Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подготовка рождения Бога в нас




Приступите ко мне, желающие меня, и насы-
щайтесь плодами моими.

Сир. 24,21

Премудрость говорит это Слово: «Приступите ко мне, желаю-
щие меня, и насыщайтесь плодами моими». Слово это о Боге и ве-
дет нас к Его рождению, к тому, чтобы мы всецело исполнились
блаженством рождения Божьего в нас.

Далее сказано: «Всем, подлинно алчущим Меня, всем, воистину
желающим, чтобы свершилось это рождение, будет иногда даровать-
ся его краткий миг». Пусть этим разжигается и усиливается ваше же-
лание и вы все более жаждете того и все совершенней причащаетесь
этому блаженству. И тогда вы скажете вместе с Августином: «Госпо-
ди, Ты создал нас для Себя; оттого-то не знает наше сердце покоя,
пока не успокоится в Тебе».

Этому беспокойству, этому желанию рождения Бога в себе, ко-
торые нужно чувствовать постоянно, мешают, умаляя, чуждые по
сути вещи, которым — вместо Бога — жаждем мы предоставить
в себе место, — бренные, чувственные, преходящие вещи, творе-
ния, будь то живые или мертвые, дружба и товарищество, удо-
вольствие и желание обладать, блеск и богатство всякого рода —


 

 

 


 


все эти вещи препятствуют тому, чтобы родился в нас Бог, ибо
в глубине нашей души нет для Него места.

Каждая мелочь, которая пленяет чувства и разум, каждая стра-
стишка, которая нас заполняет, уменьшает стремление к Богу
и препятствует Его рождению в нас.

Не спрашивай меня о причине, но сам загляни в свою глубину
и проверь, что тобой движет, возбуждая твое желание и удоволь-
ствие. Тебе бы так хотелось разом иметь и Бога, и вещное, и твар-
ное, но это невозможно. Если Один к тебе приходит, всем другим

нужно уйти.

Под этим подразумеваются не те вещи, которые тебе необходи-
мы или которые у тебя от Бога или с Богом, и даже не те, что неиз-
бежны по природе, как то: пища, если голоден, питье, если жаждешь,
отдых и сон, если устал. Но когда ты стремишься удовлетворить эти
потребности ради них самих, ради наслаждения и смакования, а не
по необходимости, тогда возникает преграда для рождения Бога
в тебе, пусть и не столь великая, как при потреблении других вещей,
без которых можно обойтись.

Тот же, кто желает рождения Бога в себе и причащения боже-
ственному свету, пусть не забудет о препятствии, заключенном
в алчной привязанности к чувственным радостям и тварному.

И более того, пусть он проследит за тем, чтобы не отстать из-за
слабости и медлительности, так как все, что он делает, когда не со-
бран и мысли его витают далеко от того, чем он занят, делается им
необдуманно и вслепую. Как может он увидеть Бога, если глаза его
неосознанно или осознанно направлены на другие вещи!

Об этом Слово Христово: «Кто не оставит всего, чем владеет, тот
Моего недостоин» (ср. Мф. 10, 37-38). Бог дал нам в пользование
все вещи, дабы они служили дорогой к Нему; Он один должен быть
целью, а вещи — лишь средством. Вещи принадлежат внешнему че-
ловеку; но внутренний человек, глубина души, должен быть свобо-
ден от них, направлен к Богу и готов во всякое время всецело и ис-
ключительно наполниться Богом.

Только это необходимо, а не то, что я делаю внешне.

То, что я рассуждаю о Боге, много молюсь и созерцаю, умею го-
ворить красивые слова, много понимаю и потому достоин уваже-
ния — все это ничего не стоит, и кто смотрит на это, тот заблужда-
ется и обманывает сам себя. Бог смотрит в сердце, настроено ли
оно на мирское или готово принять Его. Если сердце обращено
к миру, то бесполезны все благие намерения и дела; ибо тогда Бог
далек.

Поэтому Бог зовет: «Придите», всецело обратитесь ко Мне, пре-
дайтесь Мне. Мы же можем или то, или другое. И если мы выбира-
ем Бога, пусть отступит наше Я. Чтобы был огонь, должны исчез-
нуть дрова. Чтобы возникли плоды, должно пройти цветенье.
Чтобы родился в нас Бог, прежде должно исчезнуть наше Я.


Но отвержение Я требует постоянной бдительности, ибо дер-
жаться за старые привычки — все равно что приращивать отрезан-
ные волосы. Поэтому нужно все время проверять, не проросли ли
где-то прежние наклонности, чтобы вовремя с корнем выполоть
их. Поначалу такой самоконтроль труден, но со временем стано-
вится все легче.

И то, что поначалу требует железного упорства и неустанной
выдержки, в конце концов происходит само собой.

К тому же пусть человек исполнится той деятельной любо-
вью, которая направлена не на отдельные существа, но на всех
без изъятья — с милосердием ко всем и готовностью помочь. Так,
например, поступают те, кто треть своего состояния отдают слу-
женью Богу, треть раздают бедным и лишь последнюю треть ис-
пользуют для себя, показывая тем самым, что стоят выше прехо-
дящих вещей. Кто так отдает, тому будет и будет. Кто делает это,
тот знает.

Есть и другие, кто мало держится за внешние вещи, привязыва-
ясь к вещам внутренним и здесь создавая склонности и привычки,
которые точно так же мешают рождению Бога в них, как и одержи-
мость вещами внешними. Такие люди желают праведной жизни,
но то, чем они одержимы, все равно в них самих.

Внешне это может выражаться в отсутствии сострадания или
в суетливости по отношению к другим людям, в склонности к
осуждению инакомыслящих. Тут-то и является дух тьмы, давая
таким людям все новые поводы для недовольства и гнева, так что
в конце концов они теряют власть над собой, тем самым обнару-
живая, сколь велика их самость и сколь далеки они в глубине сво-
ей души от Бога.

