Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Потестарная и политическая культура




Есть мненья

Различные на этот счет.

Но что б ни думал этот или тот,

А все предмет достоин размышленья.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад

1. Выше я старался показать, что существо потестарной и политической культуры составляют отношения власти и власт­вования в их объективном и субъективном аспектах. Однако та­кая общая характеристика все же представляется слишком ши­рокой и потому малопригодной для применения в конкретном исследовании. Она не дает ответа на несколько весьма сущест­венных вопросов, которые неминуемо возникают при анализе этой сферы жизни общества. Прежде всего каково соотношение формационной принадлежности последнего и форм, какие при­нимает его потестарная или политическая культура? Как соот­носятся культура общества в целом и его культура потестарная или политическая? В какой мере можно говорить об этнической окрашенности потестарной или политической культуры и, зна­чит, о ее роли в этнических процессах? И конечно, последнее по счету, но не по значению: что, собственно, включать в само понятие потестарной или политической культуры?

Ответ на первый из этих вопросов частично вытекает уже из самого разграничения потестарного и политического. Совер­шенно очевидно, что отношения власти и властвования в обще­стве с антагонистическими классами неизбежно должны стро­иться — и действительно строятся — иначе, чем в обществе до­классовом. Но за таким глобальным различием скрываются и различия внутри самой политической культуры, обусловленные тем, какое общество такая культура обслуживает1. Можно да­же априорно предположить, что в обществе капиталистическом она будет весьма существенно отличаться от того, что этнограф в состоянии проследить в обществах феодальных или рабовла­дельческих, тем более обществах «азиатских», или политарных, как предлагают их называть некоторые исследователи2 (если допустить существование такого рода обществ как самостоя­тельной общественно-экономической формации). Естественно, еще более глубоким будет различие между культурой политиче­ской и потестарной. Здесь оно будет касаться самого существа отношений власти и властвования, их общей направленности, определяясь в первую очередь тем, что в политическом общест-


ве они в значительной мере сливаются с отношениями господст­ва и подчинения.

Отсюда следует, что политическая культура докапиталисти­ческих классовых обществ и потестарная культура обществ до­классовых отличались несомненной спецификой, и это обстоя­тельство необходимо учитывать при пользовании понятийно-терминологическим аппаратом, выработанным на сегодня в по­литической науке. Этот аппарат сложился на Западе на основе изучения современного капиталистического общества, а у нас — общества социалистического. Принципиальным моментом здесь служит то, что в обоих случаях мы имеем дело с достаточно четко отграниченной и специализированной частью культуры общества в целом. В то же время в обществах докапиталисти-ческих степень специализации политической культуры, если речь идет об обществах классовых, намного ниже, а потестарная культура доклассового общественного уровня вообще начинает специализироваться лишь на последней, собственно предклассо-вой стадии его развития. До этого времени потестарная культу­ра образует неотъемлемую часть синкретического целого, каким-представляется ккультура первобытного общества. Таким обра-зом, можно, по-видимому, говорить о том, что движение в сто-рону специализации было определяющей тенденцией эволюции потестарной и политической культуры, и каждая последующая формационная ступень такой эволюции оказывалась все более специализированной и относительно самостоятельной, и так до превращения политической культуры капиталистической в более или менее автономную область культуры вообще.

К сожалению, анализу потестарно-политической культуры обществ докапиталистических в науке уделялось неизмеримо меньше внимания. Строго говоря, она не была предметом спе­циального исследования даже в трудах западных политантропо-логов, в частности британских, рассматривавших общества, пре­бывавшие на разных стадиях перехода от общества безгосудар­ственного, по их терминологии, к государственности (хотя, ко­нечно, так или иначе конкретные формы потестарно-политиче­ской культуры анализировали и Б. Малиновский, и А. Рэдклиф-Браун, и Э. Эванс-Причард, и многие другие). В применении же к докапиталистическим классовым обществам лишь в последние два-три десятилетия обнаружился все нарастающий интерес к. политической культуре феодального общества, как западноевро­пейского, так и восточного3. Этим и определяется необходимость-использования понятий и терминов, сформировавшихся на со­вершенно иной эмпирической основе. К тому же приходится учитывать и то, что сам термин «политическая культура» срав­нительно недавнего происхождения: на Западе, например, его впервые употребил Г. Алмонд в 1956 г.4. В советской же лите­ратуре понятие политической культуры стало широко исполъзо- ваться с 60-х годов, причем в последние годы наблюдается не­сомненное увеличение интереса к ней как к объекту изучения5.


 


Надо заметить, что ни у нас, ни за рубежом нет единства в определении самого предмета политической культуры (речь именно о политической культуре, так как потестарная культура вообще затрагивается только в немногих этнографических рабо­тах6). В трудах отечественных авторов можно встретить опре­деления, достаточно друг от друга отличающиеся, хотя в ряде случаев расхождения следует относить скорее за счет разницы в угле зрения. В качестве примера можно привести три опреде­ления, в том числе два, принадлежащие одному автору — Ф. М. Бурлацкому. В 1970 г. он писал: «Политическая культура означает, по нашему мнению, уровень знаний и представлений различных слоев общества и индивидов о власти и политике, а также определяемую этим степень их политической активности». В коллективной работе 1978 г. политическая культура характе­ризовалась как «определенное образование, состоящее как из совокупности средств организации политической жизни (формы политического процесса, стереотипы политического поведения, яолитические роли, политические традиции и т. п.), так и из совокупности мотивирующих политическую деятельность факто­ров (политические настроения, знания, верования, политические ориентации, политические ценности и идеалы)». Наконец, в по­следней по времени работе Ф. М. Бурлацкого «под политиче­ской культурой понимается институализированный и неинсти-туализированный исторический и социальный опыт националь­ной или наднациональной общности, оказывающий большее или меньшее воздействие на формирование политического поведения индивидов, малых и больших социальных групп. Иными слова­ми, политическая культура — это зафиксированная в законах, обычаях и политическом сознании „память" о прошлом общест­ва в целом, а также его отдельных элементов, в первую очередь классов и социальных слоев»7. Как нетрудно видеть, различие определяется здесь именно тем, что берется за основу оценки: в первом случае это оценка через политическое сознание, во втором — общая характеристика, стремящаяся учесть как объ­ективную, так и субъективную сторону изучаемого объекта, в третьем — взгляд на явление сквозь призму его исторического развития.

Н. М. Кейзеров рассматривает политическую культуру как «специфическую форму выражения и реализации коренных классовых политических интересов, представляющих объективное по своей природе явление, непосредственное выражение поло­жения людей в обществе, в системе общественного производства и обусловленных этим положением потребностей»8. Иными сло­вами, политическая культура понимается исследователем в виде совокупности интересов, идей, убеждений и поведения, без включения в ее сферу институциональной стороны, о которых говорится в определении Ф. М. Бурлацкого.

