Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 14. Всегда ли миф — антагонист истины.




Миф как начальная форма мышления. — Проблема «начала всех начал».Версии космогонических мифов. — Пересечение научной истины и мифа. — Отголоски мифологического миросозерцания. — Проблема ре-мифологизации (возрождения мифологии). — Функции мифотворчества.

В контексте универсального рационализма миф всегда воспринимался как антагонист научной истины. И вопрос, можно ли соотносить миф и истину, в большинстве случаев решался отрицательно. Да и как может самое систематизированное, рациональное и сознательное знание о мире сочетаться с вымыслом, произвольной фантазией, сказкой? Наука всегда выступала как воинственно «опровергающая миф» наука.

По справедливому замечанию Гегеля, в основе мифологии лежит фан­тазирующий разум. Образы и представления, которыми он пользуется, — всего лишь эрзацы понятий, несовершенные его формы. Поэтому миф можно рассматривать как начальную форму мышления, когда мысль не может себя выразить в адекватном виде и от неумения отразить объектив­но разумное содержание в разумных же формах начинает фантазировать, обращаясь к вспомогательным средствам— образам и представлениям. Можно сказать, что в мифологии разум и воображение тождественны. Беспонятийный интеллект попадает во власть эмоциональных стихий. Поэтому в мифологической картине мира все утверждения чужды эмпи­рической проверке, а проявления природы воспринимаются по аналогии с образом действия живого существа.

Слово «миф» (от греч.) означает сказание, предание, и это предание все оживляет, одухотворяет, всему предписывает человеческий строй мыс­лей и эмоций. Более точная экспликация данного слова указывает, что


миф — это повествование, совокупность фантастически изображающих действительность «рассказов», которые не допускают никакой возмож­ности опыта. Впрочем, можно насчитать свыше пятисот определений мифа1. Иногда мифом считают историю, превращенную в сказку, а иногда сказ­ку, превращенную в историю. Однако в самом широком смысле миф по­нимается как фантастический вымысел о богах, духах или героях, о пер-вопредках, действующих в «начале» времени, участвующих прямо или косвенно в создании мира или его элементов, как культурных, так и при­родных.

Обыденное мировосприятие, с одной стороны, связывает с мифом представление о самой невероятной выдумке, а с другой — нечто не­обыкновенно поучительное, хотя и сообщенное в иносказательной фор­ме. Миф не может быть опровергнут и переиначен. Он принят многими поколениями «до нас» и на основании этого транслируется и оценивает­ся как высшая реальность. Иногда мифологию называют протофилософи-ей, а метафизику — второй мифологией. Аристотель даже утверждал, что человек, любящий или сочиняющий мифы, — до некоторой степени фи­лософ, так как мудрость состоит в знании причин, а мифы дают хоть своеобразное и специфическое, но тем не менее объяснение причин про­исходящего. Неоплатоники пошли дальше, заявив, что в мифах сокрыта истина и мифы учат истине. Они развивали аллегорическое истолкование мифов древнегреческой философии, видели в Зевсе всеобщее первичное начало, которому все повинуется, в Афине —мудрость, присущую- ра­зумному устройству, в столкновении гомеровских богов — борьбу стихий огня, воды и других сил природы, а в ссоре Зевса и Геры — борьбу тепла и холода.

Проблема «начала всех начал». Версии космогонических мифов. Если задуматься, то есть в стройном здании науки та черта, выход за которую самой науке не доступен. Речь идет все о той же.«злосчастной» проблеме «начала всех начал» — о генезисе мироздания, или о возникновении Все­ленной. На языке интерпретаторов мифа этот раздел носит название «кос­могонические мифы», которые парадоксальным образом в массе своей тождественны у различных племен и народов. Впрочем, тождество мифо­логических сюжетов современный психоанализ объясняет так называе­мым юнговским коллективным бессознательным, которое заявляет о себе системой архетипов — определенных моделей организации опыта. Сюжет же космогонического мифа, в котором рождение Вселенной стало воз­можным в результате разрушения Космического Яйца, навевает ассоци­ации о «Большом взрыве», или «Антиколлапсе», о которых речь идет в современной физике. Но, когда физики говорят о предшествовавшем «Боль­шому взрыву» первоначальном сингулярном состоянии Вселенной, они по сегодняшний день не дают убедительной версии того, каков же суб­стратный состав этого первоначального сингулярного состояния, а лишь отделываются замечаниями о том, что современные представления о про­странстве и времени, о материи и энергии к нему неприложимы. Значит, их или уже нет, или еще нет. В связи с этим на память приходит любопыт­ный тезис из талантливого «Трактата о небытии» нашего современника


Арсения Чанышева, который имел своей целью оправдание первичности небытия. Доказательство от времени опирается на простые рассуждения типа: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т.е. того, чего уже нет или еще нет. Это временной модус небытия2.