Но если такой человек обратится в себя, осознавая незначи-
тельность и ничтожность своего Я, поступая с людьми по спра-
ведливости, примиряясь и уживаясь с ними, а затем всецело по-
грузится в глубину своей души, тогда все ошибки отпадут от него
и растают, как снег под солнцем, все искупится и будет хорошо,
и Бог сможет в нем родиться.

Теперь я выскажу мысль, которую поймут не все, но лишь те,
к кому это обращено:

Когда Дух Божий коснулся Иова, тот сказал: «Вижу лик пред
своими глазами, но не узнаю образа» (ср. Иов 4, 16). Лик, кото-
рый он увидел, есть Христос; образ же, который не узнал, есть
Бог, Который скрывался за Христовым ликом и который мы по-
знаем в себе.

Об этом же — то, что рассказано в Книге Царств: ангел сказал
Илие, что ему нужно взойти на гору, то есть во внутреннее уеди-
нение и в близость к Богу. Когда он взошел туда, Бог открылся
ему в сильной буре, а затем — в землетрясении, содрогнувшем
землю. Но и в том, и в другом Бог оставался далек от него.


 

 

 


 


Затем вспыхнул огонь, но и в нем Бог был ему еще невидим.
После огня повеял тихий ветер, и когда Илия ощутил его, то при-
крыл лицо плащом, ибо ослепил его свет Божий. И тогда стал ему
различим голос тишины, Слово Божие (ср. 3 Цар. 19, 11-13).

Это — тот же самый внутренний путь, которым Бог приходит
и к нам, рождаясь в нас.

Сначала взойдем на гору, вознесем наши помыслы Богу, в со-
вершенной отрешенности всецело обратившись к Нему глубиной
своей души и в безмолвии открывшись Ему. Когда затем придет
Бог, то сначала подымется буря, которая перевернет все, что в нас
есть, настолько, насколько рады и готовы мы к такому преображе-
нию и обновлению — стать богоподобными.

Многие останавливаются тут, цепляясь за временные вещи,
охваченные в своей самости страхом потерять самих себя и отка-
заться от всего, к чему привязано сердце... Только если они спо-
койно отдадутся буре и отпустят свою самость, в них сможет ро-
диться Бог.

После этой бури придет землетрясение, от которого содрогнется
земля, оно уничтожит все, что есть в нас преходящего и что сопро-
тивляется рождению. А затем придет огонь, божественная любовь,
которая уничтожит внешнего человека, внутреннего же сделает бо-
гоподобным, и будет она ощущаться во внешнем человеке, как жар
и свет, — с такой силой благодаря Духу пронзает божественная лю-
бовь все тело.

...Но во всем этом еще не будет узнано присутствие Божие.
Только когда буря, землетрясение и огонь бесследно уничтожат
и преобразят все, что принадлежит внешнему человеку, в веянии
и шепоте тихого ветра приблизится Сам Бог со Своей силой и све-
том и в одно мгновенье явится внутреннему человеку — столь лу-
чезарно, что как Илия спрячет он свою голову, ибо вид этот непе-
реносим для естества, для внешнего человека.

Подобно тому как слабые телесные глаза не могут смотреть на
солнце, не ослепляясь, так и внутренние глаза поначалу не выдер-
живают абсолютного света божественности долее краткого мига.
Но и за этот миг внутренний человек погружается в такой покой,
что после ничто уже не может его потревожить.

То, что Иов увидал как луч божественного света (ср. Иов 4,16),
был Иисус Христос. То же, что явилось ему в веянии тихого ветра,
есть Дух Божий. Блажен человек, который еще до смерти хотя бы
на мгновение сподобится этого.

И все же это созерцание Бога несравнимо с бесконечным бла-
женством, которое приносит совершенное пробуждение к жизни
вечной, к Царствию Божию.

Кто туда попадает, тот погружается в свое бездонное ничто
и оттуда неизъяснимым образом — в пресветлую бездну Боже-
ства.


В этом совершенном исчезновении он сам себя из самой глу-
бины лишает своего вида, и, когда он так развоплощен, рождается
в нем Бог!

Сподоби и нас, Боже, идти этим путем и достичь рождения Бо-
жия в нас!

О ВОЗНЕСЕНИИ

И так Господь, после беседования с ними,
вознесся на небо.

Мк. 16, 19

Ученики вспоминали, что когда Христос сидел с ними на Еле-
онской горе, находясь среди них, то казалось им, что они тверды
в вере, но потом, когда на их глазах Он вознесся и исчез, как же
взмыли вослед Ему в горькой печали сердца любящих учеников!
Ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

Вознесением этим Христос хотел увлечь за Собой наши — Его
друзей — сердца, чувства и силы, внутренние и внешние, чтобы не
занимали мы больше обители во времени и не держались за нее,
но чтобы наша жизнь была в Небе и с ней — вся наша любовь, на-
ше помышление, наша тоска и наше утешение.

Кто же помешает нам непрестанно следовать за Ним? Разве Он не
сказал: «Иду к вашему и Моему Отцу» (ср. Ин. 16,16; 20,17), — и раз-
ве Его причина, Его цель и Его блаженство не соразмерны нашим?

Да, мы исходим из тех же причин и всем, что мы есть, привер-
жены той же цели и той же основе. И раз Он прежде нас ушел
в блаженство Царствия Божьего, то, желая следовать за Ним, мы
должны примечать путь, которым Он ушел, и, если хотим вместе
с Ним быть превыше всех небес, идти той же дорогой.

Мы можем это, ибо Он, сущий в нас, — и есть этот путь (ср.
Ин. 14, 6). Обратимся вовнутрь и последуем за Ним, и тогда вме-
сте с Ним мы достигнем цели, к которой Он ушел прежде нас.

