Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В юриспруденции. Истина судебного разбирательства по делу




Особенностью такой действительности, как социальное или об­щество, является то, что индивидуальное восприятие отношений между людьми имеет здесь контекстуальный характер и не отделено от существования других людей в виде дистанции между субъектом и объектом, как это имеет место в познавательной ситуации в сфере естествознания. Специфика восприятия других людей со стороны такого социально-контекстуального субъекта состоит в том, что оно не является восприятием чистого вида предметной данности, как она обнаруживает свое присутствие в математическом измерении при­родных объектов. Это восприятие человеком своей собственной жизни в мире природы и мире человеческих дел.

Мышление индивида не есть беспристрастное отражение внеш­них процессов, а участливое, деятельное мышление, снабженное ре­чью, действием, трудом, борьбой. Таким образом, это не только и не столько созерцание, наблюдение и мышление с целью описания и природно-процессуальной хронологии, но мышление, ориентиро­ванное на воссоздание способности к человеческой жизни, ее сохра­нение и спасение.

Совместно существующие люди создают восприятие своей соб­ственной совокупной жизни, они производят общество через уста­новление норм поведения как стандартов согласования, совмещения рядоположенности бытия друг с другом, взаимопривыкания, образ­цов успешного взаимодополнения своих усилий в способах перено­сить тяжесть пребывания друг с другом как необходимое условие выживания. В этой зависимости друг от друга усматривается воз­можность взаимоопределения и дистанцирования людей друг от друга в поисках своего собственного интимного самопребывания и определенного места в общем для всех динамическом эмпирическом идеале доли существования, или счастья.

Норма как мера пребывания в общем создается как оптималь­ный способ обращения человека с самим собой и другими людьми в рамках дозволительности и взаимоприемлемости поведения, что и составляет смысл самого феномена общения или коммуникации.

163ак 4184


482____________________________________________________ Глава 4

Коммуникация означает создание общего для всех места пребыва­ния или доступа к жизни в обществе себе подобных.

Подобие как подражание, подчинение образцу, согласие как общая мысль указывают на то, что в общественной стихии присут­ствует некое созвучие с динамикой природных процессов, лишен­ных мысли. Однако природные процессы закономерны, но не зако­носообразны; телеология природы и телеология свободы и права радикальным образом отличаются друг от друга. Говорить о том, что способы постижения природного естества и исторического есте­ства являются однотипными, есть величайшее огрубление специфи­ки когнитивных процессов, направленных на познание природных явлений и аналогичных процессов участия человека в общественной эволюции

Различение «наук о природе» и «наук о духе» нельзя признать адекватной формой выражения дистанции между способами вос­приятия природного мира и мира человеческих отношений. Позна­вательная продуктивность такого различения в определении спе­цифики естественнонаучного познания от «социологического зна­ния», приобретаемого в процессе совместной жизни людей в обществе ничтожно мала Термин «социологическое знание» ис­пользуется нами для того, чтобы усилить акцентуацию названной дифференции

Малопродуктивность разграничения «наук о природе» и «наук о духе» заключается в том. что как «науки о природе», так и «науки о духе» представляют собой принадлежность социального знания в широком смысле, поскольку другого знания в обществе не сущест­вует. Отличие состоит не в оптической спецификации естествозна­ния, а в той когнитивной контексту ал ьности познавательной ситуа­ции, которая сопровождает носителя «чистого разума» и носителя социального действия, познающего окружающий мир через «сетку» социального взаимодействия В первом случае человек выступает носителем восприятия, а во втором — его содеятелем, соучастником и автором. В первом случае позиционность восприятия обусловлена максимальным дистанцированием и чуждостью предмета воспри­ятия, которые, кстати, базируются на онтологическом разрыве кон­тинуума мироздания. Здесь обрывается мировая неорганическая контекстуальность природных процессов, которые не обладают коммуникативными качествами.


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 483

Человек — это остаток мироздания и избыток природного ес­тества, претендующий на звание интегрального существа бытия. И в этом случае его положение не является положением субъекта, притязающего всего лишь на статус обособленной суммы этого бытия Однако указанная дистанция не есть радикальный отрыв от мироздания, а удаленность от природы на расстояние, с которого может быть обеспечена максимальная степень объективности в по­знавательном отношении к ней Именно здесь когнитивная проце­дура может быть свободна от ценностей, а истина выявляется в ви­де безупречно чистого соответствия между мыслью и действитель­ностью. Именно в такой диспозиции человека как чистого субъекта познания она предстает как процесс открытия и установления за­кономерностей природных процессов по типу их зеркального от­ражения.

Можно выделить несколько способов восприятия социума, при этом общество представляет собой конституируемую данность в модификации предметного дара и результат социальной активности, ориентированной на благосозидание:

1) сотворение трансцендентного восприятия;

2) сотворение социального восприятия;
3)сотворение индивидуального имманентного восприятия.

В этом смысле «социологическое» ъос-приятие есть не что иное, как эстетика активности и не является видом эстетики воспри­ятия, имеющего качество пассивного отражения. Последнее подобно процессу подчиненного принятия человеком в свою субъективность и совершенно интимное пространство сознания силового воздейст­вия окружающей действительности.

Отличие «социологической» эстетики от эстетики tabula rasa или эстетики пассивной, страдательной состоит в том, что она явля­ется эстетикой социальной активности, посредством которой созда­ется свой, присущий только общественным отношениям мир. Этот мир является средой совместного коллективного существования лю­дей. Отдельные регионы такой среды могут быть усвоены и приоб­рести качество собственности в виде местопребывания человека (семьи, касты, группы, класса, профессионального сообщества и т, д.) Здесь бытие человека устраивается как бытие в себе и для се­бя, представляя собой исторически конкретный тип самообладания в определенном сообществе.


484____________________________________________________ Глава 4

Человек творит собственную предметность по форме трех со­ставляющих сотворения того, что входит в регионы восприятия или усвоения:

1) сотворение трансцендентного восприятия — сфера религии;

2)сотворение социального восприятия — сфера общества, куль­туры и цивилизации;

3) сотворение имманентного персонально-личностного — сфера внутренней ценности, достоинства и смысла жизни — философская антропология и этика.

Как видим, из сферы восприятия выпадает наука, поскольку она имеет подчиненный характер и в качестве знания входит в этику. Этика получает статус знания о мире в целом, поскольку только этическое знание может оформить всеединым универсальным обра­зом философское мировоззрение в целом.

Уточняя Г. В Ф. Гегеля, можно сказать, что только через этику философия переходит от состояния любви к мудрости как самообла­дающему благосозидающем\ знанию. Это согласуется с идеей вос­приятия как созидания человеком присущего ему способа бытия и приемлемого качества жизни в обществе Универсальной социаль­ной интенцией является стремление человека к развертыванию блага и умиротворения за счет своих собственных ресурсов.

