Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос XVIII Имеет ли земной странник1 простое




и понятие собственно
о Боге либо до соединения и разделения, либо после?2

Да: Простое понятие есть понятие, в отношении которого ста-
вятся вопросы, используя составные понятия, например: «Есть ли
Бог бесконечное бытие» и «Есть ли Бог чистая актуальность?»
Но вопросы, такие как эти, задают в отношении понятия «Бог».
Поэтому и т. д. Большая посылка очевидна, потому что такие во-
просы ставятся не в отношении составного понятия собственно
(proper) о Боге. Ибо в этом случае одно и то же понятие исполь-
зовалось бы, чтобы ставить вопросы в отношении себя самого, что
ложно.

Против: Ни одно создание не содержит, сущностно (essential-
ly) или фактически, собственного (proper) и простого понятия
Бога. Поэтому ни одно создание не способно причинить такое по-
нятие3.

Ответ на вопрос

Тезис 1

На этот вопрос я отвечаю сначала, что до соединения и разделе-
ния земной странник в чисто естественном состоянии не способен
иметь познания Бога, которое абсолютное, то есть не коннотатив-
ное, и утвердительное, то есть не отрицательное, и простое, то есть
несоставное, и собственное, то есть не общее.

Причина этого в том, что в противном случае никто не был бы
способен отрицать, что Бог существует. Ибо я предполагаю, что до
соединения и разделения никакое собственное познание о невоз-
можной вещи не причиняется ощущением вещи, потому что ощу-
щение не имеет отношения к невозможной вещи, такой, что могла
бы причинить собственное познание ее, и ощущение, [следуя] той
же нити рассуждения, причинило бы собственные познания беско-
нечно многих невозможных вещей, потому что оно имело бы оди-
наковое отношение ко всем невозможным вещам. Тогда я рассуж-

' Человек в земной жизни. См. выше сноски к Диспуту V. 2.

2 О соединении и разделении см. сноску 1 к Диспуту IV. 16. С. 351, наст. изд.

3 Обсуждаемое здесь понятие «содержит» взято в том смысле, в каком при-
чина должна «содержать» произведенное ею действие, которое она способна
произвести. В данном утверждении Оккама имеется в виду, что ни одно созда-
ние не содержит понятия Бога в смысле наличия такой вещи, что была бы спо-
собна причинить в ком-либо это понятие. {Примеч. англ, перев.) Ср.: Фома Ак-
винский.
Сумма теологии, XVI, 1 в настоящем томе.


даю так. Ты допускаешь, что собственное понятие Бога причиняет-
ся до соединения и разделения. И [ты не допускаешь этого] на осно-
ве веры, потому что мы согласны [с тобой] в вере, однако не делаем
такого утверждения. Поэтому, по-видимому, ты заключаешь, что
собственное познание Бога причиняется ощущением, и, следова-
тельно, существование Бога очевидно каждому неверующему исходя
из того, что он видит, что существует белизна. Ибо он был бы спосо-
бен рассуждать с очевидностью, что понятие, причиненное ощуще-
нием, есть понятие не чего-либо невозможного, но чего-либо воз-
можного, и что простое и собственное познание Бога, на твой взгляд,
причиняется ощущением белизны до соединения, и что это познание
есть познание не чего-либо невозможного, но чего-либо возможного.
Поэтому каждый неверующий был бы способен знать с очевиднос-
тью, что Бог возможен; и, поскольку актуальность не отличается от
возможности в вечных вещах, каждый неверующий был бы способен
знать с очевидностью, что Бог существует, что ложно. Поэтому я ут-
верждаю, что до соединения и разделения земной странник не име-
ет и не способен иметь такого понятия о Боге.

Далее, несложное познание одной вещи не причиняет первого,
несложного, простого и собственного познания другой вещи. Ибо
оно не причиняет интуитивного познания этой второй вещи, пото-
му что, естественно говоря, интуитивное познание причиняется
непосредственно самой вещью; и оно не причиняет первого абст-
рактного познания этой второй вещи, потому что если абстрактное
познание есть простое и собственное, то оно необходимо предпо-
лагает интуитивное познание. Поэтому поскольку земной стран-
ник в своей жизни неспособен видеть Бога интуитивно, он не мо-
жет иметь такого познания Бога.

