Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 15. Изменившийся статус эзотерических знаний




Ограничение идеи гносеологической исключительности науки. — Анор­мальное знание. — «Звезды не лгут». — Статус эзотерических зна­ний. — Соотношение ззотериэма и науки. — Экзотерическое и эзоте­рическое. — Противостояние спиритизма и оккультизма. — «Научный оккультизм». — Плюралистичность эзотеризма. — С точки зрения «понятийного» и «потаенного». — Основания сближения науки и эзо­теризма. — Параллели между научным и девиантным знанием.

В конце XX в. в науке произошли существенные изменения и сложи­лась парадоксальная ситуация. С одной стороны, многие паранаучные те­ории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы есте­ствознания и демонстрировали свойственную науке четкость, систем­ность и строгость. С другой — нарушение принятых и устоявшихся стан­дартов в науке стало расцениваться как непременное условие и показа­тель динамики научного знания. Отклонение от строгих норм и предписа­ний научной рациональности становилось все более и более допустимым и приемлемым. Познание перестало отождествляться только с наукой, а знание — только с результатом сугубо научной деятельности. Ограниче­ние идеи гносеологической исключительности науки вряд ли могло быть воспринято ученым миром с особым воодушевлением. Однако оно урав­новешивалось многообразными возможностями расширения сферы на­учного интереса. В объектное поле научных изысканий стали попадать яв­ления исключительные, наука обернулась к формам познавательной де­ятельности, которые ранее квалифицировались как «пограничные», не признанные в сферах официальной науки. Астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук стали привлекать к себе внимание не с точки зрения их негативной оценки, что весьма баналь-


но, а с позиции их нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентации. Да и внутри самой науки все явственнее стали обнаруживать­ся «девиантные» линии, т.е. отклоняющиеся от общепринятых норм и стандартов научного исследования. Возник даже новый термин; кроме широко употребляемых «паранаука» и «вненаучное знание», стало ис­пользоваться понятие «анормальное» знание. Оно указывало на факт наличия знания, которое не соответствовало принятой парадигме. Анормальное знание всегда отторгалось. Однако факты из истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения «су­масшедших идей и гипотез». Например, идеи Н. Бора о принципе допол­нительности считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика, <...> выбросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же»1. Процесс возникновения термоди­намики сопровождался фразами типа: «Бред под видом науки». Такая за­щитная реакция классической науки по-своему понятна, это своего рода иммунный барьер, который необходим для выживаемости любого орга­низма. И каждая вновь возникшая идея проходит тщательную и строгую проверку на приживаемость.

Аналогом такого «анормального» знания может считаться и научный романтизм Гете, размышлявшего о протофеномене, этаком зримо яв­ленном законе. Расшатать рамки строгой научной рациональности по­могли и интуитивизм А. Пуанкаре, и теория неявного, личностного зна­ния М. Полани, и методологический анархизм П. Фейерабенда. Посте­пенно отношение к девиантным формам познавательной деятельности несколько Изменилось, они стали уживаться в ряду научных концепций, так как из их анализа методологи надеялись извлечь серьезные положи­тельные результаты— некое методологическое приращение к традицио­нализму.

Вместе с тем сама ситуация такой уживчивости, которая могла быть охарактеризована словами формулы терпимости: «Оставьте расти все вме­сте, и то и другое до жатвы» — привела к релятивности научного позна­ния. Расширение сферы методологических интересов послужило обосно­ванию равноправного гносеологического статуса таких ранее контрадик­торных противоположностей, как астрономия и астрология, традицион­ная и нетрадиционная медицина. И если согласно установкам XIX в. аст­рология считалась недостойной внимания лженаукой, то в XX в. критика подобных наукообразований осуществлялась более корректно. Так, Карл Поппер считал, что астрологию нельзя квалифицировать как науку, по­тому что она не ориентируется на принцип фальсификации: астрология излишне подчеркивает положительные свидетельства и игнорирует контр­примеры". Испокон веков астрология придерживается определенных по-стулативных положений, что, впрочем, не так уж чуждо и науке.

