Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политической раздробленности




 

В начале XII в. главной внешней опасностью для Древнерус­ского государства была «половецкая степь». Однако с началом политической раздробленности и обострением межкняжеских отношений борьба с «дикими» половцами отошла на второй план. Князья все чаще стали привлекать «степняков» к борьбе за киевский престол.

Эти обстоятельства способствовали быстрому возрожде­нию могущества половецких ханов, усилению их давления на южное пограничье Руси. Во второй половине XII в. особенно активными и опасными были «дикие» донские половецкие орды. «Донской союз» Кончака нанес одно из самых тяжелых поражений русским дружинам на Каяле, что нашло отражение в «Слове о полку Игореве».


 

Отдельные походы русских князей в степь не имели успеха. Это негативно сказалось на положении южнорусских земель и вынудило русских князей вновь сплотить свои силы для защиты торговых путей и разгрома половецких кочевий. При этом князья часто привлекали половцев в качестве наемников не только для борьбы друг против друга, но и для решения во­енно-политических целей в самой «степи». В результате «степь» оказалась расколотой на сферы влияния киевских, черниговских, галицких и других князей.

В конце XII в. отношения с половцами стабилизировались, однако традиционная политика набегов и грабежа, которой придерживались половецкие ханы по отношению к Руси, продолжалась вплоть до татарского нашествия, в результате которого половцы были изгнаны из донских и причерномор­ских степей.

Таким образом, во второй половине XII — первой половине XIII в. русским князьям несмотря на отсутствие единой степной политики удалось в сложной военно-дипломатической борьбе сдержать натиск половецких орд и сохранить контроль над лесостепной пограничной полосой и свои позиции на торговых путях по Волге, Дону и Днепру.

В XIII в. существенно изменилось геополитическое положе­ние Руси: с Запада — направляемые папской курией планомер­ные и продуманные крестовые походы («натиск на Восток»),, с Востока стала надвигаться новая опасность — татары. В таких условиях на первый план выдвинулась борьба за независимость и сохранение территориальной целостности Руси.

Ударной силой крестовых походов выступало немецкое рыцарство, которое опиралось на поддержку северогерманских городов и союз с католической церковью. После того, как в конце XII в. «натиск на Восток» достиг Вислы, рыцарями был создан плацдарм для вторжения в Прибалтику и на Русь. В на­чале XIII в. Папой римским был организован поход немецких и датских рыцарей под предводительством епископа Альберта в землю ливов (Восточная Прибалтика). В результате этого похода было захвачено устье Двины, в котором в 1201 г. была построена крепость Рига. В 1202 г. был учрежден рыцарский Орден меченосцев. К 1212 г. рыцари полностью захватили Ливонию и начали наступление на земли других народов Вос­точной Прибалтики — латов и эстов. В 1219 г. была захвачена


древняя крепость эстов, на месте которой был заложен город Ревель (Таллинн). В 20-х гг. XIII в. на Висле образовался новый Орден немецких крестоносцев — Тевтонский, который начал наступление на литовские земли. Завоевательный поход в Литву предпринял также Орден меченосцев, однако в 1236 г. немецкие рыцари потерпели жестокое поражение в сражении у Шауляя, в котором погибла вся верхушка Ордена во главе с Великим магистром. В этом же году Тевтонский орден создает в Литве свой филиал — Ливонский орден. В 1237 г. Орден меченосцев

объединился с Тевтонским орденом.

Завоеванные рыцарями земли в Восточной Прибалтике раздавались духовенству и вассалам. Местное население было обязано выполнять феодальные повинности и принять католи­чество, а также участвовать в военных мероприятиях рыцарских орденов. Основанные рыцарями города (Рига, Ревель) быстро росли и богатели, прежде всего за счет посреднической торговли и беспощадной эксплуатации местного населения.

Русь, несмотря на политическую раздробленность, остава­лась единственной силой, которая была способна остановить «натиск на Восток». Однако положение Руси в это время было довольно сложным, поскольку началось татарское нашествие. В 1236 г. татары, завоевав Волжскую Булгарию, подошли к восточным границам Руси. Объединение двух рыцарских орде­нов, союз их с датскими крестоносцами, наступление шведских рыцарей на финские племена с перспективой похода на Русь на фоне татарской угрозы — все это представляло серьезную угрозу для самого существования Древней Руси.