Тезис 2

Во-вторых, я утверждаю, что земной странник не способен
иметь простого и собственного понятия обсуждаемого здесь типа
[также и] после соединения и разделения. Причина этого в том,
что рассуждение, переходящее от одного к другому (discursive
reasoning), собственно включает сложные знаки. Поэтому только
сложные познания, а не несложные познания могут быть достиг-
нуты посредством переходящего от одного к другому рассужде-
ния, потому что все несложные познания предполагаются в со-
единении и разделении'. Поэтому и т. д.

' В Диспуте II. 3 «Доказуемы ли догмат«веры?» Оккам отстаивает точку
зрения, что, строго говоря, силлогистически через средний их термин спосо-
бен доказать только блаженным на небесах, потому что в качестве среднего
термина должно выступать простое и собственное понятие Бога, которое мо-
жет быть лишь у блаженного на небесах, но не у земного странника. Так, зем-
ной странник способен образовать догмат веры, к примеру, «Бог триедин»,


 

 

 


 


Возражение 1

Но против этого: во-первых, исходя из того, что было сказано,
мы бы никогда не поняли Бога через понимание чего-либо еще.
Это доказывается исходя из того, что общие понятие «первобы-
тие», «три» и «один» сменяют одно за другим в уме с теми же вре-
менными интервалами, что и в речи. Но, когда первое из этих по-
нятий существует в уме, неверно, что Бог понимается более, чем
какое-то [другое] создание; это также неверно, когда существует
второе понятие или существует третье. Поэтому Бог никогда не
понимается через посредство собственного понятия, если только
эти последовательно образованные понятия не причиняют собст-
венного понятия.

Возражение 2

Далее, если [в первый раз] земной странник не понимает Бога
через посредство простого и собственного понятия1, тогда для по-
нимания Бога во второй раз было бы необходимо начинать с [по-
нятия] «бытие» и спускаться2 через соединение и разделение.
И поэтому прошло бы немало времени, прежде чем можно было
бы понять Бога во второй раз.

используя составное собственное понятие Бога «Бог (с)». Блаженный на небе-
сах может образовать тот же догмат при помощи простого собственного поня-
тия «Бог (п)». Далее, блаженный на небесах, обладающий двумя этими поня-
тиями одновременно, может доказать вышеупомянутый догмат, образованный
земным странником, при помощи силлогизма, в котором большей посылкой
будет догмат, образованный им самим.

(1) «Бог (п)» триедин,

(2) «Бог (п)» есть «Бог (с)»,

Следовательно, «Бог (с)» триедин.

Предложение (1) и (2) для блаженного на небесах есть знание несомнен-
ное, потому что он обладает непосредственным созерцанием Бога. Однако для
людей в их земной жизни такое доказательство недоступно вследствие недо-
ступности знания (1) и (2). Эта недоступность, в свою очередь, обусловлена не-
доступностью понятия «Бог (с)», выступающего в качестве среднего термина
силлогизма.

' По Оккаму, простое и собственное понятие вещи есть непосредственный
результат интуитивного созерцания вещи; интеллектуальная душа способна
образовать такое понятие при первом интуитивном созерцании вещи — в пер-
вый раз. О Боге такого понятия у земного человека быть не может. См. тезис 1
в настоящем диспуте. Оппонент Оккама, отталкиваясь от этого, предполагает
возможность опосредованного образования простого и собственного понятия о
Боге путем рассуждения от общего к частному — пытаясь образовать такое по-
нятие во второй раз через его определение. См. также возражение 3 в данном
диспуте.

2 Слово descend (англ.) здесь означает процедуру рассуждения, переходя-
щую от самого общего рода к самому частному предельному виду по дереву
Порфирия.


Возражение 3

Далее, определение сотворенной субстанции способно причи-
нить собственное и простое понятие определяемой вещи; поэтому
описание Бога способно причинить простое понятие Бога. Анте-
цедент очевиден исходя из того, что в противном случае: а) в ка-
тегориальном упорядочении это определение определяемой вещи
было бы неразличимо от ее простого понятия, б) и в доказатель-
стве не было бы трех терминов, потому что в доказательстве про-
стого понятия определяемой вещи не было бы1.

Возражение 4

Далее, если бы это было не так, тогда в нас не существовало бы
ни одного относительного понятия. Ибо ни один крайний [термин]
не способен причинить понятие о втором крайнем [термине], а от-
носительное понятие не причиняется двумя крайними [термина-
ми] до соединения и разделения, потому что опыт учит, что интел-
лект не обладает относительным понятием, прежде чем он сравнит
один крайний [термин] со вторым через посредство соединения и
разделения. Например, понятие подобия причиняется именно по-
средством образования интеллектом сложного знака: «Эта белая
вещь подобна той».

