Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет и понятийный аппарат




ПОТЕСТАРНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ЭТНОГРАФИИ

Известно, что без власти Далеко не уйдешь.

А. К. Толстой. История Руси от Гостомысла до Тимашева

1. Как уже сказано, интерес потестарной и политической (потестарно-политической) этнографии обращен на традицион­ные отношения власти, ее институты и системы главным обра­зом в докапиталистических, преимущественно до- и раннеклас­совых общественных организмах: их задачи, формирование, структуру и функционирование; сравнительный анализ этих от­ношений, институтов и процессов в таких обществах — различ­ных как территориально и этнически, так и стадиально,— их классификацию и типологизацию. В современных исторических условиях предметом изучения во все большей мере становится также адаптация и/или инкорпорация традиционных структур власти во вновь создаваемые административные и политические институты развивающихся стран.

Будучи вполне правильным с содержательной стороны, такое определение тем не менее вызывает по крайней мере два вопро­са: почему научная дисциплина, рассматривающая указанный выше круг явлений, относится к этнографии в качестве ее отрас­ли, или субдисциплины? В каком соотношении она находится с такими науками, как политология и социология политических отношений?

По-видимому, ответы на эти вопросы следует начинать с объяснения того, почему для интересующей нас дисциплины из-брано «двойное» определение, т. е. «потестарная и политическая (потестарно-политическая)». Такое обозначение вызывается принципиальным различием в понимании политики и политиче­ского, существующим между марксистской и немарксистской наукой. Оно сводится к тому, что для марксиста политика, как определяет ее новейшее отечественное справочное издание, это «сфера деятельности, связанная с отношениями между класса­ми, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти». Более развернутое определение поли­тики принадлежит, например, Ф. М. Бурлацкому: «Политика — это форма взаимоотношений между классами, социальными


группами, нациями, связанная прямо или косвенно с проявле­ниями власти и деятельности властвования, понимаемом как способность принудить большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений»2. Нетрудно видеть, что в такой фор­мулировке присутствует важнейший элемент, без которого по­литика немыслима — власть и отношения, с нею связанные,— однако, по существу, это определение не отличается от первого в основном. В самом деле, определяющая черта марксистского понимания политики — отнесение к политическим лишь отноше­ний, присущих общественным организмам, располагающим уже сложившейся в целом классовой структурой и потому имеющим ту или иную форму государственной организации. Это вполне очевидно следует из ленинского определения политики: «Поли­тика есть участие в делах государства, направление государст­ва, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства»3.

Между тем в западной политической антропологии полити­ческими считаются в равной степени отношения власти и вла­ствования в современных высокоиндустриализованных общест­вах и те, какие существуют в обществах без антагонистических классов (во всяком случае, в их сложившейся форме), а соот­ветственно и без присущего классовому обществу надстроечно­го оформления, например у жителей Тробрианских островов. И тем более проявляется эта черта политантропологических ис­следований, когда в качестве объекта исследования выступают народы, пребывающие на разных стадиях перехода от доклас­сового общества к классовому, как, например, некоторые обще­ства доколониальной, да и постколониальной Африки4.

Само собой разумеется, марксистская наука ни в коей мере не отрицает существования определенных органов и механизмов руководства обществом, а стало быть, осуществления власти и властвования и в доклассовых общественных организмах. Одна­ко деятельность этих органов и механизмов по самой своей на­правленности принципиально отлична от аналогичной деятель­ности в обществе классовом. Именно поэтому для обозначения отношений власти и властвования в доклассовом обществе и был предложен термин «потестарный», к настоящему времени достаточно утвердившийся в отечественной этнографической литературе5.

Таким образом, название «потестарная и политическая (по-тестарно-политическая) этнография» подчеркивает тот факт, что объектом, изучаемым этой субдисциплиной, оказываются и общества прежде всего доклассовые или пребывающие на раз-

ных стадиях перехода от доклассовости к классовости, равно

как общества раннеклассовые и общественные организмы со сложившейся докапиталистической классовой структурой.

Как известно, в обществах до- и раннеклассовых вся культу- ра в целом может рассматриваться в качестве традиционно-бытовой в силу своего бесписьменного характера (это означает


опору прежде всего на устно передаваемую традицию) и недо­статочной специализации отдельных своих сфер6. Вместе с тем значительная степень нерасчлененности свойственна и культуре античного и восточного обществ (исключением была, пожалуй, древняя Греция, на многие столетия опередившая другие ре­гионы мира на пути специализации частей культуры), да и феодальному обществу на довольно продолжительном этапе его развития. Но совершенно очевидно, отношения власти и власт­вования образуют особую область человеческой деятельности и соответственно особую сферу культуры любого общества — культуру потестарную и политическую. О ней у нас еще пойдет речь особо; пока же хочу сказать только, что, не будучи до конца выделена из традиционной культуры любого докапитали­стического общества, эта ее часть оказывается вполне законо­мерно входящей в предметную зону этнографической науки, тем более что организация отношений власти и властвования на этом этапе общественного развития служит весьма существен­ным элементом этнической специфики7. И вместе с тем, в силу того что этнография отнюдь не ограничивается изучением толь­ко особенного, а рассматривает также и общее в жизни наро­дов, обусловленное формационными и историко-культурными признаками, не вызывает сомнений и правомерность анализа в рамках этнографических исследований также и общих черт по-тестарной и политической организации и ее эволюции.

Таким образом, можно сказать, что предметную зону поте-старной и политической этнографии составляет традиционная потестарная и политическая культура докапиталистических об­ществ. При этом, по мере того как общественный организм развивается в качестве классового общества, происходит спе­циализация отдельных областей, или сфер, его культуры, и в конечном счете политическая культура становится относительно самостоятельной. Процесс этот находит завершение только при капитализме, однако степень специализации бывает достаточно высока уже в развитом феодальном обществе, и тем самым по­литическая культура такого общества оказывается вне пределов предметной зоны этнографии, все более утрачивая этнически специфичные черты в пользу общеклассовых характеристик.