Отсутствие фальсифицируемое™ в астрологии, как то утверждает Поп­пер, опровергает Эдвард Джеймс. Он считает, что в ходе исторического развития содержание астрологии не оставалось неизменным и достаточ­но видное место занимала процедура фальсификации. Громкие сенсации


по поводу несбывшихся гороскопов — что это если не своеобразное дей­ствие принципа фальсификации? Известная сентенция «Звезды не лгут» может быть истолкована как методологическое требование опытной про­верки астрологических построений, в том числе и как процедура фальси­фикации. Тогда понятно, что ошибаются астрологи, а звезды не лгут.

В другом, признающем астрологию, подходе выдвигались принятые с точки зрения традиционалистики аргументы, исходя из которых появле­ние астрологии было связано с потребностями общественной практики и материальными интересами: успешное проведение охоты, занятие зем­леделием и скотоводством. Все это безусловно подчинялось ритмам звез­дного неба. Ритмы звездных взаимодействий, их влияние на процессы на земле были общим импульсом развития как астрологии, так и астроно­мии. Астрология совершенствовала и свой математический аппарат, уточ­няла технику исчислений. А когда потребовалось освоить технику горос­копа, астрологи стали применять точнейшие тригонометрические вычис­ления. (Заметим, что в Риме астрологов называли математиками.)

Самое последнее обновление или подтверждение научного статуса ас­трологии связано с интересной концепцией Л. Гумилева, связывающей ритмы человеческой истории с ритмами космической активности в «ближ­нем космосе». Подобные идеи содержатся и в теории А. Чижевского.

Помимо всех естественнонаучных доводов, астрология удовлетворяла и еще одну древнейшую человеческую потребность, самую сильную слабость человека— знать свою судьбу. Астрология облекала сам способ удовлетворе­ния этой потребности в достаточно строгую научную форму, осуществляя сбор данных, проведение исчислений, формулировку соответствий..

Разграничение (демаркация) науки и вненаучных форм знания всегда осуществлялось с привлечением критериев научности. Однако убеждение в необходимости четких, строгих и однозначных критериев научности бьшо свойственно науке XIX в. Затем начались разногласия по вопросу значи­мости тех или иных критериев науки. К середине 70-х гг. нашего столетия позиция, провозглашающая возможность однозначного, раз и навсегда устанавливаемого критерия или меры идентификации подлинной науки, рассматривалась как анахронизм. Возникла точка зрения, согласно кото­рой понятие научности не следует связывать с каким-либо одним крите­рием или набором критериев. Критерии носят либеральный характер, а гра­ницы научности задаются социокультурными параметрами. Наука постоян­но развивается, и формулировка критериев научности должна отвечать этой ситуации постоянного динамизма и изменчивости. Динамика разви­тия с неизбежностью разрушает классические каноны. Важно отметить, что осознание потери научных репрезентаций своего привилегированно­го места уравнивает науку в ее отношении к реальности с другими подхо­дами. Наука уже не та единственная и уникальная магистраль притока информации, а страдающая от своих недостатков, не всегда оснащенная самыми инновационными и модернизирующими приборами и приспо­соблениями кухня по получению и обработке информации.

В последнее время статус эзотерических знаний достаточно укрепился. Крайне негативное отношение к девиантному знанию (как к околонауч-


ному, оккультизму — как к фарсовому перевертышу науки) сменилось толерантным. Оно подпитывается упованиями на то, что в конце концов наука научится объяснять кажущиеся ныне сверхъестественными явле­ния и, в связи с найденным причинным объяснением, они перестанут быть таковыми. Произойдет развенчание сверхъестественного.

Соотношение эзотеризма и науки. Ключевой идеей для эзотеризма яв­ляется существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в терминах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление челове­ка пройти путь совершенствования и изменить и себя, и космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способностями. Дру­гой — на идею преображения жизни, аналогично той, которая опредме-чена холиазмической формулой «царствия Божьего на Земле».

Вот пример типичного эзотерического рассуждения. Популяризатор «Новой эры» Шерли Маилейн утверждает: «Самой важной из мыслей, полученных мною от космического разума, духовного просветления, яв­ляется мысль, что Бог— это мы сами. Есть некая сфера реальности, бо­лее значительная, чем постигнутая нами»''. Иногда это ведет к уходу от реальности, иногда к непоследовательному алогичному поведению, иногда к чрезмерной псевдоактивности, связанной с установкой на преобразо­вание всего и вся.

И если рациональное научное знание, как правило, неэмоционально и безличностно объективно, то в эзотерической тради­ции приобщение к тайному знанию невозможно без использования меха­низмов эмоциональных переживаний, в частности без посылов, ориентированных на свет, добро и благость в мыслях, словах и поступках — в случае приобщения к белой магии, и на прямо противопо­ложные установки — в случае черной магии.