Как магнит притягивает железо, так и Христос притягивает
к Себе все сердца, хоть чуть-чуть задетые Им. Железо, попадая
под действие магнита, поднимается вопреки своему природному
состоянию: оно уже не подвластно силе тяжести, но, преодолевая
ее, возносится вверх.

Точно то же происходит с теми, кто задет магнитом Христа;
они поднимаются, преодолевая свою низменную природу, и сле-
дуют за Ним; и чем совершеннее прикосновение, тем легче нам
следовать.

Поэтому пусть каждый посмотрит на себя, задет ли он Богом
или нет. Именно те, кто не задет, часто начинают воистину много-


 

 

 


 


обещающе, можно даже подумать, что они совершат нечто вели-
кое, но не успеешь оглянуться, все уже ушло: они снова впали в
свои старые привычки и естественные желания...

Но не нужно им обвинять Бога за то, что они Им не задеты, гово-
ря: «Бог не коснулся меня и не позвал, как позвал друзей Божьих»;
ибо Бог касается и желает, зовет и влечет всех людей одинаково.
Но Его прикосновение и зов, и дары Его всеми людьми ощущаются
и принимаются по-разному...

...У многих людей Бог, приходя со Своим светом и дарами, на-
ходит место занятым и, видя там других гостей, не может войти:
у них другое в мыслях, и они любят внешние вещи и блага; и по-
тому те дары, что им предназначались, пребывают втуне — неопо-
знанными и непринятыми... В этом причина их бед и остановки.
Она в них, а не в Боге.

Столь много у нас пустых и бесполезных дел и развлечений,
которые нас занимают, что мы не замечаем ни себя, ни Бога. Это
можно изменить, всем своим сердцем обратившись вовнутрь, да-
бы сподобиться того взлета, которым Бог увлечет нас к Себе.

То место, на которое взошел Христос, была Елеонская гора,
и было на ней три света: первый — от солнца, навстречу которому
Он поднимался, второй, к ночи, — от храма, и третий — от горяще-
го елея, добытого из оливковых деревьев.

Пойми притчу правильно:

Пусть душа, в которую войдет Бог, будет подобна горе, то есть
вознесена над низкими и преходящими вещами, велика собой
и восприимчива к трем видам света, дабы действовало в ней Три-
единство Божие, вливая в нее высший божественный свет и все-
цело заполняя и воспламеняя ее.

Пусть тот, кто хочет последовать за Христом, взберется на го-
ру, а для того даст отпуск своей природе, отрешившись от всяко-
го преходящего сиянья, дабы достичь непреходящего бытия.

Расположена Елеонская гора между Иерусалимом и Вифани-
ей. И много таких, кто рад последовать за Христом, пока не при-
близится к «Иерусалиму», то есть не придет к большему покою,
обретя в самом себе больше утешения и мира.

...Но они не достигнут вершины горы, если не узнают и другую
сторону, где расположена Вифания, что означает «Скорбь и Пре-
данность»: тот, кто не преодолеет и долину скорби, остановится
и ничего не достигнет, как бы призывно ни сиял ему покой...

Пусть человек не погружается в апатию и бездействие, но все-
гда чувствует в себе неутолимое стремление и болезненную тягу
ко Христу, Взошедшему на высоту и от него еще Сокрытому;
и пусть как в радости, так и в горе он только Ему Одному преда-
ется и, как бы ни мешало ему в этом его естество, пусть снова
и снова обращается вовнутрь, увлекаемый Богом и к Нему возно-
симый.


Покой важен не сам по себе, но лишь как средство, чтобы луч-
ше переносить и преодолевать неустроенность и нужду, легче ос-
тавлять себя, когда мы вообразим себя оставленными Богом. Ие-
русалим означает: место мира. Но разве не на этом месте Иисус
принял смерть? Так и мы умертвим свое Я и все, что мы есть
и имеем, принесем Богу, дабы Он стал нашей сущностью и жиз-
нью.

Ибо замечено: никто не взойдет на небеса, кроме Того, Кто
пришел с небес, — кроме Христа внутри нас, в Ком да отвергаем-
ся своего Я, дабы причаститься Царствия Божьего.

Подобно тому как вознесся Христос, Глава нашего внутренне-
го человека, да последуют за Ним и остальные члены: не нужно
искать ни утешения в мирском, ни передышки в нем, но следовать
за Ним Одним своими помыслами, любовью и поступками, идти
путем, который Он прошел прежде нас. Будем свидетелями Хри-
стовыми не на словах, а воистину — всем своим бытием, и делом,
и жизнью — по мере сил своих.

Многие бы с радостью последовали за Христом и вознеслись
с Ним, не будь подъем столь труден и пойди потом все вещи по их
воле.

...Но одолевают их сильные искушения, темнота и неопреде-
ленность, и, почувствовав себя далекими от Бога, внутренне
и внешне оставленными и одинокими, они поворачивают вспять,
вместо того чтобы обрести среди раздора внутренний покой, при-
ходящий от Бога, среди печали — радость, приходящую изнутри,
среди невзгод — внутреннее утешение и помощь.

И в этом тоже последуем за Христом и засвидетельствуем, что
во всех положениях и во всех предприятиях и делах признаем мы
Бога — и не только тогда, когда нам хорошо, но, как и следует,
и тогда, когда одолевают нас скорби. Вот тогда откроется, подлин-
на ли наша преданность и наше свидетельство, в равной ли мере
как в радости, так и в горе лишь Бог — единственная наша опора,
и нет ничего другого, а, стало быть, оставляем ли мы себя и пре-
поручаем ли себя Ему.

Порука самому совершенному свидетельству — наше собст-
венное вознесение, где мы всецело едины с Богом. Тогда отлетает
дух от себя самого и от мира, ибо в божественности лишается он
всякого многообразия и тем возвышается. Там внутренний чело-
век возносится на небеса, в Царствие Божие, и вводится в божест-
венную сущность, и там он столь совершенно теряет себя, что бо-
лее не знает и не чувствует ничего, кроме Бога.

