Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А́кцио. См. Произнесение речи




 

АЛЛЕГО́РИЯ – 1. В искусстве – выражение отвлечённой идеи, отвлечённого понятия в конкретном художественном образе. Напр., образ женщины с завязанными глазами и весами в руках – это А. правосудия; две скрещённые пушки – аллегорическое изображение артиллерии и т.д. Такое образное представление абстрактных понятий и взаимоотношений вещей появилось впервые в изобразительном искусстве. Известны картины многих художников, изображавших что-л. в аллегорической манере. Напр., картины Шарля-Жозефа Натуара «Аллегория лета» и «Аллегория осени» (середина XVIII в.); Т. Роде «Аллегория на чесменскую победу» (1771 г.); В.Л. Боровиковского «Аллегория зимы» и т.д.

2. Стилистический приём, заключающийся в создании иносказательного образа, основанного на сходстве явлений жизни: связь между значением и образом устанавливается по аналогии (метафорично) или смежности (метонимично). Так, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определённые лица или социальные явления, т.е. животные замещают человека, и их отношения и действия соотносятся с моралью, выводами уже из области человеческих отношений: хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в образе волка, глупость – в образе осла и т.д.

Понятие А. очень тесно связано с понятием Метафоры (см.). Б.В. Томашевский называет А. «метафоры, происходящие от условного связывания явлений, выражающегося не только в словесном употреблении. Так, сердце выражает любовь в ряде условных изображений (вера – ‘крест’, надежда – ‘якорь’) <…> В аллегории (иносказании) слова имеют своё первоначальное значение, и лишь явление, ими означаемое, в свою очередь, означает то, к чему в конечном итоге направлена мысль говорящего. Таковы аллегорические апологи (басни), где под видом условной темы “подразумевается” нечто иное» [Томашевский 2001: 61]. По мнению Томашевского, А. почти всегда пространна, развёрнута и поэтому очень близка развёрнутой метафоре. И в том и в другом случае «слова сочетаются по их прямому значению, благодаря чему создаётся контекст, осмысленный и в своём прямом значении, и лишь отдельные слова, вводимые в контекст, равно как и общее значение связной речи, показывают, что мы имеем дело с речью переносного значения. Так как контекст поддерживает понимание слов в их основном, прямом значении, то в сознании проходят параллельно два ряда понятий и представлений − по прямому и по переносному значению слов, между которыми устанавливается некоторая связь» [Томашевский 2001: 62]. Ср.: Аллегория (развёрнутая метафора) у Маяковского: Небывалей не было у истории в аннале / факта: / вчера, / сквозь иней, / звеня в интернационале, / Смольный / ринулся / к рабочим в Берлине. / И вдруг / увидели / деятели сыска – / все эти завсегдатаи баров и опер – триэтажный / призрак / со стороны Российской: / поднялся. / Шагает по Европе …..

Здесь А. заимствована из первых строк Коммунистического Манифеста: Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

Тесно связано понятие А. и с понятием символа: А. возникают из символов, ставших понятными и привычными для всех в иносказательном значении. Это своеобразная модификация символа. Если в символе иносказательность, условность не имеет определённого прикрепления, устойчивости, то в А. такое прикрепление обязательно. Напр., образы древних сказок, обобщающих нравы животных, сначала были символами свойств и отношений людей, а уже позднее, в баснях, превращались в А. За волком закрепились такие качества, как жадность и глупость, за лисой – хитрость, за зайцем – трусость и т.д.

А. существует со времён Гомера (в текстах Гесиода, Архилоха, Алкея и др.). Особенно часто А. встречались у римских поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Первым полностью аллегорическим произведением является «Психомахия» («Psychomachie») Пруденция, заимствования из которой были широко распространены в Средние века. А. очень характерна для средневекового искусства, эпохи Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. Она питала творчество Эзопа и Федра, Лафонтена и Хемницера, Крылова и Салтыкова-Щедрина и мн. др.

Чаще всего аллегорические образы встречаются в сатирических произведениях, в частности в баснях; притчах, моралите, но не только в них – встречаются они и в лирической поэзии.

Лит.: Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986; Грасс Е.П. Аллегорический смысл в обиходном, художественном и религиозном типах дискурса: КД. Волгоград, 2012; Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1978; Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001; Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.

О.Н. Емельянова

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 669 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2379 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.