Именно здесь, на мой взгляд, и проходит граница между по­литической (и потестарной тем более!) этнографией и полито­логией. Последняя занимается изучением отношений власти и властвования в условиях относительно самостоятельной и впол­не уже специализированной политической культуры, к тому же в капиталистическом и социалистическом обществах понятие политической деятельности оказывается шире понятия полити­ческой культуры и не ограничено ее пределами. Классовое со­держание политической деятельности и ее форм решительно преобладает над локальными и региональными особенностями,:в значительной степени нивелируя их. Конечно, специфика в той или иной мере сохраняется, но она уже не носит этническо-


го характера, вернее, этническое в данном случае присутствует как бы в «снятом» виде, в форме национально-особенного, т. е. тоже нивелировано. Соответственно и исследовательские мето­ды, и инструментарий политологии оказываются во многом отличны от этнографических.

Что же касается соотношения между потестарно-политиче-ской этнографией и социологией политических отношений, то различны прежде всего предметные зоны этих научных дисцип­лин. Если, как уже говорилось, такой зоной для потестарной и политической этнографии служит традиционная потестарно-политическая культура обществ докапиталистического уровня развития, то социология политических отношений занимается в первую очередь, как специальная социологическая теория, изу­чением «социальных основ и социальных действий (силы, цели, результаты) установившейся в обществе власти»8, т. е., по су­ществу, общесоциологической теорией политики. Кроме того, в приложении этой теории к специальным разделам социологии политических отношений, например социологии политических партий, социологии политического сознания, социологии полити­ческого поведения и т. п., центр тяжести лежит именно на изу­чении высокоиндустриализованных современных обществ — как социалистических, так и капиталистических — и «современного» сектора в развивающихся странах.

Впрочем, как раз в последнем случае интересы политической этнографии и социологии политических отношений довольно близко соприкасаются друг с другом. Ведь само по себе отне­сение к предмету потестарной и политической этнографии толь­ко традиционной потестарной и политической культуры дока­питалистических обществ, свойственных этим обществам форм отношений власти и их организации вовсе не означает отказа от изучения таких явлений и в тех общественных организмах, которые находятся также и на стадии капиталистического раз­вития или даже избрали в послеколониальную эпоху социали­стическую ориентацию (в условиях развивающихся стран). Соб­ственно говоря, упоминавшаяся в самом начале этой главы про­блема адаптации и/или инкорпорации уже есть определенная форма изучения этих обществ, но с существенным ограничени­ем: потестарная и политическая этнография рассматривает их в той лишь мере, в какой речь идет именно о судьбах традици­онной потестарной и политической культуры — отношений, ин­ститутов и структур — в новых условиях. Ведь именно эти отно­шения, институты и структуры служили и сейчас еще нередка служат одним из главных выражений этнической культурной специфики, о чем уже была речь. С такой точки зрения измене­ния, происходящие, например, в политическом сознании и пове­дении членов традиционных обществ, включаемых в той или иной форме в современный мир, оказываются предметом изуче­ния в равной мере и потестарно-политической этнографии, и со­циологии политических отношений.


В целом, однако, возможности потестарной и политический этнографии в изучении современных общественных организм ограничены достаточно жесткими пределами. Усложнение струк-туры общества превращает изучение его политической культу-ры, не говоря уже о его политической организации в целом, в комплексную задачу, решать которую можно только совместны­ми усилиями политологов, социологов, экономистов и представи­телей других научных дисциплин. Характерно, что в этом смыс­ле расхождения между предложенным выше пониманием пред­метной зоны потестарно-политической этнографии и тем, как понимаются задачи политической антропологии на Западе, ока­зываются меньшими; нежели между пониманием предмета эт-нографии, с одной стороны, и социальной и культурной антро­пологией в целом — с другой9, если, конечно, отвлечься от того принципиального различия, о котором говорилось выше.

Из данного выше определения предметной зоны потестарной и политической этнографии кактрадиционной потестарно-поли­тической культуры обществ докапиталистического уровня раз-вития вытекает весьма существенное следствие: неизбежность определенной степени совпадения понятийно-терминологическо-го аппарата этой этнографической субдисциплины с политоло-гией. В самом деле, такое совпадение неизбежно в той мере в какой политология (и социология политических отношений) изучает политическую культуру капиталистического и социали­стического обществ, т. е., несколько забегая вперед, отношения власти и властвования в их объективном (через институты и структуры) и субъективном (ориентации, мотивации политиче­ского поведения, системы политических ценностей и т. п.) ас­пектах. Это приводит к тому, что потестарно-политическая этно­графия у нас и в еще большей мере политическая антропология за рубежом до сего времени практически не располагают соб­ственным понятийным и терминологическим аппаратом, исполь­зуя инструментарий, почерпнутый у других наук, в первую оче­редь, естественно, у социологии и политологии. Конечно, коль скоро речь идет об изучении разных сторон одного и того же объекта — общества, подобное совпадение аппарата не может рассматриваться ни как нечто неожиданное, ни тем более как нечто отрицательное. Необходимо, однако, все же учитывать известную специфику потестарной и политической культуры докапиталистического уровня, в особенности то, что такие ка­тегории, как власть или авторитет, в этих культурах никогда не выступают в том «чистом» виде, в каком они предстают перед

политологом, изучающим современное высокоиндустриализиро-ванное общество. В частности, это относится к проявлению эт­нической специфики в потестарной и докапиталистической по-.литической культуре.

