Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Так и соответственно способности познания 9 страница




2. Кроме того, все, что истинно, истинно благодаря истине. Та-
ким образом, если истина есть только в интеллекте, то ничто не бы-
ло бы истинным иначе, как на основании того, что оно познается.
Но это — заблуждение древних философов, которые говорили, что
все, что представляется, — есть истинное, из чего следовало, что
противоположности одновременно истинны, поскольку различным
[людям] представляется, что они одновременно истинны2.

3. Кроме того, то, благодаря чему [вещь] такова, само больше
[этой вещи], как ясно из «Второй [Аналитики]»3. Но мнение
и речь истинны или ложны на основании того, что вещь есть или

1 Августин. Монологи. II, 4 и 5 // Августин. Энхиридион, или О Вере, На-
дежде и Любви. Киев, 1996. С. 184-186.

2 Аристотель. Метафизика. 1009а 17.

3 Аристотель. Вторая Аналитика. 72а 29: «...то, благодаря чему нечто при-
суще, всегда присуще в большей степени, чем оно, как, например, то, из-за че-
го мы что-то любим, больше любимо, [чем то, что мы любим]».


не есть, согласно Философу в «Категориях*·1. Следовательно, ис-
тина есть скорее в вещах, чем в интеллекте.

Но этому противоречит то, что говорит Философ в шестой [кни-
ге] «Метафизики»2, что истинное и ложное не в вещах, но в интел-
лекте.

Отвечаю: следует сказать, что подобно тому как «благое» име-
нует то, к чему стремится желание, так и «истинное» именует то,
к чему стремится интеллект. Но есть различие между желанием
и интеллектом или любым познанием, поскольку познание есть то,
соответственно чему познанное есть в познающем, а желание — то,
соответственно чему желающий склоняется к самой желаемой вег
щи. И таким образом, конечная цель (terminus) желания (которая
и есть «благое») существует в желаемой вещи, а конечная цель по->
знания (которая и есть «истинное») существует в самом интеллек-
те. Но благо есть в вещи, коль скоро она имеет отношение к жела-
нию, и, следовательно, смысл (ratio) блага переходит к желанию от
желаемой вещи, согласно чему желание называется «благим», по-
скольку вещь — благая; и подобно этому, коль скоро истинное есть
в интеллекте, согласно чему он сообразуется с понятой им вещью
(res intellecta), то необходимо, чтобы смысл «истинного» перехо-
дил от интеллекта к понятой им вещи, ведь понятая вещь называ-
ется «истинной» потому, что она имеет некоторое отношение к ин-
теллекту.

Но понятая вещь может относиться к интеллекту или по суще-
ству
(per se) или акциденталъно (per accidens). По существу же
она относится к интеллекту, от которого она зависит в отношении
своего бытия, но акциденталъно — к интеллекту, который может
ее познать; как, например, мы говорим, что строение соотносится
по существу с интеллектом мастера и акцидентально с интеллек-
том, от которого оно не зависит. Однако суждение о вещи совер-
шается не согласно тому, что присуще ей акцидентально, но со-
гласно тому, что присуще ей по существу. Поэтому о некоей вещи
говорится, что она истинна абсолютно, согласно ее отношению к
интеллекту, от которого она зависит; и, таким образом, об искус-
ственных вещах говорится, что они истинны, если они относятся
к нашему интеллекту: ведь о строении говорится, что оно истин-
но, если оно получает подобие формы, которая есть в уме (mente)
мастера; и о речи говорится, что она истинна, поскольку она —
знак истинного интеллекта. И, сходным образом, о природных

1 Аристотель. Категории. 4Ь 8: «Ведь о речи и мнении говорится как о спо-
собных принимать противоположности не потому, что они сами принимают
что-то, а потому, что в чем-то другом переменилось состояние: в зависимости
от того, происходит ли это или нет, и речь называется истинной или ложной...»

2 Аристотель. Метафизика. 1027Ь 25: «...ведь ложное и истинное не нахо-
дим в вещах: так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно
ложным...».


