Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О четвертой части, которая трактует о правилах 2 страница




78. Громким голосом стал скликать народ Любящий, и сказал
он, что любовь им велела любить и в пути и на отдыхе, и во сне и на-
яву, и беседуя и безмолвствуя, и блаженствуя и страдая, и обретая
и утрачивая; дабы любили они всегда, чем бы ни занимались, ибо
так им велела любовь1.

79. «Скажи, безумец, когда к тебе пришла любовь?» Ответил
он: «В тот самый час, когда она меня осчастливила и в моем сердце
поселились желания, мысли, вздохи и печали, а глаза наполнились
слезами и плачем». — «Чем одарила тебя любовь?» — «Дивными
чертами, достоинствами и добродетелями Возлюбленного моего».
«Как проникли они в тебя?» — «Благодаря памяти и рассудку». —
«Как ты воспринял их?» — «С состраданием и надеждой». — «Как
хранишь ты их?» — «Со стойкостью и справедливостью, сдержан-
ностью и благоразумием».

80. Пел Возлюбленный о том, что далек Любящий от любви,
если стыдится он превозносить Возлюбленного своего и если бо-
ится он прославлять его там, где того поносят; и далек от любви
тот, кто досадует на лишения, а кто разочаровывается в своем
Возлюбленном, не знает, сколь связаны между собой любовь и на-
дежда.

81. Написал Любящий письма Возлюбленному своему и спро-
сил он его в них, нет ли другого влюбленного, с которым ему бы-
ло бы легче выносить тяготы и лишения, причиняемые любовью.
И ответил Возлюбленный Любящему, и сказал, что он и не думал
печалить его и заставлять страдать.

82. Спросили Возлюбленного о любви Любящего. И ответил
он, что любовь Любящего состоит из блаженства и горя, трепета
и отваги.

83. Спросили Любящего о любви Возлюбленного. И ответил
он, что любовь Возлюбленного его — это неослабный прилив бла-
гости, вечности, могущества, мудрости, милосердия и совершен-
ства; прилив, идущий от Возлюбленного к Любящему.

1 Миссионерский пыл, которым Луллий наделил своего героя, восходит,
прежде всего, к проповедническому максимализму апостола Павла.


84. «Скажи, безумец, знаешь ли ты, что такое чудо?» Ответил
он: «Склоняться в любви к тому, чего нет, а не к тому, что есть;
склоняться в любви к видимому и тленному, а не к невидимому
и нетленному».

85. Искал Любящий Возлюбленного своего, и встретил он чело-
века, коуррый умирал без любви; и сказал, что нет для человека
большего зла, чем умирать от чего бы то ни было без любви. И спро-
сил тогда Любящий умирающего: «Ответь, почему умираешь ты без
любви?». И ответил он: «Потому что без любви и жил».

86. Спросил Любящий Возлюбленного своего, что больше,
любовь или любить. И ответил Возлюбленный, и сказал, что для
смертного любовь — это древо, любить — это плод, лишения и
страдания — это цветы и листья1; а для Бога любовь и любить —
едины, и нет для него в них ни лишений, ни страданий.

87. Подавлен был Любящий невзгодами и страданиями из-за
наплыва горьких дум; и обратился с мольбой к Возлюбленному сво-
ему, умоляя его прислать ему книгу, в которой были бы описаны его
черты, дабы нашел он в ней утешение. И прислал Возлюбленный
эту книгу, и удвоились невзгоды Любящего и его страдания.

88. Занемог Любящий от любви, и пришел к нему лекарь, кото-
рый удвоил невзгоды его и страдания; и в тот же миг выздоровел
Любящий.

89. Бежали от людей Любящий и любовь и утешались беседой
с Возлюбленным1, и предстал перед ними Возлюбленный. И зарыдал
Любящий, а когда потерял он сознание, истаяла любовь. И предстал
тогда Возлюбленный перед его мысленным взором, дабы пришел он
в себя.

90. Сказал Любящий Возлюбленному своему, что несть числа
тем дорогам, по которым тот проникает в его сердце и предстает
перед его взором; несть числа именам, которыми он его величает3,
и лишь любовь, источник всех его радостей и печалей, едина.

91. Предстал Возлюбленный пред Любящим в новых прекрас-
ных одеждах, и раскрыл навстречу ему объятья, и склонил к нему
голову для поцелуя, и не сходил он с высот, дабы проще было
найти его.

