Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Из истории политической этнографии / антропологии




АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Ордена Дружбы народов

Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая

Л. Е. Куббель

Очерки потестарно-политической этнографии

 

Издательство «Наука»

Главная редакция восточной литературы

Москва 1988


К 88

 

Ответственный редактор

А. И. ПЕРШИЦ

 

Рецензенты

С. Я. КОЗЛОВ, Л. И. РЕИСНЕР

Книга посвящена потестарно-политической этнографии — этнографической субдисциплине, предметом изучения кото­рой служат отношения власти и руководства обществом в. докапиталистических общественных организмах, преимущест­венно предклассовых и раннеклассовых. Рассмотрены пред­метная зона этой субдисциплины, ее понятийно-терминологи­ческий аппарат, понятие потестарной и политической куль­туры и его содержания и другие вопросы.

Книге предпослан краткий обзор развития потестарно-политической этнографии у нас в стране и ее аналога — по­литической антропологии — за рубежом.


. 0508000000-082

013(02)-88

К---------------------- 46-88


Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа, предлагаемая вниманию читателя, посвящена доста-специфичной отрасли этнографической науки, сформиро-вавшейся в самостоятельную субдисциплину сравнительно не­дивно, менее полувека назад. Эта субдисциплина занимается традиционными отношениями власти и властвования в докапи­талистических, преимущественно доклассовых и раннеклассо­вых, общественных организмах. В круг ее интересов входят как сами эти отношения, так и сопряженные с ними институты и системы: их задачи, формирование, структура и функциониро­вание, а также сравнительное изучение таких отношений, инсти­тутов и связанных с ними процессов в разных обществах, клас­сификация и типологизация их. В наши дни предметная зона данной субдисциплины существенно расширяется за счет вклю­чения в нее проблемы, которая может быть обозначена как соотношение традиционного и современного в указанной сфере общественной жизни.

Проблемы руководства обществом, складывания политиче­ской, т. е. государственной, организации и соответствующих ей структур, как объективных, так и субъективных, общественно-психологических, точно так же как и вопросы исторической пре­емственности в эволюции этой сферы жизни человеческого об­щества, отнюдь не чужды марксистской науке. Хорошо известно, что ими много и углубленно занимались создатели марк­систско-ленинской теории общественного развития. Но рассмот­рите этой проблематики происходило главным образом на об­щетеоретическом уровне, а при конкретном исследовании вни­мание концентрировалось почти исключительно на развитых классовых обществах, прежде всего капиталистическом. После победы Великой Октябрьской социалистической революции объ­ектом конкретного изучения сделалась также политическая жизнь и политическая организация социалистического общества, а после образования мировой социалистической системы стало возможно такое изучение политической организации социализма и на более широком фактическом материале. Однако все такие работы велись почти исключительно в русле политической нау-ки — политологии. Специальному же этнографическому иссле­дованию всех обозначенных выше вопросов в советской лите-ратуре не уделялось внимания практически до середины 70-х годов. Соответственно до этого времени в нашей науке не было итерминадля обозначения той области этнографии, той этно-графической субдисциплины, которой надлежит заниматься очерченным выше кругом проблем. Лишь в конце последнего


десятилетия был предложен термин «потестарная (от лат. potestas — «власть») и политическая»1.

Содержание этого термина, равно как и обозначаемого им понятия, будет рассмотрено в дальнейшем (так же как и неко­торые употребленные в предшествующем тексте понятия, на­пример традиционный, власть или руководство). Здесь же хотелось бы сказать о том, что в западной науке, где потестар-ной и политической этнографией начали специально заниматься раньше, чем у нас, соответствующая область исследований но­сит название «политическая антропология». В кратком Преди­словии не место разбирать разницу в объеме понятий «этногра­фия» и «антропология» (в «западном» ее понимании), коль скоро этому посвящена достаточно обширная литература2. Но для наших целей стоит подчеркнуть: в области изучения отно­шений власти и всего с ними связанного расхождения между потестарно-политической этнографией и политической антропо­логией как раз сравнительно невелики, почему второй термин может рассматриваться как очень близкий аналог первого.

Потестарная и политическая этнография — дисциплина в из­вестном смысле пограничная, лежащая на стыке этнографии и политологии. По-видимому, не случайным совпадением было возрастание числа работ по сути своей политико-этнографиче­ских, ибо в них рассматривалась проблема взаимодействия традиционных (при всей условности, а порой и неопределенно­сти этого понятия, что не раз отмечалось и в литературе3) ин­ститутов и структур власти в африканских странах с колони­альными административными институтами одновременно с за­метным оживлением интереса к вопросам управления общест­вом и его политической структуры в 70-е годы. Актуальность указанной проблемы для многих развивающихся стран не пред­ставляет сомнения. Но само по себе исследование того, как со­относятся в новых исторических условиях новое и традицион­ное, невозможно без достаточно серьезного представления о том, что же такое это традиционное на самом деле, каковы закономерности его эволюции и сегодняшней трансформации?

Задачей настоящей работы, естественно, не может быть ис­черпывающее исследование всех выдвигавшихся и выдвигаемых ныне проблем в области потестарно-политической этнографии и связанных с этим концепций. Ее цель скорее очертить глав­ные из таких проблем, в частности: соотношение общего и осо­бенного в формировании политической организации, государст­ва; соотношение объективного и субъективного моментов в ста­новлении власти вообще и ее последующей институционализа-ции; соотношение этнического (этнокультурного) и потестарно-политического в историческом развитии; тенденции и формы взаимодействия традиционных и современных потестарных и по­литических институтов и структур в наши дни; наконец, важной задачей представляется критический анализ политико-антропо­логических теорий, выдвигаемых в зарубежной науке.


Особое место занимает в книге рассмотрение такого важнейшего при этнографическом анализе явления, как потестарная и политическая культура. Собственно говоря, именно эта категория кладется в основу авторского подхода к затрагиваемым в работе вопросам. Такой подход, насколько можно судить по литературе, нехарактерен для зарубежной политической антро­пологии: политическая культура остается там главным образом сферой интересов политологии.

