Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос VII Можно ли иметь несколько собственных понятий о Боге?




Нет. Либо имеет место, либо не имеет места, что одна и та же
вещь соответствует этим понятиям. Если имеет место, то эти по-
нятия являются синонимами. Если не имеет места, тогда в Боге
имеется некоторое действительное различение, помимо различе-
ния ипостасей1.

Против. «Высшее благо», «бесконечное бытие», «чистый акт» —
несколько понятий, собственных Богу и [истинно] сказываемых
о Боге. Поэтому и т. д.

Ответ на вопрос

Тезис 1

На этот вопрос я отвечаю, что о Боге нельзя иметь несколько ис-
тинных и взаимозаменяемых понятий, все из которых абсолютны,
а не коннотативны2; положительны (affirmative), а не отрицатель-
ны; просты, а не сложны. Первое условие исключает такие понятия
как «первопричина», «творец», «правитель», «дарующий блажен-
ство». Второе условие исключает такие понятия, как «вечный»,
«бессмертный», «бесконечный». Третье условие исключает такие
[понятия], как «истинно (intensively) бесконечное бытие», «наи-
высшее благо», «чистый акт». Но никто не может обладать двумя
чтойными (quidditative) понятиями3, которые были бы собственно
[понятиями] Бога и отвечали бы всем этим условиям, или двумя
такими понятиями, одно из которых было бы чтойным (quiddita-
tive), а другое — нарицательным (denominative)4. (И я говорю здесь
о понятии, которое есть абстрактное познание.)

Первое доказывается исходя из того, что если [некто имел бы
два чтойных понятия этого типа], тогда вследствие того же довода

1 Этот довод апеллирует к учению о божественной простоте, согласно ко-
торому в божественной природе нет составных частей, действительно разли-
чимых друг от друга... (Примеч. англ, перев.)

2 О свойстве коннотации см. в Диспуте V. 5, сноску 1.

3 В средневековой традиции термин quidditative происходит от quid est
(что есть) в отличие от quod est (каков есть) — дистинкция, отличающая
факт существования самой вещи от качественной определенности вещи.
См. также в 1-м томе настоящего издания: Гилъом из Шампо. Диалог между
Христианином и Иудеем о католической вере, с. 261 и особенно сноску 1; а
также: Гильберт Порретанский. Комментарий к трактату Боэция «Против Ев-
тихия и Нестория» (37), с. 387; Ср. также: Ансельм Кентерберийский. О гра-
мотном, X.

4 Нарицательное понятие в смысле «первичного нарицания» см. сноску 5
в Диспуте V. 7, Ср. также: сноска 2, с. 416 в 1-м т. настоящего издания.


 

 

 


 


имелось бы бесконечно много чтойных понятий о Боге, потому
что если можно иметь два, тогда не может быть приведено основа-
ние, почему [такие понятия] должны быть ограничены каким-ли-
бо определенным числом. Ибо [в этом случае] нельзя приводить
довод простоты объекта, потому что, несмотря на эту простоту
[Бога], ты полагаешь два собственных чтойных понятия, и так же
другой человек может вследствие того же довода полагать беско-
нечно много.

Далее, вещь воспринимается и понимается через такие поня-
тия абстрактно, точно таким же путем, как она воспринимается
и понимается интуитивно. Но вещь созерцаема интуитивно толь-
ко в одном отдельном и ясном акте созерцания со стороны интел-
лекта, акте созерцания, который есть собственное познание. По-
этому о Боге возможно только такое собственное понятие.

Далее, если интеллект один и тот же и объект один и тот же
и отличий не имеется, тогда понятие, которое есть следствие (ef-
fect) [акта созерцания], будет одно и то же и одно [по числу].
В противном случае все способы обоснования уникальности след-
ствия (effect) [акта созерцания] были бы уничтожены.

Второе доказывается исходя из того, что касательно одной и той
же вещи в отсутствие (а) всяких различений в самой вещи; (б) вся-
ких внешних коннотаций, (в) всяких грамматических и логических
модусов [обозначения]1 нельзя иметь два таких различных поня-
тия разных типов, одно из которых чтойное, другое нарицательное.
Ибо если исключить все эти вещи, тогда что обозначается посред-
ством одного понятия, обозначается посредством другого и тем же
модусом обозначения. И тогда либо оба из них будут чтойные, ли-
бо ни одно не будет [чтойным].

Далее, неверно, что имеются два собственных абстрактных по-
добия одного и того же простого объекта, таких, что ни одно из
них не похоже на другое. Но понятие подобно вещи, понятием

' Комбинация простоты Бога и ограничений, налагаемых на соответству-
ющие понятия, а именно, что они должны быть собственными, абсолютными,
положительными и простыми, ведет к тому, что: а) в рамках вещи (т. е. Бога)
никаких различений нет, это вещь несоставная, простая, б) что понятие не
коннотативно, значит, оно не обозначает ничего, кроме самого Бога, и не ука-
зывает косвенным образом ни на что, кроме него, в) и что понятие обознача-
ет Бога прямо и непосредственно, так как наличие грамматических или логи-
ческих модусов обозначения подразумевало бы возможность данного
понятия указывать на другие вещи, свойства и т. п., могущие быть обозначен-
ными посредством этого понятия, что, в свою очередь, противоречило бы ус-
ловиям (а) и (б). Так, наличие грамматического модуса обозначения сущест-
вования указывало бы отдельно на существование, тогда как никаких
различений внутри самой обозначаемой вещи, согласно (а), нет. О граммати-
ческих модусах обозначения см.: Перелъмутер И. А. Грамматическое учение
модистов // История лингвистических учений. Позднее средневековье. СПб.:
Наука, 1991;


о которой оно является. Поэтому не может быть двух таких поня-
тий, одно [из которых] чтойное, а другое нарицательное.