Можно согласиться с Ж П Сартром и, анализируя субъект-объектный способ восприятия сущего через отражение, сказать, что рефлексия есть имтльс морального сознания Такое утвер­ждение основывается на том, что в результате рефлексии разрыва­ется непрерывность пассивного восприятия и происходит переход к восприятию активному, направленному на построение собствен­ной мыслительной связи Такое построение имеет свое продолже­ние вовне, принимая форму общения с Другим. Эта форма консти­туируется в активности показа, рассказа, действия — демонстра­ций, направленных на понимание и имеющих знаково-смысловой характер Таким образом создается выразительная данность или эксгибиционизм смысла. В этом отношении акт рефлексии можно считать учредительным актом динамики смыслообразования. В нем присутствует обращенность вовнутрь и вовне. поскольк} реф­лексия означает момент, мгновение, где течение восприятия как отражения прерывается Разрыв течения есть не что иное, как дви-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 485

жение к сотворению восприятия через отталкивание от стихии пре­терпевающего восприятия

Наличие такого же функционально-конструктивного динамизма, но уже в сфере социального действия, обнаруживают П. Бергер, Т. Лукман: «В общем деятель идентифицирует себя с социально объективированными типизациями поведения in aktu, но дистанци­руется от них по мере размышления о своем поведении Эта дистан­ция между деятелем и его действием может сохраняться в сознании и проецироваться на повторение действия в будущем. Так что и я сам, и другие, совершая действия, воспринимаются не как \никаль-ные индивиды, а как типы»20 Типизацию можно рассматривать как начало конституирования обыкновения в перспективе создания уз­ловых пунктов социальной предметности.

В этой связи критическую философию И. Канта следовало бы оценить как историческую попытку осмыслить мир как целое, исхо­дя из возможностей его субъект-объектного восприятия Здесь вос­приятие активно в схематизме анализа чувственного материала, а генерализующей способностью, дающей синтетическое знание, яв­ляется разум. Рассудок есть способность осуществления правосуд­ного процесса, где определяется мера смысл о образования сущего Рассудок получает опору в этом через априорные формы чувствен­ности, создающие упорядоченное восприятие. В этом отличие И. Канта от предшествующей западноевропейской традиции сенсуа­лизма и рационализма, где чувства и разум радикально дифферен­цированы друг от друга по качеству (рационализм), либо имеют лишь степенное различие (сенсуализм).

Но логика И Канта имела естественнонаучный, или. говоря со­временным языком, сциентальный характер. Ее антропологическое приложение в области нравов и гражданского общества заключалось в утверждении, что человек представляет собой существо, обречен­ное на коллективное существование в сфере отрицательной комму­никации «необщительного общения», которая, с его точки зрения, имеет благотворное значение для удовлетворения материальной ну­жды и развития цивилизации, но не отнюдь не способствует про­грессу морали и нравов. Такой внутренний настрой социальной

Бергер П, Лукман Т Социальное конструирование реальности М, 1995 С. 122.


486____________________________________________________ Глава 4_

коммуникации не может быть исправлен во всеобщем гражданском плане средствами практического разума или гетерономного мораль­ного законодательства. Границы для негативных способов подобно­го типа коммуникации могут быть установлены только с помощью всеобщего, т. е. публичного институционализированного законода­тельства, или юридического разума.

Антропологический диагноз, который поставил И. Кант, заклю­чался в том, что в человеке присутствует радикальный, относитель­но естественный, т. е. касающийся самой его природы, недостаток или зло, которое искривляет его истинную социальность как добрую природу.

Этот исторический экскурс необходим нам для того, чтобы в общих чертах охарактеризовать философскую традицию разграни­чения между когнитивными процедурами воссоздания теоретиче­ской естественнонаучной истины и познавательными усилиями, свойственными постигающему процессу благосозидающего, ценно­стного знания. С нашей точки зрения не существует радикальной несовместимости или разрыва между гносеологическими качества­ми когнитивных процедур теоретического естественнонаучного по­знания и постижения мира в параметрах добра и красоты. Суждения в познавательных усилиях человека относительно Вселенной, кос­моса, общества и самого себя представляют собой органическое триединство в познании.

Уже Г. В. Ф. Гегель подверг критике нормологикг кантовского категорического императива, отрицая его как субъективную модель устроения человеческих дел, заподозрив в ней частную форму дол­женствования, не обладающую потенциалом всеобщей нормы пуб­личного характера и не способную воссоздать действительную сис­тему нравственности. Онтология долга формулируется Г. В. Ф. Ге­гелем как универсальный диалектический процесс перехода к разумному или нравственному оформлению общественных отноше­ний посредством предметно исторической феноменологии духа. В итоге он, как и И. Кант, пришел к выводу, что право, юриспруден­ция и государство являются самыми совершенными способами са-

Нормология — буквально наука о нормах, т. е. систематическое знание, со­держанием которого является описание закономерностей формирования и формули­рования социальных норм.


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 487

мосохранения человека в условиях общества. С его точки зрения государство и право являются объективными формами уподобления божественному творению, которые воссоздаются посредством чело­веческого разума как земного представителя универсально конст­руктивной абсолютной идеи.

Не касаясь гипотетических оснований правогенеза и генеалогии политического господства, отметим, что создание этих социальных институтов происходит в рамках «технического» освоения челове­ком самого себя, т. е. через знание в сфере «социального вкуса» как нормы совмещения в коллективном существовании людей. В этом отношении юриспруденцию следует считать нормативной наукой или динамической логикой социальной нормы в исторической эво­люции общественных нравов.

Юридический закон сменяет религиозное верование и божест­венное законодательство и занимает место религии как универсаль­ной регулятивной силы человеческого сообщества. В новое и но­вейшее время моральное законодательство как органическая часть религиозной системы регуляции общественных нравов теряет фун­даментальное публичное качество трансцендентной ответственности каждого перед Богом. В отсутствие этой фундаментальной основы религиозная мораль постепенно начинает дробиться и становится плюралистичной, укореняясь в приемлемой для нее почве того или иного типа деловой активности. Последнее обстоятельство в виде исторической модификации кагаггалистического истока и было за­фиксировано М. Вебером как результат религиозной реформации в известной работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Стандарт добродетели приобретает буржуазные черты универ­сального стандарта предприимчивости. Этот стандарт, как показали К- Хоркхаймер и Т. Адорно, есть не что иное, как историческое вос­произведение античного варианта просветительской идеологии хит­роумия, свойственного человеку Одиссею. Только Одиссей эпохи буржуазного Просвещения использует хитрость человеческого ра­зума в новых условиях свободы и права, пытаясь перехитрить не одноглазого циклопа Полифема как представителя дикого, варвар­ского типа существования человеческого рода, а использовать ее как универсальный метод и оружие современного, цивилизованного об­раза жизни человека (от лат. civilise — общественный, государст­венный, гражданский). Необходимо было только упорядочить хит-


488____________________________________________________ Глава 4

рость по отношению к своему ближнему, используя его существова­ние как материал для приложения частных, партикулярных усилий новой антропологической индивидуальности.