Итак, как раз в попытке рассмотреть проблематику поте­старно-политической этнографии «через» потестарно-политиче­скую культуру и заключается главное отличие предлагаемой вниманию читателя книги. Соответственным образом строится и ее структура. После краткого историографического Введения в гл. 1 рассматриваются предмет и понятийный аппарат поте­старно-политической этнографии — такие категории, как власть, руководство, авторитет и др. Последующие главы, со 2-й по 4-ю, посвящены анализу феномена потестарной и политической культуры, взятого самого по себе, и важнейшим его составляю­щим: формам обеспечения субъективного аспекта и объектив­ным формам'реализации.

Такой анализ позволяет коснуться проблемы, которая, с од­ной стороны, непосредственно связана с функционированием потестарно-политической культуры, а с другой — имеет и опре­деленное общетеоретическое значение: соотношения потестарно-политического и этнического моментов в истории докапитали­стических этносоциальных организмов (эсо)4. Эта проблема трактуется в гл. 5.

И наконец, завершает книгу глава, в которой предпринята попытка показать в общем виде принципиальные закономерно­сти и некоторые конкретные результаты взаимодействия тради­ционной (т. е. в интересующем нас контексте — докапиталисти­ческой) потестарной и политической культуры народов освобо­дившихся стран с развитой политической культурой сначала капиталистического, а в последние три десятилетия и социали­стического общества.

Конечно, в такого рода работе та или иная степень «пере­крещивания» с трудами зарубежных исследователей была неиз-бежна уже просто в силу чисто объективных причин, связанных с отбором материала и общностью проблематики. Кроме того, в изучении немалой доли этой проблематики приоритет ино-странных ученых бесспорен. В частности, это можно сказать о научном творчестве французского этнографа и социолога Ж. Баландье. Ведь именно он в своей книге «Политическая ант­ропология», первое издание которой увидело свет в 1967 г.5, впервые в мировой науке обрисовал едва ли не с исчерпывающей полнотой только что представленный читателю круг вопро-сов, подлежащих ныне первоочередному изучению в политической антропологии. Многие тезисы Ж. Баландье полностью сохраняютсвое научное значение и два десятилетия спустя. И избе-


жать определенного сходства с его работами было просто не­возможно, колъ скоро речь шла об одних и тех же сюжетах. Тем более в некоторых случаях одним и тем же оказывался фактический базис выдвигаемых концепций.

Последнее обстоятельство также легкообъяснимо. Помимо того что африканский материал ближе автору предлагаемой работы в силу его профессиональных интересов, стало уже своего рода общим местом утверждение, что Тропическая Афри­ка во многих отношениях предоставляет исследователю широ­чайшую и весьма репрезентативную гамму вариантов докапита­листического общественного развития. Это действительно так, и само становление политической антропологии на Западе строи­лось едва ли не главным образом на африканских фактах. Именно поэтому я и строил свою аргументацию преимуществен­но на данных, относящихся к народам Африканского континен­та (это, конечно, ни в коей мере не исключало обращения в необходимых случаях к материалам азиатским, океанийским или американским).

И наконец, последнее замечание. Книга построена на факти­ческом материале, собранном этнографами, представлявшими разные национальные научные школы, на протяжении более по­лустолетия, а в иных случаях — и в прошлом веке. Естественно, рассматривавшиеся в их исследованиях общества должны были претерпеть немалые изменения, особенно в послевоенный пе­риод, причем темп таких изменений все время нарастал. К тому же во многих случаях ощутимые перемены произошли уже к моменту контакта антрополога или этнолога с изучавшимся им обществом. Иначе говоря, принятая тогда в большинстве случа­ев западными учеными концепция «этнографического настояще­го времени» (ethnographic present) была некорректна уже в то время6. Однако, хотя внимание наших зарубежных коллег с тех пор и обратилось преимущественно к динамике, мы, во-пер­вых, далеко не всегда можем точно оценить степень трансфор­мации того или иного эсо к нашему времени. Во-вторых же, не секрет, что многие черты традиционной общественной организа­ции и традиционной культуры в освободившихся странах обна­руживают завидную устойчивость и сохраняются в качестве активных элементов жизни общества и поныне. Поэтому при описании таких черт вполне уместным оказывается употребле­ние настоящего времени глагола даже в тех случаях, когда в общеисторическом смысле описываемые явления относятся иной раз к весьма отдаленному прошлому.

Считаю приятным долгом выразить самую искреннюю при­знательность своим коллегам из Сектора проблем истории пер­вобытного общества и Сектора Африки Института этнографии АН СССР. Без постоянного и неизменно плодотворного обмена мнениями с ними появление предлагаемой читателю книги ско­рее всего было бы вообще невозможно.


ВВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ / АНТРОПОЛОГИИ

Научные историки изучают проблемы — они ставят вопросы и, если они хорошие историки, задают такие вопросы, на которые можно получить ответ.

Р. Дж. Коллингвуд. Идея истории

1. Говоря о развитии политической (и потестарной, о чем еще будет речь далее) этнографии, приходится с самого начала подчеркнуть обстоятельство, не слишком частое в истории нау­ки (хотя и не уникальное). Политическая антропология на Западе (как уже говорилось, я буду использовать этот термин как аналог нашему «потестарно-политическая этнография») в научной традиции имеет четко зафиксированную дату рожде­ния. Такой датой принято считать 1940 г., когда увидели свет сразу три книги, в которых были поставлены многие важные теоретические вопросы, связанные с организацией власти в не­которых африканских обществах, ее функционированием и ин-ституционализацией: «Нуэры» и «Политическая организация ануаков Англо-Египетского Судана» Э. Эванс-Причарда и «Аф­риканские политические системы» — коллективный труд британ­ских социальных антропологов под общей редакцией того же Э. Эванс-Причарда и М. Фортеса 1.

Несомненно, однако, корни новой этнографической субдис­циплины уходят во времена намного раньше 30—40-х годов нашего века. Если не углубляться слишком далеко, то, пожа­луй, самой ранней политико-антропологической работой придет­ся считать «Лигу ирокезов» Л. Моргана; во многом может быть так охарактеризован основной труд Г. Мейна «Древний закон»; и уж конечно, как политико-антропологическое исследование следует рассматривать и книгу Р. Лоуи «Возникновение госу-дарства»2. Причем речь идет в данном случае о трудах, напи-санныx этнографами или построенных главным образом на эт­нографических материалах. Если же иметь в виду и те, какие созданы скорее в рамках общей политологии, как мы определи-ли бы сейчас, скажем, вспомнить хотя бы имена Л. Гумпловича или Ф. Оппенгеймера, то число публикаций, которые можно так или иначе отнести к политико-антропологической проблематике, намного увеличится. Тем не менее справедливо, что в качестве особой отрасли этнографической науки (социальной антрополо-гии британской и американской номенклатуре) исследование


традиционной власти и всего с нею связанного стало восприни­маться именно после 1940 г. Хотя и здесь стоит оговориться: само ее название впервые было введено в обиход только в 1959 г. американским антропологом Д. Истоном3. К этому вре­мени уже существовала школа политической антропологии в Великобритании, началось формирование таких школ в США и во Франции.