Затем дух вновь возвращается в бесконечную глубину незна-
чительнеших дел, какими бы он ни занимался, и, что бы то ни бы-
ло, оказывается сделанным более совершенно.

Дух всецело заполняет даже мельчайшее занятие, ни одно де-
ло не считает ничтожным и в каждом находит умиротворение.


 

 

 


 


Так свидетельствует он, что все, заключенное в нем, пришло
с небес и вновь вознеслось, став превыше всех небес. Если хотим
мы попасть туда, то надобно соединиться с Ним и прийти туда
с Ним и через Него.

Сподоби и нас, Боже, причаститься этого!

ВОЗВРАТ В БОГА

Я свет миру: кто последует за Мною, тот не бу-
дет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Ин. 8, 12

Христос называет Себя светом мира и всякого человека. Он —
внутренний божественный свет, который озаряет все, что прихо-
дит в этот мир, а всякий внешний свет — космические светила на
небе и духовные светочи в человеческом сознании, которыми че-
ловек пытается все осветить и постичь, — лишь отблеск его.

Об этом говорит Христос, призывая человека отказаться от сво-
их светильников, которые «воистину мрак в сравнении со светом,
который есть Я. Обратись от светочей внешнего человека к внут-
реннему, который есть Я, и тогда Я дам тебе взамен мрака Мой веч-
ный свет, дабы стало твоим то, что Мое: Моя сущность и жизнь,
Моя благость и совершенство!»

И Он просит Отца «чтобы стали они с нами едины, как едины
Мы, Я в Тебе и Ты во Мне, не соединены, но совершенно — одно»
(ср. Ин. 17, 11,21-22).

Чтобы достичь такого возврата и такого единства, нужно по-
мнить две вещи: во-первых, как мы возвращаемся в свою перво-
причину, каким путем и каким способом. Во-вторых, какие пре-
грады уводят нас от этой цели и не дают найти обратную дорогу.

Существует два рода людей и преграды у них двух видов:

Первый — те, что обращены к миру, находят свои радости и удо-
вольствия в тварном, в вещах и чувствах и на них тратят свое вре-
мя и расточают свою жизнь; они живут во мраке и далеки от боже-
ственного света.

Второй — люди духовные и религиозные, они — на виду и у них
громкие имена и титулы, они думают, что преодолели мрак и неве-
жество, но в глубине души они непросвещенны и полны себялю-
бия и своеволия и целиком обращены к объекту собственного вни-
мания, своей самости.

Внешне их порой трудно отличить от друзей Божьих, ибо час-
то они больше тех предаются аскезе и созерцанию, постам и бла-
гочестивым делам. Однако тот, в ком есть Дух Божий, отличит их.
Но в одном они и внешне отличаются от друзей Божьих: преис-


полненные предвзятости к другим людям и к истинным друзьям
Божьим, они с удовольствием судят других, но только не себя, хо-
тя друзья Божьи никого, кроме себя, не судят.

Во всех вещах они ищут свое. Их дело владеет их помыслами,
при любой возможности превозносят они свой опыт и познания и,
даже говоря о Боге и божественных вещах, ищут и подразумевают
лишь себя и удовлетворения своего Я. Это фарисейство так глубо-
ко укоренилось в их сущности, что заполнило все уголки их души,
так что кажется уже невозможным от него освободиться.

...И все-таки есть способ это преодолеть, а именно — им надо
отделиться от своего Я и предаться Богу, дабы Бог всецело запол-
нил их и завладел всем их существом, как это у истинных друзей
Божьих.

Однако и друзья Божьи должны постоянно упражняться. Ибо,
покуда жив внешний человек, его никогда всецело не преодолеть
и не убить. Он снова — тут как тут, являясь подлинной преградой
обретению истинного света и возвращению в Бога.

Другое же, на что нужно обратить внимание, — это кратчай-
ший путь и лучший способ достижения истинного света и возвра-
та в Бога: Он — в том, чтобы мы отверглись от своего Я и погрузи-
лись в Бога, предаваясь Ему, следуя во всех вещах не своей,
но Божьей воле, осознавая все как посланное Богом, послушно
все принимая и сразу Ему возвращая без уловок и утаек, дабы не
оскудевал постоянный круговорот к Богу и от Бога...

Это истинный путь и праведный способ.

И здесь расходятся друзья Бога и друзья мира сего.

Последние все тянут к себе, присваивая все дары, не возвра-
щая их в чистоте, с любовью и благодарностью, в самоотвержении
и совершенной преданности Богу.

Тот же, кто, напротив, подобно первым, все дальше уходит
в отказ от своего Я и в преданность Богу, — истинный и самый со-
вершенный друг Божий.

Душа хорошо знает, что есть Бог, хотя бы из природного све-
та разума. Но Кто Он есть и где, это сокрыто и неизвестно. Пото-
му растет ее жажда, она непрестанно ищет и спрашивает и с радо-
стью хоть что-то узнает об этом Боге, Который от нее столь
спрятан и сокрыт.

В этих упорных поисках ведет ее звезда, как тех, о ком гово-
рится в Евангелии: «Мы видели звезду Его... и пришли покло-
ниться Ему» (Мф. 2, 2).

Звезда эта не снаружи, но внутри; она — внутреннее сияние,
божественный свет, и свет этот сообщает душе: «Он родился!»
И указывает, где родился — в сокровеннейшей глубине, куда не
проникает никакой внешний свет.

Многие пытались искать этот внутренний свет и рождение
с помощью света природного, своим разумом; но у них ничего не


 

 

 


 


вышло, и они остались на месте. Рождение это нельзя обнару-
жить, ибо тот внутренний свет, который о нем извещает, и состав-
ляет душу, что предуготовлена к рождению и где оно обретет для
этого место.