Эзотерические науки преследуют две основные цели: во-первых, познавательную, направленную на познание фактов, лежащих за пределами обычного опыта; во-вторых, властную, или к и б е р-цель, связанную с управлением процессами внешнего мира. Периодично­сти, равной интенсивности смены теорий, доктрин и научных концеп­ций, в эзотеризме не отыскать. Он динамичен изнутри, во многообразии нюансов и личностно окрашенных подходов. Однако весьма и весьма ста­тичен по своей природе, так как опирается на древнейшее, положенное в качестве фундамента тайное герметическое учение, тайную мудрость древних.

Но если научное знание, начиная с Нового времени, всегда оказыва­ется в центре интеллектуальных притяжений, то положение эзотеризма в разные исторические эпохи неодинаковое. Он то оттесняется на перифе­рию, то продвигается на авансцену духовных изысканий.

Когда говорят о науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство можно обнаружить и в современных эзоте­рических учениях. Многие исследователи уверены, что так называемое «лунное» знание представляет собой целую систему знаний, такую же


сложную, как современная физика, чьи предположения иногда на стыке вероятного и невероятного.

Эзотерическое знание делится на четыре вида. Во-первых, это знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ри­туалов и обрядов. Во-вторых, знание каббалы, тентрического культа и часто колдовства. В-третьих, знание мистических сил, пребывающих в звуке (Эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от рит­мов и мелодий). Другими словами — знание законов вибрации и магиче­ское действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаи­модействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.

Можно встретиться с подразделением всех оккультных наук на экзо­терические и эзотерические. Первые, экзотерические, изучают внешнюю форму явлений природы; вторые, эзотерические, исследуют внутреннюю сущность. Здесь достаточно очевидным аналогом служат существующие в науке эмпирический и теоретический методы исследования. Эмпириче­ский уровень отражает и фиксирует объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их внешних, но явных связей. Теоретический уровень нацелен на постиже­ние внутренней сущности процессов и явлений, скрытой от непосред­ственного наблюдения.

Противостояние спиритизма и оккультизма. Согласно существующему взгляду теории, в которых признавалось вмешательство высших духовных существ, получили название спиритических. Спиритизм основывает ется на древнеегипетском веровании о существовании сверхъестествен­ного мира нематериальных духов. Сторонники спиритизма верят и в су­ществование душ умерших. Связь с миром духов оказывается привилегией жрецов, способы этой связи составляют большую тайну. В настоящее вре­мя человека, способного к спиритическим контактам, называют медиу­мом. Спиритизм рассматривают в двух его ветвях: американской и евро­пейской (прежде всего немецкой). Спириты объясняют свой успех тем, что спиритизм является протестом против естественнонаучного матери­ализма, господствующего над мышлением. Спиритуалист верит в невиди­мые таинственные миры, заполненные существами, истинная природа которых представляет неразгаданную загадку.

Теории, в которых истинной причиной происходящего принимались неизвестные природные силы, назывались оккультными. Под понятием «оккультизм» следует подразумевать общее название учений, при­знающих существование сил, скрытых в человеке и космосе, но доступ­ных для понимая особо посвященных, т.е. людей, прошедших обряд по­священии и получивших специальную биопсихоэнергетическую подготовку. В последнее время эти два родственных по истоку направления вступили в открытую борьбу. Для оккультных наук важным вопросом оказалась про­блема поиска источника сил, проявление которых наблюдается в маги­ческих операциях. Искать ли его в живой или неживой природе? Чем он является по природе: физическим или психическим явлением и процес­сом? И когда современные физика и химия замолкают, не в силах объяс-


нить те или иные феномены, можно расслышать негромкие голоса ок­культных наук, выступающих от имени еще непознанных природных сил. Видимо, не случаен и сам термин «научный оккультизм». В этом смыс­ле можно сказать, что современный оккультизм как рефлексивная сис­тема, озабоченная способом и потребностью своего обоснования и под­тверждения, датируется весьма конкретным временем. Это 1870 г. — год создания современного институционально оформленного оккультизма, связанного с деятельностью Диалектического общества — общества экс­пертов со специальной целью исследования спиритических явлений экс­периментальным путем.