 

 

 


 


вещах говорится, что они истинны, поскольку они приобретают
подобие тех образов, которые суть в Божественном уме. Ведь
[о камне] говорят «истинный камень», так как он приобретает приро-
ду, свойственную камню, согласно предсуществующему замыслу
в божественном интеллекте (secundum preaconceptionem intellectus
divini). Следовательно, истина есть прежде всего в интеллекте, и вто-
ричным образом — в вещах, согласно тому, что они соотносятся с ин-
теллектом, как с основанием.

И, согласно этому, истина обозначается различным образом. Ведь
Августин говорит в книге «Об истинной религии»1, что истина есть
то, благодаря чему показывается то, что есть. И Иларий говорит2, что
истинное есть прояснение и проявление (declarativum et manifesta-
tivum) бытия. И это [определение] относится к истине, согласно
тому, что она есть в интеллекте. Что же касается истины вещей со-
гласно их отношению к интеллекту, то к ней относится такое опреде-
ление Августина в книге «Об истинной религии»3: истина есть выс-
шее сходство с основанием без какого бы то ни было несходства.
И определение Ансельма" таково: истина есть правильность, воспри-
нимаемая только умом; ведь то правильно, что согласуется с основа-
нием. И некое определение Авиценны5 таково: истина каждой вещи
есть свойство ее бытия, которое в ней непреходяще. Сказанное же,
что истина — это соответствие вещи и интеллекта6, может относить-
ся и к тому и к другому.

1. Относительно первого следует сказать, что Августин гово-
рит об истине вещи и исключает из определения (ratio) этой ис-
тины соотношение с нашим интеллектом; ведь то, что акциден-
тально, исключается из любого определения (defmitio).

' Августин. Об истинной религии. Гл. 36 // Августин. Энхиридион, или
О Вере, Надежде и Любви. С. 262.

2Hilarius. De Trinitate V // PL. T. 10. Col. 131. - Иларий Пиктавийский,
или Иларий из Пуатье (325-366) — епископ, известный своей полемикой
с Арием. Главный его труд De fide также называется De Trinitate.

3 Августин. Об истинной религии. Гл. 36. С. 263.

' Анселъм Кентерберийский. Об истине. Гл. 11// Историко-философский
ежегодник. 1995. М., 1996. С. 298: «Несомненно, это определение истины со-
держит точно то, что нужно, не более и не менее. Именование „правильнос-
тью" отделяет истину от всего, что не называется правильностью; а слова „во-
спринимаемая только умом" обособляет ее от прямизны — правильности,
доступной чувству зрения» (пер. В. П. Гайденко).

5 Avicenna. Liber de Philosophia prima sive Scientia Divina (ed. S. van Riet).
V-Х. Louvain, Leiden, 1980 (Авиценна. Метафизика. VIII, 6).

6 Во втором аргументе второй статьи этого же вопроса (а также в De veri-
tate q. I, a. 1) Фома приписывает неточно это высказывание Исааку Израэли
(над комментарием к «Книге определений» последнего Фома работал в кон-
це жизни). На самом деле это высказывание Авиценны, которое затем ано-
нимно цитировалось Вильгельмом Оксерским, Александром Гальским, Фи-
липпом Канцлером и др. (см: HirschenbergerJ. Geschichte der Philosophie. Bd.
I. Freiburg im Breisgau, 1976. S. 473).


2. Относительно второго следует сказать, что древние филосо-
фы говорили, что образы естественных вещей не проистекают из
какого-либо интеллекта, но произведены случайно. Но, поскольку
они замечали, что истинное влечет соотношение с интеллектом,
они были принуждены основывать истину вещей на их отношении
к нашему интеллекту. Из этого следовали несообразности, которые
опровергает Философ в четвертой [книге] «Метафизики»'. Однако
таковых несообразностей не следует, если мы положим, что исти-
на вещей состоит в соотношении с божественным интеллектом.