Добродетель переходит в разряд характерологии и психологии и из публично обозреваемого стандарта становится принадлежностью буржуазной добропорядочности. Этому способствовал интенсивный процесс разделения бессословной социальной микстуры буржуазной цивилизации на сферы частной и публичной жизни. Добродетель могла признаваться как индивидуальное богатство и ценность толь­ко в отсутствие четких границ между этими сферами общества, ко­гда доступ к политической власти был относительно свободным. Этот исторически уникальный вариант возникновения социально конструктивного стандарта добродетели характерен для первона­чального «наивного» индивидуализма античности.

В современной литературе нередко используется ставшее уже хрестоматийным логико-гносеологическое противопоставление двух типов отношения к действительности — истинностного и ценност­ного. В схематизме хитроумия эти два вида постижения как раз и совмещаются в динамике социального просвещения через созидание правил функционирования знания.

С точки зрения такого социально-когнитивного дуализма чело­век с одной стороны представляет собой безучастного наблюдателя и созерцателя сущего, регистратора процессов окружающей дейст­вительности, с другой стороны — он существо, склонное к оценке этой действительности в номинациях добра, блага и пользы. С точ­ки зрения тотальной идеологии Просвещения истина его существо­вания может быть обретена только в чистой, исторически беспред-посылочной, максимально дистанцированной от прошлого, гносеологической интенции, а не через ценностный подход к действитель ности.

Современное формально-логическое, а по сути претендующее на онтологический результат, прочтение такой идеологии можно увидеть, например, в следующем рассуждении: «Истинностный и ценностный подходы к вещам не тождественны друг другу. Они имеют противоположную направленность и уже поэтому не могут совпадать. В сл\"чае истинностного подхода движение направлено от действительности к мысли. В качестве исходной точки выступает действительность, а задача заключается в том. чтобы дать ее адек-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 489

ватное описание. При ценностном подходе движение осуществляет­ся от мысли к действительности. Исходной является оценка сущест­вующего положения вещей, и речь идет о том, чтобы преобразовать его в соответствии с этой оценкой или представить в абстракции та­кое преобразование. Цель описания — сделать так, чтобы слова со­ответствовали миру, цель оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам. Это две диаметрально противоположные функции. Очевид­но, что они несводимы друг к другу. Нет также оснований считать, что описательная функция языка является первичной или более фундаментальной, чем его оценочная функция. Истинностный и ценностный подходы взаимно дополняют друг друга, и ни один из них не может быть сведен к другому или замещен им. Однако исто­рия теоретического мышления показывает, что попытки такого све­дения были в прошлом обычным делом. Более того, редукция ис­тинностного подхода к ценностному, или наоборот, едва ли не все­гда рассматривалась как необходимое условие правильного теор етизирования»"".

С этой точки зрения истина и добро пребывают в обществе как два автономных региона социальной активности, но вместе с тем, будучи почему-то противоположными друг другу способами отно­шения к действительности, они взаимодополняют друг друга в ка­кой-то непонятной номинации этой действительности.

На наш взгляд, все дело в том, что оценивающий аспект мыш­ления, а не языка, как утверждается в цитированном высказывании, не нуждается в том, чтобы состояться в материале детализированно­го описания. Этот аспект принадлежит феномену самообладания человека в окружающей действительности, и его генезис имеет ха-битуальный характер. Это значит, что прескриптивная составляю­щая человеческого опыта возникает в результате предметного обра­щения с этой действительностью в контексте инструментального самообнаружения индивидом своего целостного состояния как вла­дения телом и совмещения своей активности с аналогичной актив­ностью других индивидов. Такой способ отношения к непосредст­венному окружению М. Хайдеггер определял как подручность и способность согласования присущей человеку активности, которая изначально пребывает в контексте заботы, с интенциями умения,

Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000. С. 180, 182.


490____________________________________________________ Глава 4

обозревающего учета месторасположения в пространстве и расчета, который обеспечивает достижение успеха в освоении мира. Носи­тель боли, проблемы, выбора цели или потерпевший от насилия не нуждаются в детальном дескриптивном обзоре этих ситуаций, они их воспринимают непосредственно и объясняют другим через диаг­ностику своего состояния, характеристику наличного проблемного положения и самооценку. В этом отношении оценивающее сознание обладает теми же самыми когнитивными ресурсами, что и чисто по­знавательное теоретическое отношение к действительности По­следнее исходит из соображений освоения этой действительности как бы впрок, без непосредственной связи мыслительной активности с актуальной инструментально индивидуализированной жизненной ситуацией

В отличие от этого ценностный когнитивный процесс происхо­дит в локализации «здесь и сейчас», суть его заключается в предель­ной антропологической соотносимости индивида с наличным со­стоянием дел и жизненными об-стоятелъствами, т. е. с кругом со­циальных предметностей, которые его окружают. Когнитивный процесс, который сопровождает такую соотносимость человека с обстоятельствами, имеет целостный характер их обнаружения и са­мообнаружения человеком самого себя в круге этих обстоятельств. Такой целостный когнитивный акт имеет качественное отличие от мысли, не имеющей актуального инструментального предназначе­ния, скажем, мысли о движении небесных тел или химическом со­ставе какой-то глыбы камня, которая попалась на нашем пути. Опасность природной стихии, контакт с ядовитым растением, укус насекомого, встреча с хищным животным- случаи односторонней озабоченности человека своим существованием, которые создаются через опыт взаимодействия с миром по типу сопротивления окру­жающего чисто пространственному присутствию человека, его на­хождению в природе. Значимость поступка, его благотворность или вредоносность, воспринимаются в контексте взаимных интеракций.

Таким образом, бытие человека реализуется через целостные акты смыслообразования. Гносеологическая локализация чисто субъект-объектной дистанции человека возникает тогда, когда он находится в состоянии, свободном от опасности, и когда необходи­мость в инструментальном диагностическом контакте с сущим от­сутствует. Другими словами, смыслообразование мира в чисто тео-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 491

ретическом познавательном аспекте имеет место в том случае, когда возникает дистанция в витально-антропологическом контакте чело­века с окружающими обстоятельствами и его присутствие в мире не обременено непосредственной нуждой и опасностью. Понятно, что такая свобода в социальном смысле есть принадлежность опреде­ленного этапа исторической эволюции и не есть самоочевидная дан­ность исходного антропологического измерения действительности

По словам П. Бергера и Т. Лукмана, «общее развитие человече­ского организма и человеческого Я в социально детерминированной окружающей среде зависит от особой человеческой взаимосвязи между организмом и Я. Эта взаимосвязь является эксцентрической. С одной стороны, человек есть тело в том же самом смысле, как это можно сказать о любом животном организме. С другой стороны, че­ловек имеет тело. То есть человек воспринимает себя как существо, не идентичное своему телу, а, напротив, имеющее это тело в своем распоряжении Другими словами, восприятие человеком самого себя всегда колеблется между тем, что он является телом и обладает им, и равновесие между ними нужно вновь и вновь восстанавливать. Эта эксцентричность восприятия человеком своего тела имеет опреде­ленные последствия для анализа человеческой деятельности как по­ведения в материальной окружающей среде и как экстернализации субъективных значений. Для адекватного понимания любого чело­веческого феномена следует принимать в расчет оба эти аспекта на том основании, что корни их — в фундаментальных антропологиче­ских фактах»'

В интеллектуальной установке противопоставления и убеж­дающей демонстрации дуализма между истинностным и ценност­ным отношениями к действительности происходит установление контрадикторной дистанции между фактичностью и значимостью воспринимаемого человеком Однако в реальной действительности эти интенции мысли, слова и действия неразрывно связаны.

