Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В чем особенность утопической философии




эпохи Возрождения?

 

Для эпохи Возрождения характерно повышение интереса к проблемам общества и государства. При их изучении одни философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве и изменять ситуацию к лучшему. Другие же основное внимание сосредоточили на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данных философов стали называть социалистами-утопистами. Самый весомый вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 – 1535) – английский гуманист, основатель утопическо­го социализма. Он хорошо знал проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г.оду Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви. Идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

1) отсутствует частная собственность, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все результаты труда поступают в общественные склады и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

2) поскольку трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;

3) основной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив), где все должностные лица избираются – прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кам­панелла (1568 – 1639) – итальянский философ и политический деятель, выдвинувший в произведении «Город Солнца»другой проект идеального общества. Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом.

По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) нет частной собственности, и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь жителей Города регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

3) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Несмотря на наивность «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, достоянием последующих поколений стали идеи мыслителя о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и о просвещении. В целом идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, стали ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

Философия Эпохи Возрождения стала новым этапом развития философии, осуществившим множество инноваций, опираясь как на античность, так и на все лучшее из того, что дало Средневековье. Культура и философия эпохи Возрождения подготовили почву для развития философской мысли в Новое время.


Глава 5.

Философия Нового Времени





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1850 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.