Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Наука как социокультурный феномен




Наука как форма деятельности, система знаний и социальный инсти-• тут. — Социальные функции науки. — Наука в контексте экономичес­ких, социально-психологических, идеологических, социально-организа­ционных отношений. — «Нейтральность» науки и «социальный за­каз». — Наука в традиционных и техногенных обществах. — Микро­контекст и макроконтекст науки. — Классификация функций науки.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основ­ных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный

институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельнос­ти, направленный на фактически выверенное и логически упорядочен­ное познание предметов и процессов окружающей действительности. Как деятельность, наука помещена в поле целеполагания, принятия реше­ний, выбора, преследования своих интересов, признания ответственнос­ти. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.И. Вернад­ский: «Ее [науки] содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обоб­щений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей»1.

Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, на­учное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтраль­ным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, ради чего армии ученых тратят свои жизни и кладут свои головы, есть истина, она превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки.

Третье, институциональное понимание науки, подчеркивает ее соци­альную природу и объективирует ее бытие в качестве формы обществен­ного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идео­логия, искусство и т.д.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организаци­ями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Однако то, что наука является институтом, в котором десятки и даже сотни ты­сяч людей нашли свою профессию, — результат недавнего развития. Толь-84


ко в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с про­фессией церковника и законника.

Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки, по существу, невозможно», намечает пути, следуя которым можно приблизиться к пониманию того, чем является наука. Итак, наука предстает:

1) как институт;

2) метод;

3) накопление традиций знаний;

4) фактор развития производства;

5) наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения
человека к миру2. ]

В «Американском этимологическом словаре» науку определяют по­
средством указания на процедуры наблюдения, классификации, описа­
ния, экспериментальные исследования и теоретические объяснения ес­
тественных явлений»3. Это определение носит по большей части операци­
ональный характер. '

Э. Агацци отмечает, что науку следует рассматривать как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах»4. В таком определении содержится заявка на разграничение научного и обыденного знания, на то, что наука может в полной мере состояться лишь тогда, когда доводит рассмотрение объекта до уровня его теоретического анализа.

Таким образом, с наукой нельзя связывать только фиксацию совокуп­ности фактов и их описание. Мы будем иметь состоявшуюся науку лишь тогда, когда сможем установить принципы, предлагающие их объяснение и прогноз. Многие ученые полагают, что если нет небольшого числа прин­ципов, если нет простоты, то нет и науки. Это спорная позиция. Ибо не только простота и ясность, но и глубокий теоретический, концептуаль­ный уровень есть индикатор зрелой науки. Если человек говорит, что он не хочет умозрения, а только того, чтобы ему представили все факты, то он стоит лишь на точке зрения предварительной ступени науки, а не ее самой.

В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультур-ный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в соци­альном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной сте­пени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоя­кого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и по­лучении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с дру­гой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «под­линного» фундамента культуры в целом в ее первичном— деятельност-ном и технологическом — понимании.


Сами отношения социальности прочитываются как отношения лю­дей по поводу людей и отношения людей по поводу вещей. Из этого следу­ет, что наука как социокультурный феномен вплетена во все сферы че­ловеческих отношений, она внедряется и в базисные основания отноше­ний самих людей, и во все формы деятельности, связанные с производ­ством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима со­временного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным». Следует ли из такого вы­сокого статуса науки ее легальная экспансия во все сферы человеческой жизни, или же, напротив, это обязывает науку нести ответственность за все ущербные процессы существования человечества? Вопрос открытый. Ясно одно: как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной собственно культурно-технологическая функция на­уки, связанная с обработкой и возделыванием человеческого материа­ла— субъекта познавательной деятельности, включение его в познава­тельный процесс.

Культурная функция науки не сводима только к результативному ис­ходу, т.е. к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция на­уки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего фор­мирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид за­стает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и спо­собы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной эпохи всегда располагало и общи­ми языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи ко­торых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя су­щественную основу формирования сознания и мировоззрения людей, пре­вратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой про­исходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может разви­ваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хра­нящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за со­бой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые воз­можности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответ­ственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сооб­ществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных про­цессов. Она воздействует на потребности общества, становится необхо­димым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультур-


ной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном об­ществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой ком­муникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствова­ния науки следует ждать не от способности или проворства какого-ни­будь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый — всегда представитель той или иной социокультурной среды. «Силовое» воздействие всего социокуль-турного поля на имеющийся научно-творческий потенциал показывает степень «чистоты» препарата науки.

В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, по­лемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, ква­лификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения как со своими оппонентами-коллегами, так и с обществен­ным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией сте­пеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.

Конечно же, творческий потенциал личности может остаться нереа­лизованным либо оказаться подавленным общественной системой. Но совершить открытие, изобрести нечто новое может лишь индивид, обла­дающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не обще­ство как таковое.