Впрочем, нельзя, видимо, говорить о всеобщем признании в нашей науке необходимости выделения и анализа политической


культуры в качестве самостоятельного явления. Характерно, что само понятие это отсутствует в «Философском энциклопе­дическом словаре» 1983 г. издания не только в форме отдельной статьи, но и не упоминается в таких статьях, как «Политика», «Политическая наука» и «Политическая система»9. В то же время «Юридический энциклопедический словарь» рассматрива-ет политическую культуру в качестве одного из факторов, ха-рактеризующих политическую систему социализма, определяя ее следующим образом: «комплекс ценностей и образцов пове­дения, адекватных потребностям развития» этой системы 10.

Как бы то ни было, легко заметить, что во всех приведен­ных выше определениях политической культуры одно из цент­ральных мест занимает поведенческая сторона дела — образцы и нормы политического поведения. В западной науке такая по­веденческая ориентация нередко оказывается фактической осно­вой понимания политической культуры, как таковой, т. е. со­держание понятия сужается до одной только субъективной сто­роны явления. Так, уже упоминавшийся Г. Алмонд усматривал в политической культуре, собственно, лишь модель (pattern) ориентации политической деятельности, существующую в дан­ном обществе11. В еще более узком смысле трактует это поня­тие, скажем, Дж. Пэден, для которого политическая культура сводится лишь к ценностям и верованиям, действующим в по-литической сфере 12.

Точка зрения Г. Алмонда, хотя и во многом дополненная и расширенная и им самим в более поздних работах, и другими политологами функционалистского направления, получила зна­чительное распространение как в специальных работах по по­литической культуре, так и в исследованиях, посвященных тем или иным конкретным обществам 13. Тем не менее она с самого начала встретила и весьма критическое отношение со стороны многих западных немарксистских политологов из-за своей не-четкости и весьма абстрактного характера 14. Возражения же со стороны исследователей-марксистов сводятся к тому, что Т. Алмонд и его последователи прежде всего обходят классовую обусловленность политической ориентации и отвечающего ей поведения, и в то же время политическая культура предстает у них как нечто неизменное, коль скоро ни причины ее складыва-ния, ни факторы, ее изменяющие, вообще не рассматриваются. Кроме того, за наивысший образец политической культуры в работах этого направления имплицитно (а порой и явно) при­нимается современная американская политическая система с обслуживающей ее политической культурой, точка зрения, не­приемлемая отнюдь не для одних только марксистов15.

Сам по себе анализ споров вокруг определений политиче­ской культуры, предлагавшихся в западной политологии, выхо­дит за рамки настоящей работы. Небезынтересно, однако, отме­тить, что среди критических голосов довольно рано выделились и такие, которые достаточно справедливо обратили внимание на


возможность неодинакового понимания самого этого термина в разных научных дисциплинах. Так, еще в 1964 г. И. Ким писал о различии восприятия политической культуры глазами полито­лога и социального (культурного) антрополога. Для последнего это понятие обозначало бы политическую организацию данного общества, тогда как в первом случае имелся бы в виду лишь один из аспектов этой организации, т. е. составная часть поли­тической деятельности в целом 16. И хотя отождествление по­литической культуры и политической организации едва ли мо­жет считаться верным, поскольку второе понятие значительно шире, включая, по существу, все элементы политической систе­мы, остается справедливым, что точка зрения этнографа (ант­рополога — в данном случае различие между этнографией и со­циальной антропологией практически отсутствует 17) должна су­щественно отличаться от точки зрения специалиста-политолога.

В самом деле, при всем несходстве предлагавшихся в поли­тической науке толкований понятия «политическая культура» в. них есть общая черта. Все они рассматривают эту культуру главным образом, а то и исключительно с точки зрения при­надлежности охватываемого ею комплекса явлений и форм общественной жизни к политической системе, а не к культуре общества в целом как самостоятельной сфере исследования. Между тем с точки зрения этнографической науки, главным объектом изучения для которой служат этнос и связанные с ним процессы развития этнического и культурного, более пер­спективным оказывается иной аспект проблемы: исследование политической культуры в качестве составной части культуры то­го или иного народа. Именно на эту сторону дела было обраще­но внимание в отечественной литературе — на «раскрытие по­литических отношений и институтов в их конкретной историче­ской форме в ходе культурного процесса» 18. Конечно, и в дан­ном случае главный интерес оказывается обращенным на поли­тические отношения и институты, однако основывается такой подход на бесспорном, как мне кажется, тезисе: «Политика должна рассматриваться в качестве определенного выражения культуры» 19. Подобный подход представляется вполне плодо­творным, если, конечно, понимать его в том смысле, что поли­тика в своих конкретных проявлениях так или иначе несет на себе отпечаток определенной культуры (но не определяется: ею!).

К тому же он позволяет преодолеть довольно существенное затруднение, связанное с определением объема понятия «по-тестарная культура» в его соотнесении с культурой политиче­ской. Как нетрудно заметить, все приводившиеся выше опреде­ления последней оставляли в стороне собственно политические институты, обоснованно полагая их более частью политической структуры, нежели культуры. Такая позиция, по-видимому, вполне бесспорна для общества социалистического или капита­листического. Но по мере нашего продвижения в глубь истории


имеется в виду главным образом продвижение стадиальное, так как спектр докапиталистических форм политической и по­тестарной культуры, дошедших до наших дней, достаточно ши-рок) оказывается, что соотношение культуры, т. е. способа деятельности, и структуры, т. е. социальной системы, не остает-ся неизменным. Выше уже говорилось о специализации как ос-| новной тенденции эволюции потестарной, а затем и политиче-ской культуры. Конкретно это означает, что в обществе доклас-совом и даже предклассовом институты потестарные столь тесно «встроены» в иные социальные институты (более подробно об этом пойдет речь при рассмотрении форм выражения потестар-ных и политических отношений), что, определяя потестарную культуру, приходится включать в число общественных форм и явлений, образующих ее объективную сторону, и потестарные институты. Более того, и после перехода рубежа классового об­щества раннеполитические институты отнюдь не сразу консти­туируются как составная часть именно политической структуры, отделяясь от собственно культурной сферы, хотя следует с самого начала сказать, что само разделение объективных и субъективных элементов даже в развитой политической культу­ре— проблема довольно деликатная. В самом деле, если вклю­чать в число средств организации политической жизни (см. ци­тированное выше определение Л. С. Мамута из коллективной работы 1978 г.) стереотипы политического поведения и полити­ческие традиции, то приходится признать: объективное сохране­ние и того и другого из поколения в поколение как фиксиро­ванного социального опыта коллектива не исключает огромной роли субъективного момента в актуализации этого опыта в каждом данном поколении.

2. Правомерность подхода к потестарной и политической культуре как к определенной части культуры общества в целом достаточно очевидна, если исходить из наиболее общего в науч­ной литературе определения культуры через человеческую дея­тельность, в частности из предложенного в свое время Э. С. Маркаряном понимания ее в качестве специфически чело­веческого способа деятельности, передаваемого из поколения в поколение внебиологическим путем. При этом для целей нашего исследования не имеет существенного значения, включаются ли в такое понимание результаты деятельности, объективирован­ные в той или иной форме, или они полагаются включенными в само понятие «способ деятельности»20.

