Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дозволены ли подобные сделки с точки зрения шариата?




В Исламе разрешено торговать валютой при соблюдении определённых условий. Во-первых, сделка должна совершаться по рыночному курсу, действительному на данный момент. На это указывает хадис, переданный Ибн Умаром (радыяллаху анху): «Я сказал Посланнику Аллаха, что продаю верблюдов в местечке аль-Баки иногда за динары, а порой за дирхемы. Я беру и отдаю одни монеты вместо других. Тогда Пророк посоветовал: «Нет ничего страшного в том, что ты обмениваешь монеты по текущему курсу при условии, что вы не расстаётесь до окончательного завершения сделки» (Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи; Ибн Маджа; аль-Хаким; Булуг аль Марам).

Необходимо избегать временного разрыва между поставкой одного вида валюты в обмен на другой. Подтверждение этому также есть в Сунне. Аль-Бара бин Азиб и Зайд бин Аркам (радыяллаху анхума) говорили: «При жизни Посланника Аллаха мы были купцами и однажды спросили его об обменезолота на серебро. Он ответил: “Если деньги передаются из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, не стоит лишь откладывать расчёты какой-либо из сторон”» (Бухари, «Сахих»)

Поэтому торговля валютой дозволена только при реальном владении и фактической передаче в собственность другому лицу. По мнению современных мусульманских ученых, возможен и безналичный обмен валюты, когда средства переводятся на банковский счёт, а не выдаются лично в руки клиенту.

В любом случае, условия спекулятивных сделок на рынке Forex не могут полностью удовлетворять требованиям к валютной торговле, указанным в Сунне, так как эти сделки не приводят к реальному владению финансовыми средствами, а курс валюты, на который ориентируются трейдеры, зачастую не соответствует реальным котировкам. Часто сами сделки не выходят на реальный рынок Forex, оставаясь в пространстве дилингового центра. При этом клиенты компании торгуют между собой, а сам центр успешно наживается на собранных комиссиях и спрэдах.

К Forex применимы и общие требования шариата к торговле, согласно которым сделка не должна содержать неопределённость (гарар), черты азартных игр (майсир) и риба (ростовщичество).

Гарар возникает в случае, если хотя бы один из участников не обладает полной информацией о предмете сделки. На Forex трейдер не может даже точно определить, по какой цене он продаёт или покупает валюту в данный момент, так как курс меняется очень быстро, пусть и на доли пунктов. Возникает так называемый «эффект проскальзывания»: даже за пару секунд, пока трейдер нажимает на кнопку компьютера, чтобы купить валюту, её стоимость может измениться, и не всегда в выгодную для него сторону.

Майсир предполагает наличие в сделке элементов азартных игр, когда доход зависит не от вложенного труда и капитала, а от случая и «везения». Большинство игроков на рынке Forex не обладают знаниями, которые бы помогли им правильно реагировать на изменение рынка и прогнозировать динамику курсов валют. Соответственно, многие трейдеры терпят убыток.

Риба, или ссудный процент, присутствует в маржинальной торговле на Forex в неявной форме. Во-первых, предоставляя клиенту «кредитное плечо» или виртуальный капитал в обмен на залоговую сумму, дилинговая компания берёт комиссию за открытие каждой сделки трейдера, а также за продление сделки на следующий день. Во-вторых, залоговый депозит, как правило, хранится на банковском счёте с начислением процента. Правда, международные дилинговые компании предлагают специальные «исламские счета» для мусульманских трейдеров без начисления комиссий за продление сделок, а также с фиксацией цены сделки на первоначальном уровне.

Несмотря на веские аргументы против спекулятивной торговли на рынке Forex, данные сделки набирают популярность в мусульманских странах. Дилинговые компании успешно работают в богатейших арабских странах — Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ. Только в Малайзии, которая является одним из лидеров в развитии и продвижении исламских финансовых продуктов, в 2012 году Национальный комитет по фетвам объявил индивидуальную спекулятивную торговлю на Forex запретной для мусульман.

Очевидно, что спекулятивная торговля на рынке Forex приносит прибыль в первую очередь самим дилинговым компаниям. Завлекая потенциальных клиентов многообещающей рекламой о быстром доходе и финансовой независимости, дилинговый центр зарабатывает на обучении трейдеров: курсах, семинарах, продаже книг. В демо-версии клиент получает возможность попробовать силы и поучаствовать в торгах без вложения собственных средств. Результат демо-торгов, как правило, воодушевляет, однако в реальной жизни всё оборачивается иначе. Дилинговые компании не позволяют своим клиентам хорошо заработать, так как их прибыль — это убыток компании и наоборот. Получая высокое кредитное плечо, клиент рискует очень быстро потерять вложенные средства, так как 1% изменения курсов валют против интересов игрока при плече 100 означает убыток 100% капитала. С учётом того, что обычное движение валютных курсов примерно 1% в сутки, легко догадаться, что рано или поздно клиент окажется в убытке. Статистика подтверждает: по разным оценкам, от 80 до 97% мелких трейдеров терпят поражение в торгах на рынке Forex.

И дело не только в неопытности трейдеров, а скорее в недобросовестности компаний, которые активно применяют мошеннические схемы по отношению к своим клиентам. Чтобы не допустить прибыли трейдера, компания может «играть» против него, осуществляя сделки для большей дестабилизации рынка. Также практикуется несанкционированный доступ к счёту клиента, самовольная корректировка курсов валют в невыгодную для трейдера сторону или банальное отключение его от сети в благоприятной ситуации.

Поэтому маржинальные операции на Forex остаются спекуляциями и не выдерживают критики ни с экономической, ни с религиозной точки зрения. То же самое касается и торговли золотом, фьючерсными контрактами на нефть, газ — всего того, чем человек не собирается реально владеть, виртуально приобретая товар только ради перепродажи в случае роста цен.

 


Сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг или МЛМ (Multi Level Marketing), как его называют за рубежом, сегодня прочно вошёл в нашу жизнь. Наверняка у каждого из нас есть знакомые или друзья, которые пробовали заниматься сетевым бизнесом или даже достигли определённых высот. Но многие проявляют скептицизм, когда речь заходит о неслыханных возможностях и преимуществах,

которые предлагают своим дистрибьюторам сетевые компании. Мусульман же в первую очередь интересует разрешённость этой деятельности и получаемой сетевиками прибыли с точки зрения Ислама. Поэтому для начала разберёмся, что представляет собой сетевой маркетинг, каковы недостатки и преимущества этой формы бизнеса.

Согласно определению Википедии, сетевой маркетинг — это концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов, каждый из которых к тому же может привлекать партнёров, имеющих аналогичные права. Многие сетевые компании предпочитают термин «прямые продажи», определяемый как форма реализации товара вне розничной магазинной сети через его индивидуальную или групповую презентацию.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 550 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2307 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.