92. Удалился Возлюбленный от Любящего, и Любящий, на-
прягая память и разум, искал Возлюбленного, дабы вновь полю-

' В развернутом виде Луллий изложит свою концепцию в другой своей зна-
менитой мистической книге — «Древо философии любви» (1297-1299): «Вос-
певая благую, великую любовь и отвергая любовь недобрую и лживую, Рамон
приступил к созданию книги „Древо философии любви", разбив ее на семь ча-
стей, а именно: корни, ствол, ветви, сучья, листья, цветы и плоды» (Llull R. Ar-
bre de Filosofia d'amor. Barcelona, 1980. P. 19).

Триада «Любящий — Возлюбленный — любовь» восходит к лирике тру-
бадуров и к кодексу куртуазной любви, усвоенному Луллием в юности.

3 Перу Луллия принадлежит книга «Сто имен Господа», написанная в 1285 г.


 

 

 


 


бить его. И обрел Любящий Возлюбленного, и спросил его, где
пропадал тот. Ответил: «В провалах твоей памяти и во мраке тво-
его разума».

93. «Скажи, безумец, не стыдно ли тебе, что люди видят тебя
проливающим слезы по твоему Возлюбленному?» И ответил он, что
пусть это и не грешно, но стыдно должно быть тому, кто к любви не
способен.

94. Сеял Возлюбленный в сердце Любящего желания, вздо-
хи, добродетели и любовь. Орошал Любящий всходы слезами и
плачем.

95. Сеял Возлюбленный в теле Любящего страдания, печали
и невзгоды. Врачевал Любящий тело свое надеждой, благочести-
ем, терпением и смирением.

96. Устроил Возлюбленный праздник, созвал немалое число
знатных баронов, и ублажал он их яствами и дарами. И явился на
празднество Любящий; и спросил его Возлюбленный: «Кто ска-
зал тебе, чтобы явился ты ко мне на праздник?». И ответил Любя-
щий: «Нужда в тебе и любовь к тебе вынудили меня явиться, да-
бы насладиться твоим обликом и твоими достоинствами».

97. Спросили Любящего, кто он родом? — «Из рода любви». —
«Откуда ты родом?» — «Из любви». — «Кто родил тебя?» — «Лю-
бовь». — «Где родился ты?» — «В любви». — «Кто взрастил тебя?» —
«Любовь». — «Чем живешь ты?» — «Любовью». — «Как зовут те-
бя?» — «Любовь». — «Откуда идешь ты?» — «От любви». — «Куда
идешь ты?» — «К любви». — «Где пребываешь ты?» — «В любви». —
«Есть ли в тебе что-либо, помимо любви?» Ответил: «Да, моя вина
и мои прегрешения против Возлюбленного моего». — «Прощает ли
тебя твой Возлюбленный?». И сказал Любящий, что, коль скоро
Возлюбленный — само сострадание и сама справедливость, сам он
живет между трепетом и надеждой.

98. Удалился Возлюбленный от Любящего, и искал его Любя-
щий, погрузившись в мысли о нем, и спрашивал он о нем людей
на языке любви'.

99. Увидел Любящий Возлюбленного своего, подвергаемого по-
руганию, и сокрушился он, что большой урон чести Возлюбленно-
го наносит позор. И ответил Возлюбленный, и сказал, что беда его
в том, что нет у него истовых и преданных почитателей. И рыдал
Любящий, и росла его скорбь. И утешил его Возлюбленный, явив
ему свои достоинства.

100. Свет из жилища Возлюбленного прорывался в жилище
Любящего, дабы вытеснить тьму и наполнить его блаженством,
скорбью и горькими думами. И выбросил Любящий из своего жи-
лища весь скарб, дабы наполнил его собою Возлюбленный.

' Одна из тех метафор, мотивы которых наиболее явственно напоминают
мотивы «Песни Песней».


101. Спросили Любящего, что несет его Возлюбленный завер-
нутым в хоругвь. Ответил он, что это мертвец. Спросили его, за-
чем несет он его. Ответил: «Дабы те, кто называют себя почитате-
лями этого распятого человека, следовали его примеру».

102. Решил Возлюбленный переночевать в жилище Любяще-
го, и потребовал у него дворецкий плату за постой. Но Любящий
сказал, что нельзя брать плату с Возлюбленного.

103. Договорились память и воля вместе подняться в горы к
Возлюбленному, дабы окрылился разум и дабы в любви к Воз-
любленному росла любовь.

