Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос XVII, о ложности, разделенный на четыре статьи




Далее ставится вопрос о ложности, и относительно этого ста-
вятся четыре вопроса:

1. Есть ли ложность в вещах?

2. Есть ли [ложность] в чувстве?

3. Есть ли [ложность] в интеллекте?

4. О контрарности истинного и ложного.

1. Есть ли ложность в вещах?

1. Относительно первого рассмотрим следующее положение:
считается, что в вещах ложности нет. Ведь говорит Августин во
второй книге «Монологов»1, что если истинное — то, что сущест-
вует, то из этого следует, что ложного нет нигде; но это противо-
речиво с любой точки зрения.

2. Кроме того, «ложь» говорится от «лгать»; но вещи не лгут;
поскольку, как говорит Августин в книге «Об истинной рели-
гии»2, ибо они не показывают ничего иного, кроме собственного
вида. Следовательно, ложное не находится в вещах.

3. Кроме того, об истинном в вещах говорят согласно их соотно-
шению с Божественным интеллектом, как сказано выше3. Но вся-
кая вещь, коль скоро она есть, подражает Богу. Следовательно, вся-
кая вещь истинна без ложности, и, таким образом, никакая вещь не
ложна.

Но этому противоречит то, что говорит Августин в книге «Об
истинной религии»*: всякое тело есть истинное тело и ложное

'Августин. Монологи. Гл. II, 8. Резюме целого пассажа.

2 Августин. Об истинной религии. Гл. 33.

3 S. th., I, q. 16. См. выше стр. 162.

' Августин. Об истинной религии. Гл. 34.


единство, поскольку оно подражает единству, не будучи единст-
вом. Но всякая вещь подражает Божественному единству, однако
ей его недостает. Следовательно, во всех вещах есть ложность.

Отвечаю: следует сказать, что, поскольку истинное и ложное про-
тивоположны, а противоположности относятся к тому же самому,
необходимо прежде искать ложность там, где изначально находится
истина, то есть в интеллекте. Ведь в вещах истина и ложность суть
только в их отношении к интеллекту. И так, как нечто называется
«просто» (simpliciter) на основании того, что подобает ему сущност-
ным образом, но «в некотором отношении» (secundum quid) называ-
ется на основании того, что подобает ему акцидентально, то вещь со
своей стороны может быть названа ложной просто, когда она отно-
сится к интеллекту, от которого зависит и с которым соотносится
сущностным образом, но относительно направленности к другому
интеллекту, с которым она соотносится акцидентальным образом,
она может быть названа ложной только в некотором отношении.
Но естественные вещи зависят от Божественного интеллекта так,
как искусственные вещи от человеческого. Следовательно, об искус-
ственных вещах просто и сущностным образом говорится, что они —
ложны, если они утрачивают форму, [приданную им] искусством;
поэтому говорят, что некий мастер производит ложное творение, ес-
ли ему недостает от действия искусства (operatione artis).

Таким образом, в вещах, зависящих от Бога, нельзя обнаружить
ложность в их соотношении с Божественным интеллектом; по-
скольку все, что бы то ни оказывалось в вещах, происходит от уста-
новления Божественного интеллекта, за исключением, возможно,
только [действия] тех, кто действует по своей воле, во власти кото-
рых отклониться от установления Божественного интеллекта, в чем
и состоит зло провинности; согласно этому сами грехи называют-
ся в Писании неправдами и ложью, по такому Псалму: почему вы
любите суету и ищете лжи? (Пс. 4,3); так же как, напротив, добро-
детельное деяние названо «истиной жизни», поскольку оно подчи-
няется установлению Божественного интеллекта, так, например,
говорится у Иоанна1: поступающий по правде идет к свету.