Абстрагируясь от различий в точках зрения исследователей, рассматривавших общие вопросы теории культуры21, можно за­метить, что практически все они, как советские, так и зарубеж­ные, считают неотъемлемым элементом и условием существова­ния человеческого общества организацию. Так, скажем, Э. С. Маркарян выделяет в социальной системе три структурных элемента: собственно социальную организацию, организацию культуры и организацию деятельности, как таковой, а З. На-


дель исходил из возможности применения понятия организации именно к культуре22. Но организация по самому своему смыслу неизбежно предполагает руководство, а следовательно, как уже говорилось выше, и отношения власти и властвования. А отсю­да следует, что такие отношения вместе с соответствующими им и реализующими их организационными и общественно-психо­логическими структурами с самого начала должны составить, неотъемлемую и важную часть культуры общества в целом, именно ту ее часть, которую мы и обозначаем как культуру по-тестарную, если речь идет об обществе доклассовом, или куль-туру политическую, когда имеется в виду общество с антаго­нистическими классами.

Как составная часть культуры вообще, культура потестарная и политическая в принципе выполняет те же основные функции, которые присущи культуре в целом. В свое время Э. В. Соколов выделил семь таких функций: освоения и преобразования мира; коммуникативную; сигнификативную; информационную (накоп­ление и хранение информации); нормативную (точнее, соционор-мативную); проективной разрядки; защитную23. Если отвлечь­ся от выдвигавшихся против такой классификации обвинений в разномасштабности из-за отсутствия единого принципа выде­ления 24, то следует сказать, что относительное значение этих функций неодинаково и изменяется во времени. Это особенно-очевидно, если рассматривать их в применении к потестарной иполитической культуре. Так, при всем значении первой из этих функций, которая может быть кратко обозначена как инструментальная, надлежит признать бесспорный факт: как бы ни были важны технические средства осуществления власт­вования и управления обществом (понимая эти средства весь­ма широко и включая в их число, например, такие обществен­ные явления, как мораль и в последующем право), они на ран­них этапах общественного развития занимали гораздо более скромное место, чем то, какое им принадлежит в обществе ка­питалистическом, особенно в эпоху НТР. К тому же, рассуждая на чисто логическом уровне, можно предположить, что эта функция и проявилась не сразу: на первом месте хронологиче­ски стояла, по-видимому, коммуникативная функция, необходи­мость в которой ощущалась с самых ранних этапов существова­ния человеческого общества.

Говоря о различных функциях потестарной и политической курьтуры, надо иметь в виду, что раздельное их рассмотрение возможно именно только на чисто логическом уровне. В реаль­ной жизни, особенно если говорить о культуре потестарной, все эти функции составляли неразрывное единство. Притом отдель­ные элементы культуры перекрывали несколько сфер, по идее обслуживавших разные функции. В частности, только что упо­мянутые в качестве технических, т. е. инструментальных, средств осуществления власти мораль и право в такой же, если не большей степени выполняют соционормативные функции.


И еще: все перечисленные функции культуры, включая поте-старную и политическую, играют активную роль в этнических процессах — как консолидационных, так и дифференциационных. Наконец, не всегда бывает просто выделить в качестве само­стоятельных функций коммуникативную и информационную: ведь коммуникация по самой своей сути означает обмен инфор­мацией в той или иной форме. Это тем более справедливо для доклассовых этапов развития человеческого общества с харак­терной для них синкретичностъю культуры. Как раз поэтому в последующем коммуникативная и информационная функции потестарной и политической культуры будут рассматриваться как единая, нерасчлененная функция, которую можно условно называть по-прежнему коммуникативной25.

Эта функция обеспечивает циркуляцию информации внутри социального организма, что необходимо для его нормальной жизнедеятельности в качестве самовоспроизводящейся системы. Такая необходимость ощущается в первую очередь в сфере общественного производства (или на самых ранних этапах при добывании пищи). Самоочевидно, что именно эту сферу дея­тельности требуется регулировать прежде всего. А коль скоро движение информации осуществляется в рамках определенной информационной сети, то в данном случае задача потестарной и политической культуры как составной части культуры в целом заключается в том, чтобы обеспечивать целостность этих рамок в данном общественном организме. Тем самым решается и более широкая задача: сохранение последнего именно в каче­стве самовоспроизводящейся системы, хотя здесь действует от­нюдь не одна только коммуникативная функция потестарной и политической культуры (да и не одна только эта часть культу­ры общества, а вся его культура, взятая как определенное единство).

Тесно связана с коммуникативной сигнификативная функция потестарной и политической культуры, задача которой в пер­вую очередь отличение коммуникации именно в данной системе. Иначе говоря, здесь опять-таки идет речь об отграничении по­тестарной и политической культуры общества как системы от других аналогичных систем. Именно поэтому в качестве одного из главных, если не самого главного проявления сигнифика­тивной функции фигурирует символика культуры, с которой тес­нейшим образом связаны разнообразные ритуальные формы последней: ритуал выступает как отличительная черта или даже как символ определенной человеческой общности. Не случайно символике политической культуры уделяется столько внимания и в политологических исследованиях, и в работах этнографиче­ского или общекультурологического характера26. И в то же время как раз сигнификативная функция всей культуры и ее потестарной или политической составляющей, выражая в сим­волической и ритуальной форме исторический опыт взаимодей­ствия человеческой общности с другими коллективами людей,

Зак. 829 49


оказывается органически связана с особенностями этнической или в капиталистическом обществе национальной психологии, присущей членам такой общности. А через все эти моменты делается очевидной важность данной функции в процессе осо­знания людьми своей принадлежности именно к данному чело­веческому коллективу, противостоящему другим аналогичным коллективам. Причем в составе потестарной и политической культуры сигнификативная функция указывает именно на орга­низационные рамки такого коллектива.

В нашей литературе не раз уже обращалось внимание на особую важность рассматривавшихся выше функций культуры, играющих в ходе этнического развития роль факторов этниче­ской интеграции и этнической дифференциации27. К тому же, что уже говорилось по этому поводу, можно, по-видимому, до­бавить, что их положение в таком контексте не вполне одина­ково. Различие между ними заключено в том (хотя это разли­чие и никоим образом не должно абсолютизироваться, коль скоро обе функции участвуют в обоих процессах, разница лишь в относительной роли), что в этнодифференцирующем качестве выступает все же главным образом сигнификативная функция. В отличие от этого коммуникативная функция проявляется в первую очередь в качестве фактора этнической интеграции и консолидации. Можно, впрочем, заметить и то, что две эти функции обнаруживают свою роль в разнонаправленных этниче­ских процессах тоже неодинаково: чтобы быть фактором этниче­ской дифференциации, сигнификативная функция нуждается в контакте данного этноса и его культуры с другим этносом и культурой последнего. В отсутствие же такого контакта она выполняет только этноинтеграционную роль. Коммуникативная же функция культуры с самого начала ориентирована преиму­щественно «внутрь» общества, и ее внешняя роль выражается скорее опосредованно — через консолидацию общества, приобре­тающего способность противостоять тем обществам, с которыми оно вступает в контакт.

Этноинтеграционная (этноконсолидационная) направлен­ность как преимущественная характерна и для соционорматив-ной функции потестарной и политической культуры. Впрочем, этим характеризуется и вся соционормативная сфера культуры (или соционормативная культура), и это выдвигает дополни­тельный вопрос: в каком соотношении находятся культура со­ционормативная и культура потестарная/политическая?

