Категорически воздерживайтесь от какого-либо участия в отношениях, связанных с ростовщичеством.
Ростовщичество последовательно порицалось иудаизмом и христианством. Даже в дошедших до нас вариантах священных писаний этих религий сохранились явственные указания по этому поводу.
Ссудный процент, формирующий основы капиталистической экономической системы, который также не был выведен из применения в социалистической системе, полностью запрещен в Исламе.
В исламе ростовщичество не просто порицается, а ставится как один из главных врагов Аллаха и его Пророка Мухаммада (меиб).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы (проценты), если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо. (2:278,279).
"Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство" (2: 275)
"Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных грешников. (2: 276)
Аятов Корана, в которых упоминается запрет «риба», очень большое количество.
Ислам расширил понятие риба. Помимо потребительского или коммерческого кредита под ссудный процент, в данное понятие также включены договоры мены однотипных товаров разного качества и количества, являющихся прообразом ссудного процента.
Так, к риба относится обмен 1 кг фиников высшего сорта на 1,5 кг фиников второго сорта. Пророк Мухаммад (меиб) вместо такого обмена велит продать на рынке имеющиеся финики и купить желаемые.
По сути, речь идет о запрете на субъективную оценку стоимости товара через товар-аналог. Такая оценка неминуемо приведет к нанесению ущерба одной стороне и неоправданному обогащению второй стороны сделки.
Таким же образом можно расценить и кредит под ссудный процент: рубль сегодня продается за полтора рубля через год.
В дополнение к данной аналогии необходимо еще отметить, что в ситуации с ссудным процентом в качестве продаваемого товара выступают деньги, не несущие напрямую никакой ценности и полезности человеку. А, следовательно, продается не реальный товар, а некая сомнительная ценность временного пользования деньгами.
Вопреки бытующему мнению о том, что «время – деньги», необходимо понимать, что время – всего лишь один из элементов, необходимых для приумножения денег. В случае отсутствия таких элементов, как предпринимательские усилия, труд, капитал время не превратится в деньги. Тем более, в случае неэффективного использования денег – время может обернуться потерей денег.
Здесь также имеет смысл сделать краткий экскурс в историю. Во времена Пророка Мухаммада (меиб) Мекка была не только местом паломничества, но и крупным центром международной торговли и финансов. Торговые караваны Мекканцев ходили как в относительно близкие города типа Таиф, так и в такие отдаленные регионы, как Йемен, Сирия, Иран. Финансирование торговых операций являлось основным и единственным источником дохода многих семей в Мекке. Естественно, деньги на торговые операции ссужались под ссудный процент.
В доисламское время этим бизнесом занималось и немало сподвижников Пророка Мухаммада (меиб), среди них такие известные сподвижники, как Аббас бин Абдул-Мутталиб (ра), Халид бин Валид (ра), Осман бин Талха (ра), Зубайр бин Аввам (ра).
Тот факт, что они полностью отказались от «риба» с момента его запрещения, говорит не только об их вере, но и придает нам, современным мусульманам, силы отказаться от запрещенных видов деятельности, и не оправдывать себя тем, что якобы «сегодня бизнес без ссудного процента никак не построишь».
Вывод:
Каждый наш шаг прямо или косвенно пересекается с ссудным процентом. В наших силах и в нашей ответственности – постараться отказаться от вовлеченности в ссудный процент везде, где только это возможно.