Заключения подкомиссий данного общества весьма любопытны и формулиру­ются следующим образом:

1. Могут получаться звуки весьма различного характера, которые кажутся исходящими от мебели, от пола и от стен, и часто могут явственно ощу­щаться сопровождающие их колебания.

2. Тяжелые тела могут приводиться в движение без каких-либо механических приемов и без соответствующего напряжения мускульной силы со сторо­ны присутствующих, а часто даже и без всякого соприкосновения или со­единения с каким-либо лицом.

3. Упомянутые звуки и движения часто происходят в такое время или в такой форме, как этого пожелают присутствующие лица; сверх того они могут отвечать на вопросы или слагать с помощью ряда знаков связные сообще­ния.

4. Полученные таким путем ответы или сообщения по большей части лишены всякого смысла; иногда, впрочем, сообщаются также факты, известные одному из присутствующих.

5. Условия, при которых возникают эти явления, бывают различны; важно, однако, то обстоятельство, что для их наступления некоторые лица долж­ны по необходимости присутствовать, тогда как присутствие других лиц обыкновенно служит для них помехой. Причем это различие не зависит от того, верят или не верят данные лица в возможность подобных явлений.

6. Наступление этих явлений отнюдь не обеспечивается присутствием или отсутствием определенных лиц.

7. Итак, звуки и колебания, спонтанные движения и вращения, сигнальные сообщения и, как необходимое условие, вера в необычные явления — вот что фиксируется как результат при экспериментировании в контексте спи­ритических взаимодействий.

Долго и тщательно проводились опыты, при которых были приняты все воз­можные меры предосторожности; они привели к установлению следующих поло­жений:

1. При известных телесных и душевных состояниях у одного или нескольких присутствующих лиц обнаруживается сила, достаточная для того, чтобы вызвать движение тяжелых тел без применения мускульной силы, без при­косновения или какого бы то ни было материального соединения между этими телами и названными людьми.

2. Сила эта может производить явственные звуки, представляющиеся исхо­дящими от твердых предметов, которые никто не трогает и которые не


имеют видимой связи ни с одним из присутствующих лиц. То, что эти звуки ирходят от различных твердых тел, доказывается тем, что при прикосно­вении можно ощущать колебания от этих тел. 3. Наконец, действиями этой силы часто руководит разум4.

Однако попытки доказательства оккультных явлений предпринимались и прежде. Еще ранее, чем приступило к своим исследованиям Диалекти­ческое общество, подобную задачу поставил известный химик Вильяме Крукс и пришел к аналогичным результатам. Другой химик, Карл Рей­хенбах, обратил внимание на факт северного сияния и предположил, что такое световое явление должно происходить всюду, где есть магнит­ные полюса. Сенситивы, наиболее чувствительные люди, фиксировали сияние у полюсов больших магнитов, ощущали изменение температуры и даже притягивались к магнитам. Рейхенбах сделал вывод, что сияние испускают не только магниты, но и всякий предмет, выставленный ра­нее на солнечном свете, а также кристаллы и человеческое тело. Силу, производящую свечение, Рейхенбах назвал одом. Исходящий от людей од (по Рейхенбаху— биод) аналогичен психической силе современных ок­культистов. Однако «в то время как психическую силу надо считать свя­занной непременно с людьми или, во всяком случае, с животными, пред­положенная од-сила встречается повсюду в природе»3.

Тем не менее в контексте спиритических опытов проблема фотогра­фирования и материализации духов— одна из наиболее полемических в связи с многочисленными обманами, зафиксированными самими же сви­детелями. Считается, что до сих пор нет ни одного положительного и бесспорного доказательства подлинности спиритизма.

Известный немецкий астрофизик Цельнер для объяснения спиритуа­листических явлений выставил гипотезу о четырехмерном пространстве и живущих в нем четырехмерных разумных существах. Исходная точка раз­мышлений ученого логически непротиворечива, так как ведет свое нача­ло от математических построений, допускающих наличие и-мерного про­странства. Гипотеза же о том, что есть существа, созерцающие мир в че­тырех и более измерениях, остается по-прежнему на уровне гипотезы. Здесь включение в интеллектуальный контекст и потенциал эпохи осуществля­ется на основании устоявшихся положений в направлении вписанности неординарных явлений в континуум принятых в физике положений. Гипо­теза о четырехмерном пространстве, куда помещены причины медиуми­ческих явлений, позволяет избежать противоречия с существующими в математике теоретическими построениями, допускающими существова­ние и 10-мерного пространства, но противоречит эмпирическому посту­лату о трехмерности пространства. Последний предельно прост. В нем ут­верждается, что если бы пространство не было трехмерным, то наш мир имел бы иное строение. Электроны бы падали на ядра, а сама Земля уст­ремилась бы к Солнцу, и жизнь в таком виде, в каком мы ее знаем, перестала бы существовать.

