Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О ТОМ, ЧТО БОГ ЕДИН1 Deus unus est




БОГ. Анселъм: «Бог — Тот, в сравнении с Кем нельзя выдумать
ничего лучше».

Августин. О христианском учении. 1,11: «Бог над богами пред-
полагает такое, в сравнении с чем нет ничего лучше и возвышен-
ней». И ниже: «Нет никого, кто думал бы, что Бог — Тот, в срав-
нении с Кем есть что-то лучшее».

Бернар. О рассуждении V: «Что такое Бог? То, лучше чего
нельзя выдумать».

Сенека. Пролог к натуристорическому вопросу: «Что такое
Бог? Все, что ты видишь, и все, чего не видишь. Следовательно,
Его величие сводится к тому, что нельзя себе представить ничего
более величественного».

Бог в простоте — бесконечен, а в Своей бесконечности —
прост. Поэтому Он повсюду — и повсюду как целое: повсюду —
в силу бесконечности, повсюду как целое — в силу простоты. Бог
один погружается во все, что есть, в собственную сущность вещей;
но ничто из иного (aliud) не погружается в другое (alter)2. Бог
в глубине всякого, и только в глубине. И Он один един3. Приме-
чательно, что всякое создание в Боге любит единое (unum), и лю-
бит Его по причине единого, и любит Его, потому что Он един.

© Прохорова И. Μ., перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: Textbuch zur Mystik des deutschen Mit-
telalters: Meister Eckhart, Johannes Tauler, Heinrich Seuse, ed., Josef Quint,
Halle/Saale: M. Niemeyer, 1952. Проповедь 13 в нумерации И. Квинта.

2 Латынь в данном случае подчеркивает различие между двумя наименова-
ниями «инаковости»: aliud, которое означает открытое противопоставление
в форме всего «другого» или «прочего», и alter, которое означает скрытое про-
тивопоставление в форме «второго» из двух. В данном случае aliud означает
все «другое» по отношению к Богу, все, что есть, все сущее, все абстрактные
и конкретные «вещи», a alter означает «второй» по отношению к первому.

3 Буквально: Бог есть один.


Во-первых, потому что все, что есть, любит и ищет подобия
с Богом. А подобие (similitude) — есть некое единство, единство
неких вещей.

Во-вторых, в едином нет ни горя, ни боли, ни муки, нет даже
страдания (passibilitas) и смерти.

В-третьих, в понятии единого как единицы есть все; ведь вся-
кая величина есть единица и едина в едином и при едином1.

В-четвертых, поскольку и власть, и мудрость, и божествен-
ность как таковую, и даже бытие любят только в той мере, в какой
они соединяются (unitur) с нами и мы с ними.

В-пятых, поскольку истинно любящий не в состоянии любить
кого-то, кроме одного, из предпосылки «Бог един» следует: «Воз-
люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Несомненно,
любящий хочет, чтобы тот, кого он всецело любит, был только
один.

В-шестых, поскольку любящий хочет соединиться с объектом
любви, чего он не может, если тот не один. Кроме того, Бог позво-
ляет соединиться с Ним только потому, что Он един. Далее, имен-
но потому что он един, Он, если нужно, может соединять все, и со-
единять это и с Собой, и в Себе.

В-седьмых, поскольку «единое» означает «неотделимое от все-
го», следовательно, в самом понятии «нераздельность» или «един-
ство» содержится вся полнота бытия.

В-восьмых, заметь, что единое само по себе становится целостно-
стью и совершенством, потому что у него нет недостатка ни в чем.

В-девятых, заметь, что единое по своей сущности становится
бытием как таковым или же сущностью, и сущностью, которая
едина. Ведь и сущность (essentia) всегда едина, и добавляется
единение (unio), и тогда возможно со-единение — на почве един-
ства.