Эзотерики-каббалисты в данном отношении более свободны в выво­дах. Они величают это первое и исходное как непостижимый принцип, который может быть раскрыт только путем исключения всех познавае­мых качеств. Считается, что то, что остается после исключения всего, есть вечное состояние Бытия, и хотя его невозможно определить, это источник невыразимой сущности. Таким образом, то, что становится стар­товой площадкой науки в качестве исходной модели возникновения ми­роздания, есть своего рода весьма недоказуемая и не имеющая научного статуса в строгом смысле этого слова доктрина, или иначе — мифологе­ма. Ей удалось «мифологическим», чудесным образом занять почетное место объяснительной модели возникновения Вселенной.

Другой пример пересечения научной истины и мифа — в спорах о при­роде энтропии и сюжетах, объясняющих сосуществование и противобор­ство двух начал: доброго и злого, светлого и темного, порядка и хаоса. Зло, тьма, хаос — синонимы дезорганизации. Добро, свет, порядок — цар­ство гармонии и организации. С методологической точки зрения решение проблемы возможно в рамках диалектико-монистического подхода, ког­да зло есть «свое иное», противоположное добру. Возможно оно и в ас­пекте бинарного, дуалистического подхода, предполагающего сосущество­вание двух начал, их активного противостояния и достаточно независи­мого функционирования. Кстати сказать, методология не ограничивается лишь названными моделями, но включает в свой арсенал плодотворный принцип цикличности и принцип дополнительности. Принцип роста энт­ропии — меры хаотизации (а значит, дисгармонии и зла) говорит о том, что система, предоставленная сама себе, стремится от наименее вероят­ностного состояния к наиболее вероятностному, а именно к спонтанно­му увеличению беспорядка. Следовательно, зло имеет тенденцию к рас­пространению и с ним нужно вести постоянное противоборство. Так что современная термодинамика имеет свой преображенный прообраз в ми­фологической картине мира.

В более поздних версиях космогонических мифов о начале и устройстве Вселенной возникновение Земли объясняется двояким образом. Во-пер­вых, используется идея творения, согласно которой мир был создан сверхъестественным существом. Во-вторых, предлагается синергетичес-кая идея саморазвития, т.е. постепенного формообразования упорядочен­ных структур. Согласно последней, мир возник и оформился из первона­чального хаоса, некоего бесформенного состояния. Вспомним Гесиода: «Прежде всего во Вселенной хаос зародился, — пишет он в «Теогонии», — А следом широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный тартар в земных залегающий недрах глубоких...»

Далее он повествует, что Ночь — Нокта и Эреб — Ирак произвели на свет детей: вечный свет — Эфир и светлый день — Гемеру3.


В древнеиндийском космогоническом и эволюционном мифе о творе­нии мы сталкиваемся с эволюционной трактовкой космогонии. Здесь из хаоса начинает зарождаться Вселенная и появляется божество Брахма, которое продолжает процесс творения мира. Миф повествует:

Давным-давно не было ни солнца, ни луны, ни звезд— не было даже времени, потому как некому было его измерять. Один лишь хаос царил Во всем мире. И вот из тьмы спящего хаоса возникли воды. Затем возник огонь. Великой силой этого огня было рождено Золотое Яйцо— сияющее как солнце. Оно долго плавало, пока­чивалось а безбрежном океане вод и разрасталось. Затем из него возник созда­тель Вселенной — Брахма. Силой мысли он разбил яйцо на две половины. Верхняя половина стала небом, а нижняя — Землею. Чтобы разделить их, Брахма поместил между ними воздушное пространство. Он утвердил землю среди вод, создал стра­ны света, положил начало времени.