Кроме того, конечно, сохраняются расхождения в понятийно-терминологическом аппарате, связанные с принципиальной раз-ницей в методологическом подходе между марксистской и не-


марксистской наукой. Привычные для нас категории типа «доклассового», «предклассового» или «раннеклассового» обще­ства зарубежные политантропологи (включая даже и часть марксистов) используют в общем редко и как бы неохотно, предпочитая им различение государственного и догосударствен-ного общества. Вольно или невольно при этом «смазывается» принципиальная разница между глубинными социальными: структурами таких обществ 10. Вместе с тем в ряде случаев; терминология и понятия, предлагаемые западными коллегами, могут достаточно успешно использоваться и в рамках марксист­ского подхода к изучению потестарной и докапиталистической политической культуры. Так, например, весьма плодотворной оказывается типология догосударственных (т. е. до- и пред-классовых) обществ, предложенная в свое время М. Фридом11; в известной мере могут быть полезны при изучении традицион­ной потестарно-политической культуры и некоторые категории экономической антропологии12. Тем не менее использование понятийно-терминологического аппарата, заимствуемого у зару­бежных политантропологов, неизменно требует определенной осторожности, а главное — сугубо конкретного исторического подхода.

2. Известное совпадение понятийно-терминологического ап­парата потестарно-политической этнографии, с одной стороны, и социологии политических отношений и политологии — с дру­гой, о чем была речь выше, касается в первую очередь некото­рых ключевых понятий и категорий — власти, управления, руко­водства и авторитета. Все это категории общесоциологические, и анализу их посвящено великое множество работ. Для наших целей достаточно определить указанные понятия и их объем, а также в общем виде рассмотреть соотношение между ними, точнее, между властью и остальными названными категориями, ибо центральным понятием, вокруг которого строится потестар-но-политическая этнография, служит, как это явствует из само­го-определения этой этнографической субдисциплины, понятие власти.

Общепризнано, что власть, как таковая, есть волевое отно­шение между людьми в рамках той или иной социальной си­стемы. Такое ее понимание было с полной определенностью, сформулировано основоположниками научного социализма13. Что же касается конкретных дефиниций, то они достаточно мно­гочисленны, подчеркивая внутри этого понимания те или иные его стороны с разной степенью детализации. Это легко видеть из. сравнения нескольких таких дефиниций между собой, что мы сейчас и проделаем.

Так, Ф. М. Бурлацкий в новейшем справочном издании пони­мает власть как «в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие; на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо сред­ства— авторитета, права, насилия (экономического, политиче-


ского, государственного, семейного и др.)», развивая и обоб­щая более раннее определение, принадлежащее ему же 14.

Н. М. Кейзеров рассматривает власть как «присущее обще­ству и определяемое его базисом волевое отношение между людьми (а в классовом обществе — между классами), при кото­ром применение ее носителем особой системы средств и методов обеспечивает выявление и доминирование властной воли по­средством общественной организации в целях управления и обеспечения соблюдения социальных норм на основе принципа социальной ответственности» 15.

Наконец, определение власти М. Вебером, из которого, как правило, исходит и западная политическая антропология, и за­падная политология, гласит: «Власть означает любую возмож­ность проводить внутри данных общественных отношений собст­венную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана» 16.

При всей близости этих определений для целей настоящей работы самым общим и в то же время полным мне представля­ется первое. Оно и принимается в дальнейшем в качестве ра­бочего.

Признание власти волевым отношением само по себе еще не дает ответа на вопрос о причинах, вызывающих к жизни та­кое отношение. Не отвечает оно и на вопрос о целях и причи­нах проявления властной воли индивида или социальной группы в том или ином общественном организме. Наконец, непрояснен­ным остается и вопрос об условиях и факторах, способствующих выделению разных видов власти, упомянутых в принимаемом здесь определении. Впрочем, последнее в самом общем виде объясняется достаточно просто: ростом и усложнением общест­венного производства, а соответственно и организации общест­ва, социальной и всей общественной жизни, что влечет за собой все возрастающую специализацию отдельных ее сфер. Но в та­ком случае мы опять-таки в конечном счете приходим к иной формулировке самого первого и самого общего из названных выше вопросов, а именно какие причины вызывают вообще не­обходимость видов власти, специализированных в соответствии со специализацией важнейших сфер жизни общественного ор­ганизма. Понятно, при этом потестарно-политическую этногра­фию занимают самые общие вопросы власти, относящиеся в наибольшей степени ко всему общественному организму в це­лом, а не к отдельным областям его жизнедеятельности.

Представляется вполне очевидным, что исходным путем воз­никновения власти, как таковой, послужила потребность в ре­гулировании функционирования общественного организма. Та­кого рода потребность, вне всякого сомнения, ощущалась уже на самых ранних стадиях эволюции человеческого общества, притом более или менее безотносительно к масштабам тех или иных коллективов. Эти масштабы, конечно, определяли большую или меньшую сложность самого процесса удовлетво-


рения такой потребности, но ни в коей мере не изменяли факта ее объективной необходимости на любых уровнях.