Если говорить о предпосылках, обусловивших конституиро-вание политической антропологии в качестве самостоятельной антропологической (этнографической) дисциплины, то прихо­дится отметить, что помимо объективной логики развития нау­ки немаловажную роль сыграли сугубо практические потребно­сти европейских колониальных держав. Вопрос о роли западно­европейской этнологии (во Франции, Бельгии и Португалии) и социальной антропологии (в Великобритании) при становлении колониального управления достаточно сложен. Несомненно, не­когда распространенные в нашей литературе взгляды на эти науки как на чуть ли не составную часть системы колониально­го управления4 рисовали значительно упрощенную картину ре­ального положения дел. Этнографическая наука в странах За­пада, конкретные исследователи, как правило, не принимали участия в организации управления колониями, эту задачу ре­шали «практики» колониализма, и отношение их к науке быва­ло весьма нередко скептическим, а то и недоброжелательным5. Но в то же время бесспорно и другое: когда в колониях адми­нистративная система более или менее устоялась, наметилась вполне определенная тенденция к использованию данных этно­графических исследований для ее совершенствования. И имен­но к этому времени и относится формирование политической антропологии, которая может в немалой степени рассматривать­ся как порождение упоминавшейся только что тенденции, как определенная форма выполнения «социального заказа» — во всяком случае, в том, что касается ее объективного значения.

В наибольшей степени это проявилось в истории британской политической антропологии, имеющей к нашему времени самый продолжительный научный «стаж», если можно так выразиться. С самого начала ее характеризовал повышенный интерес к структурам и институтам власти; это вытекало из практически-политических нужд колониальной администрации. Широко рас­пространенная в колониях Великобритании система так назы­ваемого «непрямого» управления (indirect rule) требовала ос­новательного знакомства с «туземными» (native) социальными и потестарно-политическими установлениями, которые предпо­лагалось в том или ином виде использовать. Причем вопрос этот был особенно актуален в африканских условиях, где бо­гатейший опыт «непрямого» управления, накопленный британ­цами в Азии на протяжении XVIII—XIX вв. в обстановке об­ществ, гораздо более развитых, нежели африканские, зачастую не «срабатывал». При этом политико-антропологические штудии


оказали немалое обратное влияние на теоретические построения британской социальной антропологии. Именно они в большой мере послужили стимулом к тому сближению в британской нау-ке функционалистского и структуралистского подхода, которым отмечено, например, научное творчество такого исследователя, как А. Рэдклиф-Браун, особенно в последний период eго, жизни6.

Британцы были не одиноки в использовании традиционных социальных и политических институтов, их приспособлении к нуждам колониальной администрации. Можно сказать, что так или иначе, но практически всем колониальным державам прихо­дилось это делать, невзирая зачастую на официально принятую концепцию управления колониями. Даже французские колони-аагоры, казалось бы всего последовательнее проводившие в жизиь принцип «прямого» управления, и те были вынуждены принять как некую данность и в определенной степени на нее опираться традиционную политическую организацию народа мосн на территории нынешней Буркина Фасо. Еще большим опытом использования «туземных» правителей в колониях рас-полагали португальцы, привлекать этих правителей в качестве низшего звена администрации пробовали и немцы в период существования германских колоний (в частности, в материковой части нынешней Танзании наблюдалась довольно любопытная преемственность между формами германского колониального управления и теми, какие стали вводить британские власти, получив по Версальскому миру мандат на управление Тан­ганьикой7). Специфичен, хотя и весьма богат, был опыт ис­пользования и приспособления традиционных социально-поли­тических институтов к нуждам колониального управления, на­копленный нидерландской администрацией в Индонезии. Но в голландской науке в отличие от британской исследование этих институтов приняло по преимуществу форму изучения мусуль­манских норм и идейных течений в жизни индонезийского об­щества 8.

Таким образом, исторически сложилось, что становление за­падной политической антропологии в 40-х и начале 50-х годов происходило преимущественно на основе исследования афри­канских обществ — именно на нем выросла «классическая» британская школа, представленная помимо уже названных именами М. Смита, Дж. Барнса, Л. Мэр, М. Глакмэна и др. В рамках этой школы работали и такие американские исследо-вятвли, как Э. Саутхолл и Л. Фоллерс, начинавшие с анализа потестарно-политической организации африканских народов алур и сога. Пожалуй, единственным примером политико-антро­пологического труда, построенного не на африканском, а на азиатском материале, оказалась в этот период классическая книга Э. Лича о политической организации бирманских ка­чинов9.

Со иторой половины 50-х годов началось быстрое расшире-


ние географического ареала, в котором стали осуществляться политико-антропологические исследования: включением сначала Южной Азии (в частности, на материале народов Индостанско­го полуострова построены еще одна классическая работа британ­ской политантропологии — книга Ф. Бейли об общих проблемах изучения политической деятельности — и, пожалуй, не менее известное исследование норвежского ученого Ф. Барта о поли­тической организации пуштунских племен10), а затем также и Океании и Нового Света, прежде всего Латинской Америки. Причем в этих исследованиях все более активную роль стали играть ученые других стран, в первую очередь американские.

Если говорить об общетеоретических основах западной по­литической антропологии, то на первых порах новая этнографи­ческая субдисциплина не выделялась в этом отношении сколь­ко-нибудь заметно среди прочих гуманитарных наук, развивав­шихся на немарксистской методологической базе. Например, британская политическая антропология, с одной стороны, обыч­но старательно ограничивалась чисто эмпирическим подходом, избегая по возможности каких-либо теоретических обобщений (сказывалось длительное господство функционализма в соци­альной антропологии вообще). Применимость к изучению тра­диционных потестарно-политических институтов и структур ка­кой бы то ни было общесоциологической теории иной раз отвер­галась с самого начала, в этом смысле характерны Предисловие А. Р. Рэдклиф-Брауна и первые же страницы Введения М. Фор­теса и Э. Эванс-Причарда к «Африканским политическим си­стемам»11. Концепция сегментного общества, сформулированная Э. Эванс-Причардом в «Нуэрах» (более подробно о ней будет речь в последующих разделах книги), подчеркнуто рассматри­вается самим ее творцом как теория, создаваемая на пустом месте, ибо общей антропологической теории, говорит Эванс-Причард, не существует12.