Вдобавок к этому нужно отметить, что тому кто воистину любит
Бога как Единого и по причине единства и соединения, не важно, на-
сколько велико Божие всемогущество или мудрость, так как единое
дает больше и становится большим. Не думает он и о благе в обыч-
ном его понимании, отчасти потому, что оно касается внешнего
и скрывается в вещах, отчасти потому, что оно основывается на бо-
лее «тесной» связи (adhaesio): «А мне благо приближаться к Богу!»
(Пс. 72, 28).

В-десятых, заметь, что Единое выше, важнее и проще, нежели
само благо, и что оно ближе и к бытию, и к Богу; или, лучше: то,

' Последнюю часть этого периода нужно понимать так: каждая величина
есть единица (una) числом, единство (unum) сутью в едином (in uno) в той
мере, в какой оно составляет часть более высокого единства, через единое
(per unum) в той мере, в какой оно своей двойственностью составляет часть
этого единства.


 

 

 


 


что по названию «едино», может быть на самом деле «со- еди-
ным» — как бытие как таковое.

В-одиннадцатых, Бог потому преизбыточно богат, что Он
един. Именно в силу того, что Он един, Он — Первый и Наивыс-
ший. Вот почему Единое погружается во все и во всякое, всегда
оставаясь единым и даруя единство отдельному. Вот почему
шесть — не дважды три, но шесть раз по одному1.

«Итак, слушай, Израиль, твой Бог — единый Бог2». Заметь, что
единое, или Одно, выступает здесь и как нечто, присущее чему-то,
и как нечто, единое с чем-то, — лишь с разумом (intellectus). О ма-
териальных формах существования сразу же можно сказать, одно
они или нет, так как их множество, пусть даже составных по фор-
ме и материи. А нематериальные формы существования, то есть
мысленные, — не одно: или потому, что их сущность — не быть,
или, еще чаще, потому, что они существуют не мысля. Следователь-
но, они состоят из бытия и сущности, или же из бытия и мысли. От-
сюда следует, что «Твой Бог — единый Бог» есть и такой смысл
в словах: Бог Израиля — видящий Бог, Бог видящих3, Бог, Который
мыслит и постижим только в мысли, Бог, Который всецело есть
мыслящий ум.

Deus unus est. Примечательно, что это может пониматься дво-
яко. Во-первых, так: «Есть единый Бог». Ведь именно потому,
что Он един, Ему подобает быть, то есть потому, что Он — Свое
собственное бытие, что Он — чистое бытие, что Он — бытие все-
го сущего. Во-вторых, так: «Твой Бог — один Бог», означая то,
что ничто иное не есть истинно Единое. Ибо ничто из сотворен-
ного не есть чистый и всецело мыслящий ум, ведь в таком случае
оно не могло бы быть тварным. Так что я про любую вещь спра-
шиваю, есть ли в ней мыслящий ум или работа мысли. Если их
нет, тогда ясно: то, чему недостает разума, не есть Бог или перво-
причина всего, что направлено на определенные цели. Если же
в вещи есть мыслящий ум, я смотрю, есть ли в ней что-то еще,
кроме мысли. Если ничего прочего нет, сразу становится ясно,
что она есть простое Единое и, кроме того, нетварна, первична
и т. д., что она — Бог. Но если в ней есть что-то еще, кроме мыс-

1 Этот числовой пример основан на традиционном соединении платонист-
ского и пифагорейского числового символизма. Августин говорит: «Число
есть собрание единиц». Экхарт в одном из сочинений говорит: «Все, что есть
число, зависит от единицы».

2 Здесь начинается новая тема. Предыдущая часть основана на Новом За-
вете (Поел, к Гал.), эта — на Ветхом (Ис. 46, 9). Экхарт вводит свое основное
понятие intellectus: ум, разум, рассудок, интеллект, греческое nous (в аристо-
телевском смысле).

