Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 9. Философский портрет ученого. Научная элита и интеллектуалы




Что есть современный ученый? Пол Фейерабенд об Имре Лакато-се. — Амбивалентность ценностно-нормативной сферы ученого. — Дж, Холтон о мотивах, движущих учеными. — Труд ученого и проблема достижения консенсуса. — Научная элита и интеллектуалы.

Наука предстает как род деятельности, осуществляемый конкретны­ми людьми — учеными. Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые. Ученые же по большей части разобщены, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понят­ным только их коллегам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие так или иначе было бы совершено, независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за те­орией стоит личность определенного ученого, философа или мыслителя.

Как же выглядит и что собой представляет современный ученый? Са­мым ярким образцом философского творчества, устремленного к осоз­нанию отличительных черт ученого нашей эпохи, созданию его портре­та, являются страницы, вышедшие из-под пера Пола Фейерабенда. Он создает портрет ученого, обращаясь к образу друга и коллеги Имре Лака-тоса. Портрет выписан жестко, ибо основная задача методолога — быть реалистом. Сам Пол Фейерабенд, по отзывам современников, был коло­ритной фигурой и экстравагантной личностью с большим чувством юмо­ра. Он нещадно высмеивал истеблишмент, казенную иерархию и разного рода помпезность. Как и всякая яркая, критически настроенная личность, он был принят в штыки и вызывал к себе неизбежную враждебность.

Итак, современный ученый способен без угрызения совести защитить самые избитые и наиболее вызывающие утверждения. Он не питает ни вечной любви, ни вечной ненависти ни к одному из учреждений и ни к одной из идеологий. Его цели могут быть устойчивы или изменяться под влиянием рассуждений, скуки, изменения опыта или желания произвес­ти впечатление и т.п. Он может пытаться достичь цели либо в одиночку, либо с помощью организованной группы. При этом он может использо­вать разум, эмоции, насмешку, «позицию серьезной заинтересованно­сти» и любые средства, изобретенные людьми. Он открыто и постоянно выступает против универсальных стандартов, универсальных идей. Он спо­собен превзойти любого Нобелевского лауреата в энергичной защите на­учной честности. У него нет возражений против того, чтобы картину мира, нарисованную наукой и открываемую его органами чувств, считать про­сто химерой, которая либо скрывает более глубокую и, быть может, ду­ховную реальность, либо представляет собой призрачную ткань грез, за которой ничего нет. Он питает большой интерес к процедурам, феноме­нам и переживаниям, о которых рассказал К. Кастанеда, указывавший на то, что чувственные восприятия можно упорядочить в высшей степе­ни необычным образом1.


Фейерабенд настолько антагонистичен академической школе, что громко провозглашает тезис: ученый добивается успеха именно потому, что не позволяет связать себя законами природы. Ученый порывает с бо­язливым конформизмом. В его уме в целостности слит разум и антиразум, смысл и бессмыслица, "расчет и случай, сознание и бессознательное, гу­манность и антигуманизм. Иногда он проявляет необыкновенно точное понимание психики оппонентов, однако может питать и отвращение к эмоциональным, духовным и социальным путам. Бесспорным выводом Фейерабенда, имеющим огромную традицию в том числе и в русской философии (вспомним «сродное делание» Сковороды, обозначающее труд по призванию и способностям), является вывод о том, что человечество и наука получают пользу лишь от тех, кто занимается своим делом.

Необходимо добавить к портрету то, что ученый ценит истину превы­ше всего, он убежден, что знание — это высший дар жизни, что сама истина важнее всяких убеждений, идеологий и общественного мнения, что ученый призван проповедовать истину, а значит, иметь учеников и последователей. Изучая вековечные проблемы Вселенной и природы, он глух к молве мира. Для ученого смысл его существования состоит в поис­ке истины, «в повышении качества осознания» бесконечного универсума. Действительно, живое существо одарено осознаванием при рождении и лишается его после смерти, но его качество— качество осознавания — зависит от пройденного им жизненного пути, от приобретенного опыта и совокупности знаний. Каждый человек свободен в стремлении к достиже­нию осознавания своего бытия и постижению законов мироздания.

