Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, основоположник немецкого классического идеализма




На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его» (Лихтенштадт В.О., 1920, С. 464).

Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797 – 1856) писал о Канте: «Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного го­рода на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на та­мошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лек­ций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершен­но точно, что на часах – половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа» (Гейне Г., 1934, С. 102).

Главные идеи Канта связаны с разработкой теории познания. Докантовская философия воспринимала учение о законах человеческого мышления основной проблемой, поскольку без знания законов деятельности человеческого разума невозможно исследовать законы природы, истории, религии и т.п. Философы Нового времени полагали, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, а из законов разума выводятся все другие законы и принципы. Например, с помощью законов разума можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант произвел переворот в подобном понимании роли и значения разума.

В работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действи­тельности. Философы до Канта видели в качестве основной причины трудностей познания в основном объект познаватель­ной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн.

Кант предположил, что причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность – объект, а субъект познавательной деятельности – чело­веческий разум. Познавательные возможности ра­зума ограничены: разум не всесилен. Кант приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией.

Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Кант обнаружил четыре таких противоречия, назвав их антиномиями.

Первая антиномия «Ограниченность пространства»: можно предположить, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, а можно и то, что мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия «Простое и сложное»: можно утверждать, что существуют только простые элемен­ты и то, что мир состоит из простых элементов. А можно равно заявить и то, что в мире нет ничего простого.

Третья антиномия «Свобода и причинность»: можно рассуждать о том, что существует не только причинность по законам природы, но и свобода. Но можно доказывать и то, что свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.

Четвертая антиномия «Наличие Бога»: Можно говорить о том, что есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. А можно приводить разумные аргументы и в пользу того, то Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего.

Таким образом, по Канту, разумом можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик, что является доказательством наличия границ познавательных возможностей разума.

В «Критике чистого разума» И. Кант также классифицирует само знание как результат познавательной деятельности. Он выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

1) апостериорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению;

2) априорное знание – доопытное знание, т. е. то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Данная теория Канта об априорном знании в его эпоху была полностью логичной, но открытая Альбертом Энштейном (1879 – 1955) теория отно­сительности поставила ее под сомнение;

3) «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Картина мира, возникающая вразу­ме на основании ощущений, является всего лишь видимым разу­мом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир является субстанцией, которая не может быть понята разумом. Он может лишь познать образы явлений, но не их сущность.

Кант является также автором учения о категориях – предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.

Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса по 3 в каждом. Данными классами являются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью. В каждом из этих классов он выделять по три категории:

– в классе количества – единство, множество, цельность;

– в классе качества – реальность, отрицание, ограничение;

– в классе отношения – субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

– в классе модальности – возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противопо­ложными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом – цельность и т. д.

По Канту, с помощью категорий рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

В работе «Критика спо­собности суждения» Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

1) целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

2) целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии),

3) целесообразности духа (наличие Бога).

В работе «Критика практического разума» Кант поднимает вопросы нравственности (он называет ее практическим разумом, который также подвергает критике).

Основные вопросы «Критики практического разума»:

а) « Какой должна быть мораль?»

б) «Что есть моральное поведение человека?»

Отвечая на данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое каждый человек вос­принимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальными поступ­ками людей существует силь­ное противоречие. Поэтому мораль и поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

М оральный закон, сформулированный И. Кантом, имеет высший и безусловный характер. Он называется кате­горическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего закона».

Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).

И, наконец, социально-политические взгляды И. Канта отличаются тем, что он:

1) считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому его спасение в моральном воспитании и жестком следовании категорическому императиву;

2) был сторонником распространения демократии и правового порядка в каждом отдельном обществе и в отношениях между государствами и народами;

3) осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1077 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.