Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Beati pauers spiritu, quoniam isporum est regnum caelorum




Сама Благость отворила уста мудрости, проговорив: «...блажен-
ны, нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

Все ангелы и все святые и все, что рождено было, должно мол-
чать, когда говорит Премудрость Отца ибо вся мудрость ангелов
и всех тварей есть чистое неразумное перед бездонной мудростью
Бога. Премудрость же утверждает: блаженны нищие.

Есть два рода нищеты. Во-первых, нищета внешняя. Она хороша
и высокохвальна в человеке, который по своей воле пожелал жить
так из любви Господа нашего Иисуса Христа, ибо любовь Его дана
ему на земле. Об этой нищете сейчас говорить я не стану. Но кроме
нее, есть нищета внутренняя, и о ней — слова Господа нашего, ког-
да Он сказал: «Блаженны нищие духом».

Прошу же и вас: постарайтесь понять эти слова; ибо я говорю
вам в вечной Истине: если не уразумеете Истину, о которой ныне
пойдет речь, то и меня понять не сможете.

Некоторые люди спрашивали меня, что такое нищета и что та-
кое нищий человек. На это отвечу:

Епископ Альберт2 учит, что нищий — тот, кто не ищет никакого
удовольствия в чем-либо, сотворенном Богом. Это хорошо сказано.

©Прохорова И. Μ., перевод, примечания, 2001

' Перевод выполнен по изданию: Lectura Eckhardi. Predigten Meister Eck-
harts von Fachgelehrten gelesen und gedeutet / hrsg. Von G.Steer und L.Sturlese.
Stuttgart, Berlin, Köln, 1998. C. 163-200. Проповедь 52 в нумерации И. Квинта,
относится к зрелому периоду творчества Экхарта и является одной из самых
сложных в богословском и философском смысле.

2 Альберт Великий в своем «Толковании на Евангелие от Матфея» назы-
вает нищим того, кто отрекся от богатства мира сего и признал единствен-
ным богатством Бога. Об Альберте Великом см. выше с. 43-48.


Однако этого мало, и я скажу лучше, взяв слово «нищета» в выс-
шем смысле: нищий человек — тот, кто ничего не хочет, ничего не
знает и ничего не имеет. Сегодня я буду говорить об этих трех мо-
ментах и во имя любви божией прошу вас понять, если сможете,
эту истину. А если не поймете, не печальтесь, ведь я буду говорить
о мудрости, которая такова, что лишь немногие благочестивые лю-
ди способны ее уразуметь.

Во-первых, мы утверждаем, что нищий человек — тот, кто ни-
чего не хочет. Положение это некоторые люди понимают неверно.
Это те, кто и при покаянии не забывает самих себя и свои внеш-
ние дела. Они считают их чем-то великим. Помилуй, Господи, та-
ких людей. Ведь они столь мало понимают в божественной Исти-
не. Основываясь на внешней видимости, многих людей называют
«святыми». На самом же деле, внутренне они — ослы, ибо не по-
нимают особенностей божественной Истины. Эти люди также
утверждают: нищий человек — тот, кто ничего не хочет. Но они
объясняют это так: человек должен жить, не исполняя свою соб-
ственную волю, но всегда стремясь лишь к тому, чтобы выпол-
нить волю возлюбленного Бога. Это люди хорошие, ибо у них
благие намерения, и потому они достойны похвалы. Даруй им Бог
по милости Своей Царствие Небесное. Я же иду дальше и в при-
сутствии божественной Премудрости утверждаю: эти люди не ни-
щие и не похожи на нищих. Их, однако, почитают те, кто не знает
ничего лучшего. Но я утверждаю: они ослы, кои ничего не смыс-
лят в Истине. Поскольку помыслы у них благие, они смогут до-
стигнуть Царствия Небесного, но в той нищете, о которой мы бу-
дем говорить, они не смыслят ничего.