Формальная логика, с позиций которой осуществляется приве­денный анализ, исходит из семантико-лингвистических квалифика­ций, свойственных аналитической философии. С нашей же точки зрения, формальная логика по своим познавательным ресурсам и научному статусу не способна к целостному и универсальному фи-

Бергер П., Лукмэн Т. Указ соч. С 85, 86


492____________________________________________________ Глава 4

лософско-антропологическому дискурсу, она не обладает суверен­ным потенциалом онтологии сущего. Она представляет собой «нау­ку о законах и операциях правильного мышления. Формальная ло­гика отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые. Ее можно определить, таким образом, как науку о правильном рассуждении. Она занимается, конечно, не только связями утверждений в правильных выводах, но и другими темами. В числе последних — проблемы смысла и значения выра­жений языка, различные отношения между понятиями, определение понятий, деление и классификация, вероятностные и статистические рассуждения, софизмы и парадоксы. Но главная и доминирующая тема формальной логики — это, несомненно, анализ правильности рассуждения, исследование «принудительной силы речей»24.

Формальная логика представляет собой науку о нормах челове­ческого мышления и ориентирована на упорядочение процесса мышления в контексте отражения действительности и закрепления результатов этого процесса в языке, это аналитика рассудочного мышления с точки зрения его форм и нормативного соотношения между ними.

Было бы алогичным демонстрировать самостоятельное сущест­вование формальной логики как результат исторического формооб­разовательного процесса в сфере индивидуального мышления и про­тивопоставлять ее институциональному мышлению, свойственному всему обществу в целом. Формальная логика является выражением универсального нормологического освоения действительности в специфическом регионе сущего — мысли, причем такой мысли, ко­торая отвлекается от изучения актуального содержательного аспекта отражения и не занимается анализом противоречивых процессов социальной действительности. При этом следует отметить, что нор-мологический процесс в целом, включая законы формальной логики, является общественным процессом. И, вместе с тем, этот процесс не знает другого способа развития своего потенциала, кроме как через индивидуальное усилие.

Выражением такой универсальной антропологической нормоло-гии является правопорядок и функционирующее юридическое зна­ние в виде системы позитивного законодательства. В условиях пра-

Ивин А. А. Логика. М., 2001. С. 9,12.


Юридическая эпистемология it юридическое мышление 493

вового государства законодательство в качестве принципиального внутреннего содержания формулирует право как форму и способ осуществления свободы всеобщим образом, устанавливая конститу­тивную значимость права на частном уровне жизни как индивиду­альную принадлежность. Одновременно с этим происходит установ­ление порядка внутри общества, динамика порядка выступает при этом как публичное конституирующее начало.

В законодательстве воспроизводится регулятивная норма суще­ствования человека в обществе посредством модели прав и свобод и в этом отношении создается нормативный фундамент для соответст­вующей социальной активности граждан. Такая норма и есть выра­жение ценностного подхода к действительности, а также утвержде­ние актуальной истины существования человека в обществе.

Поскольку генеалогия юридической нормы является самостоя­тельным предметом исследования, в данном случае необходимо от­метить, что созидание социальной действительности означает одно­временно и ее восприятие, объяснение и понимание. Отличие юри­дической деятельности заключается в том, что это регулятивный способ отношения к действительности, а действующее законода­тельство представляет собой нормативную систему, с помощью ко­торой обосновывается социальное как правопорядок. Эта норматив­ная система есть предметно фиксированное в тексте юридического закона и в институционально организованной публичной власти — государстве — ценностное отношение к действительности или пред­метная когнитивная аксиология, которая определяет границы права и свободы как специфических конфигураций неимущественного общественного блага. В юридическом знании закрепляется антропо­логический аспект отношения к социальной действительности и дается описание правомерного и неправомерного. При этом соци­ально приемлемым признается то, что соответствует закону как об­щественном}' благу, а неприемлемым то, что противоречит этому закону и разрушает его.

В правах и свободах выражается возможность обретения инди­видуального жизненного блага и всеобщее стремление к счастью. В контексте такого антропологического движения устанавливаются границы, пределы и юридическая ответственность. Нормативно принудительная функционирующая институализация социального в виде органов государственной власти необходима как раз для того,


494 Глава 4

чтобы оптимально дистанцировать субъектов социального созида­ния и восприятия как акторов общественных нравов друг от друга и от инстанции, которая относит формы и способы проявления их дея­тельности к норме и стандарту. Посредством судебной процедуры как публичного ценностного восприятия происходящих социальных процессов устанавливается и определяется то, что соответствует и не соответствует праву, распределяется ответственность при нару­шении границ дозволенного, определяется мера юридически законо­сообразного поступка

По логике автономного дескриптивного познания человек не может прийти к восприятию свободы и права в обществе, он спо­собен только к отображению социальной действительности как су­губо безучастное существо, наблюдатель и созерцатель политиче­ских процессов Кстати, в этом заключается ироничный смысл формулы «свобода есть осознанная необходимость», где под необ­ходимостью можно понимать действия политической власти и лю­бое принуждение

Однако участие человека в этих процессах имеет антропологи­ческую форму и способ и фиксируется в идее суверенности народа в целом в таком феномене, как избирательное право. В области изби­рательного права созидание социального восприятия действительно­сти происходит через формирование органов государства в виде единства законодательной, исполнительной и судебной ветвей вла­сти. В идее публичного права имплицитно присутствует иллюстра­ция общественного договора Ж. Ж. Руссо, где государство пред­ставляется результатом общей воли и его создание есть процесс со­гласованного восприятия того способа, с помощью которого можно обеспечить общественное благо.