В основе лежала нужда в обеспечении функционирования того или иного человеческого коллектива как самовоспроизводя­щейся общественной единицы, и в частности в таком распреде­лении имеющихся в его распоряжении естественных ресурсов, которое бы позволило данной группе людей сохраняться как ясно определенному целому и обеспечивать нормальное биоло­гическое воспроизводство своего численного состава, а затем и свое социальное воспроизводство. В этом смысле власть необхо­димо присутствовала в любом человеческом обществе, начиная с самых отдаленных эпох его существования. Как подчеркивал В. И. Ленин, «принудительная власть есть во всяком человече­ском общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но госу­дарства тут не было» 17. Иначе говоря, власть вовсе не обяза­тельно должна была иметь строго организованные формы, хотя задачи ее в конечном счете оставались одни и те же, а именно, во-первых, сохранение целостности данного социального орга­низма, противодействие любым факторам, внешним и внутрен­ним, угрожающим такой целостности, и, во-вторых, обеспечение нормального функционирования данного организма в рамках заданной социальной структуры. Задачи эти всегда находятся в теснейшей взаимосвязи и одна без другой немыслимы. В то же время в обществе классовом они решаются в форме обеспечения власти меньшинства над большинством и эксплуатации этого меньшинства, т. е. классового господства, которое сохраняет об­щество именно как антагонистическую структуру и его функ­ционирование в качестве таковой.

Среди внутренних деструктивных факторов, угрожающих самому существованию общества, в особенности на ранних ста­диях социальной эволюции, на первом месте стоит тенденция к нарушению объективно необходимых пропорций между общест­венным производством и потреблением. И как раз в пресечении таких тенденций через отношения власти и властвования за­ключается тот, по определению К. Маркса, верный инстинкт всякого общества, который препятствует последнему своими действиями ставить под угрозу собственное воспроизводство18. В этой связи нелишним будет заметить, что некоторые за­падные авторы рассматривали в качестве одной из главных практических задач политической (по их терминологии) власти

именно сдерживание соперничества между членами общества, имеющего в конечном счете материальную подоплеку. И сама власть есть согласно такой точке зрения продукт этого соперни-

чества 19. Подобный взгляд на вещи в определенной мере спра­ведлив, но только в определенной мере, и нуждается в сущест­венном ограничении. Справедлив он лишь в отношении власти политической, противополагаемой дополитической или в край- нем случае предполитической (потестарной или позднепотестар-ной) власти, существующей в обществах, далеко уже продви-


нувшихся по пути классообразования (стратифицированные об­щества типологии Фрида с дифференцированным доступом к важнейшим ресурсам). Когда подобная оговорка не делается, результатом оказывается неправомерная экстраполяция на всю историю доклассовых обществ представлений, верных лишь для самого позднего, предклассового ее периода. Едва ли право­мерно утверждать, будто соперничество из-за ресурсов было характерно для родового общества периода его расцвета: гораз­до более типичны в данном случае были отношения сотрудни­чества. Но в том-то и дело, что и сотрудничество внутри таких

первобытных человеческих коллективов тоже нуждалось в ка-
ком-то регулировании и каком-то минимуме организации. Эту-то
функцию и выполняла власть — общественная власть!—в родо-
вом обществе эпохи его расцвета.

Не изменяя самого факта объективной необходимости тех
или иных форм регулирования общественной жизни, масштаб
социального организма (т. е. в конечном счете численность вхо-
дящих в него людей), как уже говорилось, влиял на сложность;
такого регулирования. Естественно, эта сложность возрастала с
усложнением и ростом масштабов данного организма, особенно
под давлением демографического роста на наличные естествен-
ные ресурсы. Именно такое возрастание сложности определяла
ведущую тенденцию в развитии общественных институтов, скла-
дывавшихся ради регулирования функционирования общест-
ва — тенденцию к их специализации.

Проблема масштабов социального организма непосредствен­но связана с таким вопросом, как установление пределов функ­ционирования потестарных и политических отношений. В самом деле, достаточно очевидно: несмотря на наличие власти и вла­стных отношений в семье, эту власть и эти отношения едва ли можно отнести к потестарным, тем более к политическим. По-видимому, можно утверждать, что существует определенный «порог», ниже которого власть утрачивает потестарный или политический характер. Если исходить из предложенного Ю. И. Семеновым понимания социального организма как «са­мостоятельной единицы социального развития»20, то придется признать, что семья в такой роли выступать не может. Другое дело — община в различных ее стадиальных и хозяйственно-культурных вариантах. Вопрос о «пороге» потестарно-политиче-ских отношений будет еще рассматриваться далее в связи с необходимостью разграничить сферы потестарно-политической и соционормативной культуры. Пока же можно утверждать, что таким «порогом», вероятнее всего, следует считать в некоторых случаях непосредственно общинный уровень, т. е. уровень отно­шений власти и властвования внутри самой общины, а в более общем случае — таких отношений между общиной и племенем как этносоциальным организмом (эсо), а позднее вождеством и, наконец, государством; эти отношения уже могут рассматри-ваться в качестве потестарных или политических, в то время


как внутрисемейные таковыми считаться не должны. Собствен­но говоря, это прямо вытекает из точки зрения Ю. В. Бромлея, предложившего сам термин «потестарный»; социальным орга­низмом, иначе говоря, самостоятельной единицей социального развития он считает племя-эсо и именно его понимает как потестарно-социальный организм21.

В принципе возможно, видимо, говорить о том, что к поте-старным или политическим принадлежат лишь отношения вла­сти и властвования, возникающие именно между такими само­стоятельными единицами. Но при этом надо сделать две непре­менные оговорки. Во-первых, община сохраняется в качестве субъекта политических отношений, даже утратив положение са­мостоятельного социального организма и превратившись в суб­организм в составе государства22. Во-вторых, по мере стадиаль­ного продвижения того или иного эсо в рамках вторичной об­щественно-экономической формации (что чаще всего сопровож­дается разрушением общинной организации) может происхо­дить и повышение «порога» политической деятельности. В этом случае происходит укрупнение самостоятельных — самостоятель­ность эта, понятно, в большой мере относительна—социальных единиц. Как правило, субъектами политических отношений ста­новятся здесь прежде всего этносоциальные области и расселен- ные в них человеческие общности, которые за неимением луч-шего термина можно обозначить как протонародности23 (понят­но, не сами по себе, а через возникающие у них политические структуры).