Но обделенные мудростью не желают ждать, когда же просве-
тит их внутренний свет, в котором произойдет и обнаружится
рождение. Они пытаются самовластно пробиться к нему своим Я
и хотят найти его с помощью света природного — а это невозмож-
но.

Нужно ждать того часа, когда это случится.

Здесь нужно обращать внимание на три вещи: во-первых — че-
го они жаждут и чего взыскуют; во-вторых — как взыскуют; и тре-
тье — на обретение рождения.

Им соответствуют три силы: одна свойственна естеству в пло-
ти и крови, это чувственность, которая связана с плотскими чувст-
вами; вторая — разум; третья — чистая субстанция души. Все три
неодинаковы и проявляются по-разному — каждая на свой лад.

Это как с солнечным светом, который сам по себе одинаков,
но сияние его по-разному видится через разноцветные стекла, когда
одно из них — черное, второе — желтое, а третье — белое. Под чер-
ным стеклом понимается чувственность, под желтым — разум,
под белым же — чистый дух.

Когда свет чувственного доходит до разума, а тот — до духа,
то черное становится желтым, а желтое — белым и возникает аб-
солютная простота, в которой светит один свет и ничего более.

Это значит: если свет поступает прямо изнутри и светит только
он один, то отпадают все внешние образы, формы и подобия и свет
знаменует истинное рождение. Тогда небо, пребывая в своей есте-
ственной темноте, всецело превращается в абсолютное солнце, ибо
ничто в душе не светит так, как божественный свет, и тогда отле-
тают и исчезают все внешние образы и формы.

Заметь: для того, кто сказал о трех видах рождения, ни одна
звезда на небе не походила на эту. Она сияет изнутри.

Цель всей нашей жизни, чтобы взошла она в нас, просветила
бы нас и озарила.

Взошла ли для человека эта звезда, обрел ли он внутренний
свет, уверенно можно сказать лишь после того, как встретится ему
несчастье. Поскольку тогда, пробужденный к внутреннему свету,
истинный друг Божий только с большим усердием обращается
к Богу, принимая это от Него так, что с Ним или в Нем страдает
или в Нем теряет, ибо Бог настолько внутри него, что и горе ему не
беда, а радость.

Друзья же мирского, напротив, не знают, куда обратиться, ес-
ли обрушится на них несчастье: они повсюду бегают и везде ищут
совета, утешения и помощи. А если не находят, приходят в отчая-
ние и больше не сопротивляются. Они построили дом своей жиз-


ни не на скале, которая Христос, а на песке бренного. В этом они
хуже, нежели люди простые, считающие себя маленькими и не-
значительными и живущие в смирении, поскольку им легче сове-
товать и помогать, ибо они признают ошибки и готовы переме-
ниться.

Чтобы преодолеть все препоны, которые противостоят возвра-
щению в Бога, даны нам утешение и помощь Всеблагого, пославше-
го нам Своего единородного Сына, дабы Его свет и Его слово в нас
вели нас и помогали отделить и погасить в Его истинном пресуше-
ствленном свете темный и обманчивый свет нашей самости.

Ибо Христос — истинный свет, просвещающий каждого чело-
века: он светит во мраке внешнего человека, но тьма его не погло-
щает. Лишь «нищие духом»(Мф. 5, 3), люди, освободившиеся от
одержимости Я, себялюбия и своеволия и обратившиеся внутрь
узнают сей свет.

На то, чтобы светил в нас истинный свет и помогал прийти к
нашему первоисточнику и возвратиться к Богу, направим все на-
ши чувства, помыслы и поступки.

Пусть помогут нам в том друзья Божьи, увлекая за собой к Богу.

Сподоби всех нас, всеблагой Господь, причаститься этого!

СЕМЬ ДАРОВ ДУХА СВЯТОГО

И исполнились все Духа Святого, и начали
говорить на иных языках, как Дух давал им
провещевать.

Деян. 2, 4

История Пятидесятницы повествует о том, что ученики исполни-
лись Духа Святого и с каждым стали говорить от Бога. Божествен-
ный Дух вошел в учеников и во всех, кто был к тому восприимчив,
и переполнил их изнутри, подобно воде, сметающей в половодье все
защитные дамбы, когда, нахлынув мощной бурлящей волной, пере-
текает она через все и затопляет, переполняя, долины и луга.

Так же поступил Дух Святой с учениками и со всеми, кто был
открыт ему и готов принимать. И то же совершает Он и сегодня,
и во все времена без перерыва: он перетекает через все преграды
и заполняет богатством божественных даров все долины и низи-
ны, каждое сердце, глубину каждой души, в которой находит
приют.

Что же нужно делать нам, дабы воспринять Дух Божий?

Наивысшее и самое существенное Он сам в нас сделает. Он
Сам для Себя подготовит глубину души и Сам воспримет Себя
в человеке. Это произойдет двояко:


 

 

 


 


Первое — он сделает нас пустыми, второе — он заполнит пус-
тоту, сколь далеко бы она ни простиралась.

Это состояние пустоты есть первое и важнейшее условие готов-
ности к тому, чтобы втекал в нас Дух Божий. Ибо насколько человек
опустошит глубину своего существа от всего прочего, настолько
и воспримет он Дух Божий.

Когда хотят наполнить бочку, то прежде выливают то, что
в ней. Чтобы влить вино, нужно вылить воду. Точно так же — до-
лой все, что на нас и в нас «человек», чтобы был в нас Бог.

Пусть человек сделается пустым, оставит все, даже само остав-
ление, погрузившись в абсолютное ничто. Если такова степень го-
товности, то Дух Божий немедленно свершит свое дело, заполнив
того, кто к нему восприимчив.

