Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В чем сущность рационализма и монизма Б. Спинозы?




Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) – нидерландский философ, последователь Рене Декарта, яркий представитель европейского рационализма, автор наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии (Нидерландов) Нового времени. Предметом философских исследований Спинозыбыли: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).

В философских воззрениях Бенедикта Спинозы можно выделить следующие основные направления:

1) Критика декартовской теории субстанции. В целом Спиноза был согласен с теорий о субстанции Декарта, но старался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Основным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, усматривая в нем противоречивость. Она заключалась втом, что, по Декарту, субстанция – это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Однако все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то или чем-то иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом и в своем существовании пол­ностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще­ствования) от другой субстанции – Бога.

2) Учение о единой субстанции. Спиноза полагал, что нет различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями. Существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее. Эта субстанция содержит в себе окружающий мир и Бога. Природа и Бог – едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро­ды, возвышающегося над природой. Бог внутри нее. И только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи, которые существуют не сами по себе, а являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых – мышление и протяжение (в данном случае мышле­ние и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдель­ных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; несотворима, неуничтожима и неподвижна.

3) Теория познания. В процессе изучения проблемы гносеологии Спиноза осознал необходимость выделения трех ступе­ней познания:

1) « познание в чистом виде», непосредственно исходящее из разума человека и не зависит ни от каких внешних при­чин, – высший вид познания;

2) познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций), – второй уровень, менее истинный;

3) чувственное отражение окружающего мира, согласно Спино­зе, полученное данным путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

4) Этика. Центральными в этике Спинозыявлялись проблемы детерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Философ пришел к выводу о том, что свобода и необходимость в субстанции соединяются водно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тис­ках» необходимости. Желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью. Путь к свободе заключается в нахождении условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю, поскольку свобода – это и есть познанная необходимость. Но чтобы достичь большей степени свободы человеку необходимо: во-первых, максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), а, во-вторых, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1499 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2205 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.