Объективной основой любых отношений власти и властвова­ния, их материальной предпосылкой в любом обществе всегда было и остается материальное производство. Неразграничен­ность же различных сфер общественной жизни на ранних эта­пах его развития означает прежде всего неразграниченность на первых порах, с одной стороны, производства, как такового, и непосредственного руководства им — с другой, руководства все­ми прочими аспектами функционирования общественного орга­низма. Здесь еще не выделены разные уровни властных отноше­ний, и такие важнейшие категории, связанные с осуществлени­ем власти, как руководство, управление, авторитет, образуют некое синкретическое единство.

 

В то же время уровни потестарного и политического оказы­ваются четко разграничены с точки зрения их соотношения с общественным производством. В самом деле, под потестарным понимается состояние общества, при котором нет еще антаго-нистических классов, нет эксплуатации и, следовательно, нет надобности в особом механизме для регулирования отношений между этими классами в пользу одного из них. Однако классо­вая структура общества, ее наличие или отсутствие могут в определенном смысле рассматриваться как производные. Ибо первичной, определяющей всегда была дифференциация по уров­ню общественного производства, т. е. в конечном счете по уров-


ню общественной производительности труда и, следовательно, по наличию или отсутствию избыточного продукта, который можно было бы превращать в прибавочный, отчуждая его у непосредственного производителя и тем самым создавая необхо­димые предпосылки для формирования антагонистических клас­сов и для преобладания в характере власти в обществе отно­шений господства и подчинения.

Понятно, что разделение разных уровней властных отноше­ний и того единства форм проявления власти, о котором была речь выше, отнюдь не было разовым процессом, а заняло очень и очень продолжительный период. Строго говоря, и здесь мож­но говорить о полном его завершении только после победы капиталистического способа производства. Тем не менее, пусть и не в законченной форме, руководство, управление, авторитет к моменту формирования классового общества обретают отно­сительную автономию друг от друга, характеризуя разные сто­роны и аспекты выявления властных отношений при регулиро­вании функционирования общества как самовоспроизводящейся системы. При этом образуются как бы три пары понятий, диа­лектически связанных между собой: власть и руководство, власть и управление, власть и авторитет. Притом помимо свя­зей внутри каждой из этих пар вторые их члены, разумеется, связаны и друг с другом. И к тому же, как обычно бывает в таких случаях, в социальной практике все эти категории на­столько тесно переплетены, что рассматривать их в изолирован­ном виде можно только на логическом уровне.

Такое переплетение хорошо видно, например, при рассмотре­нии первой из трех перечисленных выше «диалектических пар» — власти и руководства. Ф. М. Бурлацкий определяет ру­ководство как «способность осуществлять свою волю путем воз­действия в различных прямых или косвенных формах на руко­водимые объекты»24. Нетрудно видеть, что подобное определе­ние очень близко к приводившемуся выше определению власти, как таковой. Однако при всей близости этих понятий они не­сводимы друг к другу. Руководство, бесспорно, есть одна из форм проявления власти. Но в то же время оно в принципе шире последней; скажем, может строиться и на одном только моральном авторитете, с одной стороны, а с другой — необяза­тельно сопряжено с осуществлением власти25.

Со своей стороны, власть, будучи по определению волевым отношением, вовсе этим не исчерпывается. В самом деле, про­явлению властной воли, т. е. фактору изначально субъективно­му, должна соответствовать и сопутствовать и объективная способность осуществить те или иные акты руководства; об этом достаточно ясно сказано во всех цитированных выше опре­делениях понятия «власть». В таком смысле, несомненно, за­служивает внимания предложенное недавно М. Бентоном выде­ление двух понятий: власти как способности решать те или иные задачи (power to) и власти как отношений социального


контроля (power over)26. Однако эта объективная способность неотделима от такого фактора, как авторитет, т. е. опять-таки фактора в значительной мере субъективного, о чем еще пойдет речь.

Выяснение соотношения между властью и управлением, ко­торое тоже представляет одну из форм проявления властных отношений, несколько затруднено тем, что само понятие управ­ления может рассматриваться, так сказать, на нескольких уров­нях, приобретая соответственно достаточно разный смысл. В наиболее общем значении управление трактуется как «функ­ция организованных систем различной природы... обеспечиваю­щая сохранение их определенной структуры, поддержание режи­ма деятельности, реализацию программы, цели деятельности». Соответственно управление социальное «есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы»27. Однако такое общее определение едва ли может быть пригодно для исследования конкретных общественных организмов и требует уточнения. Собственно говоря, это определение близко к тому процессу, который ранее в этой главе обозначался как регули­рование общественного развития. В то же время на уровне кон­кретно-практическом управление во многом совпадает с руко­водством, как оно определялось выше. Дело обстоит, именно таким образом, это можно видеть хотя бы из того, что как раз в этом смысле пользуются понятием управления некоторые из советских авторов28.

Неоднозначность термина «управление» может порождать, определенные неудобства, и это вызывает необходимость раз­граничения понятий управления в широком смысле, т. е. регу­лирования жизни общества в целом, и непосредственно управ­ления, т. е. решения тех пли иных конкретных задач, как ча­стных, так и общих, или их комплексов. Такого рода разграни­чение, на необходимость которого обратил ранее внимание Ф. М. Бурлацкий29, принимается и в настоящей работе. Не­сколько упрощая, можно сказать, что речь в данном контексте идет о различении управления в качестве общего свойства ор­ганизованной материи и управленческого труда как выражения деятельности человека по реализации этого свойства30.