Плоды научных изысканий «люди знания» могут передавать лишь под­готовленным и сведущим в сфере науки. Другие, неподготовленные, их просто взять не смогут. Интересно то, что «люди знания» — ученые раз­бросаны по всему миру и принадлежат всему человечеству. Они отыскива­ют друг друга, вступают друг с другом в контакты. Формы, которые обес­печивают встречи и общение ученых, имеют разные названия — это се­минары и конференции, симпозиумы и конгрессы. Однако самым вер­ным и общепринятым путем, располагающим к общению, является путь публикаций научных трудов ученых. За исключением секретных разрабо­ток, каждый ученый стремится к предъявлению миру своего видения про­блемы, своих результатов, на достижение которых он потратил жизнь.

В известном смысле ученый — это воин на поле неопределенности, безрассудства и лжи. Борьба ведется и в споре, где рождается истина. На­учная полемика, дискуссия — принятые и поныне формы борьбы, где ученый-воин сражается, отстаивая приоритет обнаруженного им истин­ного знания. Борьба идет на нескольких фронтах. Сражается ученый и с варварским невежеством, и с собственным самомнением. Вызов, кото­рый он бросает природе, не всегда кончается его победой. Но несмотря на неудачи, ученый не останавливаясь идет вперед. Поэтому можно ска­зать, что ученый, по существу своему, — человек, наделенный недю­жинной силой воли, понимаемой как непрерывный поток энергии, уп­равляемый с помощью намерения. В своей научной деятельности, направ­ленной на освещение светом разума, того, чго было неизвестно ранее,


 

 

 


он испытывает огромные интеллектуальные нагрузки, а его мысль спо­собна к невероятному напряжению. Настоящий ученый горит стремле­нием сделать знания полезными для процветания человечества, он весь­ма далек от попыток манипулировать и управлять людьми, приобретать над ними власть.

Существует предположение, согласно которому чрезмерное развитие рациональных способностей ведет к сужению и даже атрофированию всех прочих каналов мировосприятия. Естественно, что уменьшение инфор­мационной базы данных о действительности никак не способствует ее целостному постижению, а напротив, ведет лишь к ограниченному спо­собу мировосприятия. И когда ученые ссылаются на интуицию, они тем самым манифестируют свое стремление вырваться за пределы обуслов­ленности рациональным разумом. Рационализм пытается проинтерпрети­ровать объект и все многообразие мира вместить в виде слов и понятий в рамки концептуализации. Рационализм связывает ученого с известным и предпочитает оставаться в системе координат известного, направляя уче­ного к тому, чтобы неизвестное делать известным. Такова суть механизма научного объяснения, на котором держится все здание науки. Касаясь процесса профессионализации, историки науки отмечают, что в XX сто­летии на смену любителям и дилетантам в науке постепенно пришли находящиеся на жаловании профессионалы, и в ходе этого процесса из­менился тон научной литературы. Нормой серьезного профессионально­го ученого стал трезвый, строго следующий за фактами стиль рассужде­ния. Профессионализация и углубляющаяся специализация влияли на цен­ностные ориентации ученых также амбивалентно. С одной стороны, про­фессионалы осуществляли строгий контроль в сфере своей компетенции, не пропуская в нее любителей-непрофессионалов, ограничивая возмож­ности некомпетентных, любительских воззрений. Но с другой стороны, они сами были не прочь порассуждать и жарко поспорить о вопросах, в которых, строго говоря, не были «профи», о проблемах, выходящих за рамки их профессиональной компетенции.

Постоянно присутствующая в ориентациях ученого амбивалентность нашла отражение в одноименном труде Р. Мертона. Работа «Амбивалент­ность ученого»2, увидевшая свет в 1965г., фиксировала наличие противо­положно направленных нормативных требований, на которые ориенти­руются ученые в своей деятельности. Противоположность норм и контр­норм сказьшалась практически в каждом моменте научного исследования. К примеру, ученому надлежит как можно быстрее сделать свои результа­ты доступными для коллег. Однако он обязан тщательно и не торопясь проверить свои результаты перед их публикацией, чтобы в них не про­скользнула ошибка. Далее, ученый должен быть восприимчивым по отно­шению к новым идеям и веяниям. Но при этом он призван отстаивать свои научные принципы и не поддаваться интеллектуальной моде. От уче­ного требуется знать все относящиеся к области его интересов работы предшественников и современников. Вместе с тем он намерен сохранять самостоятельность мышления, и его эрудиция не должна влиять на ори­гинальность его взглядов. Ученому необходимо стремиться вписать добы-