Однако наибольшую опасность в это время для Руси пред­ставляла начавшаяся в начале XIII в. военная экспансия татар. Первое столкновение с ними произошло в 1223 г. в половецких степях, где появились татары, придя из Закавказья. Русские князья откликнулись на просьбу половцев о помощи против «великого и свирепого народа», но в сражении на реке Калке татары нанесли тяжелое поражение русским и половецким войскам. Из-за отсутствия единства и согласованности дейс­твий русских князей их дружины понесли огромные потери. По словам летописца, погибли 6 князей, а из 10 воинов вер­нулся один.

Стерев с лица земли Волжскую Булгарию, покорив народы Поволжья, оттеснив на запад половцев и алан, орды Батыя


осенью 1237 г. осадили Рязань. Началось нашествие Батыяна Северо-Восточную Русь. Получив отказ рязанцев на оскорби­тельные требования десятой доли во всем — «в людях и в коних, и в князех», — татары после шестидневной осады уничтожили город, где погибла и княжеская семья. Отряд Евпатия Коловрата, пришедший на помощь из Чернигова, вел партизанскую войну с татарами до самого своего конца, восхищая врага своим мужеством, и отвагой.

Политические распри не позволили объединить силы кня­зей для отпора татарским ордам, и десятки цветущих городов Северо-Восточной Руси пали в неравной и ожесточенной борьбе: Владимир, Суздаль, Москва, Коломна и многие другие были варварски разграблены и опустошены.

Весной 1238 г. произошла решающая битва между та­тарами и русскими войсками на реке Сити, где была «сеча зла», в результате которой полки владимирского князя Юрия Всеволодовича были полностью уничтожены. Однако и монгольские силы были подорваны. Измотанные упорным сопротивлением русских войск, они остановили свой натиск и после взятия Торжка не пошли на сильный Новгород. Татары, удовлетворившись выкупом от новгородцев, повернули свои рати на юг в степь. Часто главную причину их действий видят в приближавшейся весенней распутице. Однако немалую роль играла и очевидная непригодность новгородских земель для кочевого хозяйства.

Уходя на юг, татары, повсюду встречая сопротивление, опустошили и разорили почти все земли Южной Руси. Особенно прославился упорным семинедельным сопротивлением врагу маленький Козельск с десятилетним князем во главе, вероят­но, погибшим вместе с другими защитниками и населением. Союзные Руси половцы во главе с ханом Котяном успели от­кочевать в Венгрию.

Разорив тюркский оборонительный пояс, татары после деся- тинедельных непрерывных боев осенью 1240 г. захватили Киев. Последние его защитники погибли под развалинами Десятинной церкви. Осталось в веках имя воеводы Дмитра, возглавлявшего оборону Киева. За храбрость и воинскую доблесть ему была даже сохранена жизнь.

Захватив Киев, татары обрушились на Юго-Западную Русь. Объединенным русско-польским и русско-венгерским силам не


удалось остановить татарские рати. Весной 1241 г. Батый дви­нулся на запад и в течение года опустошил Польшу, Венгрию, Моравию, в 1242 г. через Балканы вышел к границам Север­ной Италии. Однако в конце этого года Батый был вынужден прекратить поход на запад, «к последнему морю». Это было обусловлено разными причинами: Батый так и не получил обещанной поддержки со стороны германского императора, который в то время находился в сильной конфронтации с Па­пой римским; татары были сильно ослаблены ожесточенным сопротивлением покоренного населения. Обескровленные на Руси и в Европе, татары, понеся большие потери, вернулись назад в «степь». Поводом для прекращения похода на Запад послужила смерть великого хана Угедея. Батый вывел свои войска в низовья Волги, где в 1243 г. основал Золотую Орду (улус Джучи) со столицей в Сарае.

При хане Менгу-Тимуре (1255-1282) Золотая Орда стала самостоятельным государством, включавшим земли Западной Сибири, Волжской Булгарии, Казахстана, левобережного Хо­резма, низовий Сыр-Дарьи, Северо-Восточной Руси, Северного Кавказа, Крыма, степной части Подонья и Северного Причер­номорья.

Во главе этого государства стоял хан, который избирался куралтаем (съездом монгольской аристократии), но он обладал полномочиями диктатора. При хане было правительство, воз­главляемое визирем. Высшими гражданскими должностными лицами в улусе были эмиры, а военными — бакоулы и темни­ки. При хане Узбеке (1313-1341) Золотая Орда достигла своего расцвета. Официальной религией стал ислам.