Именно при понимании управления в последнем смысле ста­новится очевидной объективная необходимость и потребность различения управления и власти. Она вытекает из факта воз-можности и реального существования двух типов руководства, или управленческого труда, характеризуемых разной ориентаци- ей — «на результат» или «на процесс». По этому критерию, власть как связанная с руководством способность заставить, индивидов или группы (вплоть до больших масс людей) выпол­нять те или иные предварительно принятые решения имеет в виду достижение тех целей, которые ставились при принятии этих решений. Управление же касается непосредственно самой реализации достижения указанных целей, т. е. направлено в


первую очередь «на процесс», точнее, на то, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия его протекания и макси­мальную его эффективность. Естественно, в таком случае требу­ется внимание к отдельным стадиям и моментам этого процесса, иначе говоря, как раз к промежуточным стадиям реализации управленческих решений31.

Отмеченная необходимость разграничения власти и управле­ния вполне осознается в зарубежной политической антрополо­гии. Насколько мне известно, первым, кто рассмотрел эту проблему в плане выделения разных уровней руководства жизнью общества, был британский африканист М. Смит в 1956 г. Он различал уровни политический (в данном контексте как раз очень хорошо видно различие между марксистским и немарксистским подходами к проблеме: политический уровень М. Смит выделял в обществах, строившихся как система сег­ментных линиджей и не имевших ничего такого, что хотя бы отдаленно напоминало государственную, т. е. политическую, структуру) и административный. На первом происходит при­нятие решений, которые касаются общества,— точнее было бы, видимо, сказать, социального организма в отмечавшемся выше смысле в целом; во втором такие решения реализуются32. Не­трудно видеть, что схема М. Смита в принципе совпадает с только что изложенной. Надо только всегда помнить, что, как и все исследователи, относившиеся к британской школе полити­ческой антропологии 50-х — начала 60-х годов, М. Смит исклю­чал из рассмотрения в составе «общественных дел» (public affairs) общественное производство со всеми принимаемыми по его поводу решениями, ограничиваясь только «политическим» аспектом дела, определяемым по чисто формальному критерию.

Уже говорилось о неразрывной связи объективного и субъ­ективного моментов в осуществлении властных отношений, на­ходящей свое выражение.в третьей из выделенных выше пар понятий— власть и авторитет. Собственно, в данном случае соединены оба смысла понятия авторитета: с одной стороны, «неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни... основанное на знани­ях, нравственных достоинствах, опыте», с другой — одна из форм осуществления власти33. Нас здесь в принципе более ин­тересует второе из этих значений, хотя, говоря о субъективном моменте реализации власти, приходится принимать во внимание и неформальный аспект авторитета. Авторитет в качестве одной из форм осуществления власти более удачно может быть опре­делен вслед за Н. М. Кейзеровым «как соответствие характера, структуры и функций власти интересам всего общества или отдельных социальных групп (классов). С субъективной сторо­ны авторитет представляет основанное на данном соответствии добровольное и сознательное подчинение общества, социальных трупп (классов), индивидов нормам и правилам, установленным существующей в этом обществе властью»34. Из этого определе-

3* 35


ния очевидно, насколько важен в отношениях властвования как: отношениях волевых субъективный аспект авторитета, т. е. именно «добровольное и сознательное подчинение». Средствам, которыми достигается такое подчинение, будет далее уделено специальное место. Здесь же можно отметить, что понимаемый таким образом авторитет в определенной мере близок к поня­тию легитимности, по М. Веберу35. Иными словами, если власть и управление располагаются, так сказать, по одну сторону процесса регулирования жизни общества, то власть и автори­тет, оставаясь неразрывно друг с другом связаны, могут тем не менее рассматриваться как лежащие на противоположных его сторонах. Естественно, при этом характер авторитета, носи­тель его определяются как стадиальным уровнем развития того или иного общества, так и конкретно-исторической обстановкой, в которой это общество функционирует, хотя следует сказать: как раз в области авторитета традиция отличается особой устой­чивостью в том смысле, что становление новых его форм, изме­нение субъекта авторитета обнаруживают тенденцию к сохра- нению старых внешних форм даже при коренном изменении социального содержания с особенным упорством.

3. Заканчивая рассмотрение главных понятий потестарной-и политической этнографии, будет, видимо, целесообразно воз­вратиться к понятию власти как центральному в этой субдис-циплине и постараться в самом общем виде обрисовать те ее черты, которые имеют для нас особую важность.

По-видимому, главнейшее из свойств власти с точки зрения. ее содержания заключается в том, что она в любом случае предполагает с самого начала принципиальное различие между субъектом и объектом властных отношений; в таких отношени­ях они непременно неравны. Иными словами, любая власть из-начально асимметрична36. Это предопределено тем, что в об-ществе, каков бы ни был уровень его социально-экономического развития, вообще не может быть, так сказать, «автоматическо­го» равенства уже хотя бы потому, что даже в рамках самого элементарного первобытного разделения труда — разделения по половозрастному признаку — функции членов общества различ­ны. Соответственно и в самых эгалитарных доклассовых обще­ствах эгалитаризм оказывается достаточно относительным37. Не вдаваясь в подробное обсуждение этого вопроса, хочу подчерк­нуть более существенный для нас аспект проблемы. Признание обязательной асимметричности отношений власти ни в коей мере не означает отрицания того, что сама эта асимметрия, само это неравенство оказываются качественно различны на разных стадиальных уровнях общественного развития, в том числе и в рамках потестарной организации.

В самом деле, в развитом родовом обществе, не затронутом еще сколько-нибудь заметно процессом классообразования38, неравенство такого рода в целом не нарушает общего равнопра­вия членов коллектива. Неравенство здесь имеет как бы част-


ный характер. Никаких привилегий у субъекта власти нет, а элемент господства и подчинения в его отношениях с соплемен-никами отсутствует. Впрочем, и сама-то власть может быть весьма относительна, сводясь иногда просто к, если можно так выразиться, «признанию права на посредничество», как это, например, было с нуэрским «вождем — носителем леопардовой шкуры» 39.

