Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Генрих Сузо Heinrich Sense




(1295/97-1366)

Генрих Сузо, как его называют в России, Хайнрих Зойзе (Hein-
rich Sense), как его называют в Германии, родился на праздник
св. Бенедикта (24 марта) около 1295-1297 гг. в семействе Бергов
в Констанце (Южная Германия). Из уважения к матери и её ста-
ринному и знатному роду он взял ее фамилию Сузо. В 13 лет, дви-
жимый необычайно сильным религиозным чувством, Сузо ушел в
доминиканский «Островной монастырь», находившийся там же,
в Констанце. Впоследствии его родители вели долгую тяжбу с мона-
стырем, который не имел права принимать его в столь юном возра-
сте, и только спустя десять лет Мастер Экхарт избавил его от
постоянного страха быть возвращенным обратно в семью. Очень
способный от природы, он к тому же получил прекрасное образова-
ние
сначала в монастыре, а затем в Studium generate в Кельне, где
попал под сильнейшее влияние Мастера Экхарта, став его учеником
и горячим сторонником. В 1327 г., после окончания учения, он вер-
нулся в свой монастырь в Констанцу, чтобы обучать братьев Свя-
щенному Писанию. Долгие годы Сузо вел необычайно суровый образ


 

 

 


 


жизни, описанный им в автобиографическом сочинении «Vita», ис-
тязая плоть и предаваясь аскезе. Так, в трудах, бдениях, молитвах,
постах он провел 20 лет, почти не отлучаясь из своего монастыря.
Но покой и размеренность монастырской жизни были грубо наруше-
ны в 1330г., когда он был обвинен в ереси и привлечен к суду. Причи-
на была в том, что Сузо не только открыто разделял взгляды свое-
го учителя Экхарта, к тому времени уже осужденного Папской
буллой, но и выступил в своей «Книжке истины» в защиту его взгля-
дов, правда, пытаясь смягчить их и представить в более поэтичес-
кой форме. Как и тот, он учил обретению Бога в себе, возврату
в глубину души, где рождается Бог, покою и отрешенности.

В сорок лет в нем происходит переворот, после которого образ его
жизни совершенно меняется. Он уже не живет безвыездно в монас-
тыре, а много разъезжает, в том числе по наиболее опасным местам,
где идут войны или религиозные распри, проповедует, посещает дру-
гие монастыри, выступает духовником как монахинь своего ордена
или близких к нему, так и благочестивых светских дам, принимает
активное участие в современных событиях. В эти годы Сузо сбли-
жается с Иоханном Таулером, учеником Экхарта, проповедником
и богословом-мистиком, со священником в миру богатым негоциан-
том Генрихом фон Нердлингеном, а также многими представителя-
ми религиозного братства «Друзей Божьих», ставивших своей целью
духовное обновление общества. Он часто посещает, ведя долгие бесе-
ды, свою духовную дочь Элизабет Штагель, доминиканскую монахи-
ню, настоятельницу монастыря и автора первого религиозно-исто-
рического сочинения на немецком языке, написанного женщиной,
«Жизнь сестер в монастыре Тос». Она записывала разговоры с ним,
сохраняла его письма, составляла записи о его жизни, ставшие осно-
вой автобиографического сочинения «Vita»·. В период распри между
Людовиком Баварским и Папой верные Папе доминиканцы вынужде-
ны были покинуть Констанцу и отправиться в изгнание вДизенхоф
(1343-1346). Там нападки на Сузо, ставшего к тому времени при-
ором монастыря, только усилились. После смерти Людовика Бавар-
ского (1347) монастырь возвращается в Констанцу, но Сузо это не
приносит покоя. Новый навет в виде обвинения некой дамы, его ду-
ховной дочери, в том, что он — отец ее незаконнорожденного ребен-
ка, вызывает новое разбирательство и суд, за долгое время которо-
го от него отвернулись все друзья. И хотя в результате он был
полностью оправдан, руководство ордена переводит его в Улъм, что
явилось для него тяжелым ударом. О последних годах его жизни ни-
чего не известно. Умер Сузо в Ульме 25 января 1366г. и похоронен
в местном кафедральном соборе.

В 1362-1363г. в Ульме он составил книгу «Exemplars», в которую
вошли тексты его сочинений из «Vita», «Книжки вечной Премудрос-
ти» (между 1328 и1330), «Книжки истины» (между 1327 и 1329)
и «Малой книжки писем» (11 из 28 писем, собранных Элизабет


Штагель). Кроме этого, к его сочинениям относятся «Horologium
Sapientiae» (между 1331 и 1334), «Большое собрание писем», 4 про-
поведи и «Книжка любви» (Minnebuchlein), подлинность которой
вызывает горячие споры и остается недоказанной.

Все, написанное Сузо, основано на личном опыте, проникнуто
личными переживаниями, обидами на несправедливые гонения, мо-
ментами совершенного отчаяния, но, в конце концов, и победой над
страстями, и пониманием того, что все испытания посланы ему
Богом и он должен достойно вынести их. И хотя языку Сузо недо-
ставало мрачной силы Экхарта и ясности Таулера, слог его отли-
чался удивительной красотой, чистотой и почти детской наивнос-
тью. Если Экхарта можно в полном смысле назвать главой немецкой
мистики, Таулера — энергетическим центром и наставником в ми-
стической практике, то Сузо — ее сердце, великий лирик, певец глу-
бокого и искреннего чувства, обращенного к одному только Богу.

Настоящая слава пришла к Сузо очень рано, а официальное при-
знание — лишь спустя сотни лет. Его произведения переписывались
и переиздавались, отрывки из них становились гимнами и включа-
лись в церковные службы. Уже в позднем средневековье к нему стали
относиться как к святому, и только в 1831г. Папой Григорием XVI
Сузо был канонизирован.

Лейтмотивом «Книжки истины» становятся поиски правиль-
ного различения между стремлением к «упорядоченному знанию»
и к «беспорядочной свободе». Книга адресована ближайшему мона-
шескому окружению, в среде которого как раз в это время возникли
опасные ереси, причина которых — неумение правильно распозна-
вать истинную и ложную свободу духа, истинную и ложную отре-
шенность. Кроме того, явными адресатами книги были беггары
и бегинки, братья свободного духа, члены полумонашеских общин,
в постоянном диалоге с которыми находился Сузо. Книга, являясь
программной для него, рисует образ совершенного человека, каким
Сузо его видит: всецело обращенного к Богу, так что между ним
и Богом нет никакого различия, во всем так подобного Христу, что
Христос действует в нем, и он действует со Христом, и дано ему
все, что дано Христу.

И. М. Прохорова


Книжка истины

Глава I





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.