И в то же время параллельно с этим британские политант-ропологи раннего периода, т. е. примерно до середины 50-х годов, в подавляющем большинстве в неявной форме исходили из созданной Максом Вебером концепции «чистых типов» по­литической власти. О взглядах М. Вебера нам тоже придется говорить в дальнейшем, пока же замечу, что его влияние до­статочно заметно было в британской антропологии вплоть до второй половины 60-х годов13. И пожалуй, самой «вебериан-ской» стала из всех работ, созданных в русле британской школы политической антропологии в этот период, книга американца Л. Фоллерса «Бантуская бюрократия»; в ней Л. Фоллерс рас­сматривал трансформацию раннеполитических институтов в Бу-соге вполне последовательно по М. Веберу: от «традиционной» к «бюрократической» организации власти 14.

С середины 50-х годов начались попытки применения к изу-чению политических структур концепции «социальной сети», предложенной уже упоминавшимся Дж. Барнсом в 1954 г., при-


чем первым это сделал сам Дж. Варне, и опять-таки на цент-рельноафриканском материале15. Можно, видимо, полагать, что само обращение к этой теории отражало, во-первых, ощущав-шуюся наукой потребность в общеметодологическом обоснова­нии исследования, а во-вторых, осознание как недостаточности концепции М. Вебера для решения возникавших перед западной, политической антропологией новых задач (определявшихся рас­падом колониальной системы и процессами взаимодействия тра­диционных и современных институтов в молодых государствах), так и неспособности британского структурализма служить эф­фективным орудием анализа диалектики общественного раз­вития.

Критический анализ теории «социальной сети» был проделан в нашей литературе Е. А. Веселкиным 16, и это избавляет меня: от необходимости подробно ее рассматривать. Отмечу только главный методологический порок данной теории: вольно или. невольно она используется как противоположность понятию об­щественно-экономической формации, и личные связи в ней под­меняют классовые характеристики. Иными словами, вместо того чтобы идти «от класса» (что особенно важно в исследованиях политико-антропологического и политологического характера!), теория «социальной сети» идет «от индивида». Тем самым объ­ективное и всестороннее рассмотрение процессов осуществления, власти, реализации властных отношений делается невозможным..

Собственно говоря, само обращение к понятию «социальной сети» для применения ее кполитико-антропологическому иссле­дованию есть проявление сближения антропологических, т. е. с известными оговорками этнографических, исследований с социо логическими. Подобная тенденция, несомненно, универсальна в науке. В исследованиях же по политической антропологии она в огромной степени вытекает из того, что важнейшее значе­ние — не только научное, но прежде всего практически-полити­ческое — приобрела проблема интеграции традиционных социо-потестарных и политических структур в развивающихся странах и новые политические институты, представляющие независимое (и по своим функциям национальное) государство.

Естественно, такое сближение социологии и политической антропологии, даже будучи явлением универсальным, происхо­дит на Западе в разных странах по-разному, в зависимости от сложившихся в их этнографической науке традиций.

Так, если рассматривать политико-антропологические иссле-дования во Франции, то в общем мы сможем увидеть в них до-достаточнo ощутимое влияние марксистской теории. В то же вре-мя хронологически конституирование политической антрополо­гии как самостоятельной субдисциплины этнологии/этнографии здесь довольно заметно запаздывало по сравнению с Великобританией. Это в немалой степени объяснялось господствовавшими во французском колониализме формой «прямого» управления, которая, с точки зрения администрации, делала в принципе


ненужным изучение отношений и структур власти у «поддан­ных», коих надлежало усилиями этой администрации поднимать к вершинам европейской культуры, и, так сказать, с порога отметала эти отношения и структуры как «варварские». Но это же обусловило и органическую связь политико-антропологиче­ских исследований с историческими: первые в качестве состав­ной части входили во вторые, это очень хорошо видно в трудах классиков французской этнологии, таких, как африканисты М. Делафосс и Ш. Монтей или океанист М. Леенар.

Со своей стороны, послевоенное поколение французских ис­ториков и этнологов не могло не испытать прогрессивное влия­ние школы «Анналов», в частности идей основателей этого журнала М. Блока и Л. Февра. Все эти обстоятельства обусло­вили, во-первых, несомненное преобладание историзма в поли­тико-антропологических исследованиях, проводимых во Фран­ции, во-вторых (как развитие и логическое следствие этого), свойственный французской науке интерес к рассмотрению тра­диционных форм потестарно-политических отношений в нераз­рывной связи с отношениями социально-экономическими. Одной из конкретных форм проявления последней тенденции представ­ляется активное изучение форм зависимости в традиционных об­ществах в связи с развитием отношений власти и властвования в этих обществах; как пример можно назвать работы Ж. Макэ, Ж. Ломбара и многих других 17.

Французской науке в лице Ж. Баландье принадлежал прио­ритет в постановке перед западными исследователями пробле­мы адаптации и инкорпорации традиционных потестарных и по­литических институтов и структур в новых исторических усло­виях, сложившихся в развивающихся странах, причем как про­блемы не только практической, но и нуждающейся в теоретиче­ском осмыслении18. И тот же Ж. Баландье — пожалуй, первым на Западе — попробовал очертить круг вопросов, которые отно­сятся к сфере политической антропологии как самостоятельной отрасли этнографической науки. Таким образом, высказанное «неомарксистом» Н. Пуланцасом обвинение французской нау­ки в «теоретическом провинциализме» едва ли может быть отнесено к французской политической антропологии19.