Особенность правосудия состоит в том, что оно является пуб­личным способом рассуждения о правом и неправом и сопряжено с оценкой обстоятельств, событий и фактов. Первичным и опреде­ляющим основанием для того, чтобы то или иное действие и посту­пок стало объектом или предметом этого рассуждения является на­личие такого публичного установления, как юридическая норма. Наличие опорного пункта в виде социального института публичного рассуждения является необходимым условием для того, чтобы рас­суждение о праве и неправе было бы возможным и вообще имело место Поэтому подобное рассуждение необходимым образом свя-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление



зано с существованием в обществе такого институционального ме­ханизма как правосудие, оптимальное качество которого возможно только в таком способе его легитимации как судебная власть Имен­но такая историческая форма институциализации правосудия может обеспечить объективность и независимость публичного рассужде­ния о правом и неправом.

Если материальное право определяет параметры социально при­емлемых отношений между людьми, то процессуальный закон обес­печивает так\ ю же по качеству приемлемость в способе определения правомерности их поведения. Установление параметров упорядо­ченного социального взаимодействия людей в обществе и способов квалификации актуальных человеческих поступков в том или ином конкретно-историческом обществе не являются неизменными, а на­ходятся в постоянном изменении или эволюционируют. С точки зрения истории права, можно говорить о совершенствовании спосо­ба правосудия, использующего в своей эволюции закономерности институционализированного языка, который существует в обществе в тот или иной период времени. Особенностью юридического суж­дения является оценивание качества социальной действительности в контексте соответствия того или иного поведения требованиям юри­дической нормы. В этом отношении поведение человека может при­знаваться как правомерное или противоправное.

Эта общая оценка общественных отношений, которая связана с определением их правового качества и постановкой диагноза соци­альной системы в контексте правопорядка. Такая диагностика про­водится на политическом государственном уровне, если претендует на то, чтобы представлять собой официальное рассуждение со сто­роны государственной власти Ее артикуляция основывается на ста­тистических данных, которые являются итогом количественного измерения результатов деятельности правоохранительных органов и правосудия

Таким образом институциональная сфера публичного право­применения дает отображение правового качества социальной действительности и эта действительность является первичным объектом, который находится под регулятивным воздействием государства. Цифры статистики скрывают за собой процессы пра­воприменения, которые имеют индивидуализированное приложе­ние, и одной из составляющей такого приложения является от-


496____________________________________________________ Глава 4

правление правосудия, где вопрос о правом и неправом конкретизируется в модусе рассуждения о взаимодействующем единстве факта и права.

В теоретической юриспруденции эта локализация традиционно именуется как концепт юридического факта, представляя собой сис­темную характеристику многообразия его составных частей. Юри­дический факт (событие, действие, состояние, с которыми связыва­ется наступление тех или иных правовых последствий в отношениях между людьми) представляет собой потенциальный динамический центр, вокруг которого кристаллизуется та или иная конфигурация правовой реальности. Эта правовая реальность развертывается в различные качественные образования. Она может быть источником возникновения и реализации субъективных прав и обязанностей (например, открытие наследства, вступление в брак, рождение ре­бенка, достижение пенсионного возраста и т. д.), либо для примене­ния юридической ответственности при совершении преступления, причинении вреда, неисполнении договорного обязательства.

Юридический факт не может существовать сам по себе без юридической нормы, в которой определяются параметры правового качества общественных отношений. При осуществлении публичного государственного правоприменения юридическая норма во времен­ном и логическом отношениях предшествует социальной фактогра­фии. Но это совсем не значит, что она конструирует действитель­ность и является атомом в архитектурном, т. е. заранее спланиро­ванном, строительстве правопорядка в обществе.

Речь идет о существовании и деятельности государства и его институтов, которые составляют особый слой социальной действи­тельности, укорененный в обществе и выделенный в дистанциро­ванное от частного способа существования людей публичное обра­зование. Относительно самостоятельное пребывание этого слоя соз­дает иллюзию суверенитета юридической деятельности, поскольку существует особая сфера функционирующего знания, имеющего производительный характер. Этот производительный характер за­ключается в том, что задача по воссозданию правопорядка и устра­нению неопределенности в праве может, как уже отмечалось, изме­ряться количественно. Такой количественный подход, который как всякое математическое измерение характеризует логику механисти­ческого представления о качестве социальных процессов, присущ и


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 497

самому правосудию как публичному способу рассуждения о правом и неправом.

Действующая система законодательства служит основанием специфической материальной логики оценивания или аксио- логизирования социальной действительности. В отличие от логики экономического оценивания с точки зрения материального блага и от политической оценки, связанной с ценностями власти в категори­ях степени ее полноты в модусах подчинения, влияния и самообла­дания, юридическая аксиология обусловлена потребностями спра­ведливого отношения в распределительном процессе прав, который осуществляется на частном и публичном уровнях общественной жизни. Этот процесс реализуется в логических параметрах внеин-ституционального «естественного» распределения посредством ча­стной инициативы («на свой страх и риск») и в институциональной публичной сфере как предоставление субъекту права того, что ему причитается по закону. Такая дифференциация распределения обу­славливает необходимость дискурса, который бы удерживал законо­сообразность в ее реальном воплощении правопорядка. Именно та­кой дискурс в качестве необходимого отправления социального ор­ганизма и представляет собой право государства в форме судебной власти. Судебная власть устраняет хаос процесса естественного рас­пределения, где перестают действовать и быть эффективными ре­сурсы коммуникативной справедливости, внедряя в него уравни­тельное начало в виде юридической нормы.

Иными словами, в основе юридической аксиологии лежит про­цедура оценивания, которая связана с такими неимущественными благами, как свобода, право, интерес. Объем и полнота свобод, прав и удовлетворение законного интереса служат предметом оценивания при осуществлении правосудия, функция которого заключается в том, чтобы обеспечить каждому получение того, что причитается ему по праву. Учитывая, что речь идет о специфическом регулятив­ном процессе приведения в состояние нормы, следует говорить о двух процессах упорядочивания в общественных отношениях, а именно: об устранении неопределенности в праве в случае спора; и о применении ответственности, когда происходит прямое посягатель­ство на принадлежащие гражданину свободу, право и законный ин­терес.



Глава 4


 


Эти две пропозиции юридической аксиологии, используемые при осуществлении правосудия, связаны с расчетом в области соци­ального качества, который привлекает для своих квалификаций по­нятия полноты, объема, универсальности, суверенитета как внешне­го и внутреннего самообладания Здесь же присутствуют геометри­ческие и количественные, арифметические параметры динамики измерения созидательной и разрушительной активности в виде гра­ницы, предела, опасности, вреда, ущерба, выгоды, пользы и блага. Этот расчет качества осуществляется с помощью математического инструментария при определении степени нарушения права и объе­ма юридической ответственности. Юридическая ответственность локализована в своем математическом выражении в полном возме­щении вреда и в наказании как публичной санкции за совершенное преступление. Первичное деление ответственности связано истори­чески с понятием деликта в двух его видах — уголовном преступле­нии и гражданско-правовом обязательстве из причинения вреда. Эти два вида нарушения прав не укладываются в частный способ рас­пределяющей активности индивидов, которая осуществляется за счет коммуникативной справедливости в контексте обещаний, обя­зательств и договоров. Договор как вид обменных операций в сфере общественных отношений признается гос>дарственной властью в качестве режима построения правопорядка, если он не противоречит юридической норме В связи с этим предметом юридической аксио­логии при осуществлении правосудия является состояние этих от­ношений, определение их качества с позиций юридической нормы, которая служит индикатором этого качества.

