Лекции.Орг


Поиск:




Традиционная потестарная и политическая культура и современность 6 страница




50 Gluckman M. Order and Rebellion..., c. 19.

51 См., например: Fortes M. The Political System of the Tallensi of the-
Northern Territories of the Gold Coast,—African Political Systems, c. 238—27Ц
он же. The Dynamics of Clanship among the Tallensi. L., 1945.

52 Морган Л. Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов, с. 16, 58.

53 Kuper H. An African Aristocracy..., с. 47—49, 68—71.

54 Gluckman M. Order and Rebellion..., c. 22.

55 Gluckman M. Politics, Law, and Ritual in Tribal Society. Oxf., 1965,
c. 216—267.

56 Gluckman M. Order and Rebellion..., c. 102—106; он же. Politics..., с. 45,
48—50; Schapera I. Government and Politics in Tribal Societies. L., 1956, c. 205,.
207; он же. Kinship and Politics in Tswana History,—JRAI. 1963, vol. 93, pt 1,
c. 159—173; Sellnow I. Zur Rolle der Volksmassen im Prozess des Staatenbil-
dung. Ein Beitrag auf der Grundlage ethnographischen Materials.— Beitrage
zur Entstehung des Staates. Hrsg. Hermann J., Sellnow I. 2. Aufl. В., 1974,.
с. 134—146.

57 Fried M. H. On the Evolution of Social Stratification and the State.—
Culture in History. Essays in Honor of Paul Radin. Ed. Diamond S. N. Y., i960,
c. 713—730; он же. The Evolution of Political Society..., c. 185—191, 224—226.

58 Dumezil G. Mitra-Varuna. Essai sur deux representations europeennes
de la souverainete. P., 1948, c. 92—94. Чередование римских царей Ж. Дюме-
зиль рассматривает как проявление более общего принципа, свойственного
общественно-психологической организации всех индоевропейских народов, хо­
тя позднейшие исследователи считают, что сфера действия этого принципа
не ограничивалась индоевропейцами и что он имеет универсальный характер.
См., например: Miller D. A. Royaute et ambiguite sexuelle.—Annales. Economies.
Societes. Civilisations. 1971, 26-e annee, № 3 et 4 (Numero special. Histoire et
structure), c. 640. Сводку материалов, освещающих процессы синхронного ста­
новления военных дружин и королевской власти у индоевропейских народов,
и их осмысления в общественном сознании, см.: Hallpike C. R. Principles of
Social Evolution. Oxf., 1986, с. 349—364.

59 Gluckman M. Order and Rebellion..., c. 118—135.

60 Perrot C.-H. Be di murua: un rituel d'inversion sociale dans le royaume
agni de 1'Indenie.—CEA. 1967, vol. VII, № 27, c. 434—443. Фигура, аналогич­
ная aburuahenne, использовалась и в Буньоро при смене правителей в доко­
лониальную эпоху. См.: ВеаШе J. Bunyoro..., с. 28; он же. The Nyoro State,
с. 116.

61 См., например: Heusch L., de. Essais sur le symbolisme de 1'inceste royal
en Afrique. Bruxelles, 1959; он же. Le Roi iyre ou 1'origine de 1'Etat. P., 1972;
Verdier R. Observations preliminaires a une etude sociologique des systemes po-
litiques negro-africains traditionnels.— Recueil de la Societe Jean Bodin pour
1'Histoire comparative des institutions. XXII. Gouvernants et gouvernes. Bru­
xelles, 1969, c. 153—196; Makarius L. Le Sacre et la violation des interdits. P.,
1970.

м См., например: Mailer J.-C. «Divine Kingship» in Chiefdoms.and States...,, c. 246; ср.: Girard R. La Violence et le sacre. P., 1972.

63 Beatiie J. Checks on the Abuse of Political Power..., c. 355—373.

64 Об этой категории см., например: Гиренко H. M. К вопросу об эволюции
систем родства у некоторых народов Экваториальной и Тропической Африки.—
Africana. Африканский этнографический сборник. XI. Л., 1978, с. 13—53; он же.
Система терминов родства и система социальных категорий.— СЭ. 1974, № 6^
с. 41—50.

65 См.: Hackenberg R. A. Genealogical Method in Social Anthropology: the-
Formation of Structural Demography.— Handbook of Social and Cultural Anthro­
pology, c. 289—325.


