Внешняя политика России в конце XV-XVI вв. определялась рядом геополитических и геоэкономических факторов, а именно — отсутствием естественных границ, затрудненностью внешних торговых связей и крайне неблагоприятными для хозяйственной деятельности почвенно-климатическими условиями.
Северо-восточные русские земли, составлявшие ядро Московского государства, были малопригодны для ведения сельского хозяйства из-за низкого плодородия почв и сурового климата, а освоению черноземов к югу от Оки препятствовало соседство татарских ханств — «осколков» Золотой Орды. Для России выход к Волге означал защиту от набегов татар, наносивших колоссальный урон материальным и людским ресурсам
страны, укрепление на естественном географическом рубеже и контроль над важнейшим речным путем, связывавшим русские земли с Востоком.
Не меньшее значение для России имел выход и на западные рынки. Московское государство располагало ресурсами, которые в случае их выгодного экспорта в Европу могли составить значительную долю национального дохода. Но не имея выхода к Балтийскому морю, Россия вынуждена была торговать через посредников, в руках которых оседала большая часть прибыли из-за огромной разницы в курсе серебра в Европе и Московском государстве. Дело в том, что в России из-за отсутствия собственных ресурсов благородных металлов их стоимость всегда была выше, чем на Западе, а в XVI в. эти «ножницы» стали еще больше, поскольку приток золота и серебра из Нового Света привел к почти четырехкратному снижению их цены в европейских странах. Такая дешевизна основного платежного средства позволяла купцам-посредникам скупать предметы русского экспорта буквально за бесценок. Все это ставило перед Россией задачу выхода к Балтийскому морю, что неизбежно сталкивало ее со Швецией и Ливонским орденом, а также с Польшей и Литвой, наживавшимся на неэквивалентном обмене с Россией и потому не заинтересованным в ее доступе к европейским рынкам. Кроме того, Польша и Литва удерживали значительную часть исконных русских земель, что также делало неизбежным противоборство с ними Московского государства, претендовавшего на роль политического преемника Киевской Руси.
В связи с этим во внешней политике России обозначились два основных направления: юго-восточное и южное, нацеленное против Казанского, Астраханского и Крымского ханств, и северо-западное и западное — против Швеции, Ливонского ордена, Литвы и Польши. Однако внешнеполитические задачи, преследовавшиеся Россией на этих направлениях, не могли быть решены изолированно. В Восточной Европе еще с XIV в. сложился неустойчивый баланс политических сил, при котором даже незначительное усиление одного государства с неизбежностью вело к объединению его противников. Поэтому любая активизация Московского государства на одном из направлений приводила к возникновению альянса Литвы с татарскими ханствами, и Россия оказывалась перед угрозой борьбы на два фронта.
В начале XVI в. внешнеполитическая обстановка была благоприятной для России, поскольку ее основные противники оказались серьезно ослаблены: татарские ханства были вовлечены в длительный конфликт, завершившийся разгромом Большой Орды крымским правителем Менгли-Гиреем; Литовское государство из-за обострения внутриполитической борьбы оказалось неспособным к отражению нападений татар и ливонских рыцарей. Ивану III удалось максимально использовать эти выгоды. В 1503 г. он заключил перемирие с Литвой, по которому к России отходили Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск и другие города. В том же году было заключено выгодное для Москвы перемирие с Ливонским орденом. Крымский хан являлся в эти годы союзником Ивана III, а казанский — его вассалом.
При Василии III были достигнуты новые успехи на западном направлении. В ходе русско-литовской войны 1507-1508 гг. удалось сохранить присоединенные ранее на западе территории, что было закреплено заключением «вечного мира». В 1509 г. было подписано новое перемирие с Ливонским орденом. Крупную победу одержали русские войска в 1514 г., взяв после трехмесячной осады Смоленск, завоеванный Литвой еще в 1404 г. Дальнейшему продвижению России на Запад помешало, однако, резкое ухудшение ситуации на юго-восточных рубежах.
В 1521 г. крымскому хану Мухаммед-Гирею удалось свергнуть с казанского престола русского ставленника Шах-Али, заменив его своим братом Сагиб-Гиреем. Вскоре он предпринял опустошительный набег на русские земли. Татар удалось остановить лишь в нескольких километрах от Москвы, но опасность новых набегов сохранялась. Теперь на южных и восточных рубежах России противостояла коалиция татарских ханств, поддерживаемых Турцией. Поэтому во внешней политике Московского государства в 20-40-х гг. приоритетным становится восточное направление.
