Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И учения о монадах Г. Лейбница?




Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – выдающийся немецкий ученый-математик, юрист и философ. Онсчитается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии. Лейбниц принадлежал к направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции и познания.

Лейбниц пришел к выводу о несовершенстве теорий Декарта и Спинозы о субстанции. Он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций, с одной стороны, – на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие). По мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну, не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы на два класса – протяженные и мыслящие; т.е. то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов единой субстанции.

Лейбниц выдвинул собственное учение о монадах (или о множественности субстанций), основ­ные положения которой следующие:

1) мир состоит из большого количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную), а единую природу; данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого – «единое», «единица»);

2) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; она обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

3) по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

4) монады являются абсолютно замкнутыми и независимыми друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о монадах была гносеология.

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это, разделив все знания разделил на два вида:

1. «Истины разума» – выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер.

2. «Исти­ны факта» – являются знаниями, полученными эмпирическим путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); данные знания констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Итак, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.

 

В чем особенность субъективного идеализма

Дж. Беркли и Д. Юма?. 54

 

Несмотря на то, что в учебной и справочной литературе английских философов Джоржда Беркли (1685 – 1753) и Дэвида Юма (1711 – 1776) часто относят к субъективному идеализму, на самом деле это не совсем точно.

Философия Беркли является оригинальной комбинацией объективного и субъективного идеализма: объективного потому, что творцом реальности он признавал Бога, а субъективного потому, что реальным он признавал существование только множества человеческих сознаний. Основной постулат Беркли: «Быть – значит быть в восприятии». Если мы что-то не воспринимаем, то воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если и их нет, то Бог как вечный субъект всегда и все воспринимает. Концепцию Беркли более точно можно оценить как идеалистический сенсуализм.

В отличие от Беркли Юм не отрицал объективное существование внешнего мира, а лишь утверждал, что мы не можем это знать в принципе. На вопрос, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Но однажды на великосветском приеме во Франции его спросили, не сомневается ли он в реальном существовании его супруге. На это он ответил, что в этом, как и в других вопросах житейской практики, относительно объективности он не сомневается. Тем не менее, в философии Нового времени Юм явился основоположником скептицизма и агностицизма.

. 54

 


Глава 6. Философия





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 865 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2387 - | 2145 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.