88 Goody J. Introduction.— Succession to High Office. Ed. Goody J. Cam­bridge etc., 1979, c. 29—39; Verdier R. Observations preliminaires..., c. 158.

67 Bohannan L. A Genealogical Charter,—Africa. 1952, vol. XXII, № 1, с 301—315; Vansina J. Afterthoughts on the Historiography of Oral Tradition.— African Historiographies. What History for Which Africa? Ed. Jewsiewicki В., Newbury. D. Beverly Hills, 1986, c. 108.

M Moniot H. Profile of a Historiography. Oral Tradition and Historical Research in Africa.— African Historiographies..., c. 56.

69 Drucker-Brown S. The Structure of the Mamprusi Kingdom..., c. 127.

70 Nadel S. F. A Black Byzantium. The Kingdom of Nupe in Nigeria. L. etc.,
1942, c. 72.

71 Помимо уже упоминавшихся работ Я. Вансины и А. Моньо см. статьи
А Базэна, Ж.-П. Кретьена и Д. Хениджа в кн.: African Historiographies...,
с. 59—104.

72 Block M. Introduction.— Political Language and Oratory in Traditional
Society. Ed. Bloch M. L. etc., 1975, c. 4.

73 Там же, с. 13.

74 Goody J The Domestication of the Savage Mind. Cambridge etc., 1977,
c. 112—128.

75 Bloch M. Decision-Making in Council among the Merina. Councils in
Action. Ed. Richards A., Kuper A. Cambridge, 1971 (Cambridge Papers in Social
Anthropology, № 6); Keenan E. A Sliding Sense of Obligatoriness: The Po-
lystructure of Malagasy Oratory.— Political Language and Oratory in Traditio­
nal Society, c. 93—112.

76 Bloch M. Introduction.— Political Language and Oratory in Traditional
'Societies, c. 13.

77 Weber M. Wirlschaft und Gesellschaft (Grundriss der Sozialokonomik. Ill),
c. 130—140.

78 Firth R. Speech-Making and Authority in Tikopia.— Political Language
and Oratory in Traditional Society, c. 39.

79 Guiart J. Structure de la chefferie en Melanesie du Sud, c. 132.

80 Goody E. Greeting, Begging and the Presentation of Respect.— The Inter­
pretation of Ritual. Ed. La Fontaine J. L. L., 1977, c. 39—73; Drucker-Brown S.
The Structure of the Mamprusi Kingdom..., c. 123—124; Seattle J. Bunyoro.
An African Kingdom, c. 29.

81 Leach E. R. Ritual — International Encyclopedia of Social Sciences.
Vol. 13. N. Y., 1968.

82 Goody E. Greeting, Begging and Presentation..., c. 56—57.

83 Gluckman M. Politics, Law and Ritual in Tribal Society, c. 109.

84 Abeles M. «Sacred Kingship» and Formation of the State.— The Study
of the State, c. 11.

85 Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975, с. 254.

86 Godelier M. Economy and Religion. An Evolutionary Optical Illusion.—
The Evolution of Social Systems. Ed. Rowlands A., Friedman G. L., 1977, c. 8;
он же. La Part ideelle du reel, c. 179—180.

87 Leach E. R. The Structure of Symbolism.—The Interpretation of Ritual,
c. 240.

88 Richards A. Social Mechanisms for the Transfer of Political Rights in So­
me African Tribes.—JRAI. 1960, vol. 90, pt 2, c. 177—179; она же. General
Characteristics.— East African Chiefs. A Study of Political Development in Some
Uganda and Tanganyika Tribes. Ed. Richards A. L., 1960, c. 33; Cunnison I.
History and Genealogies in a Conquest State.— AA. 1957, vol. 59, № 1, c. 20—
31; он же. The Luapula Peoples of Northern Rhodesia. Manchester, 1959, c. 14.