3. Относительно третьего следует сказать, что, хотя истина на-
шего интеллекта причиняется вещью, все же не следует, чтобы
смысл истины находился в вещи первично, как, например, [не сле-
дует, чтобы] смысл здоровья находился в лекарстве прежде, чем в
живом существе; ведь достоинство лекарства, а не его здоровье, есть
причина здоровья, так как здесь действующая [причина] (agens) не
унивокальна. И, сходным образом, бытие вещи, а не ее истина, при-
чиняет истину в интеллекте. Поэтому Философ и говорит, что мне-
ние или речь истинны потому, что вещь — есть, а не потому, что
вещь истинна2.

2. Есть ли истина только в соединяющем и отделяющем ин-
теллекте3?

1. Относительно второго следует рассмотреть такое положе-
ние: считается, что истина есть не только в соединяющем и отделя-
ющем интеллекте. Ведь Философ говорит в третьей [книге] «О ду-
ше»4: подобно тому как чувства всегда истинны в отношении
свойственного им чувственно воспринимаемого, так и интеллект
[всегда истинен] в отношении «того, что есть» (quod, quid est)3.

1 Аристотель. Метафизика. 1009а-1011а.

2 Аристотель. Категории. 4Ь 8.

J To есть при составлении субъектно-предикатных конструкций, утверди-
тельных или отрицающих, в отличие от интуитивного схватывания простой
чтойности (об этих функциях интеллекта см. подробнее в: Кеппу A. Intellect
and Imagination in Aquinas // Aquinas: A Collection of Critical Essays. London;
Melbourne, 1970).

4 Аристотель. О душе. 430b 27: «Высказывание есть высказывание чего-то
о чем-то, как, например, утвердительная речь, и всякое высказывание истинно
или ложно. Между тем не всякий ум таков: ум, направленный на существо
предмета как суть его бытия, истинен [всегда]; ум же, касающийся чего-то
[другого], — не [всегда]; и так же, как видение того, что свойственно воспри-
нимать зрению, всегда истинно, но [различение того], есть ли вот это бледное
человек или нет, не всегда истинно, точно так же обстоит и с бестелесным [как
предметом мысли].

То есть сущность вещи, или, как переводит это выражение С. С. Аверин-
Цев, «неразделимое понятие». Странность этого выражения объясняется тем,
что это буквальный перевод Аристотеля, а переводить тогда было принято
«слово в слово».


Фома Лквинский

 

 

 


 


Но соединения и отделения нет ни в чувстве, ни в интеллекте, по-
знающем «то, что есть». Следовательно, истина не только в соеди-
нении и отделении, [осуществляемых] интеллектом.

2. Кроме того, Исаак говорит в книге «Об определениях», что ис-
тина — соответствие вещи и интеллекта. Но вещам может соответст-
вовать как интеллект, [постигающий] сложное (intellectus complex-
orum), так и [постигающий] не-сложное; точно так же и чувство,
ощущающее вещь так, как она есть. Следовательно, истина не толь-
ко в соединяющем и отделяющем интеллекте.

Но этому противоречит то, что говорит Философ в шестой [кни-
ге] «Метафизики»1: относительно простого и «того, что есть», не су-
ществует истины, ни в разуме, ни в вещах.

Отвечаю2: следует сказать, что, как говорилось ранее3, истин-
ное есть, согласно своему первичному смыслу, в интеллекте.
Но так как всякая вещь истинна согласно тому, что она имеет
форму, свойственную ей по природе, то необходимо, чтобы и ин-
теллект, коль скоро он — познающий, был истинным, когда он
обладает подобием познанной вещи, которое есть его форма тог-
да, когда он — познающий. По этой причине истина определена
согласно сообразию (conformitas) интеллекта и вещи. Поэтому
познать это сообразие — значит познать истину. Но ее никоим об-
разом не познает чувство. Ведь хотя зрение обладает подобием
видимого, все же оно не познает соотношения (comparatio), кото-
рое есть между увиденной вещью, и тем, что оно само приняло от
нее. Интеллект же может познать собственное сообразие с умопо-
стигаемой вещью; но он не постигает его, когда он познает о чем-
то «то, что оно есть». Однако когда он судит, что с вещью обстоит
дело так, что она как бы есть эта форма (se habet sicut est forma),
которую он постиг относительно этой вещи, то лишь тогда он по-
знает и высказывает истину. И это он делает, соединяя и отделяя:
ведь в каждом предложении он или прилагает к некоей вещи, обо-
значенной как субъект, некоторую форму, обозначенную как пре-
дикат, или отстраняет ее: и из этого ясно видно, что чувство ис-
тинно по отношению к любой вещи, как и интеллект, когда он
познает «то, что есть»; но не в том смысле, что он познает или ут-
верждает истину. Подобным образом происходит с несоставны-
ми'1 словами. Поэтому истина может быть в чувстве или в интел-
лекте, познающем «то, что есть», как в некоторой истинной вещи,
но не как познанное в познающем, что подразумевает имя «истин-

