Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мастер Экхарт Meister Eckhart




(ок. 1260 - ок. 1328)

Мастер1 Экхарт, родился в Тюрингии, около 1260 г. В точности
неизвестно, происходил ли он из высшего сословия или из крестьян,
как, впрочем, неизвестно точное место его рождения. Он родился
в беспокойное время, отмеченное, с одной стороны, природными
катаклизмами, ослаблением государства (1256-1273 — время смут
и «безвременья») и папства («авиньонское пленение» пап в 1309-
1377), а с другой — возникновением и расцветом монашеских орде-
нов и университетов, а также разнообразными социальными пере-
менами и преобразованиями. Около 1275 г. Экхарт становится
монахом Доминиканского монастыря. В 1277 г. он студент Altes
liberales в Париже. Около 1280 г. начинает учиться богословию
в главном учебном заведении своего ордена (Generalstudium) в Кель-
не. Вероятнее всего, здесь он встретился с Альбертом Великим,
ставшим одним из его учителей, здесь же делает блестящую карь-
еру, сделавшись влиятельным человеком в ордене и блестящим про-

1 Meister — переводится с немецкого как мастер, учитель.


поведником. С 1294 г. Экхарт — приор в Эрфурте и викарий Тю-
рингии, а в 1302-1303 гг. магистр и профессор (magister actu re-
gens) в Париже. С 1303 по 1311 г. он из Эрфурта осуществляет
полномочия первого провинциала Саксонии — провинции, находя-
щейся в юрисдикции ордена, а с 1307 г. — еще и генерального вика-
рия Богемии. Затем Экхарт снова в Париже, где получает кафед-
ру в Парижском университете — редкое исключение для
не-француза, сделанное по просьбе Фомы Аквинского. Вероятно,
здесь он начал свое так никогда и не оконченное сочинение Opus tn-
patrium. С 1314 по 1322 гг. он викарий главного представительст-
ва ордена в Страсбурге. Его задача — окормлять монастыри,
в особенности женские (задача, возложенная папой на доминикан-
цев в начале XIV в.) провинции Тевтония. В 1322 г. он становится
руководителем главного учебного заведения ордена (Generalstudi-
um) в Кельне. В 1326 г. кельнский епископ Генрих Второй фон Вир-
небург обвиняет его в распространении еретических учений. В сво-
ем оправдательном письме Экхарт опровергает все обвинения и
апеллирует к папе в Авиньоне. Назначается суд инквизиции, и Эк-
харт приезжает на процесс. Вероятно, он умер в Авиньоне во вре-
мя процесса. Папская булла In agro dominico от 27 апреля 1328 г.
вынесла Экхарту следующий приговор: из 28 утверждений, содер-
жащихся в его работах, 15 являются еретическими, другие же
представляются «слишком смелыми» или «могут быть заподозре-
ны в ереси»1.

Свою задачу богослова Экхарт понимал так: «то, что говорит
христианская вера и что написано в Священном Писании, изло-
жить с помощью философских понятий». Истину веры, почерпну-
тую из Писания и подкрепленную собственным опытом, он интер-
претирует в философских категориях. Для Экхарта нет сомнений
в том, что богословие и философия объясняют одну истину, и эта
истина — Бог.

Основной принцип богословско-философской системы Экхар-
та — обретение Бога в себе. Ссылаясь на Евангелие от Иоанна:
«И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и ис-
тины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца»,
Экхарт утверждает, что Бог Отец вечно рождает во всем подоб-
ного Себе Сына, и место этого рождения — душа человека. И толь-
ко с рождением Бога душа обретает совершенство — свет и благо-
дать. «Все, созданное Богом, едино, потому Он рождает и меня,
как своего сына,
без всякого различия. Бог действует в глубине
души человека без всяких средств, подобий и образов. Бог прикаса-
ется к душе человека в своем абсолютном единстве и простоте».
Там нет места образам, ибо образность связана с внешним. Что

1 См. текст буллы в издании: Экхарт М. Об отрешенности M 2001
С.313-318.