Плюралистичность эзотеризма. Традиционная наука реализует доста­точно строгую форму организованности. Научное знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Эзотеризм из-


начально плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях ищущих, где каждый имеет право на свое собственное, отличное от другого мировосприятие. Кстати, греческий аналог термина «эзотеризм» означает «внутреннее», «закрытое». Иногда его сторонники объединяются в некие общества и группы, однако предполагать их моно­литное единство было бы методологическим просчетом. По сути своей, эзотеризм как поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути совершенствования есть своеобразная ниша интеллигибель­ной свободы, или свободы умопостижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера. Если бы этот фе­номен не существовал, эту сферу личного трансцендентного поиска, где каждый, пытаясь выразить свою обеспокоенность современным состоя­нием мира, стремится отыскать способы его индивидуального преодоле­ния, следовало бы образовать. Можно сказать, что это сфера человече­ской духовной самодеятельности, аналогичная существующей в искусст­ве. Есть профессионалы, а есть множество самодеятельных недипломиро­ванных самородков, по-своему исполняющих собственный танец, поющих свою песню. Отсюда и пестрота, разномастность и неодинаковость «ре­пертуара». Запретить это невозможно, отрежиссировать невероятно слож­но, а объяснить легко.

Разве не прав человек в своем желании, отбросив гнет чисто матери­альных проблем, думать о проблемах космической значимости, тем бо­лее что они сопряжены со стремлением к совершенствованию? Разве ви­новен он в том, что в нем проявляется его антропософичность — уст­ремленность к божественному совершенству и всемогуществу?

Проблемы и опасности возникают, когда путь поиска и построения идеальной реальности, минуя сферу интеллигибельных размышлений, переходит в область энергетической стимуляции и практического исполь­зования потенциала психической энергии, которая, как камера высокого напряжения, должна быть герметически закрыта. В ней — все захватываю­щие дух методы и приемы энергетической защиты от нападения и вампи­ризма, от астросомов и лярв, от угрожающего донорства и порчи. Можно сказать, что одна из серьезных проблем эзотеризма заключается в разгер­метизации герметизма, т.е. в использовании тайных и запрещенных при­емов стимуляции сознания.

Эзотерика призывает многое принимать на веру. Не предоставляя до­казательств, она обращается к внерациональным или сверхрациональ­ным способам убеждения, избирает жанр суггестивной наративы, опира­ется на легенды и предания, свидетельства исторического повествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свой­ством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении осно­вывалась и магия всех языческих народов. Этот суггестивный элемент нео­быкновенно силен и по сей день, особенно в медицине.


В научных кругах активно обсуждаются проблемы суггестии и гипноза. Ученые-психиатры говорят о суггестии самой окружающей нас социаль­ной среды, когда мы постоянно подвергаемся внушению со стороны средств массовой информации и рекламы. Действие суггестии возрастает в больших аудиториях, при проведении митингов и собраний. И хотя специ­ализированная практика гипноза и суггестии связана с многочисленными запретами и носит ограниченный, предписательный характер, тем не менее они не объявляются чепухой, чертовщиной и бредом. Напротив, воспринимаются как особо влиятельные средства воздействия на челове­ка, его психику и жизнедеятельность, тогда как использование подобных им энергетически сильных средств воздействия за рамками официальной компетенции объявляется лишенным всякой значимости и силы. Здесь человек оказывается незащищенным от возможного негативного влия­ния и может пострадать, не будучи сведущим в причинах и источниках воздействия. Выражения типа «дурной глаз», «порча», «приворотить», «отворотить» в идеологии тоталитарного общества воспринимались толь­ко как пережитки мракобесия, атавизмы суеверий и ограниченности. И только литература последнего десятилетия позволила взглянуть на по­добные процессы со стороны их суггестивного и информационно-энерге­тического механизма.

