Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сигер Брабантский Sigerus Brabandus




(ок. 1240 - ок. 1281/1284)

К XIII в. философия и теология становятся самостоятельными
дисциплинами. Возросшее общение с Востоком и через Испанию,
и через Византию и Ближний Восток (в чем значительную роль сы-
грали крестовые походы) привело к тому, что Западу стала изве-
стна не только арабо-мусульманская философия, главным образом
труды Авиценны, или Ибн Сины (980-1037), и Аверроэса, или Ибн
Рушда (1126-1198), но u подлинники Аристотеля. Анализ «Физи-
ки» и «Метафизики» Аристотеля сделали чрезвычайно острой
проблему уточнениягзраниц веры и разума. Аверроэса1 рациональ-
ные доводы приводят к утверждению вечности мира и отрицанию
бессмертия души, что не согласовывалось с христианским учением.
И, тем не менее, именно эти тезисы стали основополагающими для
того явления, которое было названо латинским, аверроизмом.

1 Аверроэса, или, как его называли в Средние века, Комментатора, долгое
время ошибочно считали первым, кто перевел с греческого языка на арабский
труды Аристотеля (см. об этом: Рент Э. Аверроэс // Аверроэс. Опровержение
опровержения. Киев; СПб., 1999. С.618-619).


 

 

 


 


В XIII в. в Парижском университете открывается теологичес-
кий факультет, а философию изучают на факультете искусств.
Этот факультет на Соломенной улице был подготовительным к
теологическому. Проблема автономии веры и разума и их соотне-
сенности вызывала в то время страстные споры. Но если Фома Ак-
винский полагал, что истины разума поддерживают истины веры
и только в их единстве возможны подступы к решению экзистенци-
альных проблем человека, то аверроисты основывались на теории
двойственности истины, согласно которой равно приемлемы и ис-
тины веры, и истины философии. Это вызвало резкую критику со
стороны католической церкви, приведшей к осуждению аверроизма.

Кроме Сигера Брабантского среди парижских аверроистов мож-
но назвать Боэция Дакийского (Датского) и Бернъе Нивельского.

О Сигере Брабантском сохранилось немного сведений: родом из
герцогства Брабантского, в 1255 г. переселился из Льежа в Париж,
в 1260 г. получил звание магистра, приступив к преподаванию на
факультете искусств Парижского университета. Ему принадле-
жат труды «Невозможное», «О вечности мира», «Логические во-
просы», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о ра-
зумной душе». 23 ноября 1277 г. Сигер был вызван для допроса
Симоном де Валем, который был легатом инквизиции во Франции.
Симон потребовал от Сигера переселиться в Орвието, где была
летняя резиденция папы, под надзор монаха-агента инквизиции,
который был приставлен к нему в качестве секретаря. Предполо-
жительно в 1282 г. он погиб.

Сигер жестко различал истины Откровения и истины филосо-
фии. С точки зрения естественной философии, полагал он, челове-
ческий вид имеет в каждом индивиде не только условие своего су-
ществования, но и его причину. Материя и форма существуют
в неразрывном единстве, душа же есть форма тела. В «Вопросах
о разумной душе» стоит обратить внимание на полемику Сигера
со своими современниками Альбертом Великим и Фомой Аквин-
ским о потенциальном и деятельном интеллекте. Сигер полагает,
что разумная душа соединена с телом настолько, что необходимо
вызывает чувственные образы, более того, он полагает невозмож-
ным отделять знание вещей от чувственных форм, сохраненных
воображением. Разумная душа обладает вечностью, как и мир. Бог
не свободен относительно мира, поскольку в нем действуют Им же
данные законы, в частности законы небесных тел, и все происходя-
щее в мире подчинено их власти. При этом Сигер говорит об абсо-
лютной истинности и христианского учения, основывающегося на
авторитете Писания. По мнению Э. Жилъсона, нет оснований со-
мневаться в искренности Сигера, который учил думать по-фило-
софски и верить по-христиански.

Философские позиции аверроистов вызвали резкую оппозицию и
теологов, и деятелей католической церкви. В 1270 г. Альберт Великий


в послании Эгидию Лесинскому «О пятнадцати проблемах» опровер-
гал тезисы тех магистров, которые, как он считал, занимаются не
столько философией, сколько софистикой. Фома Аквинский написал
трактат «О единстве интеллекта против аверроистов»1. В 1270 г.
парижский епископ Этъен Тампье обнародовал хартию, осуждав-
шую 13 тезисов аверроистов, среди них были осуждены такие тези-
сы, как «разум всех людей один и тот же и нумерически один», «воля
человека желает и делает выбор на основе необходимости», «мир ве-
чен», «первого человека не было никогда», «Бог не познает единичных
вещей», «Бог не познает того, что отлично от Него Самого» и пр.
Декретом 1276 г. воспрещались «тайные сборища для обучения»
и чтение книг «врагов мудрости», а в 1277 г. папа Иоанн XXI (Петр
Испанский) обратился к епископу Этьену Тампье с буллой, требую-
щей их осуждения и наказания. В день трехлетней годовщины со дня
смерти Фомы Аквинского 7 марта 1277 г. было обнародовано осуж-
дение, содержащее 219 тезисов.

С. С. Неретина

1 Фрагмент этой работы в переводе Ю. В. Подороги опубликован в: Бла-
го и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.



II. Что такое душа?

Единое сущее состоит из души и тела без чего-то третьего, что
было бы причиной того, что оно едино; так как форма есть всегда
причина существования (essendi) материи — так, что материя не
имела бы бытия через различные причины существования, — то
сама форма составляет одно с материей сущее; душа же есть фор-
ма тела; и потому единое сущее состоит из тела и души.


Вопросы о разумной душе1

Введение

Так как душа познает другое, постыдно, чтобы она не знала са-
мое себя. Если же она не знает самое себя, то как может она вер-
но судить о другом? И души более всего желают знать о себе то,
каким образом они бывают отделенными от тел. И как говорит
Комментатор во введении к книге «О душе», мы должны всегда
помнить об этом вопросе, и поэтому по настоятельной просьбе
друзей, желая удовлетворить, насколько это в наших силах, их
желание, мы предполагаем изложить в настоящем трактате то, что
необходимо знать об этих вопросах, согласно свидетельствам фи-
лософов, заслуживающих доверия, и мы не утверждаем чего-либо
от себя. И данный трактат имеет десять глав.

<...>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2816 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.