Развитие политико-антропологических исследований в США с 60-х годов протекает как бы в двух главных направлениях. Одно из них сформировалось сравнительно недавно и шло от социологии к антропологии, и о том вполне откровенно говори­ли представляющие его ученые. Связь с социологией выразилась здесь прежде всего в том, что в работах данного направления нашло широкое применение понятие «политического поля», а само внимание исследователей обращено главным образом не столько на структуры и институты, связанные с осуществлени­ем власти, сколько на цели, формы и процессы политической деятельности (political action). Концепция «политического по­ля» есть в общем развитие и приложение к потестарно-полити-


ческой сфере жизни общества концепции «социального поля»,

восходящей к А. Р. Рэдклиф-Брауну20 и позднее успешно раз­ рабатывавшейся именно британскими политантропологами-аф­риканистами. Четкую формулировку того, что имеется в виду при таком подходе, дали редакторы первого в США сборника, озаглавленного «Политическая антропология»; предмет послед-

ней они определяли как изучение отношений между лицами и группами, образующими «политическое поле». При этом, под-черкивали они, имеются в виду прежде всего процессы, поэтому «важно сосредоточить внимание более на этих процессах, неже­ли на тех группах или полях, в рамках которых они протека­ют»21. Но в пределах таких процессов авторы обнаружили склонность все более рассматривать политическую деятельность как бы в сугубо формальных рамках, сопоставляя при изучении общественные организмы, представляющие совершенно разные стадии социально-экономического развития. К тому же исследо­вание строилось преимущественно вокруг анализа индивидуаль­ной психологической реакции на происходящее в «поле». Эта последняя тенденция характеризовала и другие американские работы, в том числе и ту статью Д. Истона, в которой впервые было употреблено словосочетание «политическая антропология» для обозначений новой отрасли науки. Такие взгляды подверга­лись вполне обоснованной критике22, в первую очередь за то, что при подобном подходе к проблеме зачастую вообще оказы­вается невозможно нарисовать сколько-нибудь убедительную картину эволюции потестарных или политических институтов и структур общества.

Рассмотренное выше направление политико-антропологиче­ских исследований все более сближается с политологией. В ре­зультате образуется как бы промежуточная зона, к которой можно отнести многие из американских работ, они оказываются в равной мере актуальны и для политической антропологии (или политической этнографии, как она была определена в Предисло­вии), и для собственно политической науки. Таковы труды, ка­сающиеся прежде всего таких сюжетов, как общие проблемы теории власти, политическая культура, адаптация/интеграция традиционных институтов и т. п.23.

Но наряду с этим с начала 60-х годов в рамках становления американского неоэволюционизма сложилось и другое направ­ление политико-антропологических исследований, которое для нас представляет в данном случае, пожалуй, больший интерес. Характерной его чертой было то, что внимание здесь сосредото­чено главным образом вокруг проблемы возникновения государ­ства и социально-экономических и культурных предпосылок его появления. Это свидетельствует, с одной стороны, о преемствен­ности по отношению к упоминавшейся ранее, например, работе Р. Лоуи, а с другой — и это сейчас существеннее — о неудовлет­воренности традиционным для более ранней англоязычной ант­ропологической литературы решением вопроса о происхождении


государства «по Оппенгеймеру», т. е. в результате завоевания. Общетеоретические основы американской этнографической науки подробно рассматривались в книге Ю. П. Аверкиевой, к которой я и отсылаю читателя24. Для наших же целей более важны непосредственно этнографические концепции, легшие в основу нового этапа политико-антропологических исследований в американской пауке. В самом общем виде такими концепция­ми могут считаться тезис об уровнях социокультурной интегра­ции, высказанный Дж. Стюардом в 1955 г., и созданная на этой основе шкала таких уровней, начиная от локальной группы (band), предложенная в 1962 г. Г. Э. Сервисом25. Именно на этой базе была разработана в 60-е годы уже специально поли­тико-антропологическая модель М. Фрида, включающая эгали­тарное, ранжированное и стратифицированное общества как по­следовательные ступени, предшествующие государственной орга­низации26. Отдельные элементы этой модели в последние годы подверглись в зарубежной литературе довольно обоснованной критике27. Можно также заметить, что стратифицированное об­щество допускает возможность рассмотрения его в качестве зарождающегося государства. В целом, однако, концепция М. Фрида остается достаточна, эффективным рабочим инстру­ментом потестарно/политико-этнографического исследования.

Концепции Дж. Стюарда и Э. Сервиса отличает несомнен­ная противоречивость. С одной стороны, они имеют совершенно определенную идеологическую направленность, так как первая выдвигалась в противовес марксистскому представлению о прин­ципиальном единстве и закономерности всемирно-исторического процесса (с этой точки зрения характерен подзаголовок книги Дж. Стюарда — «Теория многолинейной эволюции»), а вторая объективно, а у иных авторов и намеренно противостоит марк­систской концепции общественно-экономических формаций, под­меняя четкие социально-экономические критерии типологии уровнями структурной сложности. Но, с другой стороны, взгля­ды Дж. Стюарда и Э. Сервиса были в какой-то мере отражени­ем объективной потребности в новом осмыслении накопленного наукой фактического материала по сравнению с традиционными построениями американской буржуазной науки. И в таком сво­ем качестве они оказались полезны для дальнейшего развития политике-антропологических исследований.

Упоминавшаяся только что модель М. Фрида (с последую­щими ее модификациями, прежде всего с «изъятием» из нее такой ступени эволюции, как племя, с чем согласны далеко не все ее сторонники) легла в основу большинства более поздних зарубежных работ по политической антропологии, причем не только в США, но и в других странах Запада, включая даже консервативную Великобританию28. Вводимая этой моделью четкая и достаточно объективно привязанная к эволюции эконо­мического базиса общества последовательность ступеней эволю­ции институтов и структур власти дала возможность поставить


и подвергнуть серьезному анализу другие важные аспекты ста­новления политической организации (в марксистско-ленинском её понимании, т. е. организации власти, свойственной классово­му обществу), например вопрос о спонтанном или стимулирован­ном характере политогенеза («первичные» и «вторичные» госу­дарства) или о роли «идеального» в становлении классовых отношений. Эти и многие другие вопросы служат объектом не­изменного внимания таких исследователей, как американцы Р.Коэн и М. Салинз, голландец X. Классен, француз М. Го­делье, англичанин М. Блок и многие другие.