Но по мере разложения первобытнообщинного строя, в осо­бенности на поздних этапах этого процесса, в обществе пред-классовом, положение коренным образом меняется. Власть начинает в принципе обозначать большие возможности для то­го, кто ее осуществляет, по сравнению с теми, кто служит ее объектом. Эти возможности обнаруживаются в первую очередь в материальной сфере: ведь неравенство, существующее между субъектом и объектом власти в процессе регулирования обще­ственного производства, руководства им, есть и результат, и важнейшее условие такого развития последнего, при котором становилось возможным появление в обществе регулярного из­быточного продукта с последующим его перераспределением в пользу руководителей. И в конечном счете именно власть слу­жила важнейшим катализатором того процесса, существо кото­рого Л. Г. Морган выразил фразой: «Собственность и долж­ность были почвой, на которой выросла аристократия»40. И не просто катализатором, но и активным элементом.

Именно зарождение в реализации власти отношений гос­подства и подчинения образовывало главный рубеж на пути превращения власти потестарной в политическую. Господство, несомненно, есть одна из форм проявления власти (хотя стро­гое определение его возможно только через одновременное су­ществование подчинения)41. Однако в общеисторическом плане оно возникает в качестве таковой позднее, нежели управление, руководство, контроль. В этом смысле двузначность немецкого Herrshaft, обозначающего как «власть», так и «господство», употребленного М. Вебером при разработке им социологической теории власти, ведет к затушевыванию разницы между властью доклассовой и властью классовой, политической.

Последнее обстоятельство достаточно существенно уже по­тому, что веберовская концепция «чистых типов» власти-господ­ства (reine Typen der Herrschaft) до самого недавнего времени служила концептуальной основой большинства западноевропей­ских исследований по политической антропологии42. Впрочем, в отечественной литературе критика социологии власти, по М. Веберу, касалась не столько отсутствия разграничения вла­сти политической и дополитической, сколько, пожалуй, принци­пиального порока исходной позиции немецкого исследователя. В самом деле, у Вебера речь идет не просто о «чистых типах», но и о «чистых типах легитимной власти» (reine Typen der legitimen Herrschaft). Иными словами, в основе типологии ле-жит субъективный критерий: отношение к власти ее объекта,


признание им этой власти (само по себе это отнюдь не предпо­лагает стопроцентного повиновения — Вебер говорит лишь о воз­можности, о шансе встретить повиновение)43. В то же время достаточно очевидно, что единственно строгими критериями мо­гут быть только объективные — в данном случае характер об­щественного строя в целом, качественные признаки субъекта власти, либо общества в целом, либо какого-то одного класса. Собственно, как раз по такому признаку в конечном счете раз-граничиваются потестарная и политическая формы власти. Но вместе с тем критика советскими авторами этого аспекта кон-цепции М. Вебера не исключает, с одной стороны, признания в качестве его несомненной заслуги историзма подхода к эволю­ции типов власти и ее форм, а с другой — признания того, что выделенные немецким социологом типы власти при всех их не­достатках находят определенное соответствие в конкретно-исто­рической реальности 44.

Из всех трех «чистых типов» власти, по М. Веберу, для по-тестарной и политической этнографии могут быть существенны два, обозначенные исследователем как традиционный и харизма­тический. Не вдаваясь глубоко в описание этих типов, достаточ­но пространно рассматривавшихся в нашей литературе, замечу только, что речь идет в принципе о прямо противоположных друг другу явлениях: если традиционный тип власти держится, как показывает само его название, на традиции, на «привычке к определенному поведению» и потому совершенно естественно апеллирует к древности существующих порядков, их священно­му характеру (момент не абсолютный, но встречаемый очень часто) по принципу «чем древнее, тем правильнее», то харизма­тический означает резкое нарушение традиции. Харизма, по Ве­беру (греч. xapisma —«дар богов»), есть какая-то из ряда вон выходящая способность индивида, выделяющая его из сре­ды ему подобных, притом способность, обязательно сверхъесте­ственного происхождения, дарованная ему свыше предками, бо­жеством, роком и т. п. Эта способность позволяет харизматику добиваться выдающихся, порой в принципе недостижимых в традиционных рамках результатов в любой сфере общественной жизни, т. е. в интересующем нас контексте — в руководстве че­ловеческим коллективом. Тем не менее в обоих случаях — и при традиционном, и при харизматическом типе власти — в основе последней_лежат личные отношения между субъектом и о'бъек-

том власти, господствует личностный, тип связей 45. Нетрудно видеть, что власть такого типа характерна в наи­большей степени для обществ до- и раннеклассовых. Конечно, в докапиталистических классовых обществах влияние традиции было огромно. Конечно, история дает нам немало примеров существования власти харизматического типа даже и в капита­листических условиях. И все же, по мере того как докапитали­стическое классовое общество переставало быть раннеклассо­вым и консолидировалось именно как классовый социальный


организм, неизбежно нарастала роль формально-рационального элемента в отправлении и обосновании власти, а сама власть все более бюрократизировалась. В перспективе происходило становление власти, основанной на рациональном целеполага-нии; образцом таковой была для М. Вебера буржуазно-демо­кратическая власть в капиталистической Западной Европе46. В этом смысле анализ некоторыми политантропологами измене­ний, происходивших, например, в африканских странах под воздействием европейской колонизации, проводился вполне в рамках веберовской концепции перехода от традиционного к бюрократическому (сам М. Вебер обозначал его как «легаль­ный») типу политической власти — в качестве примера можно назвать уже упоминавшуюся работу Л. Фоллерса о «княжест­вах» сога в Уганде47.