89 Fortes M. The Dynamics of Clanship among the Tallensi Oxf' 1945
c. 26.

Глава 4

1 Schapera I. Government and Politics in Tribal Societies. L, 1956 с 41- Marshall L. IKung African Bands.—Africa. 1960, vol. XXX, № 90, c. 351—352;


Meggitt M. I. Desert People. A Study of the Walbiri Aborigines of Central Aust­ralia. Sydney, 1962, c. 251 и ел. Кроме того, само по себе поддержание авто­ритета внутри группы представляет достаточно деликатную задачу: как под­черкивает К. Тернболл, говоря о пигмеях-мбути, «если охотничьи способности и придают определенный вес, то слишком большие способности могут повести к осмеянию. То есть мужчина, который изображает себя великим охотником и слишком громко похваляется своими достижениями, порой вызывает не­доверие, и любая его попытка использовать свою репутацию для того, чтобы приобрести большее влияние, чем остальные, немедленно вызовет насмешки»; см.: Turnbu.ll С. The Wayward Servants. The Two Worlds of African Pygmies. N. Y., 1965, c. 178—179.

2 Fried M. H. The Evolution of Political Society. An Essay in Political
Anthropology. N. Y., 1967, c. 83.

3 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Маркс К., и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. Т. 3, с. 27; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной соб­
ственности и государства.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

4 Maine H. S. Ancient Law. Its Connections with Early History of Society
and its Relation to Modern Ideas. L., 1880, c. 129—131.

5 Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человече­
ского прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934, с. 148—
159, 189—194.

6 Миллер Дж. Короли и сородичи. Ранние государства мбунду в Анголе.
М., 1984, с. 107—134.

7 Томановская О. С. Лоанго, Каконго и Нгойо. Историко-этнографический
очерк. М., 1980, с. 97—101; Fortes M. The Dynamics of Clanship among the
Tallensi. L. etc., 1945, c. 32—40; Southall A. W. Alur Society. A Study in Pro­
cesses and Types of Domination. Cambridge, 1953, c. 158.

8 Томановская О. С. О древних общественных структурах у народов Ниж­
него Конго (опыт реконструкции).— Этническая история Африки. Доколони­
альный период. М., 1977, с. 131, примеч. 6.

9 Fortes M., Evans-Pritchard E. E. Introduction.— African Political Systems.
Ed. Fortes M., Evans-Pritchard E. E. L., 1940, c. 6—8.

10 См., например: Leach E. R. Political Systems of Highland Burma. A Stu­
dy of Kachin Social Structure. L., 1954, c. 86—87; Barnes 1. A. Politics in a
Changing Society. A Political History of the Fort Jameson Ngoni. Cape Town
etc., 1954, c. 48—51; Smith M. G. Segmentary Lineage Systems.— JRAI. vol. 86,
pt II, c. 40—42; Eisenstadt S. N. Primitive Political Systems. A Preliminary
Analysis.—AA. 1959, vol. 61, № 2, c. 206—207. Sahlins M. D. The Segmentary
Lineage: An Organisation of Predatory Expansion.— AA. 1961, vol. 63, № 2,
c. 333—334; Owusu M. Ethnography of Africa: The Usefulness of the Useless.—
AA. 1978, vol. 80, № 2, c. 321—324 (в последнем случае критика концепции
сегментного общества включена в общий контекст полного отрицания цен­
ности работ европейских авторов для изучения африканских обществ).

11 Ср.: Middleton I., Tail D. Introduction— Tribes Without Rulers. Studies
in African Segmentary Systems. 1., 195», c. 9---16. К тому же в число сегмент­
ных обществ, как оказалось, ытлне можно включить и некоторые кочевые
и полуоседлые общества, на.холяшиеся на гораздо более высоком уровне со­
циально-экономического развития, чем те, на материале которых была выра­
ботана сама концепция, например кочевых арабов Киренаики или пакистан­
ских патанов. См.: Evans-Pritchard E. E. The Sanusi of Cyrenaica. Oxf., 1949;
Barth F. Political Leadership among Swat Pathans. L., 1959; Gellner E. Saints
of the Atlas. L., 1969; Ahmed A. S. Religion and Politics in Muslim Society.
Order and Conflict in Pakistan. Cambridge etc., 1983,

12 Ср.: Lewis H. Problems in the Comparative Study of Unilineal Descent.—
The Relevance of Models for Social Anthropology. Ed. Gluckman M., Eggan F.
(ASA. Monographs, I). L —N. Y., 1965, c. 87—112.

13 Калиновская К. Л. Возрастные группы народов Восточной Африки.
Структура и функции. М., 1976, с. 123.

14 Калиновская К. Я. Возрастные группы народов Восточной Африки;
Prins A. H. /. East African Age-Class Systems. An Inquiry into the Social Order
of Galla, Kipsigis and Kikuyu. Groningen, Djakarta, 1953; Huntingford G. W.