С конца 40-х гг. Россия переходит к более решительным действиям, направленным против Казанского ханства. Походы 1547-1548 и 1549-1550 гг. окончились неудачей, поэтому следующая кампания была подготовлена более основательно.Плацдармом для предстоящего наступления стала крепость Свияжск, построенная в мае 1551 г. недалеко от Казани всего за месяц (ее основные детали были изготовлены заранее и сплавлены к месту строительства по реке). На осаду Казани,
начавшуюся летом 1552 г., было брошено 150-тысячное войско и 150 орудий с передвижными башнями. Город был взят после того, как осаждающим удалось взорвать одну из крепостных стен. Казанский хан был пленен и перешел на русскую службу. Территория ханства вошла в состав России. В 1556 г. пало, не оказав сопротивления русским войскам, Астраханское ханство. После этого Ногайская орда, кочевавшая к востоку от Волги, признала свою зависимость от России.
Источником серьезной опасности для России оставалось Крымское ханство, для защиты от которого было предпринято строительство Тульской засечной черты — оборонительного рубежа из крепостей, острогов и лесных завалов («засек»). Наряду с этим в 1556-1559 гг. совершались разведывательные рейды вглубь территории Крымского ханства. Но на более решительные действия московское правительство не пошло, во-первых, из-за опасения обострить отношения с Турцией, а во-вторых, в связи с активизацией западного направления во внешней политике.
В 1557 г. Ливонский орден заключил с Литвой союз, направленный против России. Военный конфликт стал неизбежен. Иван IV решился на превентивный удар, использовав в качестве предлога невыплату Орденом дани за владение Дерптом (бывшая русская крепость Юрьев). Началась Ливонская война (1558-1583), которая вначале была весьма успешной для России. К 1559 г. была занята почти вся территория Ливонии, осаждены Рига и Ревель, магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен. Эти военные поражения вынудили нового магистра Кетлера искать покровительства у Литвы. По договору 1561 г. Ливонский орден прекратил свое существование, а Кетлер стал вассалом Сигизмунда II Августа в качестве герцога Курляндского.
Одновременно Швеция предъявила претензии на северную часть Ливонии, а Дания — на остров Эзель. Соперничество этих двух государств на некоторое время отстрочило их столкновение с Россией. Поэтому единственным противником России оставалась Литва. В 1563 г. русским войскам удалось взять Полоцк, но дальше их стали преследовать неудачи.
Геополитическое положение России на Западе осложнилось еще больше после того, как в 1569 г. по Люблинской унии Польша и Литва образовали единое государство — Речь Посполиту, которое, однако, несколько лет не могло начать активных военных действий в силу начавшихся внутренних
распрей, вызванных болезнью и смертью Сигизмунда II Августа. Они возобновились после избрания в 1576 г. королем Речи Посполитой Стефана Батория.
В XIX в. активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на этой основе единой культуры. Серьезным стимулом для развития культуры стало формирование единого Московского государства. Необходимость его укрепления и эволюции обусловила рост потребности в развитии самых разнообразных сфер культуры. При этом культура нового государства носила многонациональный характер.
В 1577 г. активизировала военные действия и Россия, которая попыталась взять реванш за прошлые неудачи. Однако в 1578 г. русские войска потерпели ряд крупных поражений, и в
1579 г. С. Баторий захватил Полоцк и Великие Луки, а шведы вторглись в Новгородскую землю. В 1581 г. польско-литовские войска подошли к Пскову, однако взять его не смогли. Это заставило С. Батория начать переговоры с Россией. В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие, по которому Россия отказывалась от всех приобретений в Ливонии. В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией, в соответствии с которым Россия потеряла Нарву, Ям, Копорье и Иван-город. Неудачный исход Ливонской войны заставил Ивана IV начать подготовку к новым военным действиям в Прибалтике. Однако неожиданная смерть царя в 1584 г. отсрочила их начало почти на 10 лет.
В результате войны со Швецией (1593-1595) Россия по Тявзинскому мирному договору отказывалась от притязаний на шведские владения в Ливонии, но возвращала новгородские пригороды Ям, Копорье и Иван-город, потерянные в ходе Ливонской войны, а также Корелу.
В 80-х гг. XVI в. Россия активизирует внешнюю политику на востоке. В 1582 г. казачий атаман Ермак Тимофеевич будучи на службе у солепромышленников Строгановых во главе отряда из 600 человек пересек Уральский хребет и, спустившись вниз по Иртышу, захватил ставку сибирского хана Кучума. В 1585 г. Ермак погиб, однако продвижение русских в Западную Сибирь было продолжено, где и были основаны крепости Тюмень и Тобольск. К концу XVI в. вся территория Сибирского ханства была включена в состав России.
РАЗДЕЛ I
Россия в XVII в.