1 Аристотель. Метафизика. 1027Ь 27: «...истинное и ложное суть не в ве-
щах, но в уме, в отношении же того, что просто, и того, „что есть" — то даже
и не в уме».

2 «Корпус» этого вопроса существует также в переводе С. С. Аверинцева
(см. в: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 152-153).

3 S. th., I, q. 16, а. 1. См. выше стр. 162.

4 Разночтение: «составными и несоставными».


ное»; ведь совершенство интеллекта есть истиное как познанное.
И поэтому, говоря в собственном смысле, истина есть в соединяю-
щем и отделяющем интеллекте, но не в чувстве инее интеллекте,
познающем «то, что есть».

И из этого следует разрешение возражений.

3. Обращаются ли истинное и сущее?

1. Относительно третьего следует рассмотреть следующее
положение: считается, что истинное и сущее — не обратимы.
Ведь истинное, в собственном смысле, есть в интеллекте, как
сказано', но сущее же — в вещах; следовательно, они не обра-
тимы.

2. Кроме того, то, что распространяется на сущее и на не-су-
щее, не обратимо с сущим. Но истинное распространяется и на су-
щее и на не-сущее; поскольку истинно [положение] «то, что есть —
есть»; и «то, что не есть — не есть». Следовательно, кажется, что
«истинное» и «сущее» не обратимы.

3. Кроме того, то, что соотносится как первичное и последую-
щее, по-видимому, не обратимо. Но истинное, как кажется, пер-
вичнее сущего, ведь сущее постигается только на основании ис-
тинного. Следовательно, кажется, что они не обратимы.

Но этому противоречит то, что говорит Философ в первой
[книге] «Метафизики»2: то же самое расположение вещей в бытии
и в истине.

Отвечаю: следует сказать, что подобно тому как благое имеет
смысл желаемого, так же и истинное имеет отношение к познанию.
Но насколько что-либо имеет от бытия, настолько оно познаваемо.
Поэтому говорится в третьей книге «О душе»3, что благодаря чув-
ству и интеллекту душа, некоторым образом, есть все. И поэтому,
как благое обратимо с сущим, так и истинное. Но как благое до-
бавляет к сущему смысл «желаемого», так и истинное добавляет
соотношение с интеллектом.

1. Относительно первого следует сказать, что истинное есть
и в вещах, и в интеллекте, как сказано4. Но истинное, которое есть
в вещах, обратимо с сущим в отношении субстанции; в то время
как истинное, которое есть в интеллекте, обратимо с сущим, как
проявляющееся с явленным — это относится к смыслу истинного,
как уже сказано5. Хотя можно сказать, что сущее так же есть в ве-
щах и в интеллекте, как и истинное; но надлежит истинному быть
изначально в интеллекте, сущему же — изначально в вещах; и это

' S. th., I, q. 16, а. 1. См. выше стр. 162.

2 Аристотель. Метафизика. 993 b 30: «... в какой мере каждая вещь прича-
стна бытию, в такой и истине».

3 Аристотель. О душе. 431 b 21.

' S. th., I, q. 16, a. 1. См. выше стр. 162.

5 Ibid.


 

 

 


 


происходит так, потому что истинное, и сущее отличаются по
смыслу1 (ratio).

2. Относительно второго следует сказать, что не-сущее не
имеет в себе того, благодаря чему оно познавалось бы; все же оно
познается настолько, насколько интеллект делает его познавае-
мым. Поэтому истинное утверждается о не-сущем, поскольку не-
сущее есть некое сущее в разуме, — то есть постигнутое разумом.

