Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VI. Умножается ли разумная душа с умножением человеческих тел?




Известно, согласно истине, которая лгать не может, что разум-
ные души умножаются с умножением человеческих тел. Однако
некоторые философы полагают противоположное.

И если мы будем идти путем философии, то прежде всего ста-
нет очевидным следующее. Природа, отделенная в своем бытии от
материи, не умножается с умножением материи. Разумная же ду-
ша, согласно Философу, имеет бытие, отделенное от материи, как
было выяснено выше. Следовательно, она не должна умножаться
с умножением материи или с умножением человеческих тел.

И приводится следующее рассуждение: видовое отличие, на-
пример, отличие человека от осла, есть отличие в форме. Отличие
же по числу [предметов] одного и того же вида, например, отли-
чие одной лошади от другой, есть отличие в материи, потому что
форма лошади имеет бытие в различных частях материи. На осно-
вании этого доказывается следующее. То, что имеет бытие, отвле-
ченное от начала, составляющего причину какого-нибудь числа,,_
отличия или умножения. Но если разумная душа имеет бытие, от-
деленное от материи, то она имеет бытие, отвлеченное от начала,
составляющего причину отличия, числа или умножения вещей
одного и того же вида. Поэтому не очевидно, что существуют мно-
гие разумные души одного и того же вида.

Белое делимо на множество [предметов] не потому, что оно бе-
лое, а потому, что оно количество и нечто непрерывное; если бы
оно не было ни количеством, ни чем-то непрерывным, оно не было
бы делимо на множество белых [предметов], и белизна, существуя
сама по себе, не была бы делима на множество [видов] белизны...
На основании этого доказывается, что природа, бытие которой от-
влечено от количества и непрерывного — так, что ни количество, ни
непрерывное, ни их бытие не существуют ни в количестве, ни


в непрерывном, — не может иметь множество отдельных предме-
тов одного и того же вида из-за недостатка причин умножения
и различения множества отдельных предметов этой природы, при-
надлежащих к одному и тому же виду. Но разумная душа имеет
бытие, отвлеченное от количества и непрерывного, и не есть ни ко-
личество, ни нечто непрерывное, как доказывает Философ в I кни-
ге «О душе».
<...>

Если разум бесстрастен (impassibilis), ни с чем не имеет ниче-
го общего, отделен от тела и представляет собой потенцию без ма-
терии, как говорит Философ, то очевидно, что Философ не счита-
ет, что разум существует единым по виду и множественным по
числу, а [считает его] единым только по числу.

<...>

Согласно мнению Философа, людей существовало бесконеч-
ное множество. Если бы разумные души умножались с умножени-
ем человеческих тел, Философ считал бы число душ бесконеч-
ным, чего он не полагает. И ради вышесказанного должно
рассмотреть, каково то, что может умножаться и сказываться
о многих различных по числу предметах одного и того же вида.

<...>

Так как форма, существующая сама по себе, по своей природе
единична, то очевидно, что она не может умножаться во многие
[предметы] одного и того же вида и не может сказываться о мно-
гих таких [предметах].

Составленное же из формы и определенной материи как суще-
ствующей в том или ином месте единично, как, например, то, что
называется именем Сократа; и поэтому Сократ не может умно-
жаться во многих [Сократов] и на этом же основании не может
сказываться о многих, так же как одна и та же воспринятая мате-
риальная форма, хотя в определенной материи она способна к ум-
ножению и может сказываться о многих... Два единичных предме-
та одного и того же вида не отличаются по форме. Ведь форма
в них не различается по своей субстанции. Материя же одного из
этих единичных предметов сама по себе не отличается от материи
другого, но единичный предмет отличается от другого единично-
го предмета этого же вида тем, что один из них при определенных
измерениях имеет форму в материи, расположенную таким-то об-
разом, а другой имеет форму этого же вида, расположенную иначе.
Форма в том и другом единичном предмете не имеет другого раз-
личия, кроме существующего, благодаря самой форме и ее суб-
станции, насколько такое деление форм устанавливает различие
по виду, но и тот и другой единичный предмет имеют одну форму


 

 

 


 


и неразличимы по своей форме. Пусть никто не удивляется, что
мы говорим, что форма существует одна в [своей] единственности,
которая существует благодаря ее субстанции в том и другом еди-
ничном предмете и находится здесь или там, так как, когда мы
мыслим форму, единую в своей единственности, которая сущест-
вует благодаря ее субстанции, то мы мыслим что-то воспринятое
не как единичное, а как принадлежащее к виду, ибо материальная
форма сама по себе не индивидуализируется. Вполне, однако, воз-
можно, чтобы единое по виду существовало во многих единичных
предметах и было расположено в разных местах. И когда возника-
ет единичный предмет какого-нибудь вида из материи, лишенной
этой формы и этого вида, возникает не другая форма от предшест-
вующей инаковости, которая существует благодаря субстанции
формы, воспринятой в себе, а та же форма благодаря субстанции,
которая прежде уже была в другой части материи.
<...>

Но есть весьма веские соображения, по которым необходимо,
чтобы разумная душа умножалась с умножением человеческих тел,
и к этому пришли авторитеты. Так утверждают Авиценна и Аль-
Газали, и Фемистий, считающий деятельный, освещающий и осве-
щаемый разум умножающимся, хотя только освещающий разум
один; в гораздо большей степени, уверял он, умножается возмож-
ный разум.

Рассуждения об этом таковы: если бы для всех людей сущест-
вовал один разум, то при наличии одного знающего все были бы
знающими и не было бы так, что один был бы знающим, а другой
нет... Но в мыслительной деятельности разум находится в единст-
ве со знающим, а не с незнающим, так как мыслит на основе его
чувственных образов (ex phantasmatibus), так что один человек
бывает знающим, а другой незнающим не потому, что воображе-
ние одного в большей степени мышление, чем воображение друго-
го, и не потому, что умопостигаемый вид находится в теле одного
в большей степени, чем в теле другого,., а потому, что мышление
благодаря разуму соединено, когда действует с телом одного, а не
с телом другого.

<.. >


II. ТЕЗИСЫ АВЕРРОИСТОВ,
ОСУЖДЕННЫЕ В 1270 Г.1

1. Разум всех людей — один и тот же и нумерически един.

2. Неверно или не соответствует истине положение: [единич-
ный?] человек постигает.

3. Воля человека желает и делает выбор на основе необходи-
мости.

4. Все, что происходит в этом мире, подчинено власти (необ-
ходимости) небесных тел.

5. Мир вечен.

6. Первого человека не было никогда.

7. Душа — форма человека, поскольку он человек, она гибнет,
когда разрушается тело.

8. Душа, отделенная после смерти от тела, не страдает от плот-
ского жира.

9. Свободная воля — потенция пассивная, а не активная, и по-
тому по необходимости ею движет то, к чему можно стремиться.

10. Бог не познает единичных вещей.

11. Бог не познает того, что отлично от него самого.

12. Действия людей не направляются Божественным прови-
дением.

13. Бог не может дать бессмертие или нетленность вещи пре-
ходящей и телесной.


© М. Раскина, перевод, 1972

' Печатается по изданию: Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские
аверроисты XII в. М., 1972, с. 95.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.