The Southern Nilo-Hamites L., 1953 (ESA, East Central Africa, pt. VI); он же. The Galla of Ethiopia. The Kingdoms of Kaffa and Janjero. L., 1955 (ESA, North-East Africa, pt. II).

15 Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и
политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985, с. 223—224.

16 Mair L. Primitive Government. Harmondsworth, 1962, с. 78.

17 Kuper H. An African Aristocracy. Rank among the Swazi. L., 194/,
c. 120—121, 203; она же. The Swazi: A South African Kingdom. N. Y., 1963,
c. 55—56.

18 Wilson H. Good Company: A Study of Nyakyusa Age-Villages. L., 1951,
c. 22—31.

'9 Eisenstadt S. N. From Generation to Generation. N. Y., 1956.

20 Coult A. D., Habenstein R. W. Cross Tabulations of Murdock's World
Ethnographic Sample. Columbia, 1965, c. 27.

21 Firth R. We, The Tikopia. A Sociological Study of Kinship in Primitive
Polynesia. L., 1957, c. 345—361, 371; Kirchhoff P. The Principle of Clanship
in Human Society.— Readings in Anthropology. Ed. Fried M. H. Vol. 2. N. Y.,
1959, c. 259—270'

22 Sahlins M. D. Social Stratification in Polynesia. Seattle, 1958, c. 140.

23 Там же, с. 249—250; Seaton L. S. The Early State in Hawaii.— The Early
State. Ed. Claessen H. J. M., Skalnik P. The Hague — Paris — New York, 1978,
c. 269—287; Earle T. Economic and Social Organisation of a Complex Chiefdorn:
the Halelea District, Kana'i Hawaii. Ann Arbor, 1978; Goldman I. The Evolu­
tion of Polynesian Societies.— Culture in History. Essays in Honor of Paul
Radin. Ed. Diamond S. N. Y., 1960, c. 696—698.

24 См., например: Sanders W. Т., Price B. J. Mcsoamerica: The Evolution
of a Civilisation. N. Y., 1968, c. 156--158.

25 Southall A. W. Alur Society..., c. 104—106, 215—216.

26 Balandier G. Anthropologie politique. P., 1978, c. 102—103.

27 Fried M. H. The Evolution of Political Society.., c. 183.

28 Ленин В. И. Великий почин.— Полное собрание сочинений. Т. 39, с. 15.

29 Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Маркс К., и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. Т. 3, с. 46.

30 Маркс К. и Энгельс Ф. Капитал. Т. III.— Маркс К. и Энгельс Ф, Со­
чинения. 2-е изд. Т. 25. Ч. I, с. 422.

31 Burrows Е. G. Ethnology of Futuna.— В. P. Bishop Museum Bulletin,
№ 138, 1936, c. 43; Handy E. S. C. History and Culture in the Society Islands.—
B. P. Bishop Museum Bulletin. № 79, 1930, c. 43; Beaglehole P. Ethnology of
Pukapuka.—B. P Bishop Museum Bulletin. № 150, 1938, c. 246; Firth R.
The Work of Gods in Tikopia!.., HMO, c. 2.')l>; он мс Primitive Polynesian Eco­
nomy. N. Y, 1950, с. 19В; Sahlins /VI. /). Sncial Stratification in Polynesia,
c. 31—32, 98; он же. Moala: Culture and Nature in a l-'ijian Island Ann Arbor,

1962, c. 340—345; Guiart J. Structure de la chefferie en Melanesie du Sud. P.,

1963, c. 652—660; Seaton S. L The Early State in Hawaii, c. 280—286.

32 Union R. The Study of Man. N. Y., 1936, c. 113—115; Nadel S. F,-
The Theory of Social Structure. L., 1957, c. 82—83; Goodenough W. H. Rethin­
king «Status> and «Role». Toward a General Model of the Cultural Organisation
of Social Relationships.— The Relevance of Models for Social Anthropologv,
c. 1—24.

33 Fried M. H. On the Evolution of Social Stratification and the State.—
Culture in History.., c. 718—720.

34 Godelier M. Rationaiite et irrationalite en economie. P, 1966, c. 255; CM.
также: Godelier M. L'Anthropologie economique.— Copans /, Tornay S., Gode­
lier M., Backes-Clement C.
L'Anthropologie: science des societes primitives? P
1971, c. 208—212.