При всей условности теоретических построений М. Вебера и их схематизме нельзя все же отрицать, что его теория может с немалой пользой быть применена в исследованиях по поте-старпой и политической этнографии.

Сам процесс превращения господства в одну из главнейших форм проявления власти в обществе породил получившие затем весьма широкое распространение представления об амбивалент­ности власти, как таковой. Подобные взгляды в работах неко­торых западных авторов связываются с рассматривавшимся вы­ше асимметричным характером власти, непременно неравным положением сторон во властных отношениях. С одной стороны, власть необходима, ибо существовать и функционировать без псе (вернее, без управления в широком смысле, необходимым условием которого служит в социальном организме власть) об­щество не может. И факт этот в полной мере осознается чле­нами данного общества. Но одновременно власть, в их пони­мании, представляет и определенную опасность, так что ее над­лежит удерживать в достаточно жестких рамках обычая или правовой нормы. Такие рамки обеспечивали бы, во-первых, наи­более эффективное выполнение властью се общественно полез­ных функций, связанных с регулированием всех отраслей жизни общества, при соответствующем подчинении ей, во всяком слу­чае, основной массы членов общества, а во-вторых, должны были бы и могли бы ограждать последних от «опасных» сторон и качеств власти.

Более подробно это вполне реальное явление будет рас­смотрено при анализе идеологического обеспечения отношений властвования. Пока же надлежит внести в приведенную выше точку зрения довольно существенное уточнение, вернее, времен­ное, или стадиальное, ограничение. Дело в том, что представле-; ние о двойственности власти как органически ей присущей осо- 1 бенности могло возникнуть и действительно возникало лишь на сравнительно поздних этапах общественного развития. Это происходило уже в предклассовом обществе, когда в результате эволюции базиса начиналось отделение власти от коллектива.


В родовом обществе эпохи его расцвета, когда в максимальной степени совпадали власть и авторитет, не.существовало доста­точных объективных условий для возникновения ощущения ам-бивалентности власти. Иначе говоря, в последнем случае мы имеем дело с феноменом, типичным уже для позднепотестарной, а тем более для раннеполитической власти, и рассматривать его надлежит исторически, не распространяя на власть вообще. И именно здесь в страхе перед отчужденным от человека и не­понятным ему отражением реальных общественных отношений, которое принимало форму власти, стоящей над обществом, за­ключался один из важнейших зародышей будущих социальных и идеологических противоречий, характерных для общества с антагонистическими классами. Не случайно как раз на этапе перехода к такому строю, т. е. непосредственно предклассовом, ясно проявлялась тенденция в некоей «институционализации антагонизма», что А. Рэдклиф-Браун считал одним из важней­ших условий нормального функционирования общественного ор­ганизма (хотя сам по себе этот вывод британский ученый делал в применении к «сегментным» обществам, которые, если выра­жаться в привычных нам терминах, еще сравнительно мало продвинулись по пути классообразования)48.

Асимметричность власти и ее амбивалентность на заключи­тельном этапе существования первобытнообщинного строя обу-словливали и значительное усиление в представлениях о ней сакрального элемента. Вопрос о формах его проявления и сте­пени его универсальности будет специально рассмотрен в по­следующих главах работы, опять-таки в связи с идеологической санкцией власти и отношений властвования. Здесь же нужно только, так сказать, в предварительном порядке заметить: связь власти с религиозными представлениями заключена в том, что, власть в ее конкретно-исторической реальности делает возмож-ым представление о том или ином этносоциальном организме

как об определенной целостности, воплощающей нормы мирово­го порядка и обеспечивающей их соблюдение. Более того, в глазах членов общества она и олицетворяет эти качества. На предклассовой стадии общественного развития, тем более в об­ществе раннеклассовом восприятие в общественном сознании неравенства субъекта и объекта власти и «опасных» для по­следнего (в первую очередь для него, но отнюдь не только для него: власть опасна и для своего носителя) свойств ее как не­отъемлемых составных частей целостности человеческого кол­лектива, выступвющего в роли воплощения мирового порядка, в конечном счёте делает и ассимметрию и амбивалентность пси­хологически приемлемыми для массы членов общества. Тем са­мым облегчается и обеспечивается проведение жизнь властной воли, особенно тогда, когда власть отделяется от коллектива и возвышается над ним. Аналогичную роль с точки зрения орга­низации и структуры власти в обществе выполняют религиозные представления.


Затронутые в настоящей главе вопросы, понятия и категории принадлежат в основном к общесоциологическому аспекту вла­сти, ее проявлений и форм, отчасти к социологии потестарно-политических отношений в целом. Для этнографического же исследования, предметную зону которого, как было сказано, со­ставляет потестарная и политическая культура, преимуществен­ный интерес заключен в тех конкретных формах, вариантах осуществления власти и властвования, включая их организаци­онное и идеологическое обеспечение, какие можно наблюдать в доклассовых и раннеклассовых обществах. При всей неповтори­мости исторического опыта тех или иных этнических (этносоци­альных) общностей, отраженного в их культуре в целом, в том числе и в культуре потестарной или политической, можно про­следить вполне определенные общие закономерности и черты в развитии и оформлении потестарных или политических отно­шений.

Поэтому в последующем наше внимание будет обращено именно на выявление как особенного, этнически специфичного, так и общего, стадиально определенного в потестарной и поли­тической культуре докапиталистических обществ. Предвари­тельно, однако, будет, мне думается, целесообразно более по­дробно рассмотреть само понятие потестарной или/и политиче­ской культуры с точки зрения его содержания и специфики.

К такому рассмотрению понятия потестарной и политической культуры я сейчас и перейду.


Глава 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 640 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.