Далее, целокупная чтойность, и ничего более, выражается обо-
ими понятиями. Поэтому оба чтойные, потому что это и есть то,
что [означает] для понятия быть чтойным.

Тезис 2

Во-вторых, я утверждаю, что нельзя естественным образом об-
ладать таким собственным понятием, о Боге, отвечающим всем вы-
шеупомянутым условиям, либо до, либо после соединения, как бы-
ло показано в другом Избранном диспуте.

Тезис 3

В-третьих, я утверждаю, что счастливый на небесах, созерцаю-
щий Бога впервые, обладает после этого созерцания ровно одним
понятием собственно о Боге. Ибо он обладает единичным абстракт-
ным познанием, которое абсолютное, положительное и простое по-
нятие собственно о Боге, понятие, которое нельзя применить (can-
not apply) к чему-либо еще.

Тезис 4

В-четвертых, я утверждаю, что наш интеллект не может обла-
дать таким собственным и простым понятием в отношении к лю-
бому созданию либо с [созерцанием], либо без созерцания этого
создания. И это вследствие того, что всякое такое познание или
понятие есть равным образом подобие и равным образом пред-
ставляет все в точности похожие единичные [вещи] (individuals),
и, таким образом, оно есть собственное понятие одного не более,
чем другого.

Возражение 1

Но против этого: отрицательное понятие не сказывается по-
ложительно о вещи, понятием о которой оно является. Это дока-
зывается исходя из того, что положительное понятие и отрица-
тельное понятие об одной и той же вещи, к примеру «белизна» и
«небелизна», есть противоречащие понятия. И они обозначают
в точности ту же вещь; в противном случае они бы не противоре-
чили друг другу. Следовательно, эти два понятия не сказываются
положительно об одной и той же вещи. Но «бесконечное» сказы-
вается положительно о божественной мудрости, потому что поло-
жительное предложение: «Божественная мудрость бесконечна»
истинно. Поэтому и т. д.

Возражение 2

Далее, даже если «бесконечное», которое есть часть сложного
понятия, есть [само по себе] отрицательное [понятие], целокупное


 

 

 


 


сложное понятие, тем не менее, положительное, потому что оно
равносильно утвердительному (affirmative) предложению, к приме-
ру: «Божественная мудрость бесконечна».

Ответ на возражения

На первое из этих возражений я отвечаю, что отрицательное по-
нятие обозначает некоторые вещи положительно и некоторые от-
рицательно. Пример: «небелизна» отрицательно обозначает [разные
случаи] белизны, о которых она не сказывается, и не суппонирует их.
Однако она положительно обозначает все вещи, отличные от [разных
случаев] белизны, сказывается о них истинным образом и суппони-
рует их. Ибо если имеется в виду нечто отличное от белизны, тогда
«Это есть небелизна» истинно.

Исходя из этого, мой ответ на довод такой, что отрицательное
понятие не сказывается положительно о вещи, которую оно обозна-
чает отрицательно. Вместе с тем оно и в самом деле сказывается по-
ложительно о вещи, которую обозначает положительно. Так, «бес-
конечное» не сказывается положительно о какой-либо конечной
вещи, потому что «бесконечное» обозначает все конечные вещи от-
рицательно. Но оно обозначает все бесконечные вещи положитель-
но и, таким образом, сказывается обо всех них истинно и истинно их
суппонирует.

На доказательство я отвечаю, что несмотря на то, что положи-
тельное понятие и отрицательное понятие противоречат друг дру-
гу, тем не менее, они обозначают не одну и ту же в точности вещь,
за исключением противоречия «бытие» (being) и «небытие» (non-
being), которые обозначают в точности одну и ту же вещь, потому
что то, что «бытие» обозначает положительно, «небытие» обозна-
чает отрицательно, и ничего другого оно положительно не обозна-
чает. В других [парах] противоречащих понятий отрицательное по-
нятие обозначает положительно много вещей, не обозначаемых
положительным понятием. Например, «небелый» обозначает поло-
жительно много вещей, не обозначаемых [понятием] «белый».
Но о таких понятиях говорят, что они противоречат друг другу, так
как то, что одно понятие обозначает положительно, другое обозна-
чает отрицательно.

Что касается обсуждаемого случая, я утверждаю, что «конеч-
ный» и «бесконечный» противоположны друг другу, и поэтому
«бесконечный» не сказывается положительно о том, о чем поло-
жительно сказывается «конечный», и это потому, что «бесконеч-
ный» обозначает все вещи отрицательно. Но «бесконечный» ска-
зывается положительно о тех вещах, которые не есть конечные,
таких как Бог.

Ответ на второе возражение очевиден из этого.


Ответ на основной довод

На основной довод я отвечаю, что о Боге можно иметь не-
сколько собственных понятий, которые формально составные
и равносильны составным понятиям, но не несколько собствен-
ных понятий, которые есть простые в вышеуказанном отношении.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.