35 По этому поводу см, например: Carneiro R. The Four Faces of Evolu­
tion.— Handbook of Social and Cultural Anthropologv. Ed Honigmann J J
Chicago, 1973, c. 105—108.

36 Энгельс Ф. Анти-Дюринг.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения 2-е шд
Т. 20, с. 183—186.

37 См, например: Gellner E. State Before Class: the Soviet Treatment of


African Feudalism.— Politics in Leadership. A Comparative Perspective. Ed. Shack W. A., Cohen P. S. Oxf., 1979, c. 193—220.

за Бромлей Ю. В., Першиц А. И. Ф. Энгельс и современные проблемы первобытной истории.— ВФ. 1984, № 4, с. 60.

39 Goodenough W. H. Rethinking «Status» and «Role», с. 2. ^- 40 О соотношении понятий «государство» и «элементы государственности» •см.: Куббель Л. Е. (Koubbel L. Ye.). Le Probleme de 1'apparition des structures etatiques au Soudan Occidental.— Congres International des Africanistes. Deu-xieme session. Dakar, 11—20 Decembre 1967. P., 1972; он же. Сонгайская дер­жава. Опыт исследования социально-политического строя. М., 1974, с. 345—346.

41 Ленин В. И. Государство и революция.— Полное собрание сочинений.
Т. 33, с. 89.

42 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­
ва.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21, с. 170—171.

Х^43 См.: Гуревич А. Я. Свободное крестьянство и феодальное государство в Норвегии X—XII вв.—Средние века. XX. М., 1961, с. 13, 25, 27; Неусы-хин А. И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родо-племенного строя к раннефеодальному (на материале Западной Европы ран­него средневековья).— ВИ. 1967, № 1, с. 70, 81; Колесницкий Н. Ф. К вопро­су о раннеклассовых общественных структурах.— Проблемы истории докапи­талистических обществ. Кн. 1. М., 1968, с. 635.

44 См., например: Кочакова Н. Б. Города-государства йорубов. М., 1968,
<:. 134—167; Heskovits M. J. Dahomey, an Ancient West African Kingdom. Vol.2.
Locust Valley. N. Y., 1938, c. 70—84; Akinjogbin J. A. Dahomey and Its Neigh­
bours, 1708—1818. Cambridge, 1967, c. 110—117.

45 См., например: Кобищанов Ю. М. «Полюдье» в Тропической Африке.—
НАД. 1972, № 4, с. 65—78; Камерон В. Л. Пересекая Африку. М., 1981,
с. 287—292.

46 Fried M. H. The Evolution of Political Society, с. 240—242; он же.
The State, the Chicken, and the Egg: or, What Came First? — Origins of the
State. The Anthropology of Political Evolution. Ed. Cohen R., Service E. R.
Philadelphia, 1978, c. 37; Price B. J. Secondary State Formation: An Explana­
tory Model.— Origins of the State..., c. 179—184; Khazanov A. M. Some Theo­
retical Problems of the Study of the Early State.— The Early State, c. 81—84.

47 Энгельс Ф. К жилищному вопросу.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.
2-е изд. Т. 18, с. 239.

48 См. по этому поводу: Поршнев Б. Ф. Роль социальных революций в
•смене формаций.— Проблемы социально-экономических формаций. Историко-
типологические исследования. М., 1975, с. 34.

49 Бромлей Ю. В., Першиц А. И. Ф. Энгельс и современные проблемы
первобытной истории, с. 58; Венгеров А. Б., Куббель Л. Е., Першиц А. И.
Этнография и науки о государстве и праве.— Вестник АН СССР. М., 1984,
.№ 10, с. 91.

50 Sahlins M. D. Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief. Political Types in
Melanesia and Polynesia.— Comparative Studies in Society and History. 1963,
vol. 5, № 3, c. 285—293.

51 Errington S. Order and Power in Karawar.— Anthropology of Power.
Ethnographic Studies from Asia, Oceania, and the New World. Ed Fogel-
son R. D., Adams R. N. N. Y., etc., 1977, c. 26.

52 Ср.: Hogbin H. I. Transformation Scene: The Changing Culture of a
New Guinea Village. L., 1951, c. 131; Oliver D. A. Solomon Islands Society.
•Cambridge (Mass.), 1955, c. 446; Sahlins M. D. Stone Age Economics L.