104. Рыданьям и вздохам суждено быть посыльными между
Любящим и Возлюбленным, дабы царили между ними радость
и доброжелательность, дружба и согласие.

105. Тосковал Любящий по Возлюбленному своему и послал
к нему свои раздумья, дабы поделиться с ним своей радостью, ко-
торой он был обязан Возлюбленному и которая поддерживала его
в течение долгого времени.

106. Одарил Возлюбленный Любящего рыданиями, вздохами,
тяжкими испытаниями, печалями и страданиями; и с благодарно-
стью служил за это Любящий своему Возлюбленному.

107. Молил Любящий Возлюбленного своего, чтобы одарил
он его великодушием, покоем и почетом в этом мире, и явил Воз-
любленный свой облик памяти и разуму Любящего, отдав себя
всецело на волю его воли.

108. Спросили Любящего, в чем состоит его честь. Ответил:
«В том, чтобы пытаться понять и любить Возлюбленного». Спроси-
ли, в чем состоит бесчестье. Ответил: «Если бы он забыл и разлюбил
своего Возлюбленного».

109. Истязала меня любовь, пока не сказал я ей, что ты не ос-
тавляешь меня и в самих муках; и тогда уменьшила любовь мои
страдания, а ты наградил меня еще большей любовью, которая уд-
воила мои муки.

110. Повстречал я на дороге любви влюбленного, который мол-
чание упорно хранил. Рыданиями, изможденным и скорбным видом
он любовь обвинял и хулил. Оправданием любви служили предан-
ность, надежда, умиротворенность, благочестие, стойкость, сдер-
жанность и блаженство. И поэтому упрекнул я влюбленного за то,
что жаловался он на любовь, столькими дарами его пожаловавшую.

111. Пел Любящий: «О скорбь, что сокрыта в любви! О бла-
женство, сокрытое в любви к моему Возлюбленному, любящему
влюбленных в него бесконечной любовью, вечной и совершенной
в своей истинности».

112. Брел Любящий по неведомым землям, надеясь встретить
там Возлюбленного своего, и напали на него два льва. Испугался
Любящий смерти, ибо хотел он жить, дабы служить Возлюбленно-
му своему, и с мольбой обратился он к своему Возлюбленному, да-


 

 

 


 


бы скрасил он его кончину любовью и помогла бы она ему встре-
тить смерть. И покуда взывал Любящий к Возлюбленному своему,
смиренно приблизились к нему львы и осушили слезы, что текли по
щекам его, и облобызали ноги ему и руки. И беспрепятственно про-
должил он путь в поисках своего Возлюбленного.

113. По горам и долинам блуждал Любящий, безуспешно пытаясь
найти ворота, дабы выйти из той темницы любви1, в которой столь
долго томились и тело его, и его мысли, и все его радости, и желания.

114. Сетовал Любящий на свою судьбу, и увидел он вдруг отшельни-
ка, спавшего возле прекрасного источника. Разбудил Любящий отшель-
ника и спросил его, не видел ли он во сне Возлюбленного. Ответил от-
шельник, сказав ему, что и его думы томятся в темнице любви и ни во сне,
ни наяву не выйти ему за ее пределы. Утешился Любящий, встретив еще
одного пленника; и рыдали они, ибо не много было у Возлюбленного та-
ких преданных слуг, как они.

115. Нет в Возлюбленном ничего, что не таило бы для Любя-
щего скорби и тоски, нет ничего и в Любящем, что не таило бы для
Возлюбленного радости и могущества; поэтому-то любовь Воз-
любленного проявляется в деянии, а любовь Любящего — в печа-
ли и страдании.

116. Пела на ветке птица, что дала бы влюбленному одну но-
вую горькую думу взамен двух. И дала птица Любящему новую
горькую думу, а Любящий дал ей взамен две, дабы облегчить свои
страдания, и почувствовал он, как растет его скорбь.

117. Повстречались Любящий и Возлюбленный, а приветст-
вия, объятия, поцелуи, слезы и рыдания были тому свидетелями.
И спросил Возлюбленный Любящего о его состоянии; и робел
Любящий в присутствии Возлюбленного своего.

118. Заспорили Любящий и Возлюбленный; и примирила их
любовь; и снова возник спор: чья любовь привела их к согласию.

119. Любил Любящий всех, кто робел Возлюбленного его; и бо-
ялся тех, кто не робел Возлюбленного; и возник поэтому спор, че-
го было больше в Любящем: любви или страха.