По-видимому, помимо того что их нельзя рассматривать как единицы разного таксономического уровня,— это объясняется несовпадением сферы их действия: соционормативная культура действует практически целиком внутри данного общественного организма, тогда как потестарная/политическая в значительной степени обеспечивает внешние связи и взаимодействия,— прихо-пится говорить и о различии таких сфер и в рамках общества. Круг проявлений жизнедеятельности общественного организма,


охватываемый соционормативной культурой, заметно шире. Эта происходит потому, что, как уже говорилось, существует опре­деленный «порог», ниже которого отношения власти и властво­вания при всей несомненности их существования нельзя рас­сматривать как потестарные или политические. Скажем, к ним нельзя причислить отношения внутри семейных коллективов, по­скольку здесь дело касается прежде всего естественного поло­возрастного разделения труда и соответствующего распределе­ния социальных ролей. Точно так же в общем не могут быть подведены под определение политических отношения внутриоб­щинные, так как здесь социальная норма действует в рамках связей несамостоятельных малых коллективов. Но в то же вре­мя внутриобщинные отношения власти должны быть отнесены к потестарным, особенно когда община выступает в роли само­стоятельного социального организма. Конечно, тезис этот от­нюдь не абсолютен, из него возможны были и исключения. Как раз тогда, когда община функционировала как самостоятельный социальный организм, внутриобщинные потестарные отношения в определенных конкретно-исторических условиях могли пере­растать в политические отношения внутри самой общины, пре­вращая ее в политическую структуру. Так шло развитие полис­ных общин древней Греции и раннего республиканского Рима28. И все же, насколько можно судить при современном уровне на-ших знаний, во всемирно-историческом масштабе то были именно исключения. В общем же случае в качестве того «поро­гового» уровня, начиная с которого власть и властвование при­обретают предполитический, а тем более политический харак­тер, надлежит, как это мне представляется, рассматривать уро­вень связей общины с надобщинными организмами, будь то племя-эсо, вождество или государство. Но и внутри семьи, и внутри общины всегда существуют и действуют достаточно стро­го соблюдаемые социальные нормы, регулирующие поведение индивидов или их категорий. Таким образом, культура поте-старная и политическая, с одной стороны, оказывается уже, нежели культура соционормативная, пронизывающая все без исключения сферы и уровни жизни общества. С другой же сто­роны, она действует и за пределами данного общественного ор­ганизма, там, где ему приходится иметь дело с другими такими организмами.

Главная задача нормативной функции потестарной и полити­ческой культуры — обеспечивать стабильность и регулярный ха­рактер поведения отдельных индивидов и групп в сфере отно­шений власти и властвования выше отмеченного «порогового» уровня, т. е. отношений потестарных и политических. Такой кон­троль над поведением отдельных составляющих системы есть необходимое условие нормального функционирования послед­ней. Вместе с тем следует сказать, что, взятая сама по себе, нормативная функция потестарной и политической культуры вне сочетания с коммуникацией и без различения именно «сво-

4* 51


ей» коммуникативной сети оказывается как бы этнически ней­тральной по отношению к своему этносу. Однако дело обстоит так, строго говоря, тогда, и только тогда, когда рассматривает­ся один отдельно взятый этнос с его культурой. Но когда мы, имеем дело с общественным организмом, объединяющим не­сколько этнических общностей при господствующем положении одной из них (ситуация, которую М. Смит обозначает термином «дифференциальная инкорпорация»29), нормативная функция потестарной или политической культуры этой господствующей общности приобретает совершенно четкий этнодифференцирую-щий оттенок, разграничивая господствующих и подчиненных.

Впрочем, это еще одно доказательство того, что все перечис­ленные функции потестарной и политической культуры в исто­рической реальности существуют лишь в сочетании и взаимо­действии. В любой потестарной или политической культуре до­капиталистических обществ эти функции сосуществовали, хотя и могли быть выражены в разной степени в зависимости от конкретного этапа социально-экономического развития и от конкретной исторической обстановки. По всей видимости, клас­сическим образцом такого нерасчлененного единства отмечен­ных выше функций в потестарной культуре развитого родового общества можно считать первобытную мононорму. Правда, предложивший это понятие А. И. Першиц непосредственно имел в виду прежде всего соотношение права и морали в первобыт­ном обществе30. Думается, однако, что расширение первона­чального содержания понятия достаточно оправдано: ведь мо­нонорма, как таковая, не охватывая целиком ни коммуникатив­ную сеть общественного организма, ни механизмы ее отличения от других аналогичных сетей, ни даже нормативную сторону потестарной культуры, тем не менее содержит весьма сущест­венные элементы, во многом определяющие и конфигурацию информационных связей в обществе, и то, чем именно эта кон­фигурация отличается от других. В частности, не следует упус­кать из виду различие мононорматики ранних этапов первобыт­ности и более зрелых ее этапов: степень дифференциации, на­чатки институционализации, особенно ясно обнаруживающиеся по мере перехода родового общества в предклассовую его ста­дию, появление на этом этапе лиц, постепенно приобретавших право на преимущественное толкование нормы,— все это в не­малой степени трансформировало систему информационных связей общества, создавая в ней новые узлы или «размывая» ранее существовавшие. К анализу потестарной и политической культуры в ее роли коммуникативной системы мы еще вернемся, поэтому вышесказанное следует рассматривать лишь как пред­варительные замечания.

Было бы неверно думать, что дело ограничивалось одной только специализацией потестарной и политической культуры по мере продвижения общества по лестнице социально-экономи­ческой эволюции. И тем более будто такая специализация раз-


вивалась неизменно по восходящей линии. В ходе превращения предклассового общества в классовое, при становлении госу­дарственной, т. е. политической, организации сугубо политиче­ский смысл приобретали порой нормы, первоначально.к поте-старно-политической сфере не относившиеся или связанные с нею лишь косвенным путем и незначительно. В качестве при­мера можно сослаться на нормы полового поведения, которые резко изменили свой смысл именно на этом этапе общественной эволюции. И дело не в том только, что прелюбодеяние, особенно если речь шла о жене человека, принадлежавшего к высшему социальному слою, влекло за собой обычно самые суровые санкции: ведь оно становилось покушением на и без того труд­но устанавливавшиеся нормы, диктовавшие увеличение социаль­ной дистанции - между управляющими и управляемыми31. И. Коэн выдвинул представлявшуюся достаточно обоснованной данными кросскультурного анализа гипотезу, согласно которой «становящееся» государство вообще стремится утвердить среди своих подданных «сдержанность в проявлении чувств» (affecti­ve austerity). Делается это с целью максимального переключе­ния симпатий и эмоций населения на поддержку молодого госу­дарства и тем самым облегчения легитимации все той же соци­альной дистанции между управляющими и управляемыми32.

