Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какова особенность социалистическо-утопического




Направления?

Социалистическо-утопическое направле­ние было широко распространено в философии Франции во второй половине XVIII – начале XIX вв. Философы данного направления подвергали жесткой критике су­ществующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государ­ства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Данные идеи нашли поддержку среди широких слоев просто­го народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции были Г. Мабли, Ф. Бабёф, К. Сен-Симон и Ф. Фурье.

Габриэль Мабли (1709 – 1785) – философ, историк и писатель, один из зачинателей социалистическо-утопи­ческого направления в философии Франции, он подвергал суровой критике философию Просвещения в це­лом, называя свое время «веком болтовни и парадоксов». Основные работы: «Начальные основания нравоучения», «О изучении истории» и др.

Он отвергал и материализм, и деизм, и атеизм, полагая, что все они слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убива­ют душу народа, практически не уделяют никакого внима­ния морали. Сам же он основным назначением философии считал распространение морали и нравственности. Этой же цели должна быть подчи­нена сильная, поддерживаемая государством, широко рас­пространенная религия.

Он был убежден, что сама природа человека заставляет его жить со­обща с другими людьми – в обществе, поэтому видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а дея­тельность людей направлена на обеспечение себя и соплемен­ников, золотой век человечества. Мабли был сторонником идеи о том, что причиной гибели перво­бытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе яви­лось возникновение частной собственности и разделение людей на классы. Идеал общества Мабли усматривал в первобытнообщинном коммунизме, призывая возвратиться к обществу без частной собственности. В то же время он полагал, что его идеалы неосуществимы на прак­тике, т.к. частная собственность вечна и неуничтожима, классо­вое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости.

Франсуа Бабёф (1760 – 1797) – первый коммунист-теоретик и практик, решительно отвергший все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели це­лью принесение народу счастья. Он подверг жесткой критике существующее общество и госу­дарство. Главным социальным злом считал возникновение частной соб­ственности и разделение общества на противоположные классы – богатых и бедных.

Бабёф считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, где вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где су­ществует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.

Бабёф стал первым философом-коммунистом, который по­пытался осуществить свои идеи на практике. Он подготовил вооруженное восстание, нашел сто­ронников, составил манифесты и программу действий будущего революционного правительства. Его организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор рас­крыли, а Бабёфа и некоторых его соратников казнили.

В дальнейшем, в XIX и ХХ вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и имело много сторонников.

Клод Сен-Симон (1760 – 1825) – французский философ, продолживший традицию утопи­ческого социализма во Франции. Он выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рас­сматривал общество как целостный организм. В качестве базовой сферы жизни общества он выделил экономику: экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, миро­воззрение. Данное объяснение общественных явлений называется экономическим детерминизмом.

Сен-Симон выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (чем предвосхитил идеи Карла Маркса). Лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения по­требностей.

В качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «про­мышленное общество», которое будет построено по иерархи­ческому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключитель­но способности человека. Сен-Симон оптимистически смотрел в будущее и верил в то, что человечество обречено в силу неуклонного прогресса экономики на построение идеального общества. Он даже выдвинул идею о замене существующей религии «новой религи­ей», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».

Франсуа Фурье (1772 – 1837) – французский философ, также относящийся к социалистам-утопистам. Он утверждал, что буржуазная мораль лжива, но атеизм опасен, поскольку лишает человека надежды на будущее.

По его мнению, человек, история, общество развиваются по законам природы. Причем буржуазное общество заключает в себе три основных вида противоре­чий – между личными интересами магнатов и обще­ственным интересом народа, социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис произ­водства) и моральные (буржуазный брак и т. д.). Идеальное общество в его философии – это «общество гармонии»,которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности и уважении к Богу.

В целом философия французского Просвещения явилась значительным историческим явлением в становлении философской мысли. О значимости данной эпохи лучше всех написал Иммануил Кант в работе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» (1784): «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого». Философы эпохи Просвещения обладали таким мужеством – мужеством пользоваться своим умом.


Глава 7.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2221 - | 2169 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.