тые им результаты в сокровищницу науки, однако с самого начала он должен быть скептически настроенным ко всем добытым в рамках пред­шествующей парадигмы знаниям. Таким образом, амбивалентность цен­ностно-нормативной структуры науки всегда ставит ученого перед ди­леммой: с одной стороны, жить и работать на благо человечества, с дру­гой — в условиях, когда результаты его исследований смертоносны и раз­рушительны, не взваливать на себя бремя ответственности за послед­ствия их использования.

Очень часто обращают внимание на то, что хоть подлинные ученые и представляют собой личности энергичные, большинство из них испыты­вают большие сложности в повседневном бытии, они, как говорится, «не от мира сего». В быту они не всегда рациональны и, как малые дети, нуждаются в уходе и опеке, ибо мысль их устремлена в научные дали-горизонтали.

Ученый — это тот, кто превосходит по своему интеллекту средний тип, кто в принципе отвращен от лжи, кто, не впадая в отчаяние, терпе­ливо идет по пути поиска и обнаружения истины. Образ мыслей ученого избегает путаницы смешения понятий, но признает взаимосвязь и взаи­мозависимость всего существующего. Накопление и систематизация зна­ния — ключ к тайникам мыслительной лаборатории ученого. Критичес­кий пересмотр и новая оценка традиции есть механизм движения вперед. Обильные, но хаотичные знания не позволяют отделить ценное от бес­полезного, извлечь реальную и практическую пользу. Все это ставит под вопрос подлинные достижения. И потому процедуры классификации, а затем и выявление основополагающих принципов столь необходимы, ибо ведут к упорядочиванию обширных, но несистематизированных знаний. В результате подобных процедур ученый говорит: «Моя точка зрения на мир состоит в утверждении, что... И она непрерывно подтверждается как пред­шествующими знаниями, так и существующими опытными данными, а также на основании внутреннего диалога с самим собой».

Однако если для современного ученого есть «проблема разума, слу­чая, рационального выбора», то «проблемы сердца» для него не суще­ствует. Будь для ученого важно именно это, он стал бы не физиком, а лириком.

Обратим внимание на модель, которую предлагает Дж. Холтон, опи­раясь на высказывания А. Эйнштейна о мотивах, движущих учеными: «Уче­ный, мыслитель или художник для того, чтобы скрыться от хаоса мира, образованного опытом, создает «упрощенный ясный образ мира», поме­щая в него «центр тяжести своей эмоциональной жизни»3. Ученый убеж­дает себя в том, что объект исследования представляет собой нечто це­лое, самодостаточное. Взаимосвязи объекта, оборванные жесткими рам­ками эксперимента, оцениваются как второстепенные, не влияющие на полученные результаты. Ученый вынужден идеализировать объект, так как в противном случае он не сможет провести эксперимент, т.е. поставить перед природой некоторые сформулированные им вопросы и получить от нее удовлетворяющие его ответы. А если все это происходит именно так, то о предсказаниях и прогнозах, построенных на данных предпосылках,


можно говорить с огромной степенью вероятности. Ученый вряд ли мо­жет предсказать все последствия, вызванные вмешательством в природу.

Масса сложностей и проблем связана и с процедурой интерпрета­ции, поскольку то, что увидел или понял ученый, требует своего линг­вистического оформления. Таким образом, ученый вынужден вступить в царство языковых норм и форм. Здесь фактор различия интерпретации указывает на то, где и как учился ученый, что у него за душой, какая перспектива видится ему в частном, единичном эксперименте. Эти и множество подобных проблем объединены одним тезисом — о социаль­ной природе научного познания, социальной обусловленности деятель­ности ученого.

