Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что представляет собой рационализм и дуализм Р. Декарта?. 45




Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский философ и ученый-математик, основоположник рационализма. Он доказывал ведущую роль разума в познании, стал автором учения о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях», а также теорию дуализма, с помощью которой пытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии. К основным работам Декарта можно отнести: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641) и «Начала философии» (1644).

Основными областями философских воззрений Рене Декарта являются:

1) Рационализм. Декарт считал, что в основе бытия и познания лежит разум. Он считал, чтов мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку, зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться. Следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах. Сомнение – свойство мысли. Поэтому если человек сомневается, что значит мыслит. А поскольку мыслить может только реально существующий человек, то, следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. И так как мышление является работой разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором заключается его философское кредо: «Мыс­лю, следовательно, существую» («Cogito ergo sum»);

2) Проблема бытия. Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие,которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан­ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так­же обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в сво­ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен­ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции делятся на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). Они обладают определенными свойствами: протяжением (для материальных) и мышлением (для духовных). Т.е. что все материальные субстанции обладают протяжённостью (в длину, в ширину, в высо­ту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств и были названы Декартом модусами. Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения;

3) Проблема человека. Человек,по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой;

4) Идея дуализма. «Основной во­прос философии» решается Декартом с точки зрения дуализма (двойственности): спор о том, что первично – материя или соз­нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия;

5) Проблема познания. Декарт считает, что познание мира должно быть основано на научном методе. Научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс, т.е. «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство». В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском). Необходимо в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания;

6) Учение о врожденных идеях. Несмотря на то, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подоб­ные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передают­ся из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: понятия и суждения. Примером врожденных понятиймогут служить следующие: Бог (существует); «число» (существу­ет) и т. д., а врожденных суждений – «целое больше своей части», «из ни­чего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Учение Декарта оказало огромное влияние на развитие всей последующей западноевропейской философии. Каким оно было – негативным или позитивным – споры среди философов продолжаются до сих пор. Например, выдающийся философ ХХ века, основатель философской антропологии Макс Шелер (1874 – 1928) считал учение Декарта источником самых больших заблуждений в европейской мысли. И, надо отметить, у этого мнения в современной философии достаточно много сторонников, выдвигающих довольно серьезные аргументы в доказательство своей позиции. Но не только среди современных философов, но и среди учеников и современников Декарта не было согласия с его идеями. В частности Бенедикт Спиноза, который считал себя учеником Декарта, так и не принял его идею дуализма, а в противоположность рационализму имелась мощная «оппозиция»: сенсуализм Джона Локка и эмпиризм Френсиса Бэкона.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 730 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2266 - | 2089 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.