Чем более пуст и свободен ты от своей самости, а с ней и от се-
бялюбия и своеволия, тем совершеннее заполнит тебя Дух Бо-
жий. Это означает: если предстало пред тобою открытое Царствие
Божие, то не войдешь ты туда, не узнав сперва, хочет ли того Бог...

Даже если человек считает, что по тягости и лености своей на-
туры он непригоден и неготов, не может достичь внутреннего по-
коя и не знает, как к нему прийти, то все равно пусть сделается пу-
стым от всякой самости и всякой одержимости, поручая себя Богу
и вверяясь Его воле, — и будь что будет.

Но такое именно оставление по силам лишь немногим, по-
скольку велика приверженность к внешним вещам и тварному
и поскольку привычка и самодовольство заставляют человека бо-
лее почитать делание, нежели неделание, которое являет собой
оставление всего и препоручение Духу в себе.

Только если достигнуты такая отрешенность от всего внешнего
и совершенное оставление, сотворяет Дух Божий великие вещи во
всецело погрузившемся вглубь человеке, даже если тот ничего об
этом не знает: точно так же как душа действует в теле, а тело никак
этого не чувствует и не знает, так и Дух Святой действует в глуби-
не души человека, а тот ничего не знает.

Осознав эти дары, придется человеку прибегнуть ко всем си-
лам внутреннего человека, которые связывают его с глубиной ду-
ши, где обитает и действует Дух. Поскольку есть опасность, что,
увидев их, внешний человек припишет эти дары себе и тем испор-
тит. Тот, кто подумал, что дары эти — плод его труда, даже толь-
ко радуясь их получению, тот их лишается.

Нет, пусть человек отвергнется от себя самого, если Дух Бо-
жий будет являть в нем Свои дары.

Что случилось это, узнаешь по тому, что ничто из прежде воз-
буждавшего твое Я, ущемлявшего и заставлявшего страдать,
больше не волнует душу. Затем уйдет от человека все внешнее:
останется единственное, что волнует его и движет, это Дух Бо-
жий в нем.


Этот дух и сподвигнутость им — нечто столь несказанно бла-
женное, что все великое и необычайное из подвластного рассудку
в чувствах и образах — ничто в сравнении с этим: небо, земля, все
творения и блага мира, вместе взятые, для него — не более песчин-
ки против всего мира.

Но вернемся к Пятидесятнице:

Ученики «исполнились Духа Святого». Обрати внимание на
положение, в котором находились ученики, когда они того испол-
нились, и пусть каждый человек принимает его, желая, чтобы
и с ним повторилось подобное.

Собравшись (ср. Деян. 2, 1), они молча сидели, когда низошел
на них Дух Святой. Каждый человек столь часто наделяется Ду-
хом Святым, сколь часто всей силой отворачивается он от тварно-
го и всецело уходит внутрь, к Богу. В мгновение, когда человек
это совершает, нисходит Дух Святой со всем Своим богатством
и тотчас заполняет все уголки и глубину души.

Дом, в котором сидели ученики, «полностью наполнился»
(Деян. 2, 2). Внешне этот дом означает церковь, внутренне же —
душу каждого человека, в которой обитает Дух Божий. Подобно
тому как в доме множество комнат и каморок, так и в душе чело-
века много чувств, сил и стремлений, и во все Он входит особым
образом. И, войдя, теснит и гонит человека, действует в нем и его
просвещает.

Это проникновение, напор и воздействие не все люди воспри-
нимают одинаково. И хотя Дух Божий есть во всех людях, пусть
все же тот, кто хочет испытать его присутствие внутри и действие,
соберется прежде в себе самом и к себе самому, отключится и от-
решится от всего внешнего и приготовит в себе место для Духа
Божьего, ибо Тот действует в тишине и покое. И чем более он раз
от разу ему предается, тем отчетливей тот у него внутри и тем лу-
чезарней ему открывается несмотря на то, что был в нем изна-
чально.

Ученики «закрылись» (ср. Деян. 1, 13) из страха перед враж-
дебным миром. Человеку сегодняшнему намного нужней закры-
ваться от мира, который вторгается в него со всех сторон, препят-
ствуя становлению внутри него Духа Божьего и воруя у него
божественное утешение.

Внешний мир ничего не мог отнять у учеников, кроме их тела.
У нас же, сегодняшних, он может отнять и Бога, и душу, и вечную
жизнь. Поэтому более обращайтесь внутрь, чем наружу и затво-
ряйтесь от мира изнутри...

...В особенности берегитесь того, что сбивает с пути: мирской
рассеянности, общества, досужих слов и образов и всяких внешних
занятий и дел. И обращайтесь к мудрым и просветившимся людям,
которые уже знают о непосредственном присутствии Божьем в со-
кровеннейшей части души и могут о том рассказать.


 

 

 


 


Ученики сидели, «собравшись» (ср. Деян. 2,1). Этим и нам дан
совет постоянно собирать свои внешние и внутренние силы, дабы
Дух Божий обрел в нас место, где может действовать.

Ученики «пребывали» (ср. Деян. 1, 13), когда снизошел Дух
Святой. Воистину, так и нам нужно пребывать, расслабившись,
обратившись внутрь, оставив все внешнее и переложив в Божью
волю все тварное и вещное, веселье и страданье, охоту и неволю.
Тем, кто стремится к этому, уподобляясь в своем поведении
ученикам, Дух Божий подает семь даров и совершает этим семь
дел, из которых три готовят человека к совершенствованию, а ос-
тальные четыре делают его совершенным внутренне и внешне, до-
водя до высшей ступени божественного совершенства.

Первый дар — это страх Божий. Он означает безопасное нача-
ло пути вверх, мощную крепостную стену, защищающую челове-
ка от ошибок, помех и ловушек. Этот дар делает его похожим на
животных, которые инстинктивно прячутся или бегут от тех, кто
хочет их поймать и уничтожить.