Анализ высказываний ученых, проведенный Н. Гильбертом и М. Мак-леем, привел к выводу: «Вариабельность суждений — их неотъемлемое свойство, а не следствие методологических неувязок»4. Ученые весьма раз­лично оценивают поведение своих коллег, которые иногда отказываются понимать очевидный смысл употребляемых терминов и теорий. Ученые крайне непостоянны в своих предпочтениях и мнениях и могут даже по­менять их на прямо противоположные и перейти в стан интеллектуаль­ных противников. В результате берутся под сомнение основания великой идеализации: ученый — рыцарь истины, истины единой и объективной. И когда в споре все-таки рождается истина, она представляет собой опреде­ленный консенсус, который достигают ученые, несмотря на разногла­сия, различные мнения и взаимоотрицающие позиции.

Таким образом, труд ученого и проблема достижения консенсуса до­полняют его портрет. На одном полюсе — требуемое единодушие по по­воду содержания теории, методов ее построения, обоснование экспери­ментальной базы и выводы о последствиях, на другом — явно выражен­ное нежелание понять доводы оппонента, перевести их в приемлемую для дискуссии форму. Исследователи подчеркивают, что и консенсус, и дисконсенсус могут существовать как в явной, так и в неявной форме. Явный консенсус находит свое отображение в учебниках, монографиях. Он проявляется институционально: открытием новых кафедр в учебных заведениях, выделением ассигнований на исследования. Неявный консен­сус проявляется, когда ученые при обсуждении не затрагивают «боль­ные» темы либо считают, что они думают одинаковым образом по одно­му и тому же поводу.

Достижение консенсуса предположительно осуществляется на следу­ющих уровнях:

1) уровень парадигмы;

2) уровень научно-исследовательской программы;

3) уровень школ и направлений;

4) уровень индивидуальных решений и согласий.

Ученые, достигшие определенных успехов, стремятся сохранить status quo. А следовательно, они не заинтересованы в быстрой смене существу­ющих представлений, которые согласовываются с их личным вкладом в науку. Поэтому труд ученого сопряжен с надеждой оставить свой след на страницах Великой книги Природы.


Ф. Франк как-то заметил, что ученых часто упрекают в том, что они все упрощают. Это верно: нет науки без упрощения. Работа ученого и со­стоит в нахождении простых формул. После того, как ученый сформули­ровал какую-либо простую формулу, он должен вывести из нее наблюда­емые факты, затем проверить эти следствия, чтобы убедиться, действи­тельно ли они находятся в согласии с наблюдением. Таким образом, по мнению Ф. Франка, труд ученого состоит из трех, частей:

1) выдвижение принципов;

2) выведение логических заключений из данных принципов для полу­чения относящихся к ним наблюдаемых фактов;

3) экспериментальная проверка наблюдаемых фактов.

Далее он указывает, что эти три части осуществляются благодаря трем разным способностям человеческого духа. И если экспериментальная про­верка совершается благодаря способности наблюдать, фиксировать чув­ственные впечатления, а вторая часть требует логического мышления, то каким образом получаем мы принципы? Здесь Ф. Франк рассуждает весьма прогрессивно, с учетом возможностей не только рационального, но и внерационального способа постижения бытия. «Общие принципы, — замечает он, — могут прийти человеку во время сна», а «способность, которая необходима для получения общих принципов науки, мы можем назвать воображением»5.

Современный портрет ученого можно дополнить штрихами, которые отмечает Макс Вебер. Он видит долг ученого в беспрестанном преодоле­нии себя, инерции собственного мышления. Современный ученый — это прежде всего профессионал и специалист. И тот, кто не способен однаж­ды надеть себе, так сказать, шоры на глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает эти вот предполо­жения в этом месте рукописи, тот не должен касаться науки.

Ученый способен испытывать увлечение наукой, он должен иметь при­звание к научной деятельности, заниматься наукой со страстью. «Страсть является предварительным условием самого главного — вдохновения. <...> Одним холодным расчетом ничего не достигнешь. Конечно, расчет тоже составляет необходимое предварительное условие. <...> Внезапная догад­ка не заменяет труда. И, с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. Только оба указанных момента — и именно оба вместе — ведут за собой догадку. Но догадка появляется тогда, когда это угодно ей, а не когда это угодно нам. <...> Научный работник должен примириться также с тем риском, которым сопровождается всякая научная работа. Личностью в научной сфере является только тот, кто служит лишь одно­му делу»6.