3. Относительно третьего следует сказать — когда говорится, что
сущее может быть постигнуто только когда рассматривается как ис-
тинное, то это может быть понято двояко. Во-первых, [может понимать-
ся так,] что сущее постигается, только если из постижения сущего воз-
никает [его] смысл [как] истинного; и [в этом случае] сказанное
истинно. Во-вторых, может пониматься так, что сущее может пости-
гаться, только если постигнут [его] смысл [как] истинного; и это ложно.
Но истинное может постигаться, только если оно постигается в смысле
сущего; поскольку сущее подпадает под смысл истинного. И, подобно
этому, когда мы сравниваем умопостигаемое с сущим; ведь сущее не мо-
жет пониматься, не будучи умопостигаемым. Но все же сущее может по-
ниматься так, что не понимается его умопостигаемость. И, сходным
образом, познанное сущее — истинно, но не всегда при постижении су-
щего может быть постигнуто истинное.

4. Первичнее ли благое, чем истинное по смыслу (secundum га-
tionem)?

1. Относительно четвертого следует рассмотреть положение:
считается, что благое первичнее истинного по смыслу. Ведь то, что
универсальнее, то первичнее по смыслу, как ясно из первой [кни-
ги] «Физики»2. Но благое более универсально, чем истинное, ведь
истинное есть некое благо, а именно в интеллекте. Следовательно,
благое первичнее истинного по смыслу.

2. Кроме того, благое есть в вещах, но истинное в соединении
и отделении, [осуществляемых] интеллектом, как сказано3. Но то,
что есть в вещи, первичнее того, что в интеллекте. Следовательно,
благое первичнее истинного по смыслу.

3. Кроме того, истина есть некий вид добродетели, как ясно из
третьей [книги] «Этики»4. Но «добродетель» заключается в «бла-

' Здесь и далее, в 4-й статье, речь идет о том, что благое и истинное, буду-
чи обращаемыми в отношении сущего (т. е. насколько сущее имеет от бы-
тия — настолько оно истинно, и настолько же и благо), но интеллект рассма-
тривает сущее, благое и истинное с разных точек зрения, и получает разный
смысл некоей вещи как благой, и как истинной.

2 Аристотель. Физика. 189а 5: «...общее познается рассудком, частное
же — с помощью чувства, так как рассудок имеет дело с общим, а чувство —
с частным...»

3 S. th., I, q. 16, а. 2. См. выше стр. 165.

4 Аристотель. Никомахова этика, 1127а 29.


гом»; ведь существует, как говорит Августин1, благое качество ума.
Следовательно, благое первичнее, чем истинное.

Но этому противоречит следующее: то, что есть в большем
[числе вещей], то первичнее по смыслу. Но истинное есть в том,
в чем нет благого, как, например, в математике. Следовательно,
истинное первичнее по смыслу, чем благое.

Отвечаю: следует сказать, что хотя благое и истинное обраща-
ются с сущим относительно [их] носителя (suppositum), все же
они отличаются по смыслу. И поэтому истинное, говоря в абсо-
лютном смысле, первичнее, чем благое, что ясно из двух [основа-
ний]. Во-первых, из того, что истинное ближе к сущему, которое
первичнее, чем благое; ведь истинное относится к своему бытию
(esse) просто и непосредственно; а смысл «благого» следует из су-
щего, поскольку сущее некоторым образом совершенно — ведь та-
ково желаемое. Во-вторых, это явствует из того, что познание по
природе предшествует желанию. Следовательно, поскольку ис-
тинное относится к познанию, а благое — к желанию, на этом ос-
новании истинное должно быть первичнее по смыслу, чем благое.

1. Относительно первого следует сказать, что воля и интеллект
взаимно включают друг друга: ведь интеллект понимает волю, а во-
ля желает, чтобы интеллект понимал. Следовательно, среди того,
что относится к объекту воли, заключено также и то, что относится
к интеллекту, и наоборот. Поэтому в порядке желаемого, благое су-
ществует как универсальное, а истинное — как частное; в то время
как в порядке умопостигаемого — наоборот. Таким образом, из того,
что истинное есть нечто благое, следует то, что благое первичнее
в порядке желаемого; но не то, что оно просто первичнее.

