Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приемы образования ласкательно-личных имен мужчин и женщин




Анализ категории общего рода останется незаконченным и неполным, если не коснуться приемов образования ласкательных форм от собственных имен мужчин и женщин. Словообразовательные средства здесь одни и те же для мужских и женских имен. И те и другие формы одинаково относятся к категории слов на -я. Некоторые формы ласкательных имен являются общими для мужчин и женщин, например: Саша,

* А. А. Потебмя справедливо видит в этом грамматическом процессе пережиток старых воззрений на женщину. Причина перенесения имен agentis и других женских на мужские лица в «унизительности»: «...умысля тот Андрей подал на меня... явку... будто я, холоп твой, пришед к нему ко двору, и ею, государь, будтось я, холоп твой, бесчестил и лаял, и называл будто я жопкою... и ко двору, государь, к нему, Андрею, я, холоп твой, не прихаживал и его не бесче-счивал и жопкою не называл. То на меня все он, Андрей, тебе, государю, являет ложно», 1617, Акты юрид., 865'1.

** Ср. замечания А. М. Пешковского в «Русском синтаксисе...»: «добрая товарищ", рус­
ский человек ни в каком случае не может сказать, а товарищ вышла, хотя и с некоторым
стеснением, но может»-" (ср. управдел сказала и т. п.). эж янЛ,,f;W;it л


Шура (от Александр и от Александра); Паня и Паша (от Прасковья и Павел); Тоня (от Антон и Антонина); ср.: Лёня (от Алексей и Леонид); Леля (от Елена и Ольга) и т. п. В собственных именах людей ласкательные формы образуются от первого слога име­ни с помощью суффиксов -ш(а) и -н(я) (если первый слог открытый): Мария — Ма­ша; Яков — Яша; Тихон — Тиша; Дарья — Даша; Глафира — Глаша; Григорий — Гри­ша; Софья —Соня; Татьяна — Таня; Мария — Маня. В двусложных ласкательных именах ударение всегда на начальном слоге (хореический размер): Катя, Лиза, Таня и т.п. Выбор суффикса определяется эвфоническими причинами. Избегаются омо­нимы и устраняются комические ассоциации с другими словами (например, не обра­зуется Троня от Трофим, Наша от Надежда или Настасья, Ваша от Василий и т. п.). От имен с первым закрытым слогом, а также от имен, в которых выделение первого слога (без согласного следующего слога) повело бы к образованию двусмысленного названия, ласкательные формы производятся путем смягчения согласного, закрываю­щего первый слог, и присоединения женского окончания (Надя от Надежда). Но губные (например, м, в, ф) и заднеязычные к, х, г не подвергаются смягчению (напри­мер, Рома от Роман). Ср.: ПетрПетя; ЛевЛева; АннаАня; Варвара — Варя; Василий — Вася; Виктор — Вика и Витя и т. п. В собственных именах, начинающихся с безударных гласных, особенно если эти имена многосложны, выделяется не первый слог (недостаточно определительный и к тому же иногда существующий только в ис­кусственно-официальном, а не в разговорно-бытовом произношении этих имен), а сле­дующий слог или слог, находящийся под ударением: Екатерина — Катя; Елизаве­та — Лиза; АнатолийТоля и т. д. Сюда же примыкают Иван — Ваня; Николай (ср. Никола) — Коля (народное Миколай, от которого ласкательное образование Миша бы­ло невозможно из-за совпадения с ласкательным Миша oi Михаил). Группа -cm- из полного имени переходит и в ласкательную форму: АнастасияНастя; Констан­тин — Костя.

Прием образования ласкательной формы от ударяемого слога полного имени применяется и в том случае, если выделение первого слога создает имя неблагозвуч­ное или двусмысленное. Иногда же таким способом возникают двойные, парал­лельные формы: Анастасия — Настя и Тася; Антонина— Тоня и Нина и т. д.

Любопытно чередование г — ж в ласкательной форме Женя (от Евгений и Евге­ния); ср. Геня (от Геннадий и Евгений) едва ли не под влиянием французского языка (Eugenie). Ласкательные формы от мужских и женских имен одного корня обычно раз­личаются или основами, или суффиксами. Например: Степан — Степа, Степапида — Стеша; Федор — Федя, Федосья — Фепя.