Одним из важнейших достижений западной политической антропологии в период, последовавший за появлением вышеупо­мянутой модели М. Фрида, стала, несомненно, разработка про­блемы вождества (этот русский аналог англ, chiefdom был впервые в отечественной науке предложен в конце 70-х годов 29). Речь шла о признании неизбежности такой формы организации отношений власти и властвования, которая предшествовала бы непосредственно складыванию организации государственной. Иными словами, здесь в опосредованной форме проявилось влияние марксистской теории, в частности в анализе вопроса о грани между вождеством и ранним государством. Важность этoгo вопроса делается очевидной хотя бы потому, что, даже не становясь последовательно на марксистскую точку зрения отно­сительно государства как орудия классового господства, многие зарубежные исследователи вынуждены признавать принципи­альное отличие государственности от всех предшествовавших ей форм организации власти и властвования. Это хорошо видно, например, в тех сборниках, посвященных изучению государства, особенно раннего, организатором и редактором которых высту­пает X. Классен30. Следует при этом сказать, что сам X. Клас­сен стремится найти общую почву с марксистами, проявляя серьезный и объективный интерес к их взглядам и привлекая к участию в совместных исследованиях советских этнографов и историков.

Тем не менее при всем несомненном прогрессе, который мож­но наблюдать в анализе западной наукой проблемы перехода от безгосударственного общества к государственному, сама поста­новка вопроса о раннем государстве в определенной степени была обусловлена стремлением избежать признания классово антагонистического характера зарождавшейся государственно­сти. Раннее государство как форма общественной организации молчаливо противополагается марксистскому понятию ранне­классового общества. По существу, и в данном случае мы имеем дело с дальнейшим развитием отмечавшейся выше тен­денции подменять классовые критерии уровнями структурной сложности, хотя признается и наличие «дифференциального до-ступа» к средствам производства, и существование эксплуата­ции в разных ее формах. Иногда создается впечатление, что, вплотную подойдя к признанию классового характера государ-


ственности, исследователь не решается переступить последнюю грань, отделяющую его от такого признания; это можно в опре­деленной мере наблюдать и у самого М. Фрида, и у М. Салинза, и у таких исследователей, как, скажем, Л. Крэйдер или Ч. Кот-так31. Причем в последних случаях (и у многих других авто­ров) прослеживается также склонность к преувеличению роли экологических переменных, т. е. в конечном счете географиче­ского фактора, в процессах формирования государственной ор­ганизации общества.

В американской науке такая переоценка значения внесоци-альных моментов в становлении государства имеет и еще один вариант. Речь идет о направлении политико-антропологических исследований, которое можно обозначить (понятно, с известной долей условности) как энергетическое. Оно представлено преж­де всего трудами Р. Н. Адамса, который видит смысл развития структур власти и ее оформления, как и вообще всего общест­венного развития, в овладении максимальным для данных ус­ловий потоком энергии и сохранении контроля над ним. Р. Н. Адаме подчеркивает преемственную связь своей концеп­ции со взглядами Л. Уайта, т. е., по существу, технологическим детерминизмом, который в нашей литературе не раз уже под­вергался критике32. Однако у Р. Н. Адамса энергетический под­ход оказывается гораздо более усложненным, чем у его пред­шественников. Теоретические построения Р. Н. Адамса до по­следнего времени, насколько мне извество, не привлекали осо­бого внимания наших этнографов, поэтому позволительно будет остановиться на них несколько подробнее.

Рассматривая общественное развитие с позиций соответст­вия или несоответствия его основным законам термодинамики, Р. Н. Адаме в основу своего исследовательского подхода кладет теорему, предложенную лауреатом Нобелевской премии по фи­зике И. Пригожиным и гласящую, что при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное ее состояние соответствует минимальному произ­водству энтропии33. Система не может в принципе достичь рав­новесия, не перестав существовать. Неравномерный приток энергии вызывает флюктуации в системе, но для ее защиты от нерегулируемых флюктуации в нее «встроены», по определению Р. Н. Адамса, «автокатализаторы», действующие в рамках об­ратных связей и приспособляемости системы. Такие «автоката­лизаторы» особенно важны при складывании в обществе новых, более активных структур.

Именно в таком плане рассматривает Р. Н. Адаме вождество и предпосылки его формирования как особой структуры власти. Более высокая концентрация власти требует контроля над большим потоком энергии и преобразования этой энергии. Но простого возрастания потока недостаточно: требуются «автока­тализаторы», которые обеспечили бы сохранение этой энергии именно в данных немногих руках. И такими катализаторами


 


оказываются передача богатства по наследству, наследование по крови, сакрализация правителя, символическая стратифика­ция и т. п. Причем все эти явления возникали и вступали в действие непременно до того, как могло появиться вождество, К тому же вполне возможно, что время от времени вождество «изобретали» заново и с разными «автокатализаторами».

Небезынтересно то, как Р. Н. Адаме формулирует свое отно-шение к марксистской теории общественного развития. Марк­сизм, говорит он, это важная попытка создать целостную мо­дель общества в эволюционной перспективе; к тому же он дает и прогноз будущего развития, считать ли это плюсом или нет. Из марксистской теории можно взять многое: особенно важен тезис о том, что историю можно творить, т. е. некий оттенок ин­детерминизма, позволяющий действующему субъекту влиять на будущий ход событий. Не устраивает же Р. Н. Адамса в марк­сизме «его неудача в соотнесении себя с нашим растущим по­ниманием естественного мира»34 (включая экологические и демографические его рамки) — воистину, в чем только не обви--няли марксизм западные ученые!

Не приходится отрицать, что в концепции Р. Н. Адамса при­сутствуют определенные позитивные моменты, например, его анализ важнейших структурно-функциональных составляющих вождества или стремление надлежащим образом учитывать влияние экологических переменных (это, впрочем, не исключи­тельная заслуга исследователя: внимание к экологии характер­но для всего американского неоэволюционизма, начиная со. Стюарда). Однако в целом его взгляды страдают тем же, по­жалуй, типичным для большинства американских исследователей недостатком, что и теория Л. Уайта,— своего рода технологиче­ским фетишизмом, желанием все объяснить и обосновать чиста технологическими причинами. Едва ли стоит доказывать, что такой подход упрощает реальную сложность исторической эво­люции человечества, «спрямляя» его действительный путь.

Что же касается отношения Р. Н. Адамса к марксизму — и не только самого Адамса, но и очень многих неоэволюциони­стов, тем более «культурных материалистов» (например, М. Харриса),— то опыт показывает бесперспективность эклек­тического соединения отдельных марксистских тезисов, выры­ваемых из контекста всего учения, с элементами тех или иных буржуазных теорий. И такую бесперспективность вполне осо­знают сами же западные ученые-немарксисты. Это очень хорошо, видно по все нарастающему скептицизму в оценках того же-культурного материализма35.