120. Отважился Любящий следовать за своим Возлюблен-
ным, и попал он в такое место, где свирепый лев убивал всех пра-
здношатающихся и неблагочестивых.

121. Сказал Любящий: «Тот, кто не боится моего Возлюблен-
ного, должен всего бояться; а кто боится моего Возлюбленного,
смел и отважен во всем и со всеми».

122. Спросили Любящего, что такое причина, и ответил он, что
причина — это радость в покаянии, размышление в осознании, на-
дежда в терпении, здоровье в воздержании, утешение в воспомина-
нии, любовь в начинаниях, верность в целомудрии, богатство в бед-
ности, мир в повиновении и война в раздорах.


123. Озарила любовь тучу, что сгустилась меж Любящим и
Возлюбленным, и засияла она, как луна в ночи, звезда на заре,
солнце средь бела дня и прозрение в сознании; и сквозь эту ослепи-
тельную тучу говорили друг с другом Любящий и Возлюбленный.

124. Спросили Любящего, что есть самый непроглядный мрак. От-
ветил — отсутствие его Возлюбленного. Спросили его, что есть самый
ослепительный свет; и ответил он — присутствие его Возлюбленного.

125. Приметы Возлюбленного проступают в Любящем, кото-
рый, благодаря любви, ввергнут в скорбь, стоны, плач, горькие мыс-
ли и окружен всеобщим презрением.

126. Вот что записал Любящий: «Радуется мой Возлюблен-
ный, ибо послал я ему мои горькие мысли и льют по нему слезы
глаза мои; и вся жизнь моя, осязание, зрение, слух, обоняние ис-
полнены страдания».

127. «О разум и чувство! Исходите в лае и будите огромных
псов, забывших во сне моего Возлюбленного. О глаза мои! Рыдай-
те! О сердце мое! Стенай! О моя память! Помни об оскорблении,
что нанесли Возлюбленному моему те, кто забыл, как он их обла-
годетельствовал».

128. Растет пропасть между людьми и Возлюбленным, и Воз-
любленный мой обещает им блага и дары и грозит им воздать по
заслугам. Но память и чувства презирают обещания и угрозы.

129. Отправился Возлюбленный к Любящему, дабы утешить
его и ободрить в его страданиях и в его скорби; и чем ближе он
подходил, тем безутешнее рыдал Любящий при виде тех оскорб-
лений, которыми осыпают Возлюбленного.

130. Пером любви, чернилами плача и на бумаге страданий
писал Любящий письма Возлюбленному своему, в которых сето-
вал, что благочестие убывает, любовь умирает, а в грехе и заблуж-
дениях плодятся их недруги.

131. Все туже затягивалась любовь Любящего и Возлюблен-
ного памятью, разумом и чувством, дабы неотторжимы были друг
от друга Любящий и его Возлюбленный; путами же для их любви
служили горькие думы, страдания, вздохи и слезы.

132. Покоился Любящий на ложе любви. И были простыни из
блаженства, покрывало из страданий, а подушка из рыданий. И кто
знает, из какой ткани — простыней или покрывала — была наволочка?

133. Наряжал Возлюбленный Любящего в плащ, сутану и блу-
зу; и дал он ему шапку из любви, рубашку из горьких раздумий,
чулки из невзгод, а гирлянду из плача.

134. Просил Возлюбленный Любящего, чтобы тот не забывал
его. И ответил Любящий, что не может он его забыть, ибо он его
уже знает1.


' Один из самых устойчивых мотивов поэзии трубадуров.


1 Здесь прямое подражание Августину (ср.: подобное место в «Исповеди»
X, 24-27 (Примеч. ред.)).


 

 

 


 


135. Попросил Возлюбленный прославлять его и отстаивать
там, где особенно это опасно. И ответил Любящий, что он прослав-
лял бы его из одной лишь любви к нему. И ответил Возлюбленный,
что любовь заставила его воплотиться и умереть на Кресте.

136. Попросил Любящий бесценного Возлюбленного своего
объяснить ему, как учить людей признавать его, любить и славить.
И одарил он его благочестием, смирением, состраданием, скорбью,
горькими думами, вздохами и рыданиями, и вложил он в его серд-
це бесстрашие, дабы прославлял он Возлюбленного своего, а в ус-
та его — славословия в честь его Возлюбленного, а чувства его про-
питал презрением к поношениям заблуждающейся толпы.