Будучи составной частью культуры в целом, культура поте-старная и политическая, а также концентрированное ее выраже­ние (хотя и не совпадающее с нею) — потестарная или полити­ческая организация общества — во многих случаях могут рас­сматриваться в качестве черт той культурной специфики, утра­тив которую та или иная человеческая общность «перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос» 33. Это осо­бенно ясно обнаруживается в тех исторических условиях, когда этническая специфика этой общности еще не успела устояться, т. е. когда еще не завершен процесс этнической консолидации (что характерно именно для предклассового и раннеклассового уровней общественного развития). Таким образом, сама по се­бе потестарная и политическая культура в большой степени оказывается этнически специфичной.

Конечно, степень такого рода специфичности не следует пре­увеличивать. Тому есть по меньшей мере два основания. Пер­вое— наиболее общее — заключено в том, что, как справедливо отмечалось в нашей литературе, неправомерно (и, добавлю я, опасно с точки зрения доказательности результатов исследова­ния) смешивать культуру этническую и культуру этноса34. Спе­цифична только первая, в составе же второй присутствуют и элементы межэтнического, и, чем выше по шкале социально-экономического развития стоит конкретное общество, тем боль­шим будет их число. Второе основание в применении к поте-старной и политической культуре — то, что в ней этническая специфика, строго говоря, выражается лишь в формах проявле­ния, свойственных этой культуре. Основная задача данной ча-


сти культуры общества в целом остается одной и той же вне-зависимости от особенностей того или иного этносоциального организма: это — регулирование функционирования общества,. руководство им и соответственно оформление отношений власти. и властвования в нем. Принципиальное же различие заключено здесь лишь в разнице между обществами доклассового, т. е. потестарного, и классового, т. е. политического, уровней разви­тия. Тем не менее, как уже говорилось в связи с нормативной функцией потестарной и политической культуры, в случаях мно-гоэтничного классового общества, когда политическая культура господствующей этнической общности становится навязывае­мой сверху всем остальным, именно этнически специфичные моменты последней приобретают значение важнейших социаль­но-политических индикаторов. Причем происходит это и при навязывании такой культуры, и тогда, когда, наоборот, она ос-тается достоянием единственно господствующей этнической общности.

3. Правомерность отнесения потестарной и политической. культуры и органически с нею связанной потестарной и полити­ческой организации в докапиталистических обществах к этниче­ски специфичным явлениям особенно подчеркивается огромной ролью ритуальных форм культуры в их функционировании. Ко­нечно, докапиталистические общества ни в коем случае не могут считаться исключением в данном отношении: развитые формы ритуальной культуры существуют и в высокоразвитых капиталистических обществах, причем иной раз они сознатель­но консервируются, сохраняя свой архаичный облик, примером тому может служить политическая культура современной Вели­кобритании. Определенные ритуальные формы присущи и поли­тической культуре социалистического общества. Но разница заключена здесь в степени проникновения ритуала в повседнев­ное функционирование политической культуры докапиталистиче­ских обществ с антагонистическими классами и тем более поте­старной культуры организмов доклассовых. В них сигнифика­тивная функция потестарной культуры выступает едва ли не на первый план: власть в потестарном смысле, как правило, органически сочетается в этих обществах с властью ритуаль­ной, которая, в свою очередь, образует одну из важнейших ча­стей соционормативной культуры, отличающей данный общест­венный организм от других. По существу, мы сталкиваемся сно­ва с неоднократно уже упоминавшейся нерасчлененностью куль­туры доклассового общества, в частности такой ее сферы, как руководство функционированием социального организма. В докапиталистических классовых обществах — рабовла­дельческих, феодальных или "азиатских" (политарных) — риту­

ал тоже сохраняет активную роль в осуществлении власти и властвования, активную прежде всего в том смысле, что слу-

 

жит реальным механизмом осуществления власти и властных отношений, хотя непрерывно развивающийся процесс специали-


зации сфер культуры, в том числе политической культуры, не-уклонно сужал значение ритуала в этой его роли. В конечном счете в полностью специализированной политической культуре капиталистического общества он превратился как бы в орна- ментально-пропагандистское прикрытие сугубо политического по своему характеру механизма управления в обществе, постро­енном на эксплуатации человека человеком.

Единство власти потестарной и ритуальной весьма хорошо
можно наблюдать в момент перехода от доклассового общества
к классовому, особенно в обществе предклассовом, когда пре­
обладающей формой потестарной надстройки становится вож-
дество. Возрастание роли ритуального момента на этом этапе
развития отношений власти и властвования нашло отражение в
достаточно частом объединении в руках правителя власти
собственно потестарной (более точно было бы, вероятно, гово­
рить о позднепотестарной или даже «предполитической власти»)
и религиозной власти, т. е. в одновременном его функциониро­
вании в качестве первосвященника, или сакрального, или даже
обожествляемого правителя. В западной науке весьма широкое
распространение получило представление, будто кумуляция в
одних руках власти духовной и светской и составляла чуть ли
не важнейшую черту политической, по западной терминологии,
структуры вождества35. Все же делать из такого рода совме­
щения глобальное правило, по-видимому, неправомерно: при
всей многочисленности подобных примеров нельзя утверждать,
что они имеют универсальный характер. К слову сказать,
А. Р. Рэдклиф-Браун, которого нередко считают как раз «родо­
начальником» этой концепции, рассматривал проблему более
осторожно. Еще в 1940 г. в Предисловии к классической работе
британских исследователей он, основываясь на изложенных в
ней итогах изучения политических, по терминологии авторов,
структур восьми африканских обществ, как государственных,
так и безгосударственных («акефальных»), довольно справедли­
во подчеркивал, что в подобных случаях соединение в руках
правителя «политической» должности со статусом духовного
главы общины надлежит рассматривать не столько в качестве
объединения самостоятельных функций, сколько как проявле­
ние разных аспектов единой функции управления обществом,
т. е. был достаточно далек от абсолютизации36.

Итак, мы снова имеем дело с нерасчлененностью отдельных сфер внутри такой специфической формы человеческой деятель­ности, как руководство жизнедеятельностью общественного ор­ганизма. И коль скоро верования и обряды, с ними связанные, образуют одну из важнейших областей, где с полной ясностью видна этническая специфика культуры, их органическая связь с потестарной и позднее политической организацией (которая, подчеркну это еще раз, представляет как бы концентрированное выражение соответствующей потестарной или политической культуры в смысле форм и проявления) предполагает такую же


этническую специфичность этой последней, даже с учетом всех высказанных выше оговорок.

Вопрос об этнической специфике имеет существенное зна­чение в связи с диалектическим характером взаимодействия культуры общества вообще и ее потестарной или политической составляющей. Диалектика эта в самом общем виде заключена в том, что последняя, входя в виде составной части в культуру того или иного этноса (точнее, этносоциального организма), выступает в то же время в качестве одного из самых действен­ных средств сохранения целостности (а стало быть, и «этнично-сти») такой культуры. И больше того, по мере разложения пер­вобытнообщинного строя и складывания предклассовых эсо — таких, как военно-демократические пли военно-иерархические, а равным образом и складывавшиеся «аристократическим» пу­тем,— позднепотестарная надстройка которых приобретала фор­му вождества, и в не меньшей (если не большей) степени в об­ществах раннеклассовых потестарная и ранние формы полити­ческой культуры все чаще становились средством распростра­нения культуры данной конкретной этнической общности на все более обширную территорию, и притом все чаще насильст­венным путем.