В целом картина западной политической антропологии ока­зывается достаточно пестрой. Несомненно, однако, объективные требования развития науки, интерпретации все более обога­щающегося фактического материала подталкивают серьезных ученых в направлении сближения с марксистскими взглядами, хотя, конечно, процесс этот протекает очень противоречиво и


 


 



 


неравномерно. Тем не менее общее его направление становится все более очевидным. Надо сказать, что в последние годы за­метно возросла активность действительно марксистов среди за­падных антропологов, особенно в Европе. При этом как раз вопросы, принадлежащие к сфере интересов политической ант­ропологии, нередко оказываются в таких исследованиях на пер­вом плане. В качестве примеров можно было бы указать на некоторые работы, вошедшие в сборник «Марксистский анализ и социальная антропология»36, отчасти на аналогичный сбор­ник «Антропология докапиталистических обществ» (хотя иные.авторы этого выпущенного в США сборника и его редакторы провозглашают лозунг «К новому марксизму и новой антропо­логии», однако они благоразумно завершили его не восклица­тельным, а вопросительным знаком)37, на многие публикации М. Годелье, в частности на его последнюю книгу «Идеальное и материальное»38.

Конечно, в кратком Введении нет возможности дать сколь-ко-нибудь развернутый очерк истории политико-антропологиче-ских штудий за рубежом, тем более этому было уделено нема­лое место в упоминавшихся уже работах Ж. Баландье и Ж. Ко­пана. Задача Введения заключалась скорее в том, чтобы со­ставить у читателя более или менее связное представление о главных направлениях и национальных школах этой научной субдисциплины. Что же касается важнейших концепций, вы­работанных в ней на Западе,— скажем, теорий сегментного общества, ритуализованного конфликта как средства стабили­зации общества или переходных стадий от общества, не знаю­щего институционализованной власти, к государству, и в част­ности вождества,— то представлялось более целесообразным рассматривать их с той или иной степенью детализации в соот­ветствующих главах основного текста книги. При этом приходи­лось считаться и с тем, что «пограничное» положение политиче­ской антропологии на Западе (о чем говорилось в Предисло­вии) в ряде случаев могло сделать до известной степени произ­вольным выделение тех или иных предметных зон исследования: они могут в равной степени относиться к политической этногра­фии и к общей политологии или социологии политических отно­шений. В науке западной эта особенность находит, может быть, даже не вполне осознанное выражение в терминологическом разграничении работ, посвящаемых иногда не просто политиче­ской антропологии, а «антропологии власти»39.

2. Отечественная этнографическая литература, специально посвященная организации власти и отношениям властвования в докапиталистических обществах, практически ограничивалась относящейся к периоду становления советской этнографии статьей М. О. Косвена об организации общественной власти у австралийцев, где главный интерес исследователя был направ­лен не столько на структуру власти, как таковую, сколько на возможность доказать, что власть эта во многом основывалась


уже на собственности40, да работой И. И. Потехина о военной демократии у ндебеле Центральной Африки41. Причем в послед­нем случае в центре внимания тоже была не сама организация власти в форме военной демократии, а скорее еще одна попыт­ка доказать универсальность последней на африканском мате­риале.

Это не означает, конечно, что наши этнографы не уделяли никакого внимания формам организации власти и отношениям, властвования в изучавшихся ими обществах. Они получали до­статочное освещение в общих трудах по этнографии, в частно­сти в выпускавшейся с 1954 г. серии «Народы мира», в иссле­дованиях по отдельным народам, выполнявшихся ведущими со-ветскими учеными С. П. Толстовым, С. А. Токаревым, Д. А. Оль­дерогге, М. О. Косвеном, Ю. П. Аверкиевой, А. И. Першицем и др. Но все же это было как бы побочным результатом изуче­ния более общих проблем, прежде всего перехода от доклассо­ вого общества к классовому. Соответственно власть, ее институ­ты и структуры закономерно рассматривались преимущественно именно под углом зрения их места в таких глобальных процес­сах. Не были исключением из общего в то время правила и ис­следования, связанные с проблемой так называемого азиатского способа производства, хотя здесь уже по самому характеру затрагивавшихся вопросов формам политической организации «посчастливилось» больше, в качестве примера назовем «Об­щее и особенное в историческом развитии стран Востока»42.

Специальное исследование вопросов, которые непосредствен­но относятся к предметной зоне политической этнографии (опре­деление этой зоны см. в гл. 1), началось у нас с середины 70-х

. годов. Причем в данном случае, как и на Западе, происходило оно на материалах Африканского континента, хотя, конечно, с

диаметрально противоположной целевой установкой. Ликвида­ция колониального режима в большинстве стран Африки и по­явление на месте бывших колоний независимых государств особенно остро поставили вопрос о формах взаимодействия традиционных институтов, причем едва ли не в первую оче-редь институтов политических, с новыми общественными инсти­тутами, во многом заимствованными из прежних метрополий. Естественная заинтересованность советской науки в изучении возможных путей социально-экономического и социально-поли­тического развития африканских государств требовала выясне­ния с марксистских методологических позиций того, с чем при-ходится иметь дело новым правительствам, какие традиции

способствуют, а какие препятствуют движению по пути соци­ального прогресса.

Впрочем, проблема традиционного и нового в организации политической власти в условиях колониального режима привле-кала внимание советских этнографов и до того, как она сдела­лась после крушения колониальной системы одной из централь­ных в научном осмыслении путей развития молодых государств.


В частности, плодотворно занимался ею С. Р. Смирнов, посвя­тивший специальное исследование попыткам британской адми­нистрации создать в населенных народом ибо юго-восточных об­ластях Нигерии так называемые «туземные» власти, создать заново, так как у ибо к моменту колониального завоевания не существовало крупных политических единиц и соответственно не было правителей, на которых мог бы опереться колонизатор. И он же уделил заметное место рассмотрению организации «непрямого» управления в закрытых районах Судана в период британского господства43. В последнем случае исследователь двигался в русле, достаточно обычном для нашей этнографиче­ской науки.

Издавна в советской этнографической литературе заметное место отводилось рассмотрению такого института, как традици­онные вожди. Институт этот достаточно однозначно оценивался отрицательно, однако при этом считалось, что использовался он в колониальном управлении едва ли не в первозданном виде, хотя, конечно, и феодализация и обуржуазивание его носителей представлялись исследователям вполне очевидными. Вожди трактовались как один из главных тормозов прогресса, естест­венно поэтому было обратить внимание на изучение именно их.

