Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чем характеризуется атеистическо-материалистическое




Направление?

Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее главными представителями были Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дид­ро, К. Гельвеций и П. Гольбах. Следует помнить, что атеизм – это направление в философии, полностью отрицающее существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. А материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Жан Мелье (1664 – 1729) был священником, но в процессе жизни пришел к полному отрицанию Бога и рели­гии. Этот философ-материалист не допускал существования ничего сверхъестественного, в том числе и Бога, не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души.

Если Лютер и Кальвин лишь подвергли сомнению необходимость некоторых цер­ковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отверг­нув все основные догматы католической веры. Он раскритиковал само содержание Библии: показал несостоятельность све­дений о явлениях Бога людям. Все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой раз­личные вариации мифов, которые существовали до появления Библии.

Идея возникновения мира в результате комбинаций разных веществ представляется ему гораздо более достоверной, чем идея сотво­рения мира Богом. Если ранее философы стремились найти доказа­тельства существования Бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что Бога не существует.

Сам Мелье придержи­вался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье является не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культ и поклонение богам» – это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство».

Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуж­дая их за поддержку политики правителей, которые использовали веру в Бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким про­явлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достояни­ем общества только после смерти философа. Обращаясь к посещав­шим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им глаза и «по­казать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обя­занность поддерживать».

По Мелье, весь окружающий мир состоит из особой суб­станции – материи, являющейся первопричиной всех вещей, всего сущего. Материя вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению. Материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи.

Познание при этом представляет собой отражение материи самой материей, а источником большинства знаний являются чувства.

Причина социальных антагонизмов, по Мелье, – частная собст­венность, возникшая по воле некоторых лиц, которые хотели избавиться от физического труда. Поэтому он выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности. Обществом будущего он считал союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье часто относят не только к первым ярким атеистам, но и к первым коммунистам.

Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751) Полковой врач и философ, который выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге. Данную позицию Ламетри обосновывает в работе «Естественная история души» (1745).

Ламетри выступал за полную познаваемость мира. Главную роль в познании отводил органам чувств. Будучи утилитаристом, он полагал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Можно отметить, что Ламетри в какой-то степени поддерживал идеи Декарта относительно машинообразности телесных функций. Он полагал, что человек со всеми его душевными способностями является чувствующим, мыслящим и стремящимся к наслаждениям автоматом, что, безусловно, является явным упрощением реальной картины. В качестве доказательства он приводит довольно убедительные данные об анатомическом сходстве человека и животных. Он считает, что все психические функции имеют телесное происхождение и порождаются материальными процессами.

Ламетри показал преемственность видов в растительном и животном мире. Он доказал, что растения, животные и человек образуют лестницу с незаметными ступенями, которые природа проходит постепенно одну за другой. Кроме того, Ламетри предсказал существование зоофитов – организмов, промежуточных между растениями и животными, что на самом деле соответствует действительности и позднее было обнаружено учеными. В работе «Человек-машина» (1748) данные идеи Ламетри получили полное философское обоснование.

И, наконец, Ламетри вошел в историю философии еще и тем, что ввел понятие «потребность», хотя считал основными потребностями человека биологические (в пище и наслаждениях). Он утверждал, что счастье человека состоит в удовлетворении именно биологических потребностей и телесных удовольствий. В последнем утверждении, конечно, кроется слабость и ограниченность его концепции.

Клод Гельвеций (1715 – 1771) – выдающийся французский философ и психолог, предпринявший одно из самых значительных исследований умственных способностей человека в эпоху Просвещения.

В трактате «Об уме» (1758) он доказал, что наиболее важной предпосылкой формирования способностей ума является обладание развитыми чувствами. Иными словами, человек должен иметь хорошо сформированные сенсорные способности, поскольку ум – это способность замечать и понимать отношения между предметами, которая зависит от памяти, внимания и общей эмоциональности человека.

Гельвеций заметил, что люди становятся глупыми, когда они перестают быть охваченными страстью. Он писал: «...люди похожи на деревья одной породы, семена которых, будучи абсолютно одинаковыми, вырастают в бесконечное множество разнообразных форм, ибо никогда не попадают в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового действия солнца, ветров, дождя» (Гельвеций К., 1973, с. 329).

Надо отметить, что очень многие идеи, высказанные Гельвецием в его трактате «Об уме» не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Например идея о том, что один ум способен понять второй ум только в пределах своих возможностей. То есть если, образно говоря, один умен на 100 %, а другой только на 20%, то этот другой поймет первого лишь в пределах своих 20%. Остальное он не заметит и даже не будет догадываться о его существовании.

Дени Дидро (1713 – 1784) – Выдающийся фран­цузский философ-материалист, внесший большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. Создана она была ве­дущими философами эпохи – современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» было потрачено более 20 лет.

Философские воззренияДидроблизки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов. Он признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи.

Движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению).

Отвергая духовное начало мироздания, Дидро считал сознание свойст­вом материи. В основе общества и государства видел «общественный дого­вор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеалом государства считал «просвещенную монархию», эко­номики – разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

Дидро также выступил с критикой христианской религии, об­ратив внимание на то, что в первые века существования христиан­ской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий, из которых в дальнейшем сами церковники отобрали только четыре, признав ос­тальные недостоверными. Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у языче­ства некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией мате­рью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение Бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христианства (и в частности, догма­та о триединстве бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.

Поль Гольбах (1723 – 1789) – один из самых прямолинейных философов эпохи Просвещения. Его главный труд «Система природы» (1770) можно назвать «библией материализма». Критикуя Ветхий завет, Гольбах, кик и некоторые другие мыслители, например Б. Спиноза, сомневается в том, что Моисей на самом деле является автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказы­вается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На осно­вании подобных фактов Гольбах делает вывод, что произведения, при­писываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время.

Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения религии. Одним из таких источников является иуда­изм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов». Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 822 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2328 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.