Здесь следует сделать некоторое отступление. Вполне оче­видно, что культура, как таковая, не может быть реальным инструментом ни защиты целостности, ни распространения «своей» культуры на чужих территориях. Эти задачи непосред­ственно выполняет потестарная или политическая организация общества, т. е. определенная часть его социальной структуры. Отсюда возникает и вопрос: в каком соотношении находятся эта организация и потестарная и политическая культура?

Если исходить из сформулированного в начале главы (при­меч. 1) представления о социальном строе общества как о структуре, а о культуре — как функции, т. е. способе деятельно­сти, различие между ними становится достаточно очевидным. Действительно, потестарная и политическая организация вы­полняет самостоятельные структурные задачи, но то, как она их выполняет, определяется соответствующей сферой культуры общества, взятой в целом. В этом и заключен, по-видимому, смысл соотношения такой организации с потестарной и полити­ческой культурой. Иными словами, потестарная и политическая организация может рассматриваться как система культурно-детерминированных ролей в масштабе всего общества в целом; содержание этих ролей и характер их функционирования зави­сят от содержания соответствующих норм данной культуры. При этом в развитом родовом обществе, тем более на его ранних стадиях, вследствие общего синкретического характера культу­ры еще не разделены роль и институты, т. е. не выработан культурный код, сопровождающий всякую институционализа-цию37. Как раз это обстоятельство и позволяет включать обще­ственные институты, выполняющие потестарные задачи на этих


этапах общественного развития, в число объективных элементов потестарной культуры, о чем говорилось ранее.

И в то же время именно понимание потестарной или полити­ческой организации (речь в данном случае преимущественно об относительно поздних стадиях потестарной организации) как системы культурно-детерминированных ролей, пронизывающей всю структуру общества, позволяет рассматривать эту органи­зацию в качестве концентрированного выражения потестарной или политической культуры.

С учетом сказанного можно обратиться к рассмотрению ме­ста потестарной и политической культуры в защите и распрост­ранении этнической культуры в целом. Отнюдь не случайно Р. Нэролл, пытаясь как-то уточнить ту базовую форму этниче­ской единицы, которая представляла бы большие удобства для кросскультурного изучения, нежели столь широко распростра­ненная в науке категория племени, ввел в число критериев, определяющих предлагавшуюся им «культурную единицу» (cultunit), и такой, как принадлежность к одному и тому же государству или же по крайности «к одной и той же контакт­ной группе»38. При подобной постановке вопроса потестарная или политическая культура (ибо именно она только и может обеспечить сохранность «контактной группы», уже не говоря о государстве) оказывается защитным механизмом культуры общ­ности в целом. Собственно, такая интерпретация потестарной или политической культуры, выраженной в соответствующих формах организации, представляется частным случаем понима­ния культуры как универсального адаптивно-адаптирующего механизма, понимания, восходящего в конечном счете к Дж. Стюарду и нашедшего широкое применение в зарубежной и отечественной пауке39.

Именно в качестве защитного механизма культуры предста­ет перед нами потестарпая и политическая культура этнической общности, действующая через соответствующие формы органи­зации, в тех случаях, когда в качестве одного из главных кри­териев при определении этой общности выдвигается ее «внеш­няя независимость»40. Вполне очевидно, что вне каких-то орга­низационных рамок такую независимость обеспечить невозмож­но. Но в данном случае организация, оставаясь составной частью социальной структуры общества, в то же время выра-жает и закрепляет и определенные субъективные факторы, на­правляющие потестарную или политическую деятельность чле­нов этого общества, их ценности, ориентации, традиции, связан­ные с подобного рода деятельностью. Иными словами, прежде всего именно через эту организацию выражаются коммуника­тивная, сигнификативная и нормативная функции потестарной или политической культуры, не говоря уже о ее инструменталь­ной функции, т. е. организация отношений власти и властвова­ния — непременный элемент существования и жизнедеятельно­сти, более того, необходимое их условие в любой «контактной


группе», применяя термин Р. Нэролла (если, конечно, эта груп­па представляет нечто более или менее стабильное).

Но потесгарная и поллтическая культура не только защит­ный механизм той или иной этнической культуры (впрочем, она может оказаться таковым и в применении к культуре этноса, включающей не одни лишь этнически специфичные элементы культуры, но и восходящие к межэтническому общению: ведь в любом случае сочетание этих двух категорий образует более или менее неповторимую конфигурацию именно культуры этноса). По мере того как расширяются границы потестарной или поли­тической структуры — более точно было бы говорить о поздне-потестарной и раннеполитической, коль скоро именно для эпохи перехода от предклассового к раннеклассовому обществу более всего типично такое расширение,— она активно вмешивается в динамику культурных изменений. Происходит заметное ускоре­ние этой динамики и в рамках самой расширяющейся этниче­ской общности — эсо, объединяемой данной структурой, и у тех общностей, с которыми она вступает в контакт при своем рас­ширении.

Процесс этот имеет, как, впрочем, и во всех других случаях, диалектический характер. С одной стороны, потестарная или политическая культура играет стабилизирующую роль в составе культуры в целом, защищая ее целостность. Но, с другой сторо­ны, само по себе расширение границ потестарной или политиче­ской системы влечет за собой заметное расширение возможно- стей случайного накопления изменений, которое впоследствии может привести к существенному изменению самого характера культуры, представленной этой системой. Речь идет, таким об­разом, об увеличении возможности культурного дрейфа41. При­чем такой дрейф распространяется и на саму потестарную или политическую культуру. Ее неизбежное взаимодействие с дру­гими такими же культурами имеет следствием изменение сло­жившихся этнически специфичных форм организации отноше­ний власти и властвования у этносоциального организма, расши­ряющего свою территорию42. Процесс этот может заметно уско­ряться, если наблюдается своего рода этническая и связанная с нею потестарная непрерывность — явление, достаточно характер­ное для тех общественных организмов, в которых эволюция и потестарной культуры, и связанной с нею потестарной структу­ры еще не продвинулась настолько далеко, чтобы сделаться в большей или меньшей степени этнически специфичной43.

В качестве примера, притом весьма показательного, можно назвать общество алуров — нилотского народа, живущего по обе стороны границы между Угандой и Заиром. Именно алур-ские этнопотестарные организации послужили Э. Саутхоллу в 50-х годах основой для выдвинутой им концепции «сегментного государства», т. е. пирамидальной структуры, образованной, множеством фокусов власти, повторяющих на более низких уровнях организацию власти на самой вершине пирамиды. Кон-


троль этой вершины над нижестоящими локальными сегмента­ми оставался весьма слабым. Более того, в качестве отличитель­ной черты «сегментного государства» исследователь выделил крайнюю неопределенность границ его сегментов по мере дви­жения от центра к периферии. Нарастание такой неопределен­ности приводит к тому, что на окраинах страны алуров локаль­ные сегменты могли входить в той или иной форме не только в алурскую потестарную систему, но и в пирамидальные структу­ры, принадлежащие другим общностям. Э. Саутхолл проанали­зировал свою концепцию на довольно широком сравнительном материале, в частности западноевропейском (как сегментные он рассматривал, например, «королевства» кельтов и германцев в Британии и Северо-Западной Европе), и показал значительное распространение таких структур в прошлом у многих народов мира44.