1974, c. 135—139.

53 Errington S. Order and Power in Karawar, c. 36—37, 42.

54 Mead M. Introduction.— Cooperation and Competition among the Pri­
mitive Peoples. Ed. M. Mead. N. Y., 1937, c. 32—33.

55 Chowning A. An Introduction to the Peoples and Cultures of Melanesia.
Menlo Park. Cal., 1973, c. XIV, 45.

56 Brown P. From Anarchy to Satrapy —AA. 1963, vol. 65, № 1, c. 1—15;
Salisbury R. Despotism and Australian Administration in the New Guinea High­
lands—AA. 1964, vol. 66, pt 2 (4) [Special Publication], c. 225—239; Strat-


hern A. Despots and Directors in the New Guinea Highlands.— Man, 1966, vol. 1, № 1, c. 356—357; Watson J. B. Tairora: the Politics of Despotism in A Small Society.— Politics in New Guinea. Ed. Berndt R. M., Lawrence P. Perth, 1971, c. 224—275; Godelier M. La production des Grands Hommes. Pouvoir et domination masculine chez le Baruya de Nouvell-Guinee. P., 1982, c. 174—175.

57 Godelier M. La production des Grands Hommes, c. 172—173.

68 Bulmer R. Political Aspects of the Moka Ceremonial Exchange System among the Kyaka People of the Western Highlands of New Guinea.— Oceania.

1960, vol. XXXI, № 1, c. 1—13; Read R. E. Leadership and Consensus in a
New Guinea Society.—AA. 1959, vol. 61, № 3, c. 425—436; Lowman-Wayda Ch.
Maring Big Men.—Anthropological Forum. 1968, vol. II. № 2, c. 199—243;
Langness L. L. Bena Bena Political Organisation.— Politics in New Guinea,
c. 298—316; Sillitoe P. Big Men and War in New Guinea.—Man. 1978, vol. 13,
№ 2, c. 252—271; Godelier M. La production des Grands Hommes, c. 289.

59 Buxton J. «Clientship» among the Mandari of the Southern Sudan.—
Comparative Political Systems. Studies in the Politics of Pre-Industrial Societies.
Ed. Cohen R., Middleton J. Garden City, 1967, c. 231—236; Leach E. Political
Systems of Highland Burma, c. 84 и ел.; Maquet J. The Premise of Inequality
in Rwanda. A Study of Political Relations in Central African Kingdom. L. etc.

1961, c. 100—101, 134—142; он же. Institualisation feodale des relations de
dependence.—CEA. 1969, vol. IX, № 3 (35), c. 408—411; Heusch L., de.
Le Rwanda et la civilisation interlacustre. Etudes d'anthropologie historique et
structurale. Bruxelles, 1969, c. 436—459; Barth F. Political Leadership among
Swat Pathans, c. 90—92, 119—122; Malr L. Clientship in East Africa.—CEA.
1961, vol. II, № 6, c. 324—325; Kabore G. V. Garactere feodal dttesysteme poli-
tique mossi.— CEA. 1962, vol. II, № 8, c. 613.

60 Маркс К. Капитал. Т. I.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд.
Т. 23, с. 377.

61 Миклухо-Маклай Н. Н. Остров Вуап. Антрополого-этнографические за­
метки из дневника.— Собрание сочинений в пяти томах. Т. III. M.— Л., 1951;
он же. Путешествие в Западную Микронезию и Северную Меланезию. Архи­
пелаг Палау.— Собрание сочинений в пяти томах. Т. III; Шаревская Б. И.
Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М., 1964; Аверкие-
ва Ю. П.
Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М.,
1974, с. 81—82; Андреев Ю. В. Мужские союзы в поэмах Гомера.— ВДИ.
1964, № 4, с. 37—49; Schurtz Н. Altersklassen und Mannerbtinde, Eirte Darste-
llung der Grundformen der Gesellschaft. В., 1902; Webster H. Primitive Secret
Societies: A Study in Early Politics and Religion. N. Y., 1968; Rivers W. H. R.