Необходимость различения ласкательных форм от Александр (Александра) и Алексей, которые в старину иногда совпадали в одной форме Леша или Алеша, при­вела к образованиям Саша, Саня, Шура (или Сатура) от Александр — Александра при сохранении Леша, Леня от Алексей.

В некоторых немногочисленных случаях конечный согласный ласкательной ос­новы не смягчается и, таким образом, ласкательное имя получается как бы посред­ством отсечения конечных слогов или слога у полного имени: НатальяНата; Зинаида — Зина.

Некоторые двусложные женские имена не образую! особых ласкательных слов (конечно, если они не обрастают производными ласкательными суффиксами вроде -уша): Вера, Нина, Зоя и др. В приемах образования ласкательных форм наблюдаются отголоски социально-общественной и культурной дифференциации. Ср.: Дмитрий -Дима и Митя (ср. народи. Митрий).

Давно отмечено, что в трех ласкательных именах сохранилась омонимность с на­званиями плодов и деревьев. Это Груша от Аграфепа, Дуня (в областных говорах дуня то же, что дуля) от Авдотья (Евдокия). Сюда же отчасти примыкает и Липа от Олимпиада .

Установившиеся в системе христианской номенклатуры приемы образования ла­скательных форм переносятся и па новые собственные имена, которые, впрочем, в большом количестве еще не распространились (ср. от Рур уменьшительно-ласка­тельное Руша). К некоторым простонародным именам как бы прирастают суффиксы презрительно-уничижительной окраски, например: Терека, Матреха (ср. нарицатель­ное матрешка).

Таким образом, категория слов общего рода вбирает в себя и ласкательные формы человеческих имен, как женских, так и мужских. К этой же категории примы-


кают и дальнейшие экспрессивные видоизменения этих имен (например: Ванька, Ва­нюшка, Ванюша; Сашура, Санька и т. п.).

Выводы о значении форм мужского и женского ро­да. Мужской и женский род имен существительных в категориях лица и жи­вого существа ярко обнаруживает свою знаменательность. Материальной ба­зой родовых различий в словах этих категорий являются отчасти представле­ния о половых различиях живых существ, отчасти значения социально активного лица или человека вообще. Категория одушевленности граммати­чески доминирует над категорией неодушевленности*. В категории неодуше­вленности родовая классификация слов определяется иной, этимологически производной, вторичной системой значений. Значения этих родовых групп полнее и разнообразнее выступят при изучении форм словообразования, ко­торые в русском языке органически связаны с различиями типов склонения, отчасти обусловленными в свою очередь родовой классификацией имен суще­ствительных. Но уже непосредственно очевидно по связи с категорией лица, что в классе слов мужского рода сосредоточены названия орудий — замените­лей человека. Кроме того, класс слов мужского рода, вообще говоря, менее экспрессивен, чем класс слов рода женского. Так как в категории мужского рода представление о поле выражено менее определенно, чем в обозначениях лиц женского рода, то, естественно, слова, служащие для выражения невзрос­лости, названия детенышей входят в мужской родовой класс. К этой группе слов примыкают и экспрессивно окрашенные названия социально неполноцен­ного человека. Наконец, вследствие меньшей экспрессивности класса слов мужского рода общее нейтральное значение конкретной предметности в нем ощущается особенно устойчиво.

В классе слов женского рода, кроме обозначений лиц женского пола и самок животных, выделяются имена абстрактных понятий и имена собира­тельные. Кроме того, в кругу слов женского рода наиболее ярки, красочны и разнообразны экспрессивные оттенки значений.

Гораздо менее резко очерчена сфера значений слов среднего рода. Прав­да, общее, отвлеченное значение вещной предметности кажется наиболее близким к категории среднего рода. Точно так же обозйачения абстрактных понятий, между прочим, действий и продуктов деятельности — и притом осо­бенно в стилях книжной речи — также заметно тяготеют к категории среднего рода. Но сама эта категория представляется «формальной», как бы фиктив­ной. Самое имя среднего рода намекает на негативный характер этой катего­рии: она объединяет слова ни того, ни другого рода, не-мужского и не-женского.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2438 - | 2194 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.