Взгляд с точки зрения «понятийного» не всегда совпадает с устремле­нием к постижению «потаенного». Понимание герметизма и герметично­сти как чего-то тайного, закрытого, куда никто и ничто не может про­никнуть, настолько прочно, что сохранилось и в современной языковой практике. В герметизме соблюдался принцип: держать в тайне от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но передавать их учени­кам, посвященным. Предполагалось, что герметизм есть «система Вер­ховных доктрин, выражающих в своей совокупности Абстрактное Герме­тическое Синтетическое Учение о Божественной Первопричине, Чело­веке и Вселенной. Все, что есть, сводится к этим трем началам, модусам Единой Реальности и объединяется в Единстве Ея Сущности. Это учение есть совершенная форма Истины в разуме. Оно есть Ея полная проекция, законченная и исчерпывающая реализация»6.

Все высшие достижения человека объясняются степенью его приобще­ния к божественной просветленности. И все, на что он способен, рассмат­ривается как дар всевышнего' творца, мирового космического разума. И хотя в эзотерическом знании в качестве источника познания провоз­глашаются откровение и мистическая интуиция, сейчас в ней наблюдает­ся явно проступающая тяга к научной терминологии, когда «волхование» облекается в научные формы. Имея в виду этот формально терминологи­ческий аспект, иногда говорят о возможном синтезе Сциентизма и магии.

Считается, что эзотерические учения охватывают два плана существо­вания сознания. Первый оценивается как иллюзия сознания (или майя), он представляет желаемый образ будущего. Второй — практический, опи­рающийся на методику, средства и способы достижения желательного состояния. Человек должен стремиться именно к задуманной, построен­ной мысленно эзотерической реальности. Он задает ее траектории. Непре-


менным условием достижения желаемого состояния является необходи­мость кардинального изменения себя, работа над трансформацией свое­го сознания. Исследователи подчеркивают, что «эзотерическая реаль­ность — это не обязательно сверхъестественный или мистический мир. Эзотерической является любая реальность, вводящая в идеальный мир, предполагающая индивидуальный мир, индивидуальное творчество, осо­бые установки и устремления индивида»7. Здесь весьма очевидны паралле­ли и сопоставления эзотерической и виртуальной реальности.

Современные философы пытаются выяснить роль и значение много­образных эзотерических знаний, провозглашая различные подходы, объяс­няющие и оправдывающие данный феномен. Э. Дюркгейм и М. Мосса уве­рены, что к магии следует подходить как к социологическому явлению, имея в виду ее положение в обществе. Дж. Фрезер подчер­кивает социально-психологический подход, при котором акцентируются способности человека воздействовать на объект и достигать поставленной цели. Вне мерок психологического или социаль­но-психологического характера это явление понять нельзя. Б. Малиновс­кий пришел к выводу, что магия обеспечивает уверенность в ситуации неопределенности, организует коллективный труд, усиливает социаль­ное давление на индивида.

Однако общим основанием, могущим послужить сближению науки и эзотеризма, является сама активно-деятельностная природа отношения к миру как в эзотеризме, так и в науке. Выдающийся мыслитель эпохи Воз­рождения Пика дела Мирандола весьма четко формулировал активную по­зицию человека как мага, «пользующегося магией и каббалой для управле­ния миром, для контроля за собственной судьбой с помощью науки»8. И наука, естествознание (как знание естества, диалог с природой), и эзоте-рика (как учение о тайных законах универсума) по сути своей являют две разновидности противостояния стихиям мироздания. Каждая на свой лад пытается обуздать, покорить и освоить неопределенность бытия.

Метаморфоза (превращение) взаимоотношений науки и эзотериче­ского или девиантного, как принято считать в официальных науковедче-ских источниках, состоит в том, что всюду, где малообразованный народ сталкивается с высокоэффективными результатами науки, последние объявляются чудом, волшебством, чем-то сверхъестественным. В кон­тексте развития самой науки достижения ее переднего края понятны и объяснимы с естественнонаучной точки зрения. Вырванные из современ­ного им контекста, помещенные в иной социокультурный слой, они пред­стают как нечто необъяснимое.

Взаимосвязь науки и оккультизма с логической точки зрения покоит­ся на том постулате, что наука не отрицает наличие скрытых (occulta) естественных сил, пока еще не изученных доскональным образом и не получивших исчерпывающего объяснения. Сегодня наука вынуждена фик­сировать существование некоторых необычных явлений (полтергейст, ме­диумизм, телекинез и т.п.), при всем при том, что их удовлетворительное естественнонаучное объяснение оказывается делом будущего.