Мы оказываемся, таким образом, перед определенным про­тиворечием: с одной стороны, стабилизация культуры, с дру­гой— расширение возможностей ее изменения, причем обе роли одновременно играет одна и та же ее составная часть. Чтобы понять механизм этого явления, целесообразно будет рассмот­реть проблему с точки зрения движения культурной информа­ции в информационной сети социальной, точнее, этносоциаль-но.й общности.

4. Начнем с того, что при изучении процесса культурного взаимодействия — а мы имеем дело именно с ним — нужно все время учитывать весьма деликатное соотношение потестарной или политической культуры и соответствующей организации. Как уже было замечено, они не совпадают, хотя потестарная или политическая структура общества может в известном смыс­ле рассматриваться в качестве концентрированного выражения его потестарной или политической культуры. Тем не менее не­совпадение существует, и обусловливается оно тем, что здесь представлены информационные связи разного характера.

Как показали в свое время С. А. Арутюнов и Н. Н. Чебок-саров, информационная сеть социальной общности строится преимущественно на горизонтальных, т. е. синхронных, связях. В общности же этнической преобладают связи вертикальные, т. е. диахронные. Конечно, абсолютизировать такое различие невозможно: взаимоотношения информационных связей разного вида диалектичны, и связи синхронные и диахронные неизбеж­но в какой-то степени переплетаются45.

В интересующем нас случае потестарная или политическая организация общества образует важнейшую составную часть его социальной структуры в целом. И в этом своем качестве она представляется исследователю как система, или сеть, свя­зей преимущественно синхронных, горизонтальных. В то же время потестарная или политическая культур а, общества входит неотъемлемой частью в состав всей культуры данного эсо; и, как таковая, она, естественно, включена в систему, или сеть,


главным образом диахронных, т. е. вертикальных, информацион­ных связей.

На пересечении двух этих сетей располагаются определен­ные, присущие данному конкретному обществу традиции поте-старной или политической организации. Именно эти традиции, с одной стороны, обеспечивают преемственность в развитии ор­ганизации отношений власти и властвования. В этом своем ка­честве они образуют едва ли не важнейшую составную часть, культуры — потестарной или политической. Но, с другой сторо­ны, эти же традиции служат одним из самых действенных эле­ментов, скрепляющих потестарную или политическую организа­цию данного эсо, т. е. систему информационных связей, в основ­ном синхронную. Таким образом, традиция выполняет роль свя­зующего звена между структурой и культурой.

Изложенная выше схема, будучи, по-видимому, вполне спра­ведлива в принципе, все же не дает должного представления как раз о механизме передачи и изменения традиции, без чего прак­тически трудно представить двойственность «поведения» по­тестарной и политической культуры в условиях межэтнического контакта. Поэтому я попытался ввести в нее помимо чисто временного также и пространственное измерение46. В этом слу­чае информационная сеть культуры приобретает вид, напоми­нающий некую кристаллическую решетку, и превращается уже не в сеть, а в трехмерное историко-культурное пространство, в котором и происходят культурные взаимодействия.

В таком пространстве через любую точку пересечения вер­тикальной и горизонтальной сетей может проходить множество плоскостных сетей информационных связей. Такие сети могут строиться по разным критериям, но относиться тем не менее к одному и тому же факту культурной традиции (в нашем слу­чае— потестарно- или политико-культурной). Но и любая диа-хронная связь должна в принципе пересекать любое число син­хронных срезов коммуникации. В результате все возможные со­четания синхронных и диахронных временных связей, относя­щихся к одному и тому же факту в разных его аспектах, созда­ют в историко-культурном пространстве определенный информа­ционный пучок.

Если рассматривать сечение такого пучка какой-либо син­хронной плоскостью, надлежит принимать во внимание, что пе­редача основного содержания традиции — вовсе не единственная: задача этого пучка. Он одновременно отражает и более раннее-состояние передаваемой традиции, и воздействие на нее других: -социальных и культурных явлений на более ранних синхронных срезах. Под влиянием контакта с этими другими явлениями кон­фигурация синхронной проекции информационного пучка под­вергается изменению. В результате ее периферийные части испытывают более сильное давление, тогда как центральная со­храняется более или менее неизменной с точки зрения плотности: в ней информационных связей. Этим и обеспечивается стабиль-


ность традиции, как таковой, ее основного социально-культур­ного содержания, И в то же время меньшая плотность связей на периферийных участках создавала больше возможностей для появления здесь новых моментов, которые на более поздних синхронных срезах воспринимались уже как часть всей традиции в целом. А так как при определяющем влиянии центральной части «пятна» на содержание традиции эта центральная часть тем не менее неизбежно воспринимает информацию, поступаю­щую с периферии, с течением времени такая новая информация накапливается в количестве, достаточном для того, чтобы по­влиять и на основное содержание традиции, изменяя его в том или ином смысле.

Понятно, что при расширении зоны действия той или иной культуры в пространстве происходит двойной процесс. С одной стороны, центральное ядро традиции сохраняется, пусть даже и с известным разрежением плотности образующих его информа­ционных связей. С другой стороны, такого рода разрежение оказывается на периферии расширяющегося культурного ареала гораздо большим и, значит, позволяет более активное внедре­ние здесь новых элементов, иначе говоря, интенсификацию культурного дрейфа. Нужно при этом иметь в виду, что сам процесс изменения конфигурации синхронных проекций инфор­мационного пучка протекает неравномерно как во времени,так и в пространстве, а это тоже расширяет число возможных ва­риантов изменения традиции.

Последнее обстоятельство немаловажно, потому что тради­ция—и особенно традиция потестарной и политической культу­ры— обладает относительной самостоятельностью. Это обеспе­чивает ей значительно большую способность к тому, чтобы вос­приниматься этническими общностями иной культуры в сравне­нии с другими элементами культуры. Тем не менее это восприя­тие подчиняется весьма четко выраженным закономерностям. Первой такой закономерностью и непременным исходным усло­вием/усвоения служит стадиальная близость вступающих в контакт эсо, хотя, конечно, степень такой близости сама подвер­жена варьированию. При условии стадиальной близости разные сферы потестарной и политической культуры оказываются бо­лее проницаемы для внешних влияний. Помимо стадиальной близости немалую роль играет и сходство природной среды, в большей или меньшей степени повышающее вероятность приня­тия аналогичных решений в процессе адаптации к ней общества, в первую очередь вероятность близости хозяйственно-культурно­го типа (ХКТ), к которому относятся взаимодействующие эсо, или же, наоборот, взаимодополняемость их ХКТ.

Вместе с тем неравномерность изменения конфигурации синхронной проекции информационного пучка культурной тра­диции, которая затрагивалась выше, предполагает, что реак­ция различных частей традиции на внешний контакт, степень его усвоения ими не могут и не должны быть одинаковыми. Помимо


специфики конкретной исторической обстановки в каждом от­дельном случае существуют некие общие рамки, в которых должна проявляться реакция отдельных областей, или функций, потестарной и политической культуры на действие внешних факторов, нарушающих их первоначальную деятельность. Или, в иной формулировке: в какой мере неизбежные сами по себе изменения обнаруживаются в сфере действия разных функций потестарной и политической культуры?