Что является поводом для публичного рассуждения о правом и неправом в отношениях между людьми9 В каких формах в настоя­щее время осуществляется право на судебную защиту? Можно ли считать реализацией такого права сообщение о факте совершенного преступления в правоохранительные органы, которые осуществляют предварительное расследование по уголовным делам, либо таковым следует считать только непосредственное обращение граждан в суд по административным и гражданским делам?

Если исходить из того, что окончательное суждение относи­тельно совершенного преступления и применение уголовной ответ­ственности располагается в юридической дискреции правосудия, то деятельность органов следствия подпадает под общую генерализа-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление__________ 499

цию юридической справедливости, которая реализуется в обществе только посредством правосудия. Деятельность органов предвари­тельного следствия в этой связи можно охарактеризовать как подго­товительный этап на пути к завершенной, открытой, публичной и гласной форме ос\ ществления такой справедливости

В каких же качественных показателях может артикулироваться нормативная справедливость в обществе как задача правосудия?

Первичная оценка в этом отношении связана с постулатом част­ного правосознания, которое вообще сомневается в том, что право­судие может обеспечить эффективный способ распределения ответ­ственности в обществе и правильно организовать восстановитель­ный процесс права, которое оказалось нарушенным. Этот скепсис основывается на том. что сама юридическая норма и публичное пра-восхдие являются несовершенными средствами в деле установления справедливости в обществе, когда нарушаются права граждан. Та­кой импульс исходит из пространства частного рассуждения о пра­вом и неправом, где отсутствуют четкие и определенные параметры оценки при установлении и распределении ответственности.

Индивидуальное правосознание может использовать аксиоло­гию абсолютной либо относительной справедливости, подвергая критическому анализу качество самой юридической нормы и офи­циального правоприменения, которое осуществляется органами го­сударственной власти

Отношение к правосудию и наличному качеству воспроизводи­мого им стандарта справедливого подхода к определению юридиче­ской ответственности может осуществляться в контексте абсолют­ных и сравнительных оценок: хорошо—безразлично—плохо, луч­ше—равноценно—хуже. Здесь мы имеем образец рассужения или рефлексии по поводу качества процессуальной справедливости, ко­торая прис>тствует в судебных постановлениях при осуществлении разбирательства по уголовным, административным и гражданским делам

Таким образом, частное правосознание применяет к правосудию как легитимному способу распределения ответственности в общест­ве содержательную моральную аксиологию, основанную на понятии о личном имущественном и неимущественном благе, общих пред­ставлениях о добре и зле.


500____________________________________________________ Глава 4

В отличие от такого правосознания юридическая аксиология не использует моральных установок по отношению к результатам пра­восудия, она оперирует универсальными принципами внутренней рефлексии законностью и обоснованностью. Другими словами, пра­вовой схематизм юридической аксиологии, который действует внут­ри правосудия, основан на собственных ресурсах позитивного зако­нодательства. Его источниками являются соответствие закону и пра­вильное его использование.

В этом отношении оценка правового качества общественных отношений со стороны правосудия осуществляется не с позиций до­бра и зла, а с позиций блага, которое принадлежит носителям прав, свобод и интересов. Это благо имеет имущественный и неимущест­венный характер, его объем, качество, границы определяются дина­микой осуществления права, свободы и интереса. Социальные кон­фликты и правонарушения возникают в результате нарушения инди­видуальных очертаний права и свободы, которые принадлежат тому или иному лицу, в результате действий, совершаемых другими субъ­ектами права.

Среди таких переходов в пространство прав других лиц особое место принадлежит преступлению как разрушительной активности, которая отрицает саму идею закона, существующего в исторически фундаментальной и первоначальной модальности запрета. Закон в модификации свободы и права является достижением нового и но­вейшего времени и представляет собой современный слой формооб­разования нормативной юридической аксиологии. До этого юриди­ческий закон существовал в формах запрета, обязанности, повинно­сти, сословной привилегии, властного правомочия государственной власти. Превалир>ющей или доминантной составляющей в правооб-разовании первоначально являлось дифференцированное иерархиче­ское подчинение, где объем прав существовал в форме публичного дарования властных полномочий, определяемых местом в иерархии сословий. В зависимости от этого дифференцированного расслоения качество права можно было бы оценивать не в модификации дозво­ленного, а определяемого устройством сословной власти.

Античная демократия могла существовать как максимум част­ной власти, где в качестве условия ее существования являлся труд рабов. В этих условиях право свободного человека обеспечивалось за счет объема, создаваемого отсутствием каких-либо прав у подне-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 501

вольной части населения государства. Исторические формы зависи­мости и подчинения служат как бы почвой и средой, где происходит зарождение позитивного правового качества. Изначально оно могло существовать только в определении места и объема, которые имеют стационарную фиксацию, определяемую иерархией.

Свободное, т. е. не имеющее признаков правовой формы и гра­ницы в праве, устроение общих дел в условиях общества, которое М. Вебер назвал традиционным, возможно только на вершине ие­рархии. Античная демократия могла существовать как смена поли­тических режимов в общем труде публичной власти среди свобод­ного населения. Это свободное население было высвобождено от зависимости служения высшей публичной власти, которая бы суще­ствовала как собственность династии, будь то царский период в ар­хаической истории или времена феодальной абсолютной монархии. Но в самой смене политических режимов во времена античности отсутствовал устойчивый компонент права и свободы, который бы обладал качествами целостной индивидуальной собственности с предикатами неотъемлемости и неотчуждаемости. В итоге демокра­тия могла легко смениться тиранией и трансформироваться в режим деспотического правления.

Правовое качество юридического закона создает новый компо­нент юридической аксиологии, когда ценностным ориентиром в процедуре распределения прав, обязанностей и ответственности становятся права и свободы человека и гражданина, а не ценностное качество самодостаточной публичной власти в виде государства, имеющего максимально властное наполнение и публичное самооб­ладание с признаками политического произвола.

Таким образом, высший уровень юридической аксиологии свя­зан с тотальной диагностикой качественного состояния общества с позиций правопорядка, где юридическая норма получает двуединое назначение и смысл, как двуедино по своему смысловому наполне­нию словосочетание «правовое государство».