В эпоху НТП роль науки столь непомерно возросла, что потребова­лась новая шкала ее внутренней дифференциации. И речь уже не шла только о теоретиках или экспериментаторах. Стало очевидно, что в большой на­уке одни ученые более склоняются к эвристической поисковой деятельно­сти — выдвижению новых идей, другие к аналитической и экспликацион-ной — обоснованию имеющихся, третьи — к их проверке, четвертые — к приложению добытого научного знания.

По подсчетам социологов, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и высшего образо­вания. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профес­сиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность призна­ется необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука со­ставляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивили­зованного государства.

Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. числен­ность ученых в мире превысила 5 млн человек. Наука включает 15 тыс. дис­циплин и несколько сот тысяч научных журналов. XX в. называют веком современной науки. Новые источники энергии и информационные техно­логии — перспективные направления современной науки. Возрастают тен­денции интернационализации науки, а сама наука становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают

, 87


не только науковедение, философия науки, но и социология, психоло­гия, история.

«Нейтральность» науки и «социальный заказ». Как социокультурный феномен, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе эко­номические, социально-психологические, идеологические, социально-организаци­онные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализу­ет себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результа­те индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многооб­разные отрасли производства начинают развиваться как непосредствен­ные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются. Наука, в отличие от других свободных профессий, не приносит сиюминутного экономического до­хода и не связана напрямую с непосредственной выгодой, поэтому про­блема добывания средств к жизни всегда была очень актуальна для уче­ного. В развитие современной науки необходимо вкладывать значитель­ные средства, не надеясь их быстро окупить.

Весьма критично о служении науки производству отзывался русский философ Н.Ф. Федоров, усматривая в нем рабство науки у торгово-про­мышленного сословия. «В этом служении, — отмечал он, — и заключается характеристика западной науки, которая с тех пор, как из служанки бо­гословия сделалась служанкой торговли, уже не может быть орудием дей­ствительного воскрешения. <...> В странах мануфактурных наука не мо­жет раскрыться во всей полноте, не может получить приложения, соот­ветствующего широте мысли, там действительность не совпадает со зна­нием. <...> Очевидно, что наука перерастает свою колыбель, ей тесно в мастерской, и фабрика не дает ей должного простора»5. Таким образом, наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-про­мышленного капитала, не может реализовать свою универсальность, а застревает на ступени, которая связана не столько с истиной, сколько с прибылью. Отсюда многочисленные негативные последствия промышлен­ного применения науки, когда техносфера, увеличивая обороты своего развития, совершенно не заботится о возможностях природы переварить все эти вредоносные для нее отходы.

Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Оценивая эту грань развития марксистской науки, Э. Агацци приходит к любопытным выводам: «...она [идеология] стреми­лась лишить науку имиджа объективного знания, который обеспечивал ей превосходство над идеологическим мышлением... Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее при­кладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень),


а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией»6. Офи­циальная наука всегда вьшуждена поддерживать основополагающие идео­логические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргу­менты и практический инструментарий, помогающий сохранить суще­ствующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать голово­ломки, и за всем этим скрывается большая идеология»7. Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.

Поскольку усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никог­да полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефаль-сифицируемость. Наука исповедует противоположные принципы: она стре­мится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпи­ма к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигну­том и подвержена фальсификации. Идеология варьирует следующими мо­делями отношения к науке:

1) осуждение;

2) безразличие (предоставляет той или иной науке развиваться самой по себе);

3) апологетика и эксплуатация. При этом в ход пускаются механиз­мы, направленные на то, чтобы запускать, замедлять или блоки­ровать определенные направления.

Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вьшуждена выполнять «социальный заказ». Ученый всегда несет огромную моральную ответственность за последствия применения технологических разработок. В отношении точных наук большое значение имеет такая характеристика, как секретность. Это связано с необходимо­стью выполнения специальных заказов, и в частности — в военной про­мышленности. Действительно, существуют такие технологии и разработ­ки, о которых человечеству лучше бы и не знать, чтобы не нанести себе вред, равносильный самоистреблению.

Социально-психологические факторы, определяющие науку, требу­ют введения в контекст научного исследования представлений об историче­ском и социальном сознании, размышлений о личностном портрете уче­ного, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положи­тельные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятель­ностью ученых.

Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состо­ит в том, что наука все-таки не поступается своей автономией и не ра-


створяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука— «предприятие коммунитарное» (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную па­мять человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна. Характерные для современности междисциплинар­ные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллек­тивных усилий. Но чтобы понять отличие коммунитарности от социаль­ности, следует ввести понятия микроконтекста и макроконтекста науки. Первое означает зависимость науки от характеристик научного сообще­ства, работающего в условиях той или иной эпохи. Второе говорит о зави­симостях, образованных более широкой социокультурной средой, в ко­торой развивается наука как таковая; это и есть выражение социального измерения науки. Иными словами, каждое общество имеет науку, соот­ветствующую уровню его цивилизованной развитости.

Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социаль­ность науки8. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих сти­листические особенности мышления и самовыражения ученого, зависи­мость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о «внутренней» социальности.

В поисках ответа на вопрос, чем же обусловлен прогресс науки, следу­ет выделять не только отношения науки и производства, но и множество других факторов, среди которых институциональные, собственно интел­лектуальные, философские, религиозные и даже эстетические. Поэтому промышленная революция, экономический рост или упадок, политиче­ские условия стабильности или дестабилизации должны быть поняты как факторы, существенно определяющие бытие науки в системе прочих форм общественного сознания.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно классифика­ции А. Тойнби выделяется 21 тип цивилизации. Более общий подход пред­лагает общецивилизационное разделение с учетом двух разновидностей: традиционные и техногенные. Последние возникли в XV-XVIIBB. в связи с появлением в европейском регионе техногенных обществ. Некоторые традиционные общества были поглощены техноген-ными, другие приобрели гибридные черты, эквилибрируя между техно-генными и традиционными ориентациями.

При характеристике традиционных типов общества бросается в глаза, что они, обладая замедленным темпом развития, придерживаются ус­тойчивых стереотипов своего развития. Приоритет отдается канонизиро­ванным и регламентирующим формам мышления, традициям, нормам, принятым и устоявшимся образцам поведения. Консерватизм способов


деятельности, медленные темпы их эволюции отличают традиционную цивилизацию от техногенной, которую иногда величают западной. Темп ее развития иногда достигает огромных скоростей. Перестройка и переосмысление принятых основоположений, использование новых воз­можностей создают внутренние резервы роста и развития техногенных цивилизаций. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна. Авторы монографии «Филосо­фия науки и техники» B.C. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов приходят к любопытному сравнению. В известном смысле символом техногенного об­щества может считаться книга рекордов Гиннеса — в отличие от семи чудес света, которые подчеркивают завершенность мира, то, что все гран­диозное и действительно необычное уже состоялось'.

Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: пред-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, весьма понятной из самого названия, становится раз­витие техники и технологии. Техногенный тип развития— это ускорен­ное изменение природной среды, соединенное с активной трансформа­цией социальных связей людей. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма агрессивна и приводит к гибели многих сакраментальных культурных традиций. Внешний мир превраща­ется в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе прин­ципа невмешательства — «увей» — прерывается. Человек выступает цен­тром, излучающим токи активного, преобразующе покоряющего им­пульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с исполь­зованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, ин­теллектуальные силы.

В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия лич­ности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь при­надлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.

В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позво­ляющая погружаться в самые разные социальные общности и культур­ные традиции. Человек понимается как активно деятельностное суще­ство. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразова­ние и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо под­чинить. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для раз­личного рода техногенных упражнений, поскольку человеческая дея­тельность изначально представала в качестве компонента биосферы, но не ее доминанты.

Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной отчасти потому, что наука развивалась, возлагая на себя новые и новые функции, отчасти в силу того, что, выступая в роли социокультурного феномена, она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности, а о коэволюционном впи­сывании в мир всех достижений научно-технического прогресса. В каче­стве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных


функциях науки. Авторы учебного пособия «Введение в философию» от­мечают следующие три социальные функции науки:

1) культурно-мировоззренческую функцию науки;

2) функцию непосредственной производительной силы;

3) функцию социальной силы10.

Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используют­ся для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, за­грязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасно­сти). В этой своей функции наука затрагивает социальное управление. Лю­бопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась препо­дать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой демон­страцией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, ко­торый Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, про­пагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

Иногда исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предва­ряет фазу реального практического преобразования и является неотъем­лемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная функция связана с созданием качественно новых техно­логий, что в наше время чрезвычайно актуально11.

Так как основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний, то в состав необходимых функций науки включалось описание, объяснение и пред­сказание процессов и явлений действительности на основе откры­ваемых наукой законов. Таким образом, основной, конституирующей само здание науки является функция производства истинного знания, которая распадается на соподчиненные функции описания, объяснения, прогноза.

ЛИТЕРА ТУРА

1 Вернадский В.И. Проблема биохимии. М., 1988. С. 252.

2 См.: БернарДж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 18.

3 Холтон Дж. Что такое антинаука//Вопросы философии. 1992. №2.

4 Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998. С. 12.

5 Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 316, 410.

6 Агацци Э. Указ. соч. М., 1998. С. 2.

7 Американский философ Джованна Боррадорн беседует с Куайном, Дэвид­соном, Патнэмом и др. М., 1998. С. 200.

8 См.: Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. Краснодар. 1999. С. 16.

9 См.: Cmemm B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,

1999.С. 16.

1(1 См.: Введение в философию: В 2 ч. М., 1989. Ч. 2. С. 360. 11 См.: Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 12.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 866 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.