Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принцип циркуляции (движения) богатств




Денежные средства и имущество не должны лежать без дела. Ими надо распоряжаться следующими способами:

· пользоваться для себя (дом, машина, одежда, питание),

· расходовать в пользу других (начиная с семьи, соседей, родственников, заканчивая всеми нуждающимися),

· инвестировать и приумножать.

Не менее важной целью исламской экономической системы является распределение экономических ресурсов, богатств и доходов честно и справедливо. Ислам порицает концентрацию богатств в нескольких руках, и обеспечивает их циркуляцию по всем слоям общества.

"Добыча, которую Аллах вернул своему Посланнику от жителей селений, принадлежат Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас".(59:7)

Таким образом, среди первостепенных целей исламской экономической системы стоит уменьшение пропасти между богатыми и бедными путем распределения богатства и экономических ресурсов в пользу обделенных.

Исламский экономический строй имеет разветвленную систему оказания материальной помощи (садака), которая состоит из обязательных платежей (например, Закят, Фитр, Дийа - искупление за преступления) и добровольных пожертвований (милостыня, расходование на пути Аллах в пользу бедных, благотворительные пожертвования, вакфы и т.д.).

Благотворительность и милостыня часто определяется в Коране как прекрасный займ Господу, который сам возместит дающему многократно, а также вознаградит на том свете.

Система садака обеспечивает равномерное распределение богатств в мусульманском обществе. Движение богатств в производительные каналы проводится через повышение покупательской способности бедных. Концентрация богатства в нескольких руках отвергается, сокращается разрыв между богатыми и бедными.

Богатство не должно быть сконцентрировано в определенных руках, оно должно циркулировать и перераспределяться внутри всего общества.

Накопление и хранение богатств без уплаты закята проклинается в Исламе самым отчетливым образом, т.к. останавливает движение богатства, ниспосланного Богом, от богатых к бедным, реально нуждающимся в нем.

"Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!" (9:34-35).

Абу Саид Худри передает, что Пророк Мухаммад (меиб.) сказал: "У кого есть оружие и инструменты сверх потребности и сил, те должны отдать их слабым; у кого есть еды больше, чем нужно, те должны отдать ее нуждающимся". Худри передает, что Пророк Мухаммад (меиб) продолжал перечислять разные товары и имущество до тех пор, пока мы не поняли, что у нас нет прав на имущество сверх наших потребностей. (Мухалла Ибн Хазм 167-1581).

Умар бин Ал-Хаттаб (ра) сказал: "сейчас я это понял. Если бы я понял это раньше, я бы взял излишки богатства богатых и раздал их бедным и беженцам".

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха обычно ничего из имущества не хранил до завтрашнего дня. (Тирмизи)

Аиша передала, что Посланник Аллаха сказал: «Этот мир является пристанищем для тех, у кого нет пристанища и имуществом для тех, у кого нет имущества. И только не имеющие мудрости копят его». (Ахмад, Байхаки)

Несмотря на то, что накопление имущества сверх потребного после уплаты закята разрешено, многие пророки и другие благородные люди избегали любого излишка. Некоторые сахабы[10] и табиины[11] считали для себя любой излишек запретным.

Причина такого отношения к накоплению богатства предельно ясна: накопление имущества Всевышнего в одних руках сверх потребности бессмысленно, в то время как существуют нуждающиеся, имеющие права на это имущество.

Помимо вышеперечисленного, правила наследования в исламе также основываются на принципе отказа от концентрации богатства и максимально возможном распределении. Максимум, что может владелец имущества оставить в наследство одному человеку – это половина его имущества.

Передают, что Пророк Ислама (меиб) сказал: "Осторожно! Если кто из вас опекает сироту, у которого есть имущество, должен торговать (инвестировать) этим имуществом, а не хранить без движения, иначе Закят поглотит это имущество (Тирмизи).

 

Вывод:

Нам надо всеми силами искать возможности пустить личные сбережения в оборот, чтобы избежать гнева Аллаха, приумножить свое имущество, и оказывать больше помощи нуждающимся.

 

Принцип умеренности

Любые расходы должны быть оправданными. Недопустимо расточительствовать сверх потребностей (исраф) и тратить на бесполезные вещи. С другой стороны, недопустимо лишать себя и своих подопечных реально необходимых вещей. И монашествующий аскетизм, и подавляющий материализм являются крайностями. Необходимо выбирать средний путь.

Ислам следует политике среднего пути и умеренности, избегает крайностей. Две крайности любого действия плохи, а середина является лучшим выбором.

«О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». (5:87)

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным». (17:29)

"Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями" (25:67).

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (меиб) сказал: «Умеренность в расходах - половина обеспеченности, любовь к людям - половина мудрости, хорошие вопросы - половина обучения». (Бухари)

Матреф бин Абдулла передал, что Посланник Аллаха (меиб) сказал: «Лучшее из решений - это их середина».

Ислам велит мусульманам быть умеренными в потреблении и не вести роскошный образ жизни. В то же время и чрезмерный аскетизм не поощряется.

Два вида потребления особенно порицаются: исраф (траты сверх потребностей) и табзир (траты на запрещенное, например алкоголь или азартные игры).

Брать в долг также не приветствуется, за исключением займов на достойные цели (на покупку дома, свадьбу, образование, лечение). Если человек не может себе позволить накопить и купить за наличный расчет какую-то бытовую технику, одежду, мебель, ему лучше довольствоваться лишь тем, что имеет, а не влезать ради этого в долги.

В частности, займы на модные траты, регулярное обновление гардероба, аксессуаров и т.д. (культура потребления, основанная на кредитных картах) категорически противоречат духу Ислама.

Разумеется, здесь речь идет о займах без процентов. Займы и кредиты под ссудный процент безусловно запрещены.

 

Вывод:

Если мы научимся жить умеренно, мы не только избавим себя от нужды в чем либо, но и сумеем откладывать часть своих доходов на инвестиции, увеличивая свой достаток.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.