137. И говорил Любящий людям: «Тот, кто воистину помнит
о моем Возлюбленном, обо всем забывает, погружаясь в воспоми-
нание; того же, кто обо всем забывает, дабы помнить о Возлюблен-
ном, мой Возлюбленный во всем опекает и всем с ним делится».

138. Спрашивали Любящего, где рождается любовь, чем живет
она и отчего умирает. И ответил Любящий, что рождается любовь
в воспоминании, живет осознанием и умирает от забвения.

139. Забыл Любящий все, что ни есть в этом мире, дабы разум
мог воспарить и познать Возлюбленного, которого он всеми свои-
ми чувствами жаждет превозносить и созерцать.

140. Задумал Любящий в сражениях прославить Возлюблен-
ного своего, и взял он в помощь себе веру, надежду, милосердие,
справедливость, благоразумие, отвагу, сдержанность, дабы совла-
дать с врагами Возлюбленного, но побежден был бы Любящий,
не помоги ему Возлюбленный, явив ему свои достоинства.

141. Алкал Любящий той конечной цели, ради которой и лю-
бил он Возлюбленного своего, но задержали его в дороге другие
цели; и вызвала у Любящего сия пестрота желаний и мыслей ве-
ликую скорбь и печаль.

142. Гордился Любящий величием своего Возлюбленного и ли-
ковал он; падал он духом от тяжкого груза забот и испытаний. И кто
знает, что в нем было сильнее, блаженство или страдание.

143. Был послан Любящий Возлюбленным своим к властите-
лям христиан и неверных, дабы обучить их основам своего искус-
ства познавать и любить Возлюбленного1.

144. Если встретится тебе влюбленный в роскошных одеждах,
распираемый тщеславием и располневший от сна и еды, знай, что он
осужден на муки. Но если встретится тебе влюбленный, окруженный
всеобщим презрением, бледный и изможденный от постов и ночных
бдений, знай, что даровано ему спасение и вечное блаженство.

145. Стенает Любящий, и разрывается у него сердце от нестер-
пимого жара любви. И умирает Любящий, и оплакивает его Воз-
любленный, и утешает его долготерпением, надеждой и наградой.

' Скорее всего, имеется в виду «Краткое искусство постижения истины»,
датируемое 1274 г.


146. Оплакивал Любящий то, чего он лишился, и некому бы-
ло его утешить, ибо невосполнимыми были его утраты.

147. Господь создал ночь, дабы мог Любящий бодрствовать и
постигать величие Возлюбленного своего; а Любящий думал, что
она была создана для отдохновения и сна истомленных любовью.

148. Презирали и увещевали люди Любящего за то, что обезу-
мел он от любви. А Любящий пренебрегал их презрением и увеще-
вал их за то, что не любили они его Возлюбленного.

149. Сказал Любящий: «Рубище на мне, одежда мужланов,
но любовь сердце мне облачает в отрадные мысли, а тело — в сле-
зы, горести и страдания».

150. Слагал Возлюбленный такие строки: «Славят верные мне
мои добродетели, а недруги, завидующие моим достоинствам, истя-
зают их и измываются над ними. И послал я тогда Любящего, дабы
сокрушался он и оплакивал мое бесчестие. Жалобы его и стенания
вскормлены моей любовью».

151. Живописал Любящий Возлюбленному своему горести и
страдания, что претерпевал он из любви к нему, и молил он его об
ответной любви и сострадании к своим мучениям. Успокоил его
Возлюбленный, объяснив, что в любви ко всем воспылавшим к не-
му любовью и в сочувствии к тем, кому любовь принесла страданья,
сущность его и его природа. Утешился сердцем Любящий, ибо от-
крылись ему природа и сокровенная сущность его Возлюбленного.

152. Возлюбленный лишил Любящего дара речи, и утешился
Любящий, созерцая Возлюбленного своего.

153. Столь жалобно взывал Любящий, обливаясь слезами, к Воз-
любленному своему, что тот спустился со своих высот и явился в
мир, дабы рыдать, скорбеть, умирать от любви и учить людей лю-
бить, познавать его и славить его величие.

154. Упрекал Любящий христиан за то, что не ставят они име-
ни Возлюбленного своего, Иисуса Христа, безмерно его почитая,
в начале писем своих, подобно мусульманам, которые тем самым
оказывают почести Магомету, обманщику, которого они прослав-
ляют, начиная его именем свои письма1.