Подобно тому как Бог снабдил инстинктом природу тварей, так
и Дух Святой дарует своим эту ценнейшую осторожность, дабы
они избегали препятствий, которые могут не допустить их к Нему
или удалить от Него. Он оберегает людей от мира и от всех путей
и навыков, дел и трудов, которыми лишаются они своего внутрен-
него покоя, ведь в них — обитель Божия. Пусть человек остерегает-
ся и избегает всего этого. Это — начало мудрости.

Затем следует второй дар. Это мягкая кротость, которая ведет
человека к предуготовленности Богу. Она забирает у него всякую
робость и унылость, способствуя страху и осторожности, направля-
ет его снова вверх и приводит к божественной терпимости во всех
вещах— и внутренне, и внешне, — отнимает у него дурное настрое-
ние и досаду, упрямство и горечь по отношению к себе и другим, де-
лая его во всех вещах ласковым к ближним, спокойным и благост-
ным в своих мыслях, поведении и образе жизни.

Затем идет третий дар, который ведет человека еще выше, ибо
Дух всегда ведет человека от одного дара к другому, более высоко-
му. Он называется «Знание». Им человек научается замечать вну-
тренние предостереженья и знаменья Духа Божьего, на которые
указал Христос: когда услышим мы в себе Слово Его, оно сообщит
нам все вещи, в которых нуждаемся (ср. Ин. 16, 13).

Это либо предупреждение остерегаться чего-то или кого-то, осо-
знавая губительность последствий, если поступим неправильно, ли-
бо напоминание поступать так-то и так-то, одно оставляя, другое
претерпевая или делая. Они вознесут наш дух надо всеми вещами,
дабы осознал он свое божественное благородство, и наставят его,
покуда он в теле, терпеливо упражняться во всяких добродетелях.
Тот, кто последует этим внутренним указаниям, будет ими
приведен к четвертому дару, который называется «Божественная


сила». И как же благороден этот дар! Им Дух Божий проведет че-
ловека сквозь все мелкие человеческие слабости и страхи.

Этой божественной силы преисполнялись мученики, так что
радостно претерпевали смерть во Имя Божие. Она делает людей
столь великодушными и отважными, что они готовы на любое
благое дело, ибо вместе с Павлом говорят: «Все превозмогу с Тем,
Кто укрепляет меня!» (ср. Флп. 4, 13). В этой уверенности чело-
век не боится ничего, что приходит извне, ни страданий, ни смер-
ти. Он делается столь силен, что скорее умрет, чем совершит то,
что отдалит его от Бога.

Когда человек наделяется такими дарами, они всегда приносят
с собой свет и озарение, любовь, благодать и утешение. Если это до-
стается неумному, то, предаваясь радости, он довольствуется этим
и отдаляется от своей внутренней глубины. Мудрый же, напротив,
перешагнет через эти дары и в высшей чистоте и просветленности
всецело возвратится в свою первопричину. Он не смотрит ни на те
дары, ни на эти, глядя лишь на Бога.

Затем приходит пятый дар', осмотрительность и сила отрешен-
ности. Этот дар очень понадобится человеку, когда Бог возьмет
у него все, что прежде дал, дабы всецело указать ему на Самого
Себя и посмотреть, что и кто он есть и как поведет себя в нужде
и одиночестве. Здесь он совершенно оставлен, так что не знает ни
о Боге, ни о дарах Его и утешении, и ни о чем ином, что он или
другой какой-то добрый человек когда-то получил. Здесь все у не-
го отнято.

Поэтому так нужен человеку этот дар, дабы держался он с ос-
мотрительностью и отрешенностью, как хочет и ожидает от него
Бог. Так учится человек оставлять себя и отвергать и, послушно
принимая оставленность, погружаться в божественную глубину
и препоручать себя воле Божьей.

Всякое прежнее отречение от мира и отказ от внешних вещей —
ничто в сравнении с этим совершенным оставлением и изъятием
своего и Божьего. Ибо восстают в человеке все ошибки и соблаз-
ны, которые были уже преодолены, и цепляются за него сильнее,
чем когда-либо прежде. Все должен он вытерпеть, совершенно ос-
тавив себя, и, пребывая в покое, вновь и вновь погружаться в глу-
бину и волю Божию.

Если, получив первые дары, человек делается добрым и про-
светленным, то с этим даром он становится Божьим и, оставленный
и отрешенный, одной своей ногой стоит в жизни вечной, в Царст-
вие Божьем.

После этих последних смертных мук уже нет страдания, ибо
невозможно, чтобы Бог когда-либо снова оставил такого челове-
ка. Сколь невозможно, чтобы Бог покинул Самого Себя, столь же
невозможно, чтобы Он оставил такого человека, ибо тот отдал
Ему себя и всецело Ему предался. Одной ногой он стоит в Царствии


 

 

 


 


Божьем, и ничего ему уже не нужно, кроме того, как подтянуть
к себе и вторую свою ногу, которой он еще здесь, в бренности;
и тогда попадет он прямо в жизнь вечную.

Затем приходят шестой и седьмой дар: познание и божествен-
ная мудрость. Оба они приведут его, минуя все человеческие пу-
ти, в божественную бездну, где Бог познает и понимает Себя Сам,
узнавая о собственной Своей премудрости и пресущественности.
Дух столь глубоко и совершенно погружается в эту бездну, что
ничего не знает о себе самом. Он не знает ни слова, ни способа,
ни что такое «познавать», ни что такое «любить», ибо здесь все —
единое бытие и единый Дух с Богом.

Здесь Бог дает Духу то, что есть Он Сам по природе Своей, и со-
единяет Дух со Своей сущностью, у которой нет ни имени, ни вида,
ни образа. Тогда Бог творит в Духе и через него дела Свои, Дух же
всецело погружен в Него и един с Ним.

Так приводит Дух Божий всех, кто уготовит ему место, к тому,
чтобы всецело заполнить их и стать с ними одним.