Научная элита и интеллектуалы представляют собой особый тип науч­ной среды. Интеллектуальная элита и интеллектуалы— производители интеллектуальной собственности. Сама интеллектуальная собственность в общих чертах определяется как собственность на знание и информа­цию, происхождение которой связано с трудом данного ученого или на-


умного коллектива. Вследствие весьма свойственных для нашего обще­ства уравнительных тенденций отношение к интеллектуальной элите со стороны широких слоев населения во многом негативное или, мягко го­воря, осторожное. Элита (от лат. eligo) означает «выбирать», и совершен­но очевидно, что в разномастной прослойке интеллигенции выкристал­лизовываются ее отборные экземпляры и типажи. Поэтому можно смело предполагать постоянное наличие интеллектуальной элиты в среде ин­теллигентской прослойки. Это поистине цвет общества, включающий в себя создателей духовных ценностей, выдающихся теоретиков, инжене­ров, медиков, признанных профессиональным сообществом. К суперин­теллектуальной элите относят лауреатов Нобелевской премии. Это не­большая когорта ученых, внесших наибольший личностный вклад в на­учно-исследовательское развитие всех сфер человеческой деятельности.

Элита представляет собой некоторое избранное меньшинство, пре­восходство которого очевидно. Ее авторитет не имеет ничего общего с влиянием количественного фактора. Поэтому подлинной элитой может быть только интеллектуальная, а не та часть населения, которая присво­ила себе максимальное количество материальных благ. Эзотерически ори­ентированные мыслители, как, например, Рене Генон, связывают по­нятие подлинной элиты с формированием духовной элиты, которая дол­жна действовать в гармонии со всей природой и быть укоренена в чистой интеллектуальности и духовности7. К ней, согласно правилам русского языка, следует относить эпитет элитная, а не элитарная (та, которая возвышается над прочими на основании высокого ценза материального благосостояния), позволяющая себе присваивать элитные, т.е., произве­денные высшими интеллектуальными силами продукты. Строго говоря, интеллектуальная элита может и не быть элитарной. Подобное противо­речие является следствием рыночной экономики, особенно первоначаль­ных нецивилизованных ступеней ее развития, когда за свой труд элита едва ли может обеспечить себе достойное существование.

Можно отметить, что в литературе прошлого периода исключались попытки обсуждать проблему интеллектуальной элиты. Считалось, что мар­ксизм-ленинизм полностью разоблачил антинаучный характер теории элит. Поэтому вполне естественно, что он не употреблял этого термина. При­нятие элиты ведет за собой принятие иерархии. Сегодня признан статус и интеллектуальная значимость данного явления.

Интеллектуальную элиту характеризует критическое, независимое мышление. Эмпирическим индикатором служит раннее развитие и выда­ющиеся способности. Как отмечают авторы коллективной монографии, посвященной изучению интеллектуальной элиты, «наследственность сама по себе еще ничего не решает. Необходимо развитие способностей, кото­рое достигается лишь на путях образования, овладения научными знани­ями и методологией. Необходим также благоприятный общекультурный фон и благоприятные условия общественной жизни индивидов. Необхо­димо, наконец, то благоприятное стечение конкретных обстоятельств, которое принято назвать удачей»8.


Иногда, характеризуя типологию интеллектуальной элиты, обраща­ются к терминам «Прометеи» и «синтетики». Суть этих наименований Интуитивно ясна. Прометеи — это творцы новых понятий, теорий, новых путей мышлении. Синтетики тяготеют к открытиям обобщающего харак­тера. Самым показательным индикатором принадлежности к интеллекту­альной элите, помимо индекса цитирования, научных званий и премий, является стихийное присуждение имени автора сделанному им открытию или созданному им учению. Для всех представителей интеллектуальной элиты характерна высокая продуктивность во все периоды их деятельнос­ти. Часто наблюдается два «всплеска» активности. Первый приходится на возраст 32-36 лет, второй — 42-46 лет.

