Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности российской государственности




 

В современной исторической литературе существуют разные представления о том, что такое государственность. Очень часто термин «государственность» используют в качестве синонима понятия «государство». Однако эти понятия следует различать. Одни исследователи представляют государственность как сложный государственный организм, состоящий из принципов идеологии властвования, ее структур и аппарата, другие — как отношения между верховной властью и союзом людей, третьи — как практическую деятельность институтов государственной власти, решающих исторически сложившиеся в обществе проблемы.

Государственность можно рассматривать как государственно-организованную форму общества, включающую государственно-правовые институты, национально-государственную идею и практику ее реализации. Государственно-правовые институты, осуществляющие управление обществом, выполняют интеграционную, мобилизационную и регулятивную функции. Национально-государственная идея — это система представлений об идеалах и долговременных целях развития, а также система принципов взаимодействия государства с обществом, человеком, окружающей средой и международным сообществом.

Какова специфика российской государственности? Некоторые исследователи усматривают ее в особенностях функционирования «государственного механизма» в России, во взаимодействии


традиций и инноваций (заимствований) в ее истории. Иногда специфику российской государственности видят в налички особого «иерархического древа», которое включает священное право владения землей, родовое начало как основу жизни и мировосприятия, верховный источник власти, симфонию церкви и государства. Особенности российской государственности связывают также с пониманием верховной власти в России как власти единоличной (ответственной), сильной (авторитетной), справедливой (нравственной), существующей для народа, но служащей не народу, а правде.

Специфика российской государственности заключалась в том, что государственные институты складывались в русле форсированного создания вначале «военно-национального», а затем «вотчинного» государства. Эти институты были ориентированы на мобилизационный тип развития, который осуществлялся за счет «насильственного» вмешательства государства в механизмы функционирования общества. Такой тип развития представлял собой один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира, формирования «ответов» на «вызовы» внешнего мира и заключался в систематическом обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, представлявших собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.

На разных этапах российской истории содержание национально-государственной идеи было различным, однако путь ее реализации был одним и тем же и включал в себя в контексте взаимодействия государства и общества — патернализм, государства и человека — этатизм, государства и природы — экстенсивизм, государства и мира — мессианизм.

Патернализм представлял собой установку на необходимость постоянного попечительства со стороны государственной власти и контроля за всеми сферами общественной жизни. В связи с этим возникала субъективная потребность в сильном социальном государстве, попечительно-заботливом к нуждам своих подданных, способном, с одной стороны, решать социальные задачи развития российского общества, а с другой — навести в нем необходимый порядок. Этатизм ориентировал российское общество или на «подчинение» государственной власти, или на ее «ниспровержение», но только не на «диалог» человека и


власти, не на создание «механизмов» социального компромисса и учета общественного мнения в процессе принятия государственно-политических решений. Любые решения в России принимались по одной и той же схеме: единолично или единогласно в узком кругу сподвижников и фаворитов. Экстенсивизм, обусловленный в первую очередь огромными колонизуемыми пространствами России и ее богатыми сырьевыми ресурсами, порождал постоянное стремление к расширению производства, а не к качественному его преобразованию. Мессианизм как принцип взаимодействия с внешним миром базировался на идее исключительной роли России как хранительницы истинной православной веры, в основе которой лежала идея «Москва — третий Рим».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2534 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.