Если спросят меня, кто же это такой на самом деле — «нищий
человек», который ничего не хочет, то я отвечу: покуда человек
имеет то, что есть его воля к исполнению всеблагой воли Бога, он
не знает нищеты, о которой мы будем говорить. Ведь тогда чело-
век все еще обладает волей, следуя которой он хочет угождать во-
ле Божией, а это — не истинная нищета. Ибо воистину нищий че-
ловек отделен от своей тварной воли, как тогда, когда его самого
еще не было. Покуда есть у вас воля, которая выполняет волю бо-
жию, и покуда есть у вас устремления к вечности и Богу, вы не
нищи. Ведь лишь тот человек нищ, кто ничего не хочет и ничего
не желает.

Когда я был в своем первоначале, у меня не было Бога, и был я
тогда началом самого себя. Тогда я ничего не хотел и ничего не
желал, поскольку был отделен от Него и познавал самого себя, об-
ладая истиной. Тогда я желал только себя самого и ничего больше.
То, чего я желал, и был я. Чем был «я», того я и желал. И тогда я
пребывал отдельно от Бога и всех вещей. Но затем, когда я исшел
из своей свободной воли и получил свою тварную сущность, я об-
рел Бога. Ибо покуда не появились твари, Бог не был Богом, Он


 

 

 


 


был Тем, чем Он был. Но, когда появились твари и обрели свою
тварную сущность, Бог больше не был в Самом Себе, Он стал Бо-
гом в тварях.

Далее скажу: Бог, поскольку Он Бог, не есть завершение тва-
рей. Ведь такового величия достигает и мельчайшая тварь в Боге.
Я утверждаю, будь у мухи разум, и она стремилась бы разумом
к вечной бездне божественной сущности, из которой вышла, а Бог,
со всем тем, в чем Он Бог, не мог бы дать такой мухе исполнения
ее желания. И потому я молю Бога, чтобы отделился я от Него
и там бы постигал истину и там бы вкушал вечность, где высшие
ангелы, и мухи, и души подобны друг другу, где был и я, желая то-
го, чем был, и будучи тем, чего желал. Поэтому я утверждаю: чело-
век, чтобы стать нищим волей, не должен иметь желаний и стрем-
лений, как тогда, когда его самого еще не было. И именно в этом
смысле нищ тот, кто ничего не хочет.

Во-вторых, тот нищ, кто ничего не знает. Когда-то я сказал: чело-
век должен жить так, чтобы не жить ни для себя, ни для Истины,
ни для Бога. Сегодня же я скажу другое и более важное: воистину
нищий должен жить так, чтобы даже не знать, что он вообще живет
ни для себя самого, ни для Истины, ни для Бога. Более того: он дол-
жен так освободится от всякого знания, чтобы даже не знать и не
ощущать, что в нем есть Бог. Он должен освободится от всякого зна-
ния, которое живет в нем. Ибо когда человек пребывал в вечной
сущности Божией, то не жило в нем ничто иное, более него: все что в
нем жило, было Богом. Посему скажем: человек должен освободится
от своего собственного знания, как было, когда его самого не было, и
предоставить Богу действовать так, как Он того хочет. И тогда чело-
век сможет освободится.

Все ниспосланное Богом раскрывает себя через действие. Свой-
ственные человеку виды действия — любовь и познание. Теперь
возникает вопрос, в каком из них больше благости. Некоторые
наставники учат, что она в любви, другие — что она в познании
и любви, и скорее правы они. Однако утверждаю: она не состоит ни
в познании, ни в любви. Более того: есть в душе единое, из которо-
го проистекают и любовь, и познание. Само оно не познает и не лю-
бит — это делают силы души. Только тот, кто познает единое, пой-
мет, в чем состоит благость. Оно не знает ни «до того», ни «после
того». Оно не ждет случайно приходящих извне дополнений, ибо
не может ни приобрести чего-то, ни потерять. Оно настолько нище,
что не знает, что в нем действует Бог. Ведь именно оно и есть то,
что довольствуется собой, как Бог довольствуется Собой. Поэтому
я утверждаю, что человек должен быть свободен и отделён. Он не
должен ни знать, ни понимать, что в нем действует Бог. Вот тогда
он будет воистину нищ.