Возражение 5

Далее, если бы это было так, мы были бы неспособны обладать
пониманием химеры одномоментно (in a single moment), потому
что, как уже говорилось ранее, части составного понятия сменяют
одна за другой в уме точно так же, как они делают это в речи2.

Возражение 6

Далее, когда интеллект образует сложный знак: «Бог отличен
от всякой всякой вещи, которая не есть он сам», субъект этого
мысленного предложения либо: а) есть простое понятие Бога;
в таком случае я получаю что намеревался доказать; б) не есть
простое понятие о Боге, в таком случае я образую следующее
предложение, обращаясь к сущности (entity), которая есть Бог,

1 Оппонент Оккама утверждает, что если пытаться образовать простое и
собственное понятие о Боге во второй через определение, то имеется два след-
ствия, оба невозможные. Первое, что тогда искомое понятие совпадет с опре-
делением, потому что результат образования искомого понятия путем выведе-
ния его из родо-видовых отношений и будет этим понятием и одновременно
определением... Во-вторых, поскольку в этом случае простого, т.е. несоставно-
го, понятия явно не получится, построить доказательство, по правилам состо-
ящее из трех терминов, будет невозможно.

2 Согласно средневековым представлениями, простое понятие о химере не-
возможно, так как в действительности химер не существует, это сказочный со-
бирательный персонаж, вследствие чего понятие о химере может быть только
составным (если вообще оно возможно, строго говоря).


 

 

 


 


таким путем: «Эта сущность, обозначаемая сложным знаком, от-
лична от всякой вещи, которая не есть он сам». И в этом случае я
обращаюсь к Богу либо: а) через единичный акт, и в таком случае
я получаю что намеревался доказать, б) или через понятие, со-
ставленное из многих актов, в таком случае будет иметь место ре-
гресс в бесконечность.

Ответ на возражение 1

Что касается первого из этих возражений, я допускаю, что зем-
ной странник неспособен понять Бога естественным образом, ес-
ли он не понимает что-либо еще. Ибо несмотря на то, что посред-
ством целокупного составного понятия понимается один Бог,
вместе с тем посредством каждого из понятий, являющихся час-
тью этого составного понятия, понимается [также еще] нечто, от-
личное от Бога, потому что каждое из этих понятий есть общее
[как] для Бога, [так] и для других вещей.

Но я утверждаю далее, что доказательство дефектное. Ибо даже ес-
ли в некоторых случаях общие понятия могут следовать один за дру-
гим в том же порядке в уме, что и в речи, вместе с тем это не необхо-
димо. Ибо интеллект способен образовать предложение, в котором
многие общие понятия одновременно субъекты и предикаты, и, следо-
вательно, в составном понятии такого типа может пониматься Бог'.

Ответ на возражение 2

На второе возражение я отвечаю, что нет необходимости начи-
нать с [понятия] «бытие», потому что можно начать с первого [по-
нятия] или с наивысшего. Более того, чтобы понять Бога во второй
раз, не требуется такого спуска или рассуждения через соединение
и разделение, переходящего с одного на другое, как не требуется
и много времени. Ибо Бог, будучи однажды понят посредством со-
ставного понятия в первый раз, в другие разы он может понимать-
ся в мгновение посредством привычки, склоняющей к точно похо-
жему познанию, тем же путем, что и целое предложение может быть
образовано в мгновение.

Ответ на возражение 3

Что касается третьего возражения, я отрицаю допущение, пото-
му что, как правило, определение предполагает понятие определя-
емой вещи. Ибо познание вещи, определяемой определением, соб-
ственно говоря, причиняется интуитивным познанием отдельного
индивида (single individual), потому что понятие вида может быть

' Скорее всего Оккам говорит о возможности образовать сложное пред-
ложение, в простых предложениях которого одно и то же общее понятие мо-
жет быть сначала субъектом, затем в другом простом предложении — преди-
катом и т.п.


абстрагировано из [интуитивного познания] отдельного индивида,
тогда как определение [отдельного индивида] касательно всех его
частей целокупно причинено быть не может, кроме как познани-
ем многих индивидов.

На доказательство я отвечаю, что ни одна из обсуждаемых не-
возможностей не следует. Ибо из того, что понятие определяемой
вещи отлично от ее определения, не следует, что понятие причине-
но определением, потому что оно никоим образом не причинено
им. Скорее они различны сами по себе, и каждое причинено свои-
ми собственными причинами, которые отличны одна от другой.