И как раз в силу этого в 70-х и 80-х годах увидели свет несколько работ, специально посвященных изучению традицион­ных политических институтов Нигерии, Танганьики и Уганды в колониальное время44. Строго говоря, это были по характеру не столько этнографические, сколько исторические исследования; во всяком случае, такими их считали сами авторы. Но сам пред­мет исследования, как и вынужденное обращение к этнографи­ческим материалам, лишний раз свидетельствовал о хрупкости междисциплинарных границ в наше время.

И все же появление политико-этнографических работ в пол­ном смысле этого слова едва ли было бы возможно без тех успехов в разработке общетеоретических проблем этноса и эт­нического, которыми отмечены в нашей науке конец 60-х и начало 70-х годов. Более строгое определение предмета этногра­фической науки имело логическим следствием и более широкий взгляд на соотношение этнической культуры и культуры этноса, а это, в свою очередь, позволило по-новому взглянуть на место культурных явлений, отражающих (и выражающих) отношения власти и властвования, в культуре в целом. И это же разграни­чение культуры этноса и этнической культуры дало возможность уточнить соотношение между политической культурой и полити­ческой структурой общества. Существенную роль сыграло и выделение категории потестарного, т. е. тех моментов и форм, какие приобрели отношения власти и властвования в доклассо­вых обществах45: оно должным образом подчеркивало принци­пиальный рубеж между этими отношениями до и после преодо­ления порога классового общества.

Именно в связи с разграничением потестарного и политиче-


ского развернулось в нашей этнографической науке—и опять-таки на африканских материалах — обсуждение вопроса о дей­ствительном характере тех общественных организмов, которые по традиции относились к государствам, хотя зачастую не обла­дали сложившейся классовой структурой46. Примечательно, что протекало это обсуждение практически синхронно с аналогич­ной дискуссией в западной науке. Итогом такой дискуссии мож­но, по-видимому, считать заметно усложнившиеся представления о реальных путях, какими шел политогенез в африканских об­ществах, осознание того, что число переходных ступеней на пути от «негосударства» к государству было (и не только в Африке к югу от Сахары) намного большим, чем это представлялось нашим историкам и этнографам еще недавно.

Уточнению ряда представлений в интересующей нас области отечественной этнографической науки, несомненно, способство­вало развитие исследований в параллельной, граничащей с нею сфере — нормативной этнографии. Такое параллельное движе­ние позволило после нескольких специальных публикаций в обеих областях47 поставить и более общий вопрос — о связи этнографической науки с науками о государстве и праве в це­лом, о роли и месте этнографических материалов и исследова­ний в практическом осуществлении тех или иных мер в сфере государственно-правового строительства как у нас в стране, так и за рубежом48.

Естественно, «родословная» работ по потестарной и поли­тической этнографии у нас в стране в 70-е годы восходила не только к традициям отечественной этнографической науки. Огромную роль сыграли и достижения советской медиевистики, в особенности труды, рассматривавшие такие проблемы, как становление феодального общества в Европе, включая и суще­ствование дофеодального периода в качестве особой переходной стадии, как специфика средневековой культуры, включая и ее политическую составляющую. Труды А. И. Неусыхина, С. Д. Сказкина, А. Я. Гуревича и других исследователей во мно­гом создали тот общеисториографический фон, на котором ста­ли появляться отечественные работы, относимые их авторами непосредственно к потестарной и политической этнографии49.

Число таких публикаций пока невелико. И до самого недав­него времени они ограничивались сугубо африканскими мате­риалами. Помимо статей автора настоящей книги сюда относят­ся работы О. С. Томановской и В. В. Бочарова, с разных сто­рон подходящие к одной и той же проблеме — каким был ха­рактер отношений и институтов власти в доколониальных афри­канских обществах (соответственно в Западной Экваториальной и в Восточной Африке) 50. Хотелось бы думать, что в дальней­шем исследования советских ученых в этой достаточно интерес­ной и имеющей самые непосредственные связи с практикой об­ласти этнографической науки приобретут более широкий размах.


Нельзя в то же время не заметить, что объективная потреб-ность в изучении, по существу, этнографической проблемы фор-мирования политической власти на месте потестарной, склады­вания власти институционализованной как непременного элемен­та такого формирования, равно как и не менее этнографического по своему характеру вопроса о роли традиционных, зача­стую восходящих еще к доклассовому обществу институтов вла­сти и ее структур, включая и психологические структуры, в со­временных развивающихся странах Азии, Африки и Океании,, несомненно, ощущается советской исторической наукой. Ска­жем, немаловажное значение для исследования форм становле­ния политической власти не только в региональном, но и в об­щеисторическом масштабе имеют работы В. И. Гуляева, по­строенные на месоамериканском материале51. Л. С. Васильев, с одной стороны, посвятил специальные работы обобщению сло­жившихся к настоящему времени в мировой науке взглядов на вождество как на особую стадию в социально-политическом развитии, а с другой — практически применил концепцию вождества как такой стадии в исследованиях, рассматри­вающих формирование классового общества и государственно­сти в древнем Китае52. Определенные попытки обобщения выво­дов многих исследований наших востоковедов и африканистов-по поводу интеграции (или невозможности такой интеграции) традиционных институтов в модернизируемое развивающееся общество можно видеть и в соответствующих главах коллектив­ной работы «Эволюция восточных обществ», увидевшей свет в 1984 г.53, и в трудах, посвященных анализу политологических концепций, относящихся к современным развивающимся стра­нам 54. Число названий можно было бы без особого труда умно­жить, и это свидетельствует о том, что перспективы дальнейше­го развития исследований в области потестарио-политической этнографии в нашей науке достаточно благоприятны.

Настоящий краткий очерк не ставит и не мог ставить перед собой цель детального историографического анализа мировой по­литической этнографии/антропологии. Более подробное ее рас­смотрение читатель найдет и работах как уже упоминавшихся авторов — Ж. Баландье, Ж. Копана, Д. Истона,— так и в дру­гих монографиях и справочных изданиях55. Автор же видел свою задачу в том, чтобы показать самую общую картину того пути, который эта этнографическая субдисциплина прошла за неполных полвека своего существования.


Г л а ва 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2350 - | 2107 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.