 

 

 


 


творит Бог в глубине души, человеку неведомо. Глубину души, в кото-
рой рождается Бог, Экхарт называет «искоркой»(Sedenfunklein),
нетварным началом человеческой души, в которую проникает горний
свет. Этот свет отсекает все грубое и соединяется с Богом. Душа
для него определяется тремя высшими божественными силами: по-
знанием праведной божественной мудрости, стремлением ввысь
и внутренней волей, которая всегда обращена к воле Божьей, черпая
в себя из Бога любовь. Различие между Богом и душой Экхарт объяс-
няет так: «Возьмем ручеек, в котором, как в зеркале, отражается
солнце. Солнце, отражающееся в зеркале, — все равно солнце, а зер-
кало — все равно зеркало. Отсвет души в Боге — Бог, но душа все же
остается тем, что она есть».

Самой большой добродетелью для Экхарта является отре-
шенность. Быть отрешенным — значит быть пустым от всего,
девственным, свободным от чуждых образов. Образы
это то,
что составляет в человеке его собственный мир, занимая место
Божьего. Величайшей добродетелью Экхарт считал и уединенную
жизнь. Уединенность — это пустота, нетронутость, отсутст-
вие чуждых образов, которые создают в человеке внутренний мир,
препятствуя единству с Богом. Уединение, отрезанность от всего
обретает у Экхарта теоретический, умозрительный подтекст.
Только в уединении можно постичь безграничное Ничто божест-
венного разума.

Так же, как у единение и отрешенность, для Экхарта очень важ-
ны самоограничение, пустота духа (его незаполненность ничем
чуждым) и покой, оставление всяческой множественности и разли-
чия. Только оставив все и пребывая в безмолвии, можно узнать, как
из Слова рождается Сын Божий.

Только так можно узнать чистое Бытие. Что такое Бытие
для Экхарта? «Само бытие не пришло ко всему тварному когда-
то после творения, но было в нем раньше всего другого. Ибо и само
Бытие получает свое бытие не откуда-то и не из чего-то, но
только изнутри Его и раньше всего. Поэтому бытие всего тварно-
го неотделимо от Первопричины и от Начала всех вещей. „Ибо все
из Него, Им и к Нему" (Рим. 11, 36.)». Таким образом, все тварное
неотделимо от Бога и в своем бытии находится в вечном потоке
жизни.

Но Бытиетолько преддверие, настоящий храм Божий — это
Разум, или Интеллект. В отличие от Фомы Аквинского, для Экхар-
та — Разум в Боге превыше Бытия. Разум — это безграничная от-
крытость. Он сравнивает его со знаменитыми аристотелевскими
досками, на которых не написано ничего, но именно поэтому мо-
жет быть написано все. Божественный Разум присущ только Богу
и не имеет ничего общего с разумом человеческим. Познание Бога не
является результатом человеческой способности к размышлению,
но только и единственно — даром божественной благодати.


Экхарт и его духовные ученики Иоханн Таулер u Генрих Сузо
стали родоначальниками того, что называют теперь немецкой
мистикой. Учение немецких мистиков вышло далеко за пределы
своего времени, сформировав в Европе особый тип духовности. Не-
смотря на запрет, авторитет Мастера Экхарта был чрезвычай-
но велик, а количество его сторонников и защитников неисчислимо.

Экхарт нашел своих сторонников и в гораздо более поздние вре-
мена — в XVIII-XIX вв. Его объявляют отцом немецкой философии
(J. Bach). Говорят, что с ним «пришел новый день в истории немец-
кого духа» (W. Preger), означающий отход от схоластики. Ученик
Гегеля К. Розенкранц видит в Экхарте не только главу немецкой
мистики, но и вообще начало немецкого духа, которое нашло свое
завершение в Гегеле. Только тщательно подготовленное научное
издание трудов Экхарта, начатое в 1936 г.1 (H. Denifle, F. Pfeifer),
положило начало подлинному знакомству с ним и тем самым по-
кончило с многочисленными вымыслами и ложными толкованиями
Экхарта.

Предлагаемые читателю проповеди — это и старые переводы
уже позапрошлого века, и новые, с критического издания, вышед-
шего в Германии в 1998г.2

И. М. Прохорова

1 См. Meister Eckhart: Die deutschen und lateinischen Werke. Herausgegeben
im Auftrage der Deutschen Forschungsgemeinschaft. Stuttgart and Berlin, 11
Vols., 1936.

2 См. библиографию к тому С.624


Проповеди





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.