Учители говорят: Бог — сущность, и сущность разумная, и Он
познает все вещи. Я же учу: Бог — не сущность, и Он — не разумная


сущность, и не познает ни того ни другого. Из этого следует: Бог от-
делён от всех вещей, и потому Он — все вещи. Кто хочет стать ни-
щим духом, тот должен перестать владеть каким-либо собственным
знанием, дабы вообще ничего не знать — ни Бога, ни тварей, ни са-
мого себя. Для этого надобно по своей воле отказаться от знания
или постижения дел Божиих. В этом смысле человек должен стать
нищим собственным знанием.

Третье: нищий человек ничего не имеет. Многие утверждали,
что могущество состоит в том, чтобы не владеть на земле ничем из
материальных вещей. В некотором смысле это так, если делается
добровольно. Но я думаю иначе.

Прежде я говорил, что тот нищ, кто не желает выполнять волю
Божью. Ведь человек должен жить так, чтобы отделиться и от то-
го, и от другого — и от собственной воли и от воли Божьей, стать
таким, как тогда, когда его не было. Я утверждаю, что эта нищета —
высшая нищета. Во-вторых, я говорил: нищ тот, кто не осознает
в себе дел Божиих. У того, кто живет, отделившись от знания и
постижения, как Бог живет отделенно от всех вещей, нищета
чистейшая. А третье — это нищета внутренняя, при которой чело-
век ничего не имеет, и о ней наша речь далее.

Подумайте хорошенько. Много раз я говорил, и великий учи-
тель [Альберт Великий] наставлял вас так же: человек должен
освободиться от всех вещей и от всех дел, внутренних и внешних,
дабы стать вместилищем Божиим, где сможет Он действовать.
Однако теперь я скажу другое: если человек отделится от всех
творений, от Бога и от самого себя, но Бог все же найдет в нем ме-
сто, в котором сможет действовать, то я утверждаю: покуда в че-
ловеке еще есть такое место, он не нищ нищетой внутренней. Ведь
наличие в человеке места, в коем мог бы действовать Бог, — ни
в коем случае не есть цель божественных дел. Ибо нищета духом
это жизнь отдельно от Бога и Его дел, дабы Бог, если захочет Он
действовать в душе, Сам стал бы местом, в котором будет дейст-
вовать, — и Он с радостью это сделает.

Ибо, найдя человека в такой нищете, Бог примет Свое дело
в Себя Самого; Он есть собственное место Своего собственного
дела, ведь Бог — Делатель, который действует в Себе Самом. Тог-
да-то, в этой нищете, человек достигнет вечного бытия, кое у не-
го было, в коем он есть сейчас и пребудет всегда.

Святой Павел сказал: «Благостию же Божией есмь, еже есмь»
(1Кор. 15, 10). Но если речь моя вне благости вне бытия и позна-
ния, всех желаний и стремлений — как же будет тогда истинно
слово святого Павла? Отвечу на это: слово святого Павла истинно.
Он нуждался в благодати, ведь благость Божия способствовала то-
му, чтобы все дарованное ему вошло в его сущность. Когда дейст-
вие благости кончилось, поскольку завершилось ее дело, Павел ос-
тался тем, чем он был.


 

 

 


 


Итак, уразумейте: человек должен быть настолько нищ, чтобы
ни сам он не был местом, ни в нем не было бы места, в котором бы
действовал Бог. Покуда человек еще сохраняет такое место, в нем
остается различие. Потому я и молю Бога, чтобы отделил Он меня
от Бога; тогда моя существенная сущность будет вне божественной —
если понимать Бога как начало Творения. Ибо в той сущности Бо-
жьей, в которой Бог вне существования и различия, я был собой.
И там я желал самого себя, и там я познавал себя как Того, Кто тво-
рит меня, человека. Поэтому там я — начало самого себя, согласно
моей вечной сущности, а не ставшей и временной, а посему в этой
сущности я не рожден и в своей нерожденной сущности никогда не
умру. По моей нерожденной сущности я был вечно, есмь вечно и
пребуду вечно. Все, что есть во мне рожденного, умрет и исчезнет,
ибо оно смертно и потому канет со временем без остатка.

При моем рождении возникли все вещи и я был началом себя
самого и всех вещей; тогда, если бы я пожелал, не было бы ни меня,
ни вещей, а если бы не было меня, то не было бы и Бога. Что Бог
есть Бог, тому начало я. А не будь меня, Бог не был бы Богом. Хо-
тя знать об этом не нужно.

