Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование Московского государства




Образование российского государства в конце XV — начале XVI в., по мнению В. Ключевского, явилось результатом как освоения народом территории, так и усилий князей по «соби­ранию» земель под властью Москвы. Большинство советских историков, опиравшихся на теорию общественно-экономических формаций, главные условия образования единого российского государства, которое они называли «русским централизованным государством», усматривали в возникновении экономических связей между отдельными русскими землями и княжествами, в развитии феодальных отношений и обострении классовой борьбы (JI. Черепнин). При этом они считали, что этот процесс в России протекал так же, как и в странах Западной Европы, но с некото­рым опозданием, вызванным татаро-монгольским игом.

Однако в советской исторической науке была и несколько иная точка зрения, с обоснованием которой выступил А. Са­харов. Исследователь подчеркивал, что ни о каких развитых хозяйственных связях между русскими землями в XIV-XV вв. говорить не приходится, поэтому в России, в отличие от Запада, вначале произошло политическое объединение и лишь затем экономическое. Историк в связи с этим предложил отказаться от термина «русское централизованное государство» примени­тельно к эпохе Московского царства, предложив взамен другое понятие «единое российское государство». По его мнению, это понятие отражает, во-первых, то, что возникшее государство было многонациональным, а во-вторых, что его нельзя назы­вать централизованным, поскольку никакой экономической интеграции в это время не произошло.

Оставаясь в рамках формационного подхода, А. Сахаров считал, что единое российское государство возникло не на пред- буржуазной, а на феодальной основе. Основную причину его возникновения он видел в широком распространении условного (помещичьего) землевладения, стремлении к закрепощению


крестьян, что было возможным только в условиях политичес­кого единства страны. Другую причину образования государства он связывал с необходимостью борьбы с внешней угрозой и в первую очередь с освобождениям от татаро-монгол.

В последнее время в отечественной исторической науке был поставлен вопрос о последствиях образования единого российского государства. Если в предшествовавшей литературе этому процессу давалась в целом положительная оценка, то в современных исследованиях высказывается мысль о том, что последствием образования единого государства было установ­ление не только крепостного права, но и деспотической власти московских государей, а также замедление по сравнению со странами Западной Европы темпов исторического развития (А. Зимин, Д. Альшиц, В. Кобрин, А. Юрганов).

Некоторые современные историки предпочитают говорить об образовании в конце XV — начале XVI в. Московского государ­ства. Рассматривая особенности этого государства, они исходят из концепции русского историка М. Довнар-Запольского начала XX в. и современного американского исследователя Р. Пайпса, создателей концепции «вотчинного государства». В частности, Р. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных инсти­тутов западноевропейского типа в значительной мере обусловило специфику Московского государства. Он считает также, что Се­веро-Восточная Русь была колонизирована по инициативе и под водительством князей; здесь власть предвосхитила заселение.

В конце XV в. завершается процесс политического объ­единения северо-восточных русских земель вокруг Москвы и в результате ликвидации вассальной зависимости от Золотой Орды в 1480 г. они приобретают государственный суверени­тет.' Образовалось Московское государство, гербом которого в 1497 г. стал двуглавый орел. Н. Карамзин считал двуглавого орла частью византийского наследия, «принесенного» Софьей Палеолог. Однако некоторые современные исследователи по­лагают, что двуглавый орел был принят двумя десятилетиями раньше свадьбы Софьи и Ивана III по аналогии с габсбургским гербом Фридриха III. Согласно третьей версии, двуглавый орел являлся символом единства восточных и западных русских земель.

В давнем конфликте с Литвой перевес оказался на сто­роне Москвы, которой в конце XV — начале XVI в. Удалось


присоединить к Московскому государству ряд западнорусских земель (Брянск, Новгород-Северский, Чернигов и др.). После ликвидации политической независимости ряда важнейших русских княжеств и республик и присоединения их земель к Москве произошло образование единой территории Московского государства и началась перестройка его политической системы, завершившаяся установлением самодержавия в России.

Значительно расширились дипломатические связи Москов­ского государства. Глава Священной Римской империи герман­ской нации направил в Москву посла и предложил Ивану III принять королевский титул, стремясь заручиться поддержкой для отпора турецкой агрессии в Европе. Однако Москва откло­нила это предложение.

Но Московское государство нельзя рассматривать в ка­честве наследника Киевской Руси, оно стало преемником ее Северо-Восточной периферии. Именно здесь еще до татарского нашествия стал зарождаться тот тип государственности, кото­рый позже получил наиболее полное развитие в Московском царстве: самодержавие, опирающееся не на вассалитет как сис­тему договорных социальных отношений, а на министериалитет — систему подданства и службы недоговорного характера. Большую роль в утверждении такого типа государственности и социальных связей сыграло длительное татарское господство на Руси, поскольку отношения между русскими князьями и монгольскими ханами строились именно по типу подданства.

Образование Московского государства происходило почти одновременно с аналогичными процессами в Англии, Франции и Испании, но в России этот процесс имел ряд особенностей. Московское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное», движущей силой развития которого была потребность в объединении русских земель, ликвидации татарского господства и обороне.

В Европе образование единых государств шло двумя путями. Первый характеризуется тем, что политическое и экономическое объединение идет одновременно. Это происходило там, где процесс образования централизованных государств совпадал с зарождением раннебуржуазных отношений, обострением противоречий между феодальной знатью и горожанами-бюргерами как социальной опорой центральной власти, стремящейся ликвидировать феодальные привилегии знати и объединить


 

раздробленное социально-политическое пространство в единое целое. В рамках второго — политическое объединение пред­шествовало экономическому. Образование единых государств в этом случае происходило на феодальной основе.