3 Экхарт, по-видимому, обыгрывает фразу из Иеронима: «Израиль (Яков),
человек, который видит Бога» (Israel vir videns deum). To, что в Библии тот
«слышит» (audi), а не «видит», Экхарт игнорирует.


ли, тогда ясно, что она составная и не является всецело простым
Единым.

Следовательно, становится очевидным, что один Бог в собст-
венном смысле есть и что Он — мыслящий ум или мышление, и
что Он — только мышление, без примеси чего-либо другого, и что
Он — совершенно прост. Потому только Бог, мысля, придает ве-
щам бытие: ибо в Нем одном бытие — это мышление. А из этого
следует также, что ничто, кроме Него, не может быть чистым мы-
шлением. Напротив, будь у всего иного некое бытие, отличное от
мышления, оно — отчасти потому, что мысль есть нечто нетварное,
отчасти потому, что «первое из тварного есть бытие» — не было бы
тварью.

В дополнение к предыдущему заметь, что всего, что проистека-
ет из единого или одного, как, например, сходство, подобие, отра-
жение, отношение и тому подобное, в обычном и собственном
смысле нет — оно скорее в Боге и в божественном. Посему Авгус-
тин говорит: «Теперь же отчетливо видится само истинное подо-
бие или сходство и истинное и первое Единое — и не телесными
очами или иным каким-то чувством такого рода, но умом». Причи-
на: во-первых, потому, что они сопутствуют Единому, а оно, как
сказано, свойственно Богу. Во-вторых, потому, что все вещи тако-
го рода суть «одно во многом», нечто, чего, в свою очередь, никог-
да и нигде нет, за исключением разума, где оно не «есть», но мыс-
лится. Следовательно, там, где существование не является самим
процессом мышления, там нет и подобия. В-третьих, потому, что
две величины, подобны ли они или только похожи, не могут быть
ни самим подобием, ни самой похожестью, и так со всем осталь-
ным. В-четвертых, потому, что нигде в мире нет как двух одинако-
вых величин, так и двух явлений, во всем совпадающих друг с дру-
гом. Случись так, они перестали бы быть двумя или бы иначе
определялись. В-пятых, потому, что везде, за исключением разума,
всегда есть и проявляется различность, отклонение от формы и то-
му подобное. «Но Ты — тот же»... (Пс. 101, 28). Тождество и есть
Единое.

Из того, что здесь сказано, можно понять и уразуметь, каким
образом «соединяющийся с Господом есть один дух (spiritus)
(с Господом)» (ср. IKop. 6, 17). Мыслящий ум (intellectus) свой-
ственен Богу, а Бог един. Следовательно, всякое простое содер-
жит столько Бога и Единого и настолько едино с Богом, насколь-
ко у него мыслящего ума или мыслительной энергии. Ибо единый
Бог есть разум, а разум есть единый Бог.

Почему Бог никогда и нигде, помимо разума, не есть Бог.

Августин говорит в Исповеди: «Там, где я нахожу истину, там
я нахожу своего Господа, саму Истину». Возноситься к разуму,
подчиняться ему означает соединяться с Богом. Соединяться,
быть единым, означает становиться единым с Богом. Ибо Бог


 

 

 


 


един. Все, бытующее вне разума, помимо разума, есть тварь, есть
тварное, есть «другое» по отношению к Богу, есть не Бог. Ведь
в Боге нет другого (поп est aliud).

По действию и его энергии вообще различается существование
всего тварного; существование есть первое действие, первое разли-
чие. В разуме, в Боге — нет различия. Отюда следует и то, что Пи-
сание постоянно призывает к уходу из этого мира, к уходу от само-
го себя, к забвению своего дома и дома своего рода, к оставлению
своей страны и своей семьи, дабы вырасти в великий народ, в ко-
тором были бы благословенны все роды; а лучшее место этому —
царство мыслящего ума, где, несомненно, все — в той мере, в какой
сами есть мыслящие умы, а не другое — во всех (omnia in omnibus).

БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.