Таким образом, интеллектуальная элита — это не наследственный, а функциональный тип интеллигенции. Он связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития обще­ства. К характерным признакам данного слоя можно отнести его откры­тость. Именно одарённые выходцы, пусть даже этот выход им дорого сто­ил, достигают верхнего яруса, вливаясь в состав избранных — интеллек­туальной элиты. Впрочем, их элитное состояние и наполнение могут от­личаться и рассогласовываться со статусными должностными позициями. Вместе с тем фактический механизм отбора в слой интеллектуальной элиты обладает существенными недостатками, выражающимися в слабо­сти «входного» контроля. Как отмечают исследователи, при приеме но­вых членов оценка претендентов проводится в сравнении их с имеющи­мися в данный момент членами группы. Но если члены элитной группы стремятся к тому, чтобы ее члены были не хуже их, то эталоном для отбора претендентов становится уровень худших из имеющихся членов. Поэтому даже при строгом отборе по эталонному уровню элитные каче­ства будут приближаться к их нижней границе.

Однако на деле члены элитной группы далеко не всегда озабочены тем, чтобы были приняты лучшие претенденты. В действие вступают иные мотивы: подбор претендентов не по профессиональным достоинствам, а по личной симпатии; желание видеть в группе своих сотрудников, учени­ков, преемников (главное — «своих», а не «чужих»); стремление не допу­стить в нее конкурентов и вообще тех, кто может захватить лидерство и оттеснить ее старых членов на вторые роли; включение в свои ряды «силь­ных мира сего» не за их научные заслуги, а из соображений совсем иного порядка.

Нужно учесть и то, что элитарные качества с возрастом слабеют, и многие стареющие представители элиты, не желая выглядеть тускло на ярком фоне талантливых новичков, руководствуются при приеме их пра­вилом: «Пусть чуть хуже меня, но лишь бы не намного лучше»'. Вслед­ствие таких обстоятельств может возникнуть противоречие между элит­ной группой и действительной интеллектуальной элитой, т.е. невключен­ными в элитную группы интеллектуалами. Элитная группа деградирует, а подлинная интеллектуальная элита оказывается не выявленной и не ин-ституциализированной.


Существуют методики, которые указывают на ряд необходимых атри­бутов и признаков при решении вопроса об отнесении того или иного представителя интеллигенции к интеллектуальной элите. В качестве тако­вых предлагаются следующие показатели:

- избрание конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом, почетным членом академий, научных учреж­дений и обществ;

- присуждение премий и медалей за научную деятельность;

- включение биографических справок о них в специальные биогра­фические справочники и энциклопедии;

- участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высо­ким научным цензом;

- высокий индекс цитирования публикаций ученого членами миро­вого научного сообщества.

В науке действует так называемый «эффект Матфея», при котором уже признанные ученые получают новые поощрения (премии, награды, ци­тирование) значительно легче своих пока еще не признанных коллег.

Онтопсихология интеллектуальной элиты указывает на два уровня мо­тивации творческого роста. Первый представлен личностными интереса­ми и амбициозными стимулами, среди которых может быть потребность самоутверждения, личная неудовлетворенность, стремление к лидерству. Второй уровень обусловлен общественно значимой мотивацией, здесь свою роль играют приоритет отдельных сфер деятельности, интересы обще­ства в целом или отдельных его структур. В нем используются различные возможности подчеркнуть значение творческой личности, популяриза­ция творчества, материальные стимулы: гранты, индивидуальные стипен­дии, бюджетное финансирование. Любое общество должно быть заинте­ресовано в наращивании своего интеллектуального потенциала. Однако наблюдающаяся сегодня в России структурная эмиграция интеллиген­ции, отъезд ученых за рубеж, их переход вследствие необеспеченности научной сферы в другие отрасли деятельности говорит об ослаблении вто­рого уровня мотивации.

ЛИТЕРА ТУРА

1 См.: Фейерабенд П. Избранные произведения по методологии науки.

М., 1986. С. 333-334.
- Мертон Р. Амбивалентность ученого. М., 1965.

3 ХолтонДж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 127.

4 Гильберт Н., Маклей М. Открывая ящик Пандоры. М., 1980. С. 9.

s Франк Ф. Философия науки. М., 1964. С. ] 10-112.

6 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 709-711.

1 Геном Р. Кризис современного мира. М., 1991. С. 80.

8 Гудков Л., Дубин Б. Интеллигенция. М., 1995. С. 18.

9 Там же. С. 20-30.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1180 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.