Образование Московского государства шло по второму пути, когда политическая раздробленность преодолевалась сверху в ходе ожесточенной, порой принимавшей драматические формы, борьбы между различными региональными центрами за вели­кокняжеский престол, который давал заметные экономические и политические преимущества в деле «србирания» русских земель.

Это происходило в условиях развития феодальных отношений вширь и вглубь.

В XIV-XV вв. наблюдается активная миграция населения в Северо-Восточную Русь из южных княжеств, что обусловлено стремлением русского населения покинуть граничившие со степью опасные для жизни места. Крестьяне-«новоприходцы», заселявшие в основном лесные «пустоши» (ничейные земли), первоначально были свободными людьми и жили вдали и от княжеской власти, и от влияния церкви. Однако демографичес­кий рост, неблагоприятные климатические условия, чрезмерная антропогенизация ландшафта привели к кризису технологичес­ких основ подсечно-огневого земледелия. В Северо-Восточной Руси разразился социально-экологический кризис, под влиянием которого крестьяне вынуждены были выйти из леса и, став сельскими, деревенскими, оказались социально вовлеченными в состав соседских общин, а экономически — в систему фео­дальных отношений.

В XIV-XV вв. в Северо-Восточной Руси, с одной стороны, наблюдался рост феодального землевладения за счет свободных общинных земель, что и вело к распространению феодальных отношений «вширь». С другой стороны, в это время наряду с вотчинной возникла новая форма феодального землевладе­ния — поместная. Первые сведения о поместьях относятся ко времени Ивана Калиты, а при Василии Темном практика раздачи поместий служилым людям стала одним из важных направле­ний внутренней социально-экономической политики.

Рост поместного, или условного феодального, землевладения был обусловлен теми социально-политическими процессами, кото­рые происходили в это время в Московском княжестве. Московские князья в условиях борьбы со своими тверскими и литовскими


соперниками за великокняжеский престол постоянно расширяли численность феодально-служилого сословия, наделяя его предста­вителей землей на правах условного (временного) владения. Такой условный держатель земли (позже его стали называть помещиком) приобретал право на присвоение феодальной ренты, которое выра­жалось в том, что крестьяне, «сидевшие» на этой земле, обязаны были нести в его пользу разнообразные феодальные повинности (натуральный и денежный оброк, барщина).

Поскольку служилые люди были временными «владель­цами» земли, то феодальные повинности, которые несли в их пользу крестьяне, были значительно большими, чем у крестьян, живших на «вотчинных» землях. Это привело к тому, что крес­тьяне стали постоянно переходить от условных землевладель­цев к вотчинникам или вообще на свободные земли, окраины российского государства.

Социально-политической опорой великокняжеской власти в процессе образования Московского государства стало служи­лое сословие. Это можно объяснить следующим. Во-первых, сильная государственная власть обеспечивала это сословие «поместными дачами», во-вторых, ограждала его от произвола со стороны феодальной верхушки, в-третьих, могла воспрепят­ствовать переходу крестьян из поместий в вотчины, юридически прикрепив их к земле. Ради всего этого служилые люди в Мос­ковском государстве не противились постепенному закрепоще­нию их службой и превращению в царских холопов.

В 1497 г. был принят первый Судебник, который унифи­цировал и централизовал порядок судебно-административной деятельности на территории всего Московского государства. По этому Судебнику крестьяне могли уходить от землевладельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него — с обязательной выплатой «по­жилого» в качестве компенсации за потерю феодалами рабочих рук.

В процессе образования Московского государства московские князья одержали победу в борьбе над своими политическими противниками благодаря прежде всего своим татарофильским дей­ствиям, коварству и вероломству. При этом «татарская стихия», как отмечал Г. Федотов, не извне, а изнутри овладела душой Руси. В этом отношении московские князья оказались самыми последовательными в «собирании» русских земель, которое


 

совершалось «восточными методами»: насильственные захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников, увод населе­ния в Москву и замена его пришлыми людьми, выкорчевывание местных традиций и обычаев. Поэтому важной особенностью образования Московского государства было формирование у мос­ковских князей восточного стиля политической деятельности.

Московские князья по мере усиления своей власти и обрете­ния политической самостоятельности все более ориентировались на такие образцы политического господства, как византийский василевс и татарский хан. Западные короли московской вели­кокняжеской властью в расчет не принимались в силу того, что они не обладали настоящим государственным суверенитетом, являясь вассалами римского императора. Следование визан­тийскому и татарскому образцам привело к формированию в Московском государстве самодержавно-деспотического стиля политического руководства.

В Московском государстве утверждается также мобилиза­ционный тип социального развития, осуществлявшийся за счет постоянного вмешательства государства в механизмы функци­онирования общества.

Образование Московского государства сопровождалось дальнейшим развитием феодальных отношений, все более принимавших крепостническую форму, и жесткой регламента­цией жизнедеятельности всех сословий общества, перманентно находившегося в мобилизационном состоянии.

При Иване III скромный прежде церемониал московского двора уступает место пышным византийским ритуалам. Вели­кий князь Московский стал называться «самодержцем», что яви­лось дословным переводом на русский язык одного из титулов византийских императоров — «автократор». В дипломатической переписке с Ливонским орденом и мелкими германскими кня­жествами стал употребляться титул «царь» или «кесарь».

Византийское культурное влияние способствовало оконча­тельному закреплению за Московским государством наимено­вания «Россия» вместо первоначального «Русь», которое было единственным в ходу до XV в. Название «Россия» производно от византийского термина «Рос», который появляется в гречес­ких источниках еще в V в. в качестве эпитета для обозначения нашествий грозных племен с севера, какого бы этнического происхождения они ни были.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1799 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2517 - | 2393 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.