2. Относительно второго следует сказать, что нечто первичнее
по смыслу, поскольку оно первичнее попадает в интеллект. Но ин-
теллект постигает прежде всего само сущее; во-вторых, он пости-
гает то, что он постигает сущее; и, в-третьих, он постигает, что он
желает сущее. Поэтому смысл сущего — первый, смысл истинно-
го — второй и смысл благого — третий, хотя благое — в вещах.

3. Относительно третьего следует сказать, что добродетель, о ко-
торой говорится, что она истина, — не есть истина вообще (commu-
nis), но некоторая истина, согласно который человек показывает
словом и делом, каков он. Но об истине «жизни» говорится в част-
ном смысле, потому что человек исполняет в своей жизни то, к чему
он направлен Божественным интеллектом; ведь, как уже сказано2,
истина существует и в других вещах. Истина же «справедливости»
есть то, согласно чему человек соблюдает то, что надлежит по отно-
шению к ближнему, согласно порядку закона. Следовательно, нель-
зя вести доказательство от этих частных истин к истине вообще.

1 Августин. О свободе воли. II, 19.

2 S. th., I, q. 16, а. 1. См. выше стр. 162.


 

 

 


 


5. Есть ли Бог — истина?

1. Относительно пятого следует рассмотреть положение: счита-
ется, что Бог — не истина. Ведь истина существует в соединении
и отделении, [осуществляемых] интеллектом. Но в Боге нет ни со-
единения, ни отделения. Следовательно, в Нем нет истины.

2. Кроме того, истина, согласно Августину в книге «Об истин-
ной религии»1, есть сходство с основанием. Но в Боге нет сходст-
ва с основанием. Следовательно, в Боге нет истины.

3. Кроме того, все, что сказано о Боге, говорится о Нем как
о первопричине всего; так, например, бытие Бога — причина вся-
кого бытия; Его благость — причина всего благого. Следователь-
но, если истина — в Боге, то все истинное было бы от Него. Но ис-
тинно, что некто грешит; следовательно, это было бы от Бога, что,
как очевидно, ложно.

Но этому противоречит то, что сказано у Иоанна: Я есмь путь
и истина, и жизнь (Ин. 14, 6).

Отвечаю: следует сказать, что, как говорилось2, истина обнаружи-
вается в интеллекте потому, что он постигает вещь, как она есть;
и в вещи потому, что она имеет бытие, сообразуемое с интеллектом.
Но в самой большой степени она находится в Боге. Ведь Его бытие
не только сообразуется с Его интеллектом, но оно само есть то, что
себя познает; и Его познание есть мера и причина всякого другого
бытия и всякого другого интеллекта, и Он Сам есть Свое бытие и по-
знание. Отсюда следует, что не только в Нем есть истина, но что Он
Сам — высшая и первая истина.

1. Относительно первого следует сказать, что хотя в Божествен-
ном интеллекте нет ни соединения, ни отделения, все же Он про-
стым действием интеллекта судит обо всем и познает все в совокуп-
ности; и таким образом, истина есть в Его интеллекте.

2. Относительно второго следует сказать, что истина нашего
интеллекта есть то, согласно чему он сообразуется со своим осно-
ванием, то есть с вещами, от которых он получает познание. Исти-
на же вещей есть то, согласно чему они сообразуются с их осно-
ванием, а именно с Божественным интеллектом. Но этого нельзя
сказать, говоря в собственном смысле, о Божественной истине;
разве что, возможно, согласно тому, что истина принадлежит Сы-
ну, Который имеет основание. Но если мы говорим об истине
в сущностном смысле, то это можно понять, только если утверди-
тельное [высказывание] разъяснять отрицательным, то есть когда
говорится: «Отец есть от Себя, потому что Он не есть от другого».
Подобно этому, Божественная истина может быть названа «сход-
ством с основанием», поскольку Его бытие не отлично от его ин-
теллекта.