Русские княжества (русский улус) находились в составе Золотой Орды на особом положении: они имели автономию, но находились в вассальной зависимости от нее на положении данников. Признавая верховный сюзеренитет хана Золотой Орды, русские князья с 1243 г. стали получать от него ярлык (санкцию) на великое княжение. Обладание этим символом давало князю право на титул «великого» и обеспечивало ему военно-политическую поддержку Золотой Орды. Вместе с тем ярлык на великое княжение, за которым князья ездили в Сарай, был удобным способом для «стравливания» русских князей, позволял держать под контролем политические про­цессы на Руси, не давая возможности усиления кому-либо из


них. В самих русских землях сохранились старые княжеские династии и их административный аппарат управления. На особом положении оказалась православная церковь: татары проявляли не только религиозную терпимость, но и освободили церковь от уплаты дани.

Управляли русским улусом специально назначаемые ханом чиновники — баскаки, имевшие в своем распоряжении военные отряды. Ставка главного баскака находилась во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспе­чивал сбор дани и проводил набор русских воинов в татарскую армию.

В 1257 г. татары переписали население и установили нормы и объемы выплаты дани. Перепись, сопровождавшие ее злоупот­ребления татарских чиновников вызвали взрыв возмущения, и по русским землям прокатилась волна народных восстаний, жестоко подавляемых не только татарскими карательными от­рядами, но и собственными князьями. Вначале дань собирали баскаки, но затем после восстания в Твери в 1327 г. против ордынцев ее сбор стал поручаться одному из русских князей, что закреплялось выдачей ханского ярлыка.

В исторической литературе татарское нашествие и его пос­ледствия многими учеными оценивались как страшное бедствие. Уже летописцы подчеркивали разрушительный характер дей­ствий татарских «ратей» на Руси начиная с нашествия Батыя. Установление ханской власти на Руси они рассматривали как кару Божью русской земле за грехи ее князей, погрязших в усо­бицах и смутах, а успехи русских князей в борьбе с Ордой — как неизбежную победу христиан над «безбожными» и «погаными» «царями» Орды.

Взгляд на татарское завоевание как на бедствие для Руси, сложившийся в летописный период, в целом был воспринят последующими поколениями российских историков. Однако вопросы о характере и степени воздействия татар на русскую историю и народную жизнь разными историками решались не одинаково. Так, И. Болтин (конец XVIII в.) подчеркивал, что воздействие татар на покоренные ими страны, в том числе и на Русь, было незначительным. Противоположную мысль в первой половине XIX в. высказал А. Рихтер, считая, что это влияние было очень серьезным: русский народ вообще превратился в «народ азиатский», «нравы ожесточились» под воздействием


ордынского деспотизма, а военное дело, право, культура и язык подверглись существенным изменениям. Наконец, Н. Карамзин первым из историков высказал мысль о наличии определенных положительных для Руси последствий власти Орды, благодаря которым, по его мнению, была быстрее изжита раздроблен­ность, возродилась монархия, а Москва вообще «обязана своим величием хану». ■

Большинство историков второй половины XIX — начала XX в. (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов) разделяли точку зрения, согласно которой монгольское влияние на Русь было небольшим, а разрушения и грабежи, чинившиеся хана­ми, — не столь уж значительными. Напротив, Н. Костомаров, В. Сергеевич подчеркивали значимость этого влияния главным образом на русское право и формирование «единодержавия».

После Октября 1917 г. и гражданской войны в России среди части историков-эмигрантов зародилось евразийское направление (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Вернадский и др.; «последним евразийцем» называли JI. Гумилева). Суть воззрений евразийцев выразил Н. Трубецкой: «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Рос­сийской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая особым национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее нацио­нализм — евразийством». По мнению евразийцев, Чингисхан выполнил историческую задачу объединения Евразии в рамках своей империи, одним из улусов которой стала Русь. В дальней­шем Русь переняла «монгольскую государственную идею» (хотя и получившую иное «христианско-византийское обоснование») и взяла на себя дело возрождения единой Евразии, итогом чего стала «замена ордынского хана московским царем с перенесени­ем ханской ставки в Москву» (т. е. Москва — не «третий Рим», а второй Сарай). Евразийцы подчеркивали значимость влияния татар на русскую культуру, благоприятный ее характер и выска­зали мысль о защите татарами Руси от европейской агрессии. Само татарское иго на Руси JI. Гумилев отрицал, считая его выдумкой, появившейся в конце XVI в.

С критикой евразийства еще в 1930 г. выступил историк- эмигрант В. Рязановский, указывавший на неправомерность


преувеличения роли татар в русской истории и в то же время считавший, что татарская власть задержала Русь в культурном развитии, способствовала огрублению нравов, а влияние этой власти проявилось на Руси прежде всего «в создании обстанов­ки подчинения силе, раболепстве низших перед высшими и сильными».