Но по отношению к нашему интеллекту, с которым естествен-
ные вещи соотносятся акцидентально, они могут быть названы
ложными (но не просто, а в некотором отношении), двояко. Во-
первых — на основании обозначения (rationem significati), как, на-
пример, говорится, что ложно в вещах то, что обозначается или
представляется речью или интеллектом, которые ложны. В соот-
ветствии с этим способом о любой вещи можно сказать, что она
ложна в отношении того, что ей не присуще; как если бы мы ска-
зали, что диаметр — ложное соизмеримое, как говорит Философ

' Этот стих имеет продолжение: «А поступающий по правде идет к свету,
дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 21).


 

 

 


 


в пятой [книге] «Метафизики»1. И так же говорит Августин во
второй книге «Монологов»2: истинный трагик — ложный Гектор;
так же как, напротив, что-нибудь может быть названо истинным
в отношении того, что ему соответствует. Во-вторых, [вещь может
быть названа ложной] по модусу причины (per modum causae) — и,
таким образом, говорится, что та вещь ложна, которая по приро-
де способна производить ложное мнение. И поскольку нам присуще
судить о вещах по внешним проявлениям, так как наше знание воз-
никает из чувства, которое первично и сущностным образом имеет
дело с внешними проявлениями, поэтому о том, что во внешних
проявлениях имеет подобие других вещей, говорится, что оно —
ложно относительно тех вещей; например, желчь есть ложный мед;
и олово — ложное серебро. Относительно этого Августин говорит
во второй книге «Монологов»3, что ложными мы называем те ве-
щи, которые принимаем за истиноподобные, и Философ говорит
в «Метафизике»4: «ложным» называется то, что по природе склон-
но казаться не таким, каково оно есть, или тем, что оно не есть.
И таким же образом о человеке говорят «фальшивый», поскольку
он восхищается ложными мнениями или речами, а не потому, что
он может измышлять их; иначе в этом смысле мудрые и ученые
люди назывались бы «фальшивыми», как сказано в третьей «Ме-
тафизике»5.

1. Относительно первого следует сказать, что вещь, соотносящу-
юся с интеллектом, называют истинной относительно того, что она
есть; и ложной относительно того, что она не есть. Поэтому истин-
ный трагик — ложный Гектор, как сказано во второй книге «Моно-
логов»6. Таким образом, подобно тому как в том, что есть, находит-
ся некоторое не-бытие, так в том, что есть, находится и некоторый
смысл ложности.

2. Относительно второго следует сказать, что вещи обманыва-
ют не по их сущности, но акцидентально. Ведь они предоставля-


ют случай для лжи потому, что они представляют подобие того,
существованием чего они не обладают.

3. Относительно третьего следует сказать, что о вещах говорится,
что они — ложны не в соотношении с Божественным интеллектом,
потому что это означало бы, что они просто ложны, но в соотноше-
нии с нашем интеллектом, а значит, они ложны лишь в некотором
отношении.

4. Относительно четвертого [аргумента], поскольку он выстав-
ляется как противоположный, следует сказать, что подобие или не-
подходящее представление вводит смысл ложности, только если
предоставляет случай для ложного мнения. Следовательно, не обо
всем, что есть подобие, говорится, что это — ложные вещи; но толь-
ко когда есть такое подобие, что ему по природе присуще произво-
дить ложное мнение, и не в любом [случае], но в большинстве.

2. Есть ли ложность в чувстве?

1. Относительно второго следует рассмотреть следующее поло-
жение: считается, что в чувстве ложности нет. Ведь говорит Авгус-
тин в книге «Об истинной религии»1: если все телесные чувства сви-
детельствуют так, как они ощущают, то я не знаю, чего же больше
мы можем требовать от них. Таким образом, кажется что, мы не об-
манываемся чувствами, и, следовательно, ложности в чувстве нет.

2. Кроме того, Философ говорит в четвертой [книге] «Мета-
физики»2, что ложность надлежаща не чувству, а воображению3.

3. Кроме того, в не-сложном нет ни истинного, ни ложного, но
только в сложном. Но соединение и отделение не принадлежит чув-
ству. Следовательно, в чувстве нет ложности.

Но этому противоречит то, что говорит Августин во второй кни-
ге «Монологов»"1: очевидно, что мы обманываемся во всех чувствах,
обольщаясь сходством.

