Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АПОДОЗИС. См. ПЕРИОД




 

АПОЗИОПЕЗИС (АПОЗИОПЕ́ЗА), или АПОСИОПЕ́ЗИС (АПОСИОПЕ́ЗА) (от др.-греч. αποσιώπησις – ‘усечение, умолчание’), − стилистический приём (стилистическая фигура), состоящий в намеренном недоговаривании (прерывании, усечении) высказывания, сопровождающемся особой интонацией (на письме обозначается многоточием). В зависимости от типа предложения и его части, подвергаемой усечению, высказывания с А. отличаются разной степенью смысловой незавершённости. Ср.: Клим не успел уклониться от объятий, Лютов тискал его, приподнимая и, целуя мокрыми, горячими губами, бормотал: − Спасибо… Я очень…очень… (М. Горький); И у них с Натой уговор, она просила: она будет приходить, но он должен об этом никому, никому… (А. Битов).

Главная функция А. − создание подтекста, что характерно для художественной речи и публицистики. А. с высокой степенью смысловой неопределённости невербализованной части высказывания характерен для разговорной аффектированной речи (в художественных текстах это главным образом речь персонажей). В заголовках А. усиливает рекламную функцию: Гласность – вещь превосходная, но… (ЛГ. 23.07.1986).

А. часто вступает в стилистическую конвергенцию (взаимодействие) с другими стилистическими фигурами, напр., с риторическим вопросом; эллипсисом и др.: Кто-нибудь другой об этом мог и не знать. Но начальник управления пассажирских перевозок? (ЛГ. 14.11.1973).

А. может оформлять смысловой центр небольшого текста, напр., анекдота: Два мужика разговаривают: – Ты знаешь, подарил дочери скрипку – думал, в музыкальную школу пойдёт, играть научится. Нет, ничего не произошло – так и лежит инструмент, пылится! – Ага! У меня та же история: купил тёще чемодан… (ТД. 26.02–04.03. 2001).

Разновидностью А. является Апокопа (см.) – обрыв слова, отсечение от него какой-л. части (недоговаривание слова). Этот приём обозначает наличие (появление) чего-л. препятствующего завершению речи (волнение, страх, физическое состояние говорящего, этическое табу и т.д.). Напр.: Так обстоит дело даже в самых отвратительных случаях. Но есть ведь и другие – тоже не ахти какие, но чуть более позити… нет, скажу лучше «чуть менее летальные» (Завтра. 2007. № 51); Борьба с воровством, конечно, должна идти рука об руку с модернизацией. Иначе наши обнаглевшие чиновники все плоды модернизации спи… В смысле «спилят!» (АиФ. 2010. № 44); Я видел: над трупом склонилась луна, / И мёртвые губы шепнули «Грена…» (М. Светлов).

Термин «апокопа» употребляется также для обозначения способа образования слова путём укорачивания его финальной части на один или несколько звуков (см. у И. Северянина: весень, синегладь, сквозь смоль, лазорь и т.п.). Такие слова, как правило, окказиональны, хотя встречаются исключения, напр., стало узуальным созданное И. Северяниным слово бездарь (усечённое бездарность, бездарный).

Лит.: Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; Колокольцева Т.Н. Незавершённые высказывания и контекст (на материале художественной прозы) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-методич. бюллетень / Краснояр. гос. ун-т. Вып. 6. Красноярск-Ачинск, 1998; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Цой А.А. О так называемых усечённых, или недоговорённых предложениях // Русский язык в школе. 1971. № 6; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.

А.П. Сковородников

 

АПОКОПА (от др.-греч. άροκοπή – ‘отсечение, усечение’) – 1. Падение конечного звука или звуков в слове в результате акцентно-фонетических процессов. Напр.: чтобчтобы.

2. Способ образования слова путём усечения его с правой стороны на один или несколько звуков. Напр.: метрометрополитен, универуниверситет.

Апокопированные слова первоначально воспринимаются как окказиональные. Некоторые из них через продолжительное время входят в литературный язык. Как отмечает Е.В. Клюев, вошедшим в литературный язык является изобретённое Игорем Северяниным слово бездарь, образовавшееся усечением слова бездарный (бездарность). Изменилось лишь ударение, которое поэт ставил на последнем слоге [Клюев 1999: 230]: Вокруг талантливые трусы / И обнаглевшая бездарь (И. Северянин).

3. Стилистический приём, заключающийся в умышленном усечении конечной части слова (как правило, слога или слогов), которое остается узнаваемым. Напр.: И Леля стала тонуть. Казалось, будто кто-то тянет её за ноги и не даёт вырваться. Течение быстрое, вода холодная, а Леля слабая женщина, слабая, слабая, сла… Очнулась на берегу (Э. Русаков); … в небесах архан / радостно маха / шистыми хвоста (Г. Сапгир) (ср.: в небесах архангелы радостно махали пушистыми хвостами); – Чего ты с ним, гадом, толкуешь, Федьк? – прогнулась фигура (А. Афанасьев).

А. используется для отображения стремительности событий, передачи эмоционального состояния героя, стилизации под разговорную речь, намёка на нежелательные для произнесения вслух слова, а также с целью создания комического эффекта или языковой игры.

Лит.: Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 2004; Горте М.А. Фигуры речи: терминологический словарь. М., 2007; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999; Кузнецова Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов: АКД. Тюмень, 2008; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2006; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999.

Г.А. Копнина

 

АПОПЛАНЕ́СИС. См. ПОДМЕНА ТЕЗИСА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2305 - | 2162 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.