Стоять на точки зрения оккультизма совсем не означает открыто про­пагандировать оппозицию науке, но предполагает всего лишь признание имеющейся в природе неизвестной зависимости взаимодействий, облада­ющих, однако, естественным характером. У материалиста Л. Фейербаха можно найти поражающие миролюбием суждения, согласно которым на­уку следует понимать как учение о действующих материальных внешних причинах, а магию — как науку об истинных причинах и всеобщих фор­мах. «Магия есть наука или искусство, которое из познания скрытых форм выводит удивительные действия или эксперименты и надлежащим сбли­жением действующих сил с восприимчивыми к ним предметами открыва­ет великие деяния природы...»9.

Между научным и девиантным знанием можно отметить параллели, ряд черт и особенностей, произрастающих как в сфере традиционного произ­водства научного знания, так и в ее девиантном сопровождении. Они зас­тавляют задуматься над степенью конфронтации науки и эзотеризма. На­пример, основная задача теоретической науки — проникновение в с у щ -н о с т ь вещей (всплывают в памяти не лишенные некоего налета эзо­теризма известные ленинские наставления «двигаться от сущности пер­вого порядка к сущности второго и т.д.») — свойственна не только науке. Это основное кредо эзотерического познания, герметизма.

Теоретический уровень научного исследования, пред­полагая выяснение внутренних и скрытых от непосредственного наблю­дения взаимосвязей, концептуальное движение, имеет отдаленное сход­ство с устремлениями к постижению тайного, скрытого от взора знания в области ментальных (оккультных) наук. Так называемая работа с иде­альными моделями весьма и весьма распространена в науке. Специальные процедуры трансформации, когда реальные объекты с необ­ходимостью должны быть представлены как логические концептуальные конструкты, имеющие идеальное существование, а проще сказать— су­ществующие только в мысли, процедура весьма родственная и эзотеричес­ким практикам, когда те обращены к трансмутации процессов. Существует весьма оригинальная оценка науки, принадлежащая современному учено-му-эпистемологу Дж. Холтону, согласно которой науку следует рассмат­ривать как результат «интеллектуальной мутации». Сама способность науч­но-теоретического мышления строить и конструировать идеальные миры, оперируя многообразными степенями свобо­ды, перекликается с установками инакового способа мышления и, в ча­стности, с эзотерическими устремлениями к идеальной реальности.

В теоретическом познании, особенно в современной физике, очень распространены модельные исследования, опирающиеся на конструк­ты— заместители реального объекта. Вместе с тем замещение — основная процедура магического ритуала. Фигурки, изоб­ражения, тесты и сами церемонии направлены на замещение отсутству­ющих на самом деле связей. Факт невыразимости, наиболее сильно ак­центированный в мистике, имеет известные аналогии с глубинными мик­рофизическими исследованиями. Они состоят в том, что многие науч-


но-теоретические связи не имеют своего репрезентанта. М. Шлик — пред­ставитель Венского кружка позитивистов — вообще отрицал возможность репрезентации теоретико-познавательного содержания, вопрошая: как показать, к примеру, силу тяготения или квантово-механический переход?

Явные параллели и пересечения обнаруживаются ив проблеме наблюдаемости, решаемой современной микрофизикой таким образом, что неотъемлемым компонентом всей системы является сам наблюдатель. Невозможно наблюдать без того, чтобы в тот же самый мо­мент не изменять систему. Как отмечали еще в 20-х гг. Н. Бор и В. Гейзен-берг, наблюдения за объектом при физическом эксперименте вносят воз­мущение в этот объект. Подобная констатация имеет реальное пересече­ние с доктриной древних. Именно мыслители Востока настаивали на фун­даментальном единстве наблюдателя и наблюдаемого, на изменении, сопровождаемом процесс наблюдения. Примечательно также, что в 30-х гг. Шри Ауробиндо создает свою философию интегральной йоги с основ­ным тезисом созидающей силы сознания. В это же время раскрывается физический смысл полевых взаимодействий квантовой механики.