Отвечаю: следует сказать, что ложность следует разыскивать
в чувстве только там, где в нем есть истина. Но истина находится


1 Аристотель. Метафизика. 1024 b 19. С. 177: «„Ложное" означает то, что
ложен предмет, и это потому, что разное на деле не связано между собой или
не может быть объединено (например, когда говорят, что диагональ соизме-
рима)».

2 Августин. Монологи. Гл. II, 10.

3 Там же. Гл. II, 6.

4 Аристотель. Метафизика, 1024Ь21: «...ложно также то, что, хотя и суще-
ствует, однако по природе таково, что кажется или не таким, каково оно есть,
или тем, что оно не есть; например, теневой рисунок или сновидения: ведь
они что-то есть, но не то, представление о чем они вызывают».

J Там же. 1025а 2: «Поэтому вводит в заблуждение и рассуждение в „Гип-
пии" относительно того, что один и тот же человек лжив и правдив. Оно счи-
тает лживым того, кто может лгать (а таков человек знающий и рассудитель-
ный)...» (Имеется в виду диалог «Гиппий Меньший», приписываемый
Платону).

6 Августин. Монологи. Гл. II, 10.


1 Августин. Об истинной религии. Гл. 33..

2 Аристотель. Метафизика lOlOb 2: «Что касается истины, то, полагая,
что не все представляемое истинно, прежде всего скажем, что восприятие то-
го, что свойственно воспринимать тому или иному отдельному человеку, ко-
нечно, не обманчиво, но представление не то же самое, что восприятие».

3 Фома употребляет слово «воображение» в значении, сильно отличаю-
щемся от нашего и которое восходит к концепции воображения Аристотеля.
Согласно Фоме, чувственность — это пассивная способность, воспринимаю-
щая «виды» или «формы» воспринимаемых вещей. «Воображение» или «фан-
тазия» накапливает эти образы, служит своего рода «сокровищницей форм»
(tesaurus formarum) (о месте воображения в структуре способностей см.: Ma-
honey, E. P.
Sense, Intellect and Imagination, in Albert, Thomas and Siger // The
Cambridge History of Later Medieval Philosophy (Editors N. Kretzmann, A. Ken-
ny, J. Pinborg). Cambridge, 1989. P. 605-611).

1 Августин. Монологи. Гл. II, 6.


 

 

 


 


в чувстве не так, чтобы чувство познавало истину, но поскольку от
чувственно воспринимаемого оно получает истинное восприятие,
как сказано выше1, и это случается благодаря тому, что чувство вос-
принимает вещи такими, каковы они суть. Поэтому случается, что
ложность есть в чувстве из-за того, что оно воспринимает вещи или
судит о них иначе, чем они суть.

Но вещь относится к познанию, поскольку в чувстве есть подо-
бия вещей; а подобие некоей вещи есть в чувствах трояко. Во-пер-
вых, первично и сущностным образом — так в зрении есть подобие
цветов и другого собственного чувственно воспринимаемого. Во-
вторых, сущностным образом, но не первично — так в зрении есть
подобие формы, величины и другого чувственно воспринимаемого,
общего [для всех чувств]. В-третьих, не первично и не сущностным
образом, но акцидентально; так, в зрении есть подобие человека,
но не поскольку он есть человек, а поскольку иметь такой цвет слу-
чается человеку (huic colorato accidit esse hominem).

Таким образом, чувство не имеет никакого ложного знания
относительно свойственного ему чувственно воспринимаемого,
кроме как акцидентально и в немногих [случаях], тогда, когда из-
за расстроенности (indispositio) органа оно получает ощущаемую
форму неверно; так же, как другое пассивно [воспринимающее]
из-за его расстроенности получает неверно впечатления от актив-
но [воздействующего]. И так, например, случается, что больным,
по причине нездорового языка, приятное кажется горьким. Но от-
носительно чувственно воспринимаемого, общего [чувствам],
и акцидентального, даже в правильно расположенном чувстве мо-
жет быть ложное суждение, потому что чувство относится к ним
не прямо, но акцидентально или как последствие того, что оно об-
ращено к [чему-то] другому.