Космогонический миф, представленный в таком древнем литератур­ном источнике священного знания, как Венды, предлагает свою концеп­цию мироздания, которая с точки зрения классификации мифов является творящим мифом. В нем говорится, что Вселенная возникла из тела Пуру-ши — Первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из разума Пуруши возник месяц, из ока — солнце, огонь родился изо рта, а из дыхания — ветер. Воздух произошел из пупка, из голо­вы— небо, из ушей— страны света, ноги же его стали землей. Из уст возникли брахманы— жрецы, руки стали кшартиями— воинами. Из бедер появились вай­шьи— земледельцы. Так из великой жертвы сотворили мир вечные боги.

Третьим примером может служить такая уникальная черта, характер­ная для мифомышления, как всеобщее оборотничество. Заметим, что всеобщее оборотничество (превращение всего во все)-*— это древнейший принцип герметизма («все во всем»), который перекочевал в первую фи­лософию древних греков. Этот принцип — своеобразный прототип закона сохранения и взаимопревращения энергии. Ныне же его отголоски все более явственно проступают в официальном кредо науки, устремленном к созданию единой картины мира и в менее официальной голографиче-ской гипотезе реальности. Согласно последней (holos — «целое» и grafos — «описание», т.е. описание целого, видение целого) может осуществиться в любой части и в любой точке универсума. «Каждая частица есть зеркало и эхо Вселенной», — сказал в свое время известный отечественный пси­холог Рубинштейн. Думал ли он тогда, что этот тезис окажется в преддве­рии новой парадигмы современного миропостижения, растворяющего грань между научным — аналитическим — и девиантным — преимуще­ственно синтетическим— воззрениями на мир?

Любопытно заметить, что отголоски мифологического миросозерца­ния, когда мир описывался в чувственно-наглядной форме как поле дей­ствия антропоморфных (по образу и подобию человека) сил, сохрани­лись в современном языке не только в его поэтической форме: «земля спит», «небо хмурится», но и в научно-техническом и, в частности, в кибернетическом языке: «машина ищет», «машина запоминает» и пр.

Примечательно, что свою глубокую философию мифа итальянский мыслитель XVIII в. Джованни Батисто Вико (1668-1744) изложил в труде,


который назвал «Основания новой науки». В ней он именовал миф «бо­жественной поэзией» и считал, что в поэтической мудрости первобытно­го человечества бессознательно таится все то, что, как в семени, разви­вается сознательно в философской мудрости лишь впоследствии.

Французский этнолог Л. Леви-Брюль (1857—1939) настаивал на дологи­ческом, а не алогическом, отрицающем всякую логику, характере ми­фологического мышления. В нем, например, не соблюдался закон ис­ключения третьего, а следовательно, противоположности сходились. Объект мог быть и самим собой, и чем-то иным, что весьма схоже с квантовым поведением частиц микромира. Э. Кассирер (1874-1945), не­мецкий философ-идеалист, считал, что специфика мифа состоит в том, что в нем «конструируется символический мир». Кстати сказать, это весь­ма свойственная и для науки процедура, ибо символические языки и тео­ретические конструкты — необходимый инструментарий научно-теоре­тического познания.

Считается, что научная картина мира преодолевает мифологическую.и история движется от мифа к логосу. Однако в качестве некоего уровня или фрагмента мифология может присутствовать в самых различных куль­турах, а особенности мифологического сознания могут сохраняться в мас­совом сознании и по сей день. И если ищущих истину в науке отталкивает бездуховность, то особая «полнота» мифа достигается за счет включения в него эмоционального, образного и интуитивного начал. Это не позво­ляет объявить его доминирующей составляющей лишь архаических вре­мен и установить жестко диахронное отношение между 4шфом и наукой, при котором первое (мифологическое мышление) рассматри­вается как нечто исключительно предшествующее второму. Правильнее было бы увидеть отношение синхронии, т.е. сосуществования ми­фологии и научного мышления как двух уровней или планов идеального отражения мира.