Ответ на возражение 4

На четвертое возражение я отвечаю, что этот довод доказыва-
ет в точности противоположное, потому что относительное поня-
тие причиняется обоими крайними [терминами], положенными
одновременно до соединения и разделения. Я доказываю это ис-
ходя из того, что субъект и предикат предложения предшествуют
соединению, по крайней мере в природном порядке'. Но теперь
самим образованием сложного знака: «Эта белизна похожа или
равна той другой белизне» интеллект полагает относительные по-
нятия в части предиката; поэтому эти понятия предшествуют со-
единению. Поэтому порядок здесь таков: когда созерцаются две
белизны, тогда сначала в интеллекте причиняется специфическое
понятие2 белизны, затем через посредство этого специфического
понятия естественным образом причиняется понятие схожести, и,
утверждаю я, оно причиняется непосредственно самими белизна-
ми или их познанием, и после этого, по крайней мере в природном
порядке, образуется предложение.

На доказательство я отвечаю, что, как уже было объяснено ра-
нее3, опыт учит, что неверно, что интеллект посредством акта согла-
сия заключает о том, что две белизны похожи, прежде чем сравнить
одну белизну с другой путем соединения и разделения. С другой
стороны, о том, что до соединения и разделения интеллекту недо-
стает относительного понятия [схожести], опыт не учит.

Ответ на возражение 5

На пятое возражение я отвечаю, что мы способны понять химеру
в мгновение путем составного понятия, включающего противоречие,
но никоим образом не путем простого и собственного познания.

1 Под «предшествующим в природном порядке» Оккам имеет в виду «ло-
гически предшествует». Это означает, что даже если относительное понятие
по времени образуется одновременно с образованием предложения, тем не
менее верно, что предложение уже предполагает относительное понятие, но
не наоборот. (Примеч. англ, перев.)

2 Здесь: видовое. См. также Диспут I. 13, сноску 4 на с. 325.

3 См.: Диспут IV. 16, вторая часть.


 

 

 


 


И я утверждаю далее, что это доказательство допускает нечто
ложное, а именно, что части составного понятия сменяют одна
другую в уме точно так же, как они сменяют в речи. Ибо эти поня-
тия существуют одновременно в неделимом подлежащем (sub-
ject) в уме, но не в речи.

Ответ на возражение 6

На последнее возражение я отвечаю, что субъект предложения:
«Бог отличен [от всякой вещи, которая не есть он сам]» не есть про-
стое понятие, но напротив, составное понятие. Тем же путем я ут-
верждаю, что, когда образуется предложение, такое как «Эта сущ-
ность, обозначенная составным понятием, отлична от [всякой вещи,
которая не есть она сама]», субъект этого второго предложения есть
понятие, составленное из понятия Бога и указательного место-
имения. И далее, когда в произнесении образуется [следующее]
предложение: «Эта сущность, обозначенная этим вторым составным
понятием, отлична от [всякой вещи, которая не есть она сама]», субъ-
ект есть по-прежнему составное понятие. Итак, я допускаю, что при
образовании предложений этого типа, отличных друг от друга по
крайней мере по числу, имеется регресс в бесконечность, и субъект
каждого из предложений всегда будет составным понятием, а не про-
стым понятием.

Ответ на основной довод

На основной довод я отвечаю, что составные понятия, такие
как «бесконечное бытие» и «чистая актуальность», используются
для постановки (pose) вопросов и доказательств понятий, взятых
в частности, когда спрашивается, является ли «некоторое» бытие
во вселенной бесконечным и является ли чистой актуальностью,
и когда доказывается, что «некоторое» бытие есть бесконечное
и есть чистая актуальность. Но субъект этого предложения есть
понятие, составленное из понятия бытия вообще и синкатегорема-
тического термина «некоторый». И поэтому нет ничего неумест-
ного в том, чтобы одно составное понятие было бы использовано
для постановки вопросов и для доказательства другого составного
понятия1.

1 Оккам считает, что понятия «бесконечное бытие» и «чистая актуаль-
ность» составные понятия, а не простые собственные, потому что последние
всегда обозначают действительную вещь, а для указанных понятий таких ве-
щей не имеется. Однако их вполне можно использовать в рассуждении, но
тогда они берутся не в своем первоначальном смысле, но в частичном, для
обозначения тех вещей, которые, будучи еще не названы своими обычными
именами, все же подразумеваются в вопросе.


ДИСПУТ V





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2333 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.