размыш­ления Риккерта, в которых общее и единичное не просто противопостав­ляются, что было бы наивно, но предстают дифференцирование, т.е. в


различении видов общего и единичного. В естественных науках отношение общего к единичному — это отношение рода и индивида (экземпляра). В общественных исторических науках единичность как бы представляет, реп­резентирует собой всеобщность, выступая как проявленная наглядным образом закономерность. Индивидуальные причинные ряды — таковы цель и смысл исторических наук.

Принипы классификации наук Ф. Энгельса. Когда в 1873 г. Энгельс при­ступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук. Ро­доначальник позитивизма О. Конт был уверен, что каждая наука имеет своим предметом отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены друг от друга: математика | физика | химия | биология | социология. Такое соответствие было названо принципом ко­ординации наук. Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития дви­жущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Подход, где механика была связана и переходила в физику, последняя в химию, та в биологию и социальные науки (меха­ника... физика... химия... биология... социальные науки), стал известен как принцип субординации. И действительно, куда ни бросить взгляд, мы нигде не найдем какую-либо форму движения в полной отдельности от других форм движения, везде и всюду существуют лишь процессы пре­вращения одних форм движения в другие. Формы движении материи су­ществуют в непрерывно-прерывном процессе превращения друг в друга. «Классификация наук, — отмечал Ф. Энгельс, — из которых каждая ана­лизирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им пос­ледовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключа­ется ее значение»8.

Когда Энгельс начинал работу над «Диалектикой природы», в науке уже утвердилось понятие энергии, распространенное на область неорга­ники — неживую природу. Однако все более и более становилось понят­но, что между живой и неживой природой не может быть абсолютной грани. Убедительным примером тому явился вирус — переходная форма и живое противоречие. Попав в органическую среду, он вел себя как живое тело, в неорганической же среде он так себя не проявлял. Можно ска­зать, что Энгельс прозорливо предугадал переход одной формы движения материи в другую, так как к моменту возникновения его концепции нау­кой были изучены лишь переходы между механической и тепловыми фор­мами. Вызывало интерес и предположение о том, что выдающиеся от­крытия в скором времени будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. Взявшись за разработку одной из таких пограничных областей, связывающих природу и общество, Энгельс предложил трудовую теорию антропосоциогенеза— происхождения человека и че­ловеческого общества. В свое время Ч. Дарвин (1809-1882), проводя срав-


нительные анатомические исследования человека и обезьян, пришел к выводу о чисто животном происхождении человека. Он выделил две фор­мы конкуренции: внутривидовую и межвидовую. Внутривидовая конкурен­ция вела к вымиранию неприспособленных форм и обеспечивала выжи­вание приспособленных. Это положение легло в основу естественного отбора. Энгельс же оценил роль социальных факторов, и в частности осо­бую роль труда, в процессе антропосоциогенеза. В XX в. именно на стыках наук появились наиболее перспективные области новых наук: биохимия, психолингвистика, информатика9.

Таким образом, если в первых классификациях наук в качестве осно­ваний выступали естественные способности человеческой души (память, воображение и т.п.), то, по мнению нашего современника отечественно­го исследователя Б. Кедрова, принципиальное отличие энгельсовской классификации заключалось как раз в том, что «в основу разделения наук она кладет принцип объективности: различия между науками обусловле­ны различиями изучаемых ими объектов»10. Тем самым классификация наук имеет под собой прочное онтологическое основание — качественное многообразие самой природы, различные формы движения материи.

В связи с новыми данными естествознания разработанная Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям. Наибольшую известность получила современ­ная классификация, предложенная Б. Кедровым, в которой он различал шесть основных форм движения: субатомно физическую, химическую, молекулярно-физическую, гео­логическую, биологическую и социальную. За­метим, что классификация форм движения материи мыслилась как осно­ва классификации наук.

Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным и комплексным. К основным относятся наибо­лее широкие формы движения материи: физическая, химическая, биоло­гическая, социальная. Ряд авторов подвергают сомнению существование единой физической формы движения материи. Однако с этим вряд ли можно согласиться. Все объекты, объединяемые понятием физического, облада­ют двумя наиболее общими физическими свойствами — массой и энерги­ей. Для всего физического мира характерен общий всеохватывающий за­кон сохранения энергии.

Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя, включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, мо­лекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплексным формам материи и движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — галактика — звезды — планеты); геологиче­скую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из суще­ственных особенностей комплексных форм движения материи заключа-


ется в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая. К примеру, геологические процес­сы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, тепло­той; географические законы обусловлены физическими и химическими условиями и соотношениями верхних оболочек Земли.

Философия науки по логике вещей должна отчетливо представлять, с каким типом науки она предпочитает иметь дело. Согласно уже сложившей­ся, хотя и достаточно молодой традиции все науки подразделились на три клана: естественные, общественные, технические. Однако как бы эти груп­пы наук ни конкурировали друг с другом, в своей совокупности они имеют общую цель, связанную с наиболее полным постижением универсума.

ЛИТЕРА ТУРА

1 Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2.

2 Сен-Симон//Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4. С. 583.

3 См.: Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, диссертации. М., 1987.

4 См.: Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. М., 1995.

5 См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911.

6 Культурология. XX век. М., 1995. С. 76.

7 Там же. С. 71.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564-565.

9 Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998. С. 273-279.

10 КедровБ.М. Классификация наук. М., 1961. Т. 1. С. 23.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 708 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.