В смыслах старых мифов подчас скрывается подлинная истина, пере­дающая сложную палитру человеческих переживаний. Миф о царе Эдипе потрясает современника никак не менее, чем представителя античного полиса. Миф о Сизифе столь же поучителен сейчас, как и десятки веков прежде. В средневековье, например, бытовал алхимический миф о фило­софском камне. Золото трактовалось как оборотень железа, и задача за­ключалась в высвобождении его скрытой сущности — золотости. Церковь использовала и использует христианский миф. Миф об избранном народе частенько заявляет о себе в политике: немецкий нацизм не без успеха эксплуатировал старогерманские мифы, а также создал новый расовый миф, соединяющийся с культом фюрера. Можно вспомнить о многочис­ленных сциентистских и антисциентистских мифах XX столетия: миф об ученом, сидящем в башне из слоновой кости, или же холиазмический миф о воцарении царствия божьего на земле. Мифологический способ мышления в той или иной мере присущ человеку любой эпохи. Весьма интересно замечание Ю. Лотмана относительно уподобления мифа язы­ку собственных имен, который вряд ли следует забывать и от которого


вряд ли нужно стремиться освободиться. Сопоставление же науки и ми­фологии предполагает, что метаязыку научного описания соответствует метатекст описания мифологического.

В самом общем случае источником процесса ремифологизации (воз­рождения мифологии) является неудовлетворенная потребность в целос­тном взгляде на мир. Не последнюю роль играет и иллюзорно-упорядочивающая функция мифотворчества, состоящая в пре­одолении вселенского хаоса посредством конструкций фантазии. Она на­правлена на то, чтобы вернуть чувство эмоционального и интеллектуаль­ного комфорта. Можно сказать, что миф нацелен на превращения хаоса в космос, и именно подобное иллюзорное действие столь необходимо мяту­щемуся современнику в эпоху «заката» и «конца», в период «тотального беспорядка». В мифе четко просматривается компенсаторная ф у н к ц и я. Он замещает отсутствующие связи и служит своеобразным средством выражения «вечных» психологических начал, стойких культур­ный моделей. Может быть, этим объясняется столь частое обращение к мифологии современных писателей эпохи постмодерна: Джойса, Кафки, Маркеса и др. Леви-Стросс (1908) остроумно именует термином «брикол-лаж» ситуацию, когда в отличие от научной логики мифомышление пользу­ется «окольными» путями. Он пытается доказать, что мифомышление спо­собно к обобщениям и доказательству, классификации и анализу. Миф, по его мнению, — это поле бессознательных логических операций, логичес­кий инструмент разрешения противоречий. Наиболее фундаментальное про­тиворечие — противоречие между жизнью и смертью — заменялось менее резким — между животной и растительной формой существования4.

Возрождение мифа и мифологизма в литературе трактуется как осоз­нание кризиса цивилизации, как острое разочарование в Сциентизме, по­зитивизме, в науке в целом. Исследователи утверждают, что в XX в. мы сталкиваемся с ремифологизацией, значительно превосходящей все пред­шествующие романтические увлечения мифом. Ибо именно выразитель­ные средства, свойственные мифомышлению, во многом адекватны тому современному пласту мироощущения, вошедшему в историю под назва­нием «неравновесный, нестабильный мир». Так является ли миф антаго­нистом истины?

В поисках ответа на поставленный вопрос заметим, что сакрально-когнитивные комплексы древних эпох имели отличное от нынешнего на­полнение центра и периферии, иное соотношение рационального и вне-рационального. Центр заполняла вера в трансцендентное, а на перифе­рии оказывалось рациональное, которое мыслилось как побочный про­дукт когнитивных структур сакрально-магических и ритуально-символи­ческих действий. Дальнейшая эволюция, как показал исследователь дан­ной проблемы А. Огурцов5, проходила в направлении смещения центра и превращения периферии, заполненной рациональностью, в ядро культу­ры. Из подчиненного, служебного момента сакрального комплекса раци­ональность превратилась в первичный центрирующий элемент, во мно­гом определивший судьбу европейского рационализма.


ЛИТЕРА ТУРА

1 Токарев С. А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1991; Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Куль­тура. М., 1991; Хюбнер К. Истина мифа М., 1996;АвтономоваН.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М., 1990; Галосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987;

2 Чанышев А. Философия небытия // АУМ. Нью-Йорк. 1990. № 4. С. 322-323.

3 Античная литература Греция. Антология. Ч. 1. М., 1989. С. 71.

4 Леей-Строе К. Структура мифов// Вопросы философии. 1970. № 7.

5 Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 63.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 313 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.