Ценностное отношение к действительности является также и ис­тинностным процессом. Как и сциентальное дескриптивное позна­ние в естествознании, оно формулирует в себе и для себя процесс выделения нормы самообладания и бытия человека в его коммуни­кативной социальной ценности через юридический закон и право, отражая в себе и своей сущности показатель и уровень человечности


502 Глава 4

в обществе. Это отношение является выражением целостного антро­пологического отношения к действительности через такую институ­циональную нормативную область функционирующего социального знания, как позитивное право. Этот процесс когнитивной аксиоло­гии реализуется в процедуре установления истины по делу при осу­ществлении правосудия. Является ли эта истина абсолютной, или она относительна? Относится ли она к материальной или процессу­альной, или попросту представляет собой юридическую истину? Находится ли ее местопребывание в автономной профессиональной юридической деятельности, имеет ли она в связи с этим чисто инст­рументальные назначение и смысл, или ее назначение и смысл яв­ляются совершенно другими? Целый ворох этих и подобных вопро­сов постоянно с той или иной периодической интенсивностью воз­никает в правоведении. Запутанность в проблематизации вопроса об истине в юриспруденции существует и по настоящее время и вряд ли будет полностью устранена ввиду естественного обстоятельства, связанного с принципиальной открытостью такой социально-когнитивной сферы, как социология знания. Юридическая деятель­ность относится к этой области, поскольку, как уже отмечалось, представляет собой регион функционирующего публичного соци­ального знания, имеющего конститутивное значение для общества.

При характеристике этой проблемы мы можем сослаться на труды таких отечественных авторов 50-60-х гг. XX в., как М. С. Строгович. О. В. Иванов, М. А. Гурвич. С. В. Курылев и других ученых в области процессуального права и правосудия. В контексте затянувшейся судебно-правовой реформы в России эти вопросы вновь составляют предмет оживленных дискус­сий в отечественной юридической литературе, в основном ка­сающихся обновления гражданско-процессуального законода­тельства (А. Т. Боннер, В. М. Жуйков, И. В. Решетникова, М. К. Треушников и др.).

В качестве примера специфики юридического познания и ква­лификации истины, которая устанавливается при осуществлении правосудия, можно привести рассуждения А. Г. Коваленко: «Нами усматривается целесообразность переноса центра тяжести в анали­зируемой проблематике с сугубо теоретических аспектов в плос­кость практических судоустройственных и процессуальных конст­рукций как минимум по следующим основаниям: во-первых, само


Юридическая эпистемология и юридическое мышление_____________ 503

понятие объективной истины (вне зависимости от факта включения и исключения этой дефиниции из правовой материи) относится к сфере высокого уровня философско-теоретических абстракций и гносеологических проблем фундаментальной науки и, считаем, не может прямо привноситься в правовую норму; во-вторых, в связи с существенной коррекцией гражданского процессуального законода­тельства и принятием Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации (1995г.), отошедших от этого понятия; в-­третьих, потому что проглядывающие здесь споры зачастую не ока­зывают заметного влияния на характер функционирования конкрет­ных механизмов правосудия, организация которых должна быть максимально подчинена достижению реальной защиты прав и за­конных интересов граждан и иных субъектов процесса, обращаю­щихся за защитой. В то же время вопрос о том, обладает ли челове­ческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос тео­рии, а практический вопрос».25 Поэтому следует согласиться с теми авторами, которые не связывают судебное познание с категориями научного и обыденного познания. «"Истина определяется как полез­ность" так характеризовал ее прагматик Дж. Дьюи. Современная общая судопроизводственная концепция, не опираясь именно на та­кое понимание судебной истины, тем не менее, в реальном методе интерпретации все более склоняется в его сторону, понимая под по­лезностью рационально формируемые конструкции судоустройства и судопроизводственной деятельности»26.

Мы относим познание в области правосудия к процедуре когни­тивной аксиологии, осуществляемой на основе действующего зако­нодательства. При этом в объем истины по делу входят как истина факта, так и истина права. Установление истины факта представляет собой дискриптивный способ восприятия действительности, которая подпадает под предмет судебного разбирательства и входит в сферу юридической фактологии и юридически значимых обстоятельств. Дескриптивный способ отображения действительности характерен для конституирующей фазы формулирования судебного постанов-


Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 2.

26 Коваленко А. Г, Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопро­изводстве. М., 2002. С. 26, 27, 30, 32.



Глава 4


 


ления, которая находит выражение в перформативе (то есть в слове-действии) «установил».

Аналитика установленного через соответствие и несоответствие праву и закону связывается с мотивировкой судебного решения, предшествующей окончательному выводу о правовом качестве си­туации (диагноз) и ее юридических последствиях (наличии или от­сутствии необходимости применения юридической ответственно­сти). Все это базируется на фундаменте доказанности факта и права, совокупная демонстрация которых при осуществлении судебного разбирательства и определяет окончательный характер принимаемо­го по делу решения, составляя тем самым частную конкретную реа­лизацию публичного права на судебную защиту.

Через внутреннее убеждение суда как результат динамического удостоверения в правом и неправом, сформировавшееся в процессе судебного разбирательства дела, происходит принятие решения и переход к последующему гражданско-процессуальному перформа-тиву: «решил». В решении, как связном цельном тексте, в нормоу-строительной функции которого дублируется позитивный закон, происходит индивидуальное конкретное воплощение процедуры истины по делу как завершение познавательного процесса в форме когнитивной аксиологии.

Ценностный аспект отношения к действительности в судебном решении как акте реализации права на судебную защиту представ­лен в таких публично-диагностических характеристиках, как закон­ное, обоснованное или, наоборот, не соответствующее закону, не­обоснованное, неправомерное.

Аксиологической или ценностной по своему типу является оценка доказательств по делу. Юридическое качество доказательств по делу не является конкретно определенным и предписанным зако­ном процессом их селекции при осуществлении судебного разбира­тельства. Для этого используются лишь внешние принципы подхода к ним— относимость и допустимость. В этом также состоит отли­чие процедуры познания в судебном процессе от обычного созерца­ния и наблюдения по отношению к окружающей действительности.

Судебное заседание представляет собой воссоздание через ак­тивность сторон и реализацию принципа состязательности целост­ного, снабженного правовой аргументацией устного и гласного раз­бора сути разрешаемого дела в его юридически значимом контексте.


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 505

Аргументация отсутствует в природном мире как мире явлений. Удостоверяющееся в сути дела восприятие суда не является безуча­стным восприятием природных процессов и явлений социальной действительности, в которые человек не был вовлечен и не проявлял собственной активности. Суд воспринимает доводы спорящих сто­рон, их отсылки на нарушение права, эти отсылки снабжаются дос­товерными свидетельствами, т. е. подтверждением, которое не явля­ется демонстрацией способности к логическому мышлению и по­строению научной теории.

