Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Чем характеризуется неоплатонизм эпохи Возрождения?




Неоплатонизмэпохи Воз­рожденияXV века – это направление в философии, представители которого стремились к строгой систематизации учения Платона, устранению из него противоречий и дальнейшему его развитию. При этом теоретикам неоплатонизма характерно:

– противопоставление чрезмерно систематизи­рованной схоластической философии новой философской системе, основанной на идеях Платона;

– предложение новой картины мира, связанной с уменьшением роли Бога и усилением значения идей, первоначальных по от­ношению к миру и вещам;

– признание божественной природы человека, наряду с рассмотрением человека как самостоятельного микрокосма.

Главными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являются: Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс.

Николай Кузанский (1401 – 1464) – выдающийся немецкий философ, священнослужитель и богослов (кардинал при папе Пие II, затем папский легат по всей Германии). Он придерживался новаторских для своего време­ни философских взглядов и дал новую трактовку бытия и позна­ния, согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы. Мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по­скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини­мум и максимум. Исходя из этого, Николай Кузанский вывел закон совпадения противоположностей: поскольку противополож­ности совпадают, то совпадают форма и материя. Поэтому сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино. Едины идея и материя.

Философ полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность. Вселенная бесконечна. Она не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра. Земля не является центром Вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире.

Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес­конечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания. Увели­чение знаний ведет лишь к учености, а не к истинному знанию. Оно приводит к «ученому незнанию» (термин Николая Кузанского). Так, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко по­дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной). Он создал основу для натурфилософских учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. Николай Кузанский также внес большой вклад в астрономию, географию и математику. Немецкий философ Георг Гегель (1770 – 1831) отметил, что с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) – выдающийся итальянский философ-аристократ, знавший древние и восточнее языки, он попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче­ния и в 1486 году опубликовал произведение «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме». Он исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о «срединном» положении человека между миром земным и божественным. Его главные идеи состояли в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, при­знать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признавая за человеком полную свободу выбора.

В работе «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь». Согласно философу,человек имеет свободную волю, но она ограничена «мировым порядком», преступая который он теряет свое высокое достоинство.

И именно философия позволяет человеку сохранять человеческое достоинство. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели и устранению пороков. Поэтому Пико пытался объединить все философские учения и путем их согласования отыскать «золотую сере­дину».

Парацельс (настоящее имя Теофраст фон Гогенгейм) – (1493 – 1541) Швейцарский философ, врач и химик. Внес большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Его учение пронизано магическими идеями.

Считал, что Вселенная является единым живым организмом, одушевленным единой звездной душой, которая невидима, не связана с определенным местом в пространстве, но является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек является микрокосмом, то постигая собственную душу, он может найти средства магического воздействия на природу.

Учение Парацельса оказало влияние на мистицизм Якоба Бёме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.