Проведенное в лабораториях радиоэлектронных методов исследова­ния Института радиотехники и электроники изучение биополя человека показывает, что вокруг подобного биологического объекта образуется сложная картина физических полей, несущих информацию о его подси­стемах. Их насчитывается 8 типов. Они принципиально нестационарны, быстро изменяются в пространстве и во времени. Этот полевой компо­нент, имеющий корпускулярно-волновую природу, признанный совре­менными биофизиками и как бы «размазанный» по всей Вселенной, также весьма узнаваем в учениях древних. Тайные знания всегда привле­кали и одновременно пугали содержащимися в них секретами о возмож­ности трансформации сознания и получения информации о прошлом и будущем.

Герметический принцип «Все во всем», или принцип монизма, удиви­тельным образом согласуется с чаяниями современных физиков создать единую теорию поля (о которой, кстати, мечтал в свое время А. Эйнш­тейн). Ведь зная законы единого поля, можно реализовать любую мысль и воздействовать на любое сознание. Принцип вибрации напрямую находит­ся в соответствии с известным и принятым положением об абсолютности движения. Все многообразие материи объясняется разницей в характере вибраций, их частоте, амплитуде, интенсивности. Существуют шкалы космических вибраций, так называемых сверхчастот. И даже тепло, свет, электричество и магнетизм отличаются как различные виды колебаний, вибраций. К самым высоким вибрациям относят колебания тонкой сре­ды, а также силу тяготения. Мысли, эмоции, волю относят к вибрациям, которые.могут вызывать аналогичные вибрации в мозгу других людей. Уме­ние вызывать у себя вибрации определенной частоты и передавать их дру­гим относят к области духовной алхимии. Она рассматривается герметис-тами как самое ценное из искусств этого древнего учения. Знаменитые


древнейшие формулы: «Макрокосм — в микрокосме», «Познай себя — познаешь мир», «Слово сильнее оружия», принцип полярности ритма, пола — возвращаются к нам, обряженные замысловатыми терминами: структурность, системность, когерентность, иерархичность, целостность. Не представляет труда разглядеть в принципах древнейшей герметичес­кой философии те концептуальные схемы суждений, которые впослед­ствии традиция свяжет с научным способом мышления.

Еще одно пересечение точных наук и эзотеризма происходит по линии принятия в качестве основы мироздания числа. Отношения и взаимосвязи мира, рассматриваемые как числовые соотношения, — необходимый ба­зис и фундамент современной науки. Широко используются таблицы, ма­тематические формулы, очевидно стремление к точности и чистоте тер­минологического аппарата. Широко известный диалектический закон о взаимопереходе количественных и качественных взаимодействий, пони­маемый как механизм развития, яркое подтверждение тому, что книга природы написана на языке математики. Однако нумерологическая сто­рона очень сильна в древней каббале, развита она и в пифагорейской школе. Это с новой силой доказывает, что тесная связь точных научных теорий со всем комплексом эзотерических знаний имеет древнейшую тра­дицию. Однако связь эта своеобразная. Наука в современном ее понима­нии оформилась как способ рационального постижения мира, основан­ный на причинной зависимости; когда она находилась в младенческом возрасте, система древнейших знаний уже изобиловала различными от­ветвлениями, в числе которых были и математика, и медицина, и гео­метрия, и география, и химия. Наука, или, вернее, древнейший ее про­тотип, была вкраплением в оккультную сферу, как достаточно разрабо­танную и полную систему знаний и сведений. Поэтому можно сказать, что связь науки и оккультизма генетическая, опирающаяся на происхождение.

ЛИТЕРА ТУРА

1 ДынччВ.И., Елъяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томшъчин Л. М. Вненаучное зна­ние н современный кризис научного мировоззрения // Вопросы филосо­фии. 1994. № 12. С. 125.

2 Пружинпн Б.И. Звезды не лгут, пли Астрономия глазами методолога // Заб­луждающийся разум или многообразиевненаучногознания. М.. 1990. С. 138.

3 Новая эра приглашает // Свет. 1977. № 1. С. 3.

4 Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности и до на­ших дней. Киев, 1993. С. 202-203.

5 Там же. С. 208.

6 Шмаков В. Священная книга Тота: Великие Арканы Таро. Начало синтети­ческой философии эзотеризма. Киев, 1993. С. 41.

7 Знание за пределами науки. М., 1996. С. 14.

8 Герметнзм н формирование науки. М., 1966. С. 14.

9 Фейербах Л. История философии. Т. 1. М., 1974. С. 116^






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.