Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История исламской экономической мысли




В современной литературе преобладает мнение, что исламская экономика и финансы стали формироваться лишь во второй половине двадцатого века. Однако этот тезис не верен, он говорит лишь о разобщенности мусульманского мира, недостаточном знании собственной истории.

В каждом уголке мира, в каждый период времени вопросы исламской экономики волновали умы пытливых мусульман. Обсуждение экономических проблем выливалось в практические решения, хотя иногда и ошибочные.

Мусульманская традиция стремления к знаниям привела к быстрому развитию системы научных исследований в мусульманском мире на самом высоком уровне.

Во времена «темных» веков средневековья мусульмане достигли очень больших результатов в научных исследованиях различных областей, в том числе и экономики.

Фактически очень серьезные работы по экономике в мусульманском мире появились гораздо раньше появления европейской науки «Экономика». Западные исследователи, тем не менее, осознанно игнорировали достижения мусульман, несмотря на то, что в своих научных работах сами опирались на мусульманские труды.

В то же время настоящей трагедией ислама является последующее охлаждение мусульман к научным исследованиям. В новое время число мусульманских ученых-экономистов сильно уменьшилось, а труды отдельных ярких личностей были незаслуженно позабыты.

 

Эволюция исламской экономической мысли - это предмет отдельной научной работы. Я здесь лишь перечислю ярких мусульман-экономистов, внесших свой вклад в эту науку.

Впервые серьезно столкнулись с экономическими сложностями в рамках своей текущей деятельности праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман, Али, а также халиф Умар бин Абдуль Азиз (да будет доволен ими Аллах). Времена их правления были практической демонстрацией воплощения исламской экономической доктрины в жизни государства.

Разрабатывались решения по вновь возникающим экономическим, социальным и политическим вопросам. Далее эти решения оформились в правовые школы (мазхабы) имамов Абу Ханифа, Малика, Шафии, Ханбали.

В разделе социальных наук «Муамалат» были описаны правовые основы таких вопросов, как наследование, собственность, социальные фонды благосостояния, займы, налоги, правила в отношении доходов и расходов, обеспечение детей, стариков, матерей, общественно-полезные работы, торговля и коммерция, сбор, хранение и реализация зерновых, вопросы ценообразования, потребления, производства, распределения и обмена.

Далее эти вопросы подвергались более глубокому анализу, дроблению, систематизации.

Среди известных ученых, изучавших вопросы экономики задолго до развития западной науки «экономики», хронологически можно выделить следующих богословов:

· Имам Абу Юсуф (731-798 гг. р.х.)

· Абу аль Фадл

· Яхья бин Адам аль-Карши (818 г. р.х.)

· Абу Убайд аль-Касым бин Салам (ум. 839 г. р.х.)

· Ибн Кутайба (828-889 гг. р.х.)

· Фараби (ум. 950 г. р.х.)

· Абу Джафар Аль-Давуди (ум. 1042 г. р.х.)

· Ибн Сина (980-1037 гг. р.х.)

· Имам Аль-Маварди (947-1058 гг. р.х.)

· Имам Газали (1058-1111 гг. р.х.)

· Аль Харири (1054-1122 гг. р.х.)

· Ибн Рушд (1126-1198 гг. р.х.)

· Мухаммад бин Хассан Туси (ум. 1274 г. р.х.)

· Имам Ибн Таймиййя (1262-1328 гг. р.х.)

· Алляма Ибн Халдун (1332-1406 гг. р.х.)

· Шах Валиуллах Дехляви (1702-1763 гг. р.х.)

Исследование экономики в соответствии с принципами ислама получило второе дыхание и с тех пор бурно развивается со времен национально-освободительных движений мусульманских стран от колониальной зависимости Англии, Франции и других европейских стран. Мусульмане колоний начали осознавать необходимость отказа от навязанного колонизаторами социально-экономического типа общества, стали усиленно изучать свою историю, искать альтернативу капитализму или пути совмещения исламской доктрины с условиями формирующегося капиталистического строя.

Наличие большого количества противоречащих друг другу мнений в отношении экономики в среде мусульманских ученых того времени говорит о большой работе и усердии мусульман в вопросах изучения экономики, а также в склонности ряда правоведов к легализации капиталистических взглядов в исламском мировоззрении.

К большой чести мусульман в настоящее время большинство ученых-правоведов сумели выработать единую позицию по многим инструментам экономики и финансов, активно внедряют эти инструменты в жизнь крупного капитала и банковскую сферу.

Следующим шагом необходимо повысить знания о принципах и инструментах исламской экономики среди малого, среднего бизнеса, а также среди всего мусульманского населения, разработать и обеспечить широкое применение исламских финансов на бытовом уровне с постепенным отказом от ссудного процента в повседневной жизни.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1001 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.