155. Повстречал Любящий оруженосца, который был неказист,
изможден и чем-то озабочен; приветствовал оруженосец Любящего,
пожелав ему найти поскорее, с Божьей помощью, Возлюбленного
его. И спросил его Любящий, откуда он его знает. И ответил оруже-
носец, что тайны любви одна для другой приоткрыты, поэтому-то
и влюбленные между собой знакомы.

156. Величие, достоинства и благие дела Возлюбленного —
это сокровища и достояние Любящего; а богатство Возлюбленно-

На протяжении всей своей жизни после обращения Луллий неоднократ-
но возвращался к мысли о настоятельной необходимости как можно скорее
научиться у мусульман трепетному и страстному религиозному чувству.


 

 

 


 


го составляют горькие мысли, желания, страдания, стоны и горе-
сти, которые претерпевает Любящий, дабы славить и любить сво-
его Возлюбленного.

157. Собралось великое воинство и великое множество людей,
преданных любви, и реяло над ними знамя любви, на котором за-
печатлены облик и девиз Возлюбленного; и заказан к ним путь
тем, в ком нет любви, дабы не нанесли они вреда Возлюбленному.

158. Те, кто притворяются безумными, дабы сколотить состоя-
ние, издеваются над Любящим, обезумевшим от любви; и так печа-
лился Любящий, безумствуя среди людей, что они окружили его и
любовью, и почетом. И кто знает, чему эта любовь обязана больше.

159. Из-за любви гложет печаль Любящего, уставшего от тре-
волнений; и долетел до него сладостный голос Возлюбленного его,
и возликовал он. И кто знает, чему больше обязана крепнущая лю-
бовь в сердце Любящего.

160. Тайны Любящего выдают тайны Возлюбленного, а тайны
Возлюбленного выдают тайны Любящего. Если же тайное стано-
вится явным, то кто знает, в какой из двух тайн коренится причина.

161. Спросили безумца, как догадался он о присутствии свое-
го Возлюбленного. Ответил он и сказал, что по состраданию и ми-
лосердию, которыми проникнуты его чувства и которые, возник-
нув, уже не исчезают.

162. Та редкостная любовь, которою пылал Любящий к Воз-
любленному своему, научила его ставить всеобщее благо выше
блага частного, дабы стал его Возлюбленный всеми и для всех по-
знанным, прославленным и желанным.

163. Любовь и нелюбовь встретились в саду, где укрылись для
беседы Любящий и Возлюбленный, и спросила любовь нелюбовь,
зачем та явилась, и ответила нелюбовь: дабы разлюбил Любящий и
позором был покрыт Возлюбленный. Горько было слышать это Воз-
любленному и Любящему, и возлюбили они друг друга еще больше,
дабы победить и одолеть нелюбовь.

164. «Скажи, безумец, к чему ты больше привержен, к любви
или к ненависти?» И сказал, что к любви, ибо и ненавидел он ра-
ди любви.

165. «Скажи, влюбленный, что ты скорее распознаешь: истину
или ложь?» Ответил, что скорее он способен распознать истину.
«Почему?» — «Ибо ложь я распознаю только затем, чтобы уметь
распознавать истину».

166. Догадался Любящий о любви Возлюбленного своего и
спросил его, чувствует ли он разницу между любовью и сострада-
нием. Признал Возлюбленный, что в основе своей едины любовь
его и сострадание. И спросил тогда Любящий, почему же терзает
его любовь, а сострадание не избавляет его от мучений. И ответил
Возлюбленный, что сострадание приносит ему мучения, дабы луч-
ше мог он с их помощью возносить хвалу своей любви.


167. Решил отправиться Любящий в чужие края, дабы воссла-
вить Возлюбленного своего, и решил он изменить свой облик, да-
бы не схватили его по дороге. Но как ему было скрыть текущие по
щекам слезы, изнуренный вид, бледный цвет лица, рыдания, горькие
думы, вздохи, скорбь и страдания своего сердца, и схватили поэто-
му его в пути, и предали его мучениям недруги его Возлюбленного1.

168. Заключен был Любящий в темницу любви. Горькие ду-
мы, желания и воспоминания заковали его в цепи и охраняли, да-
бы не убежал он от своего Возлюбленного; терзала его скорбь,
а смирение и надежда его утешали. И умер Любящий, но предстал
пред ним его Возлюбленный, и воскрес Любящий.