По-видимому, общим исходным принципом при попытках от­ветить на этот вопрос должен быть тот, что при контакте двух обществ и их культур реципиент воспринимал из культуры об­щества-донора лишь те ее элементы, к которым он бывал под­готовлен уровнем своего собственного развития. В отечествен­ной этнографической литературе этот принцип, восходящий, строго говоря, еще к философам эпохи Просвещения, в послед­ние годы весьма плодотворно использовался при изучении кон­тактов между классовым миром и его первобытной перифери­ей47. Однако он, несомненно, имеет универсальное значение и в такой же мере применим и к культурному взаимодействию между обществами классовыми48, равно как и между общества­ми, еще не достигшими этого рубежа.

В процессе изучения таких контактов становится вполне очевидно, что разные сферы жизни общества неодинаково реа­гируют на вносимые в них новшества: скажем, сфера техноло­гии оказывалась в этом смысле более восприимчива, нежели. социальная или идеологическая49. Общим, однако, было то, что интегрировались, как правило, отдельные элементы, но не це­лостные их системы: практически не происходило прямого ко­пирования форм социальной организации, а идеологические влияния, прежде всего религиозные, подвергались иногда столь сильному приспособлению, что могли изменяться до неузнавае­мости. И даже в технологической сфере заимствование было выборочным.

5. Потестарная и политическая культура докапиталистиче­ского уровня располагается как бы на стыке социальной и идеологической сфер жизни общества. И, следовательно, усло­вия для восприятия внешних влияний были достаточно сложны, так как всякое заимствование представляло вторжение в едва -ли не самую важную и деликатную область руководства обще­ством. Я говорю здесь о контакте между равными партнерами, когда взаимность влияния предполагалась, так сказать, по оп­ределению. Однако историческая практика, особенно в эпоху перехода от общества предклассового к раннеклассовому, дале­ко не всегда предоставляла возможности для таких равноправ­ных отношений. Возрастание роли военного фактора на этой стадии развития все чаще приводило к тому, что позднепоте-старная или раннеполитическая культура общества-победителя навязывалась более слабому участнику контакта. Соответствен­но по-разному влиял контакт в разных исторических условиях


на выполнение потестарной и политической культурой отдель­ных ее функций. Это и понятно: при неизменном сохранении за этой частью культуры того или иного этноса-эсо роли защитного механизма культуры последнего в ее целостности неодинаковые условия контакта с культурой других этносов выдвигали на передний план то одну, то другую из таких функций.

Конечно, вопрос равноправного или неравноправного харак­тера контакта зависел прежде всего от соотношения военно-технических потенциалов партнеров; причем этот термин следу­ет понимать в данном контексте в широком смысле — с включе­нием в него и экономических, и организационных, и обществен­но-психологических моментов (хотя и при таком подходе было бы неверно в принципе абсолютизировать значение такого со­отношения потенциалов). Для «выравнивания» условий контак­та первостепенную роль играла инструментальная функция по­тестарной или политической культуры общества. К тому же новшества в этой сфере, особенно те, которые были непосредст­венно связаны с техникой и технологией, вообще принадлежали, к наиболее легко усваиваемым культурным элементам. И имен­но технические заимствования, скажем более эффективные ви­ды вооружения, могли существено повысить эффективность по-тестарной или политической структуры, эффективность «внеш-нюю», т. е. направленную на защиту целостности данного этно-социального организма и его культуры от внешних факторов, и «внутреннюю» (в предклассовом и тем более в раннеклассовом обществе), т. е. ориентированную на подавление социального протеста и стабилизацию складывавшейся классово антагони-стической социальной структуры этого же эсо.

В качестве примера такого резкого повышения действенно­сти можно было бы привести западноафриканские этнопотестар-ные образования эпохи, непосредственно предшествовавшей ко­лониальному разделу континента50. Пишущий эти строки в. свое время как раз таким образом и поступил51. Однако при более внимательном рассмотрении эта проблема представляется мне не столь простой. Дело в том, что в данном случае мы сталкиваемся со взаимодействием обществ предклассового уров­ня развития с уже высокоразвитым капитализмом Западной Европы, в крайнем случае с испытавшими сильное воздействие того же капитализма позднефеодальными обществами Север­ной Африки. Да, действительно, традиционная потестарная или раннеполитическая культура ряда обществ Западной Африки претерпела существенные изменения. Но речь-то шла уже, в сущности, о «зависимом развитии» этой культуры, когда она приспосабливалась «резким изменениям потестарной или поли­тической структуры, происходившим в форме переориентации на обслуживание европейской работорговли как важнейшего фактора экономической и социальной жизни. И такое приспо­собление означало в условиях второй половины XVIII-—первой половины XIX в. не просто повышение эффективности структу-


ры, но и резкое, не вызванное внутренним развитием общества изменение всей системы ценностей, связанных с потестарными и политическими отношениями, и распределения ролей, и мотива­ции потестарного и политического поведения. Подобный же процесс происходил и на восточном побережье континента под воздействием ближневосточной работорговли, хотя и на несрав­ненно более низком уровне социально-экономического развития участвовавших в нем сторон.

Таким образом, изменения в инструментальной функции по­тестарной и политической культуры в рассмотренном случае характерны скорее для самых ранних этапов складывания бу­дущей колониальной политической культуры, точнее, ее пред­посылок, нежели для нормального протекания контактов между обществами докапиталистического уровня, особенно предклас-совыми и раннеклассовыми. Здесь технологические заимствова­ния в силу сравнительно небольшого разрыва в этой области между контактировавшими эсо не могли за короткое время су­щественно изменить относительное равновесие между потестар­ной и политической культурой вступавших во взаимодействие этносов, существовавшее к началу такого взаимодействия. По­этому именно в данном контексте мы можем ограничиться рас­смотрением того, какреагировали на контакт три другие глав­нейшие функции потестарной или политической культуры — ком­муникативная, сигнификативная и нормативная. Или, что, в сущности, то же самое, насколько восприимчивыми оказывались сферы действия этих функций к влияниям со стороны и соот­ветственно как эта восприимчивость воздействовала на оформ­ление конфигурации всей потестарной или политической культу­ры общества. При этом предполагается, что последняя может в определенном смысле рассматриваться как совокупность традиций потестарной или политической жизни, т. е. коллектив­ного опыта, выраженного в социально организованных стереоти­пах восприятия окружающей действительности и поведения52.

По-видимому, в наименьшей степени оказывалась подверже­на изменению первая из этих функций—коммуникативная. В самом деле, взаимодействие с другим эсо примерно одинако­вого уровня развития и соответственно более или менее сход­ной плотности информационной сети культуры, или историко-культурного пространства, не вызывает надобности в сколько-нибудь заметном видоизменении коммуникативной сети данного общества, во всяком случае, в том, что касается внутренней жизни этого общества. Иными словами, плотность информаци­онных связей не претерпевает сколько-нибудь заметного увели­чения. Правда, общая конфигурация «пятна» при этом может изменятьс





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.