Великий учитель [Альберт Великий] сказал, что его отделение
благородней сотворения, и это правда. Когда в результате акта тво-
рения я был исторгнут из Бога, все вещи сказали: Бог есть. Но это не
дает мне блага, ибо я осознаю себя тварью. Напротив, в процессе от-
деления, когда я отдельно от своей воли и отдельно от воли Божьей,
от всех дел Его и от самого Бога, тогда я — вне всех творений, тогда
я — ни Бог, ни тварь, и более того, тогда я — то, чем был и буду, те-
перь и всегда. И буду я в восхищении, кое вознесет меня выше всех
ангелов! В сем восхищении я обрету такое богатство, что Бог со все-
ми Его божественными делами ничего более не может мне дать как
Бог, ибо в моем отделении я буду един с Богом. В нем я — то, чем
был. Я ничего более не получаю и ничего не теряю. Ибо там я — не-
изменная сущность, которая сама изменяет все. Здесь Бог не находит
в человеке места, ибо человек, по нищете своей, обретает то, что он
вечно был и вечно пребудет. Здесь Бог соединяется с духом, и это —
внутренняя нищета, каковую надобно обрести.

Кто не поймет этих речей, пусть не печалится сердцем из-за
этого. Ведь покуда человек не дорастет до этой истины, он не пой-
мет этих слов. Ибо это явленная истина, какой она пришла пря-
мо из сердца Божия.

Сподоби нас, Господи, жить так, чтобы вечно ее постигать!
Аминь.


БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ1

Got ist mynne

Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть
любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»
(1 Ин. 4, 16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот
в Боге, и Он в нем». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно це-
лое. Ибо подумайте, если говорят, «Бог есть любовь», то может воз-
никнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь,
и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохра-
нить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».

Во-первых, надобно сказать: Бог улавливает своей любовью все
творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня
спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, и как таковое Он
преследует своей любовью все творения и только для того, чтобы
направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует
Бог, будучи Сам целью их стремлений.

Во-вторых, все творения, любя, стремятся к Богу, ибо нет столь
мерзкого человека, который грешил бы, желая зла; грешат большей
частью в ожидании удовольствия, которое исходит из любви. Ког-
да один убивает другого, то он делает это не из намерения совер-
шить зло. Более того, ему кажется, что покуда тот, на кого это на-
правлено, жив, не будет у него внутреннего покоя. Следовательно,
он ищет удовольствие в покое, ибо — исполнение любви в покое.
Как сказано, все твари, любя, устремляются к Богу. Ведь Бог-лю-
бовь, и все они стремятся к этой любви. Будь у камня разум, и он бы
в любви устремился к Богу. Если бы у дерева спросили, почему оно
приносит плоды, то, будь у него разум, оно бы сказало: чтобы обно-
виться в плодах и через это обновление приблизиться к своему пер-
воначалу. Ведь близость к первоначалу — это исполнение любви.
Но Бог есть Начало, и Он есть Любовь. Поэтому и не может душа
найти удовольствие в чем-то, кроме любви. Но любовь — это Бог.
Св. Августин говорит: «Господи, если бы Ты дал мне все, что мо-
жешь дать, я не нашел бы в том удовлетворения, ибо Ты не дал бы
мне Себя Самого». Далее св. Августин говорит: «О, человек, лю-
би то, чего можешь достичь своей любовью, и крепко держись за
то, в чем душа твоя находит удовлетворение».

В-третьих, я говорю: «Бог-любовь, покуда Он распространяет
свою любовь на все творения и они в нем — как единое целое. Ведь
во всех творениях — и в каждом в отдельности — есть нечто, воз-
буждающее любовь, и потому каждое творение, действительно
имеющее разум, любит другое, равное ему в этом. Потому-то жен-


' Печатается по изданию: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения.
М., 1912, Проповедь 63 в нумерации Квинта.