169. Нашел Любящий Возлюбленного своего; узнал Любящий
Возлюбленного своего и зарыдал. Корил Возлюбленный Любящего
за то, что не рыдал тот до тех пор, пока не узнал, и спросил его, как
же он, не рыдая, сумел узнать его. И ответил Любящий: памятью, ра-
зумом и чувствами он взывал к нему столь сильно, что предстал тот
наконец перед его очами.

170. Спросил Возлюбленный Любящего, что такое любовь.
И ответил [тот]: «Присутствие облика Возлюбленного и его слов
в страждущем сердце влюбленного, и мука от рыданий и томле-
ний в сердце Любящего».

171. Любовь — это истовый пыл в отваге и трепете; любовь —
это неодолимое стремление к своему Возлюбленному. Любовь —
это то, что убило Любящего, когда услышал он, как воспевают кра-
соту его Возлюбленного. Любовь — это то, в чем сокрыта смерть
и в чем навсегда заключена моя воля.

172. Благочестие и тоска отрядили горькие думы посланника-
ми к сердцу Любящего, дабы хлынули слезы из глаз, которые,
противясь рыданиям, не давали им ходу.

173. Спросил Любящий: «Влюбленные, если нуждаетесь вы в
огне, придите ко мне и наполняйте ваши лампы огнем моего серд-
ца; если нуждаетесь вы во влаге, придите ко мне, ибо в глазах моих
слез в избытке; а если нуждаетесь вы в горьких раздумьях о любви,
придите ко мне и черпайте от моих треволнений».

174. Размышлял Любящий о великой любви, которую испыты-
вал он к своему Возлюбленному, и о великих страданиях и испыта-
ниях, которые были ему уготованы из-за его любви; и решил, что
великая же его ждет и награда. Но тем временем, пока размышлял
он о своей судьбе, понял он, что Возлюбленный ему уже все опла-
тил, ибо помог он ему полюбить свой облик и наградил он его стра-
даниями за любовь.

175. Утирал Любящий слезы, что проливал он из-за любви, да-
бы никто не догадался о мучениях, причиняемых ему Возлюблен-

1 Вполне вероятно, что речь идет о тех долгих и дальних странствиях, ко-
торые Луллий действительно предпринял в самый «темный» период своей
биографии (1276-1287).


 

 

 


 


ным; и спросил его Возлюбленный, почему скрывает он от других
влюбленных приметы любви, которые должны привлечь их на сте-
зю любви, свидетельствуя о его достоинствах.

176. «Скажи мне, обезумевший от любви, сколь долго продлит-
ся еще твое рабство, до каких пор будешь стенать ты от мук и стра-
даний?» Ответил: «До тех пор, пока не отторгнет во мне Возлюб-
ленный душу от тела».

177. «Скажи, безумец, есть ли у тебя деньги?» Ответил: «У ме-
ня есть Возлюбленный». — «Есть ли у тебя деревни, замки, графст-
ва и герцогства?» Ответил: «У меня есть чувства, мысли, слезы, же-
лания, муки и печали, и не сравнятся с ними империи и царства».

178. Спросили Любящего, в чем проявляется отношение к нему
его Возлюбленного. Ответил: «В неотличимости радостей от печа-
лей, которые ниспосылает Возлюбленный всем влюбленным».

179. «Скажи, безумец, кто более сведущ в любви: тот, кому
ниспослана радость, или тот, кого терзают муки и печали?» Отве-
тил он и сказал, что одно без другого бессильно сказать нам всю
правду о любви.

180. Спросили Любящего, почему не защищается он от лож-
ных обвинений в проступках и преступлениях. Ответил, что ему
приходилось защищать Возлюбленного, которого люди покрыва-
ли позором; человек же, способный совершать промахи и ошибки,
вряд ли достоин защиты.

181. «Скажи, безумец, почему защищаешь ты любовь, терзаю-
щую твое тело и твое сердце?» Ответил: «Потому что она умножа-
ет мои достоинства и мое блаженство».

182. Укорял Любящий своего Возлюбленного за то, что причиня-
ла ему любовь невыносимые муки; и множил Возлюбленный в Любя-
щем в свое оправдание печали, тревоги, горести, стенания и стоны.

183. «Скажи, безумец, почему защищаешь ты грешников?»
Ответил: «Дабы не уподобляться тем, кто обвиняет праведников
наравне с грешниками».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.