, The History of Melanesian Society. Vol. I. Cambridge, 1914, c. 138 и ел.;

j Dennett R. E. The Ogboni and other Secret Societies in Nigeria.— JAS. 1916, vol. 16, № 6; Butt-Thompson F. W. West African Secret Societies. Their Orga-

, nisations, Officials and Teaching. L., 1929; Harley G. W. Notes on the Poro in Liberia. Cambridge (Mass.), 1941; Hickerson H. The Feast of the Dead among the Seventeenth-Century Algonkinians of the Upper Great Lake.— AA. 1960, vol. 62, № 1, c. 81—107; он же. Notes on the Post-Contact Origin of the Mide-wiwin.— Ethnohistory. 1962, vol. 9, № 4, c. 404—423.

62 Biobaku S, The Egba and Their Neighbours, 1842—1872. L., 1957, c. 6.

63 gOT как описывал эту диалектику У. Риверс: союзы—это-де организа­
ция, «посредством которой приобретается богатство. А так как продвинуться
в этих корпорациях могут лишь богатые или же лица, имеющие богатых дру­
зей, организация эта служит средством закрепления и даже демонстрации со-

j циального ранга, коль скоро ранг этот зависит от обладания богатством»; см.: Rivers W. H. R. The History of Melanesian Society. Vol. I, c. 141.

64 Ajisafe A. K. The Laws and Customs of Yoruba Peoples. L., 1924,
c. 90—9.1.

', 6S Burger F. Die Kusten- und Bergvolker der Gasellenhalbinsel. Ein Beitrag

' ) zur Volkerkunde von Neuguinea unter besonderer Hervorhebung rechtlicher und

I sozialer Einrichtungen. Stuttgart, 1913, c. 11.

< 66 Hecht E. D. Der Herrscher und seine Ratgeber im afrikanischen sakralcn

, Konigtum —Musee Royal de 1'Afrique Centrale. Annales, № 65. Tervuren, 1969,

I c. 216—217.

Lt;i 16 Зак. 829 241


87 Ср.: Labouret H. Les Manding et leur langue. P., 1934, c. 98—99.

68 Hecht E. D. Der Herrscher..., c. 31—32.

69 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­
ва.— Маркс К- и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21, с. 164.

70 Морган Л. Г. Древнее общество..., с. 86—87, 100.

71 Там же, с. 84—133.

72 Морган Л. Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов. М., 1983, с. 58—61;
Goldenweiser A. Iroquois Social Organisation.— The North American Indians.
A Source Book. N. Y., 1967, c. 567—571. Правда, сам Л. Г. Морган демократизм
Лиги оценивал довольно критически: скорее не столько как демократию, сколь­
ко как олигархию, т. е. в буквальном смысле слова «правление немногих», при­
том число этих немногих все более ограничивалось; см.: Морган, Л. Г. Лига
Ходеносауни, или ирокезов, с. 59, 76—77.

73 Потехин И. И. Военная демократия матабеле.— Родовое общество. ТИЭ.
М. сер. Т. XIV, 1949, с. 246—248.

74 См., например: Толстое С. П. К вопросу о периодизации первобытной
истории.— СЭ. 1946, № 1, с. 26, 30; Косвен М. О. К вопросу о военной демо­
кратии.— Проблемы истории первобытного общества. ТИЭ. Н. сер. Т. LIV.
М.— Л., 1960, с. 241—261; Аверкиева Ю. П. О месте военной демократии в ис­
тории индейцев Северной Америки.— СЭ. 1970, № 5, с. 33—45; Авдиев В. И,
Военная демократия и классовый характер древнейшего государства.— ВИ.
1970, № 1, с. 89—102; Абрамзон С, М. Некоторые вопросы социального строя
кочевых обществ.— СЭ. 1970, № 6, с. 61—74; Лашук Л. П. О характере клас-
сообразования в обществах ранних кочевников.— ВИ. 1967, № 7, с. 111 и ел.

ч^ 76 Хазанов А. М. «Военная демократия» и эпоха классообразования.— ВИ. 1968, № 12, с. 93—97; он же. Социальная история скифов. М., 1975, с. 217; Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975, с. 128; Гу-ревич А. Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии. М., 1967, с. 90—91; Неусыхин А. И. Дофеодальный период..., с. 80—82; Першиц А. И., Мон-гайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. 3-е изд. М., 1982, с. 188, 194—195; Венгеров А. Б., Куббель Л. Е., Першиц А. И. Этнография и науки о государстве и праве, с. 90.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1039 - | 890 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.