Подай нам, Боже, так же принимать его и становиться одним
с ним!

ПРАЗДНИК ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

На это Иисус сказал им: «Мое время еще не
настало, а для вас всегда время. Вы пойдите на
праздник сей; а я ещ не пойду еще не пойду на
сей праздник, потому что Мое время еще не
исполнилось».

Ин. 7, 6, 8

О каком празднике говорит Иисус, на который приглашены
ученики Его во всякое время? О высочайшем и истиннейшем пра-
зднике Вечной Жизни,
празднике вхождения в Царствие Божие,
в котором всегда присутствует Бог.

Все праздники, которые мы празднуем на земле, только пред-
вкушение этого вечного торжества, только предчувствие присут-
ствия Божьего в нашем духе и внутреннее наслаждение этим бла-
женным осознанием.

Это время — повсюду и всегда наше: дабы искали мы Бога
и всегда бы он был в наших мыслях, во всех делах наших и жизни,
в желании и любви. Так и мы во всякое время «пойдем на празд-
ник», то есть переступим через себя, свое Я и все, что — не Бог,
Его одного любя и помня.

Это наше время — во все времена.

Пожалуй, все люди по природе своей обуреваемы жаждой это-
го праздника Вечной Жизни, ибо все хотят быть счастливы. Но од-


ной жажды недостаточно. Нужно искать и сохранять Бога в себе,
в своих мыслях и чувствах.

Многие были бы рады хотя бы предвкушению вечного торжест-
ва и сожалеют, что не дано оно им. Если, молясь или медитируя,
они не чувствуют ни праздника, ни торжественности в душе, ни ощу-
щения присутствия Божьего, то досадуют на это, и молитвы стано-
вятся им нелюбы, они-де не чувствуют Бога, для чего же тогда мо-
литвы и созерцание...

...Но ни одно дело не следует из-за этого делать менее усердно,
ибо, если даже мы не ощущаем Его в себе, Бог все же присутству-
ет в нас, и в нас — Его Воля, и Жизнь, и Царствие.

А где Бог, там истинное торжество. Оно будет там, где Он один
в мыслях и где одного Его взыскуют. Он может быть там тайно
и сокровенно, но Он всегда там!

О том, чтобы во все времена был Он во всех помыслах и делах
наших и чтобы мы почаще обращались вовнутрь и «восходили»
над собой и входили в Царствие Его, — об этом слово Христово:
«Для вас всегда время».

Но Его время — время явиться и открыться — еще не настало.
Предоставим Ему это время. Он, без сомнения, сокрыт там, где мы
ищем Его и сохраняем в душе. Поэтому ни одно упражнение не тво-
ри без желания, ибо когда мы наконец найдем Его, то узнаем, что Он
всегда был там, но до поры сокровенно.

На это нацелены и этому откровению служат все молитвы и со-
зерцания, все духовные упражнения и благие дела — чтобы в ду-
ше нашей был лишь один Бог и чтобы начинался в нас праздник
Вечной Жизни, и чтобы была у нас с Богом одна глубина, в кото-
рой нет ничего, кроме Бога. Если наши методы спасения и труды
служат этому, то они хороши и полезны, а если нет — все внешние
упражнения ничего не стоят и бесплодны, ибо не ведут к праздни-
ку Вечной Жизни.

Что же является признаком праведной жизни, которая позво-
ляет человеку во всякое время причащаться праздника Вечной
Жизни, Царствия Божьего?

Это — истинная божественная любовь и совершенная предан-
ность Богу, «нищета духом и благом» (ср. Мф. 5,3), то есть свобо-
да от собственничества и желания обладать. Мы живем праведно
и во всякое время готовы пойти на праздник, если в наших мыс-
лях и чувствах только одно: любить Бога превыше всего и слу-
жить Ему всем своим бытием и сутью и любить друг друга, как са-
мих себя.

Нужно быть «нищими» и собой и всем, что — не Бог, всякой
собственностью и своеволием, и свободными от всего тварного,
от всех уз и всего, что вытягивает нас из глубины души, владеть ко-
торой, наполняя ее, должен один лишь Бог. Тогда во всякое время
мы будем достойны участия в празднике Вечной Жизни.


Тому служат многие религиозные обряды и духовные упраж-
нения, и все способы обращенной к Богу жизни, и покуда они
служат этому, они хороши, и полезны, и помогают нам, подобно
чадам Божьим, причаститься Царствия Его.

Поэтому всегда будем делать это с радостью и праздником
в душе и будем следить за тем, чтобы душа наша представала пе-
ред Богом чистой и свободной от всего земного: вот тогда мы убе-
димся в Его живом присутствии в нас.

Только это есть истинная молитвенность и погружение — ни
к чему не стремиться, кроме как удерживать в мыслях Бога и быть
во всякое время уверенным в Его постоянном присутствии.

Это и означают слова, что для нас — всегда время. И будем за
то всякий час благодарить Бога, что позвал Он нас, как детей Сво-
их, призвав во всякое время причащаться праздника Вечной Жиз-
ни и пригласив вечно оставаться в Его Вечном Царствии.

Поэтому обратим все усердие на то, чтобы подготовиться и все-
гда оставаться готовыми к тому, что Бог откроется в нас и всем су-
ществом своим мы причастимся праздника Вечной Жизни — как
в молитвах, так и в делах своих, какие бы ни свершали на земле.

Тогда воистину ощутим мы и испытаем, что вечное торжество
Божие во всякое время здесь и с нами, почувствуем, что принадле-
жим Богу, и никому кроме, и осознаем себя детьми Божьими
в Царстве Вечной Жизни.

Тогда — Бог всегда с нами и в нас: мы — в Нем, а Он — в нас, и
здесь — во времени, и там — в вечности и бесконечном блаженстве!

Сподоби нас всех, Боже, причаститься этого!






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.