Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что собой представляет философия Реформации?




Философия Реформации был нацелена на реформу като­лицизма, демократизацию Церкви и установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Реформация стала возможной в силукризиса феодализма на фоне зарождения и укрепления класса торгово-промышленной бур­жуазии, ослабления феодальной раздробленности и становления евро­пейских государств. Руководители данных государств и политическая элита не были заинтересованы в чрезмерной надгосу­дарственной и общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви. Все это наряду с кризисом и моральным разложением католической Церкви, а также распространением вЕвропе идей гуманизма и ростом самосознания личности привело к увеличению влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний.

Основными представителями натурфилософии эпохи Возрождения являются: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский.

Мартин Лютер (1483 – 1546) – доктор теологии, основоположник Реформации, который 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии прибил 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. М. Лютерпризывал к тому, чтобы общение между Богом и верующими происходило напрямую.

Он считал, что между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь. Поэтому необходимо упрощение обрядов: церковь должна стать демократичной, а обряды – понятны­ми людям. Он призывал к необходимости уменьшения влияния на политику государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, к поднятию авторитета государственных инсти­тутов и светской власти.

Дело служения Богу должно быть не столько профессией, которую моно­полизировало духовенство, сколько функцией всей жизни ве­рующих христиан. Поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции. Верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения становилось сни­жение статуса церковных служителей и церкви в целом.

Лютеранство, окончательно сложившееся в германии после смерти его основателя, отрицает сословие духовенства как наделен­ного благодатью посредника между богом и человеком.

Жан Кальвин (1509 – 1564) – крупный лидер бюргерско-евангелической Ре­формации, продолживший дело Лютера и систематизировавший его идеи. По Кальвину,фундаментальной идеей протестантизма является идея предопределения: Бог изначально предопре­делил людям либо быть спасенным, либо погибнуть и не со­стояться в жизни. Тем не менее, всем людям следует надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению. Доказательством этого, а также выражением смысла жизни человека на Земле является профессия. Профессией является не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Путь к спасению заключается в добросовестном отношении к своему делу, а успех в работе – это признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только сформулировал собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но также и воплотил протестантизм на практике. Возглавив реформационное движение в Женеве, он добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной (сам Кальвин полу­чил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удилось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, а также провести реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, яркая одежда, праздники, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма и добросовестного отношения к работе.

Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 – 1525) – один из лидеров Реформации, возглавивший народное направление. Будучи священником, он сначала примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, но в 1520 году, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем.

Во многом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справед­ливости, «Божьего царства» на земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес. Поэтому частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства). Жизнь и деятельность человека следует полностью под­чинить интересам общества, что угодно Богу. А власть и собственность должны принадлежать простому на­роду – «ремесленникам и пахарям».

В 1524 – 1525 годах Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна. Сам Мюнцер погиб.

Эразм Роттердамский (1469 – 1536) – выдающийся мыслитель-гуманист, филолог и поэт эпохи Возрождения, властитель дум гуманистически мыслящей интеллигенции. В полемике, происходящей по вопросу реформации, отстаивал веротерпимость. Он был врагом религиозного фанатизма (поэтому философ Вильгельм Дильтей назвал его «Вольтером XVI века»), сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Он создал так называемую «философию Христа», которая была переработкой христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма.

В наиболее известной свой работе «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеивал нравы и пороки современного ему общества (богословские споры, обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание сожжения еретиков и грабительских войн).

Значение философии Реформациизаключается в том, что она стала идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5234 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2387 - | 2145 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.