Судебная версия как гипотетический способ познания может представлять собой версию нарушения права, которая верифициру­ется (подтверждается) или фальсифицируется (опровергается) в процессе рассмотрения дела. Подобная версия представляет собой модель определенно сложившихся обстоятельств, которые имели место в прошлой действительности и явились причиной нарушения права, свободы, охраняемого законом интереса. И здесь мы сталки­ваемся уже с нормативной процессуальной моделью когнитивной аксиологии в виде феномена доверия к доказательствам.

Доверие к природе как наличному проявлению соответствую­щих процессов не является проблемой. Критика или проявление скепсиса, недоверия, подозрительности касается только процедуры ценностного отношения к действительности и не свойственно про­цедуре наблюдения и свободного восприятия, характерного для чис­то интеллектуального познания, не связанного с удовлетворением наличной сиюминутной практической потребности.

Феномен доверия к природе и окружающей действительности в истории познания создается негативно методологически. Отец науки нового времени Р. Декарт формулирует эту проблему через гносео­логическую дефектацию когнитивной аксиологии человеческого тела, конституируя субъекта познания как автономно мыслящее су­щество, лишенное ценностной предикации и находящее свое един­ственное достоверное самообнаружение в мысли. И последним мо­ментом, в котором мышление черпает свою собственную достовер­ность и со всей бесспорностью обнаруживает себя, является сам феномен интеллектуального сомнения без его витальных и социаль­но-контекстуальных экспликаций — скепсиса, недоверия и подозри­тельности.


506 Глава 4

В обоснование такого подхода к действительности Р. Декарт приводит примеры телесных и зрительных иллюзий и выносит вер­дикт о том, что сфера телесно антропологического обманчива в предоставлении материала познания. Доверие в обществе создается через справедивость и правдивые, честные отношения между людьми. Для Р. Декарта в его. кстати также интеллектуальной борьбе с католической схоластикой и богословием, этих ресурсов восприятия общественных отношений и социального знания как бы не существует. В связи с этим очевидность как начало познания в постижении окружающей действительности имела для него мате­матический смысл и не касалась устроения человеческих дел, в ко­торых, по его мнению, отсутствовал порядок, подобный геометри­ческому порядку Вселенной.

Именно такая методологическая установка стала господствую­щей в познании и сформировала автономизированную модель субъ­екта познания, когда процедура истины получила одностороннее выражение как познание в рамках соответствия между чистой теоре­тической мыслью и действительностью.

Эта установка действительно противоположна установке, кото­рая исходит из созидательного отношения к миру социального, где человек предстает одновременно в двух ипостасях. Во-первых, как существо, истолковывающее смысл происходящего в этом созида­тельном процессе через усвоение его значения для него лично. А во-вторых, как существо само участвующее в общественных отноше­ниях. В связи с этим практическое созидание становится для него также интеллектуальным и ценностным восприятием социальной действительности. Доверие к Другому здесь формируется через ин­дивидуальное и коллективное приятие и неприятие, совместимость или несовместимость активной жизнедеятельности в сообществе людей. Приемлемость совместного существования откладывается в норме, стереотипе, стандарте и образце обращения одного человека с другим. Такая приемлемость есть не что иное, как состояние порядка или констатация пользы как того, что пригодно, нравится и ценится во всеобщем совместном существовании людей друг с другом.

При характеристике нравов сошлемся еще раз на высказывание П. Бергера и Т. Лукмана «Всякая человеческая деятельность под­вергается хабитуализации (опривычиванию). Любое действие, кото­рое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно мо-


Юридическая эпистемология и юридическое мышление 507

жег быть воспроизведено с экономией усилий и ipso fakto осознано как образец его исполнителем. Кроме того, хабитуализация означа­ет, что рассматриваемое действие может быть снова совершено в будущем тем же самым образом и с тем же практическим усилием. Иначе говоря, несмотря на то, что социальный мир отмечен объек­тивностью в человеческом восприятии, тем самым он не приобрета­ет онтологический статус, независимый от человеческой деятельно­сти, в процессе которой он создается».2

При осуществлении правосудия рассуждение о правом и непра­вом ведется на двух уровнях. Во-первых, на уровне восприятия спорных обстоятельств в контексте юридической нормы и, во-вторых, в контексте фактографического установления того, действи­тельно ли произошло нарушение права, свободы и интереса как уни­версальных ценностей, находящихся под защитой закона. Это рас­суждение ни на минуту не теряет органически связного сочетания указанных уровней в ходе всего судебного разбирательства по делу. Данное обстоятельство и составляет сущность двуединого процесса установления истины права и истины факта, которые объединяются в целостное состояние истины по делу при вынесении решения.

Очевидность, или полное удостоверение, того, что воспринятое обладает качеством истины судебного разбирательства, носит харак­тер «убеждения». Вот, например, какое общее определение понятию убеждения дает А. А. Ивин. «Убеждение -— одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время это сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Убеждение изучается многими науками: психологией, логикой, лин­гвистикой, философией, риторикой, теорией социальной коммуни­кации и др. Убеждение касается высказывания (утверждения) и представляет собой веру в то, что данное высказывание должно быть принято в силу имеющихся оснований. Предметом убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.п. Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколько-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда утверждение истинно, описываемая им ситуация ре­ально существует. Но если утверждение представляет собой чье-то

Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С 89, 90, 102.



Глава 4


убеждение, это не обязательно означает, что ему что-то соответству­ет в действительности. В отличие от чистой веры, способной слу­жить основанием самой себя, убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастическим или даже внутренне противоречивым, но тем не менее оно должно суще-

ствовать».

Усмотрение правовой очевидности в системе аргументации, ко­торая используется сторонами в споре, в их активности по представ­лению достоверных доказательств (показаний свидетелей, докумен­тов как письменных свидетельств о фактических обстоятельствах дела) и есть не что иное, как внутреннее убеждение судьи. Это оче­видность на уровне юридического значения и смысла обстоятельств спора, которые устанавливаются через воссоздание и конструирова­ние каждой из сторон целенаправленного демонстрационного вос­приятия, чтобы убедить суд в своей правоте. При этом воссоздается картина действительности, в которой присутствует прошлое, на­стоящее и расчет на будущее, т. е. здесь имеет место убеждающее намерение относительно: нарушения права, требования судебной защиты и применения юридической ответственности, предусмот­ренной в данном случае по закону. Таким образом, в публично обо­зримое пространство судебного заседания вовлекается фрагмент со­циальной действительности, который должен быть проверен на на­личие правого или неправого в спорной ситуации, которая стала предметом судебного разбирательства.

В обзоре и исследовании притязания на судебную защиту при осуществлении разбирательства по делу присутствует обращение к потенциалу когнитивной аксиологии в двух параметрах: с точки зрения установления факта нарушения права и свободы в конкрет­ном ее субъективно-правовом проявлении и в отношении обнаруже­ния самого факта правонарушения. Единая модификация судебного правоустановления, которое вносит определенность в спорные от­ношения, состоит в





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 505 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2357 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.018 с.