1 Августин. Об истинной религии. Гл. 36.

2 S. th., I, q. 16, а. 1. См. выше стр. 162.


3. Относительно третьего следует сказать, что не-сущее и ли-
шенность не имеют истины сами по себе, но только в интеллекту-
альном постижении. Но всякое интеллектуальное постижение —
от Бога. Поэтому вся истина, которая есть в том, что я говорю:
«то, что некто прелюбодей — истинно» — всецело от Бога. Но ес-
ли из этого делается вывод: «следовательно, причина, по которой
этот человек прелюбодействует, — Бог», происходит ошибка ак-
цидента'.

6. Существует ли только одна истина, согласно который все
истинно?

Относительно шестого вопроса следует рассмотреть такое поло-
жение: считается, что есть только одна истина, согласно которой
все истинно. Ведь, согласно Августину2, кроме Бога нет ничего пре-
вышающего человеческий ум (mens). Но истина больше, чем ум че-
ловека, иначе ум судил бы об истине; в то время как он судит обо
всем согласно истине, а не согласно себе самому. Поэтому только
Бог есть истина. Следовательно, нет никакой другой истины, кро-
ме Бога.

2. Кроме того, Ансельм говорит в книге «Об истине»3, что как
время относится к временным [вещам], так и истина относится
к истинным вещам. Но есть только одно время для всех временных
[вещей]. Следовательно, есть истина4, в соответствии с которой все
[вещи] суть истинны.

Но этому противоречит то, что говорится в Псалме: истины раз-
дроблены среди сынов человеческих (Пс. 11,2).

Отвечаю: следует сказать, что в одном смысле истина, посредст-
вом которой все вещи истинны, — одна, но в другом смысле — нет.
Для того чтобы сделать это ясным, следует знать, что когда что-ли-
бо сказывается о многих [вещах] унивокально, то оно находится
в каждой из них согласно собственному основанию (ratio); напри-
мер, «животное» [находится] в каждом виде животного. Но когда
что-либо сказывается о многих [вещах] по аналогии, то оно нахо-
дится согласно собственному основанию только в одной из них,
от которого именуются остальные. Так, например, «здоровое» гово-
рится о живом существе, о моче и о лекарстве, но здоровье есть
только в живом существе; однако от здоровья живого существа и ле-
карство именуется «здоровым», поскольку оно воздействует (est ef-
fectiva) на его здоровье, и моча [именуется «здоровой»], поскольку
она указывает на его здоровье. И хотя «здоровья» нет ни в лекарстве,

' Название логической ошибки, когда случайный признак отождествляет-
ся с существенным признаком.

2 De Trinitate. XV, l.

3 Ансельм Кентерберийский. Об истине. Гл. 13. — Фома резюмирует целый
пассаж.

1 В оригинале «нет истины«— очевидная опечатка.


 

 

 


 


ни в моче, все же в них имеется нечто, посредством чего одно сотво-
ряет здоровье, а другое — указывает на него. Но, уже сказано1, что
истина первично есть в интеллекте и вторичным образом в вещах,
согласно тому, что они относятся к Божественному интеллекту.
Следовательно, если мы говорим об истине, поскольку она сущест-
вует (existit) в интеллекте, согласно надлежащему основанию, то во
многих сотворенных интеллектах суть многие истины; и даже в од-
ном и том же интеллекте [суть многие истины], согласно множест-
венности познанного. Поэтому глосса на упомянутый Псалом2: Ис-
тины раздроблены среди сынов человеческих
поясняет, что как много
подобий отражено от одного лица человека в зеркале, так много истин
отражено от одной божественной истины. Но если же мы говорим об
истине, согласно тому, что она есть в вещах, то все они суть истинны
благодаря одной первичной истине, с которой каждая из них уподоб-
ляется согласно своей сущности (entitas). И таким образом, хотя сущ-
ностей (essentia) или форм вещей — множество, все же одна истина
Божественного интеллекта, сообразно с который все вещи именуют-
ся «истинными».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.