 

 

 


 


щинам часто нравится что-то красное, дабы доставить себе удо-
вольствие радостью, которую они от этого получают. А если оно не
доставляет им удовольствия, то в следующий миг им нравится что-
то зеленое. Однако и с ним они не достигают желаемого, радость,
приносимая цветом, не делается безраздельной; тогда им еще хо-
чется платок того цвета, который, как им кажется, приносит радость.
Однако именно оттого, что во всех творениях есть что-то, принося-
щее радость, люди любят то одно, то другое. Но постарайся забыть
и о том, и о другом, и тогда то, что останется, будет Сам Бог. Если
ты вешаешь картину на стену, стена становится носительницей
картины. Кто любит картину, тот вместе с нею полюбит и стену.
Когда стену убирают, вместе с ней убирают и картину. А теперь
убери стену так, чтобы картина осталась, тогда картина будет сама
себе носительница. Кто любит картину, тот будет любить только
картину в чистом виде. Люби то, что достойно любви, а не то,
на чем оно казалось достойным любви: вот тогда ты полюбишь Бо-
га в чистой непосредственности. И в этой истине нет сомнения.

Св. Дионисий говорит: Бог даровал Себя душе как Ничто; это
означает, что Он для нее непознаваем. Поскольку мы не можем
познать Бога, мы любим в тварях то, что в них кажется нам хоро-
шим, но мы вместе с хорошим любим и сами вещи, склоняющие
нас ко греху.

Число ангелов бессчетно, никто и вообразить не может их чис-
ла, и каждый из их видов выше другого. Если у самого нижнего ан-
гела отнять маленькую частицу, как если бы мы отрезали щепку
от куска дерева, и частица эта во всем великолепии, присущем ей
по природе, упала бы на землю, то все на земле расцвело бы и при-
несло плоды. Представьте теперь, как же должны быть прекрасны
высшие ангелы! Если, собрав великолепие всех ангелов, присущее
им по их природе, а также великолепие всех тварей, присущее им
по их природе, и со всем этим вселенским великолепием подойти
к Богу, то Бога тем самым не найдешь, ибо все это в сравнении
с Ним будет ничтожно, это будет вообще ничто — совершенная ма-
лость, и даже менее того; вот это и есть чистое Ничто. Так пойми:
Бога находят только в едином.

В-четвертых, я говорю: «Бог-любовь», покуда Он своей любо-
вью любит все творения, невзирая на то, знают они о ней или нет.
Поэтому я повторю то, что уже говорил в прошлую пятницу: я ни-
когда не попрошу Бога подарить Его любовь и не возблагодарю Его
за этот дар. Ведь если я буду достоин воспринять дар Его любви,
Он даст его мне, будет ли это мне в радость, или нет. Следователь-
но, я не буду просить Его о любви, ведь Он даст мне ее безусловно.
Но я попрошу Его сделать меня достойным принять дар Его люб-
ви, и я возблагодарю Его за то, что Он — Тот, Кто его дает. Я гово-
рю: «Бог-любовь», ибо Он любит меня любовью, которой любит
Себя Самого. И если бы кто-то лишил Его таковой любви, тот ли-


шил бы Бога и Его божественной сущности. Но даже если Он лю-
бит меня Своей любовью, то этим я не достигну блаженства. Более
того, я только тогда достигну блаженства, когда полюблю Его, для
того, чтобы обрести блаженство в Его любви.

А теперь обратимся к словам: «Кто в любви, тот в Боге, и Он
в нем». Если меня спросят, где Бог, я отвечу: Он — повсюду. Если
меня спросят, где душа, пребывающая в любви, я отвечу: она — по-
всюду. Ведь Бог-любовь, и душа, пребывающая в любви, — в Боге,
и Бог — в ней. И поскольку Бог — повсюду, а душа — всецело в Бо-
ге, она не способна пребывать отчасти в Боге, а отчасти — вне Его.
И раз Бог в ней, то душа непременно должна быть повсюду, ибо
Он, Кто повсюду, — в ней. Бог — повсюду в душе, и она повсюду —
в Нем. И посему Бог есть Все по ту сторону всего, и душа с Богом
есть Все по ту сторону всего.

Эту проповедь можно говорить и по праздникам. Она оконче-
на. Однако оставайтесь на местах. Задержу вас еще. Хочу сказать
вам еще одну проповедь. Помоги нам, Господи, в нуждах наших!

СИЛЬНА, КАК СМЕРТЬ, ЛЮБОВЬ1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.