В работах советских историков 30-50-х гг. XX в. содержа­лись идеи, представлявшие собой дополнительное обоснование точки зрения, согласно которой монгольское влияние на Руси было незначительным. Так, вывод Б. Владимирцева о кочевом феодализме предполагал невозможность такого влияния на хо­зяйственный строй русских земель, а вывод А. Якубовского об эклектичности, несамостоятельности золотоордынской культу­ры — о невозможности сколько-нибудь серьезного воздействия на русскую культуру. Б. Греков и А. Насонов подчеркивали, что' никакого ускоряющего воздействия на объединение Руси Орда не оказала, напротив, всячески старалась его задержать.

В трудах советских историков 60-80-х гг. (М. Сафаргалиев, В. Каргалов, В. Егоров) подчеркивалось, что взаимная борьба составляла основное содержание отношений между русскими землями и Ордой, а отсутствие непосредственных контактов между жителями русских поселений и кочевниками степи — та­тарами и ногаями — затрудняло диалог культур.

В настоящее время некоторые историки также отказались от термина «татаро-монгольское иго» применительно к Руси, полагая, что само татарское нашествие было не таким уж раз­рушительным, как это представляется в литературе, а Русь и Орда представляли собой единое Русско-Ордынское государство, в котором долгое время доминирующей религией оставалось православие.

По данным археологов, в период нашествия татар на Русь особенно пострадали города. Согласно их данным, из извест­ных 74 городов Руси 49 были разорены, в 14 из них жизнь не возобновилась. Историки обращают внимание на то, что в годы владычества Орды на Руси прекратилась передача секретов ремесленного мастерства, а само ремесло стало более грубым и упрощенным. Некоторые виды ремесел вообще исчезли. Упадок переживала и торговля. Несколько меньше пострадало сельское население, которое имело возможность укрываться от


монгольских отрядов в лесах, выживало в тяжелейших условиях и сохраняло этнические традиции и формы жизни.

Также были подорваны международные связи, начался длительный период изоляции Руси от Европы. В то же время возрастает влияние Орды, которое затрагивает все сферы жизни русских княжеств.

Значение татарского нашествия в истории Руси определялось еще и тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружин- ные отношения были заменены прдданническими. Раздавая кня­зьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных «служебников». Князья в свою очередь стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников.

Ордынское иго оказало определенное влияние на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование прочно укоренившегося языкового ряда. На Руси следы татарского воздействия просматривались прежде всего в военно-бытовой культуре аристократического слоя, а также в организации государственной власти и военном деле, которые были в свое время заимствованы татарами у китайцев. Но, признавая татарское влияние, следует иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики.

Таким образом, в результате татарского нашествия Южная Русь практически прекратила свое существование, Северо- Восточная оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, Северо-Западная и Юго-Западная Русь сохранили свою независимость.

Воспользовавшись тем, что в 1237-1240 гг. татары захва­тили северо-восточные и южные русские земли, свою захват­ническую политику активизировали крестоносцы. В 1237 г. рыцари Тевтонского ордена попытались вторгнуться в пределы Юго-Западной Руси, но были отброшены войсками Даниила Романовича Галицкого. В 1240 г. шведские рыцари во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Биргером начали вторжение в Северо-Западную Русь.


 

Основная тяжесть борьбы с военной экспансией католическо­го Запада выпала на долю новгородского князя Александра Ярос- лавича. Несмотря на молодость, он вполне осознавал масштабы нависшей опасности, действовал активно и энергично: укрепил границу, установил союз с угро-финским населением Ижорской земли против шведов, наладил отношения с татарами.

Летом 1240 г. князь Александр блестящей победой на бе­регах Невы остановил шведское вторжение. За это он получил почетное прозвище «Невский». Однако декоре из-за конфликта с новгородским вече князь был вынужден покинуть город.

В этом же году активизировались рыцари Тевтонского ор­дена. Они захватили Изборск, Псков (благодаря предательству верхушки города и посадника Твердилы), основали крепость Копорье как опорный пункт для дальнейшей агрессии. Угроза нависла непосредственно над Новгородом. Под давлением горожан Александр Невский в 1241 г. был возвращен на княже­ский престол. С помощью владимиро-суздальской дружины он разрушил крепость в Копорье, освободил Псков и Изборск и в апреле 1242 г. разгромил основные силы рыцарей на Чудском озере (Ледовое побоище).

«Натиск на Восток» был остановлен, Северо-Западная Русь была спасена. В последующие десятилетия против нее предпри­нимались лишь единичные и в общем-то безуспешные попытки нападений со стороны рыцарей-крестоносцев.

 


 

РАЗДЕЛ II

Россия

В XIV-XVI вв.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 688 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.