1. Относительно первого следует сказать, что аффицирование
чувства есть его самовосприятие. Поэтому из того, что чувства воз-
вещают, что они аффицированы, следует, что мы не обманываемся
в суждении, в соответствии с которым мы судим, что мы нечто чув-
ствуем. Но из-за того, что чувство аффицируется иначе, чем вещь
есть [на самом деле], следует, что оно порой возвещает нам о вещи
иначе, чем та есть; и таким образом мы обмануты чувством относи-
тельно вещи, но не относительно самого ощущения.

2. Относительно второго следует сказать, что о ложности го-
ворится, что она не свойственна чувству, так как чувство не обма-
нывается относительного собственного объекта. Поэтому в другом
переводе более ясно говорится, что чувство свойственного ему чув-
ственно воспринимаемого [никогда] не ложно. Ложность приписа-
на воображению, поскольку оно представляет подобие вещи даже в
ее отсутствие. Поэтому когда кто-либо обращается к подобию вещи,

' S. th., I, q. 16, а. 2. См. выше стр. 165.


как будто бы к самой вещи, то из такого восприятия следует лож-
ность. И по этой причине Философ говорит в пятой [книге] «Мета-
физики»1, что о тенях, картинах и снах говорится, что они ложны,
поскольку они обладают подобиями вещей, которые не существуют
в наличии (поп subsunt).

3. Относительно третьего следует сказать, что из этого рас-
суждения следует, что ложность не находится в чувстве, посколь-
ку оно не знает истинного и ложного.

3. Есть ли ложность в интеллекте?

1. Относительно третьего следует рассмотреть такое положе-
ние: считается, что ложности нет в интеллекте. Ведь говорит Авгу-
стин в 32-м вопросе из «83-х различных вопросов»2: каждый, кто
обманывается, не понимает того, в чем он обманывается. Но о лож-
ности говорится, что она есть в любом познании потому, что мы
обмануты ею. Следовательно, ложности в интеллекте нет.

2. Кроме того, Философ говорит в третьей книге «О душе»3,
что интеллект всегда правилен. Следовательно, ложности в ин-
теллекте нет.

Но этому противоречит сказанное в третьей книге «О душе»4,
что там, где есть соединение понятий (intellectus), есть истинное
и ложное. Но соединение понятий происходит в интеллекте. Сле-
довательно, истинное и ложное суть в интеллекте.

Отвечаю: следует сказать, что подобно тому как вещь имеет
бытие благодаря свойственной ей форме, так и познающая спо-
собность имеет познание благодаря подобию познанной вещи.
Поэтому подобно тому как естественная вещь не утрачивает от
бытия, которое принадлежит ей по ее форме, но может утратить
от что-либо акцидентального или дополнительного (consequen-
tio), например, человек — от того, что ему надлежит обладать дву-
мя ногами, но не от того, что ему надлежит быть человеком; так
и способность знания не потерпит неудачу в познании вещи, по-
добие которой оно получило, но может потерпеть неудачу в отно-
шении чего-то дополнительного к ней или акцидентального в ней.
Таким образом, как уже сказано5, зрение обманывается не в отноше-
нии свойственного ему чувственно воспринимаемого, но относи-
тельно чувственно воспринимаемого, общего [всем чувствам], кото-
рое относится к нему добавочно или относительно ощущаемого

1 Аристотель. Метафизика. 1024Ь 23.

2Augustinus. De diversis quaestionibus. LXXXIII.

'Аристотель. О душе. 433а 26: «Ум всегда правилен, стремление же и во-
ображение то правильны, то неправильны».

1 Там же. 430а 27: «Мышление о неделимом относится к той области, где
нет ложного. А ложность и истина встречаются там, где уже имеется сочета-
ние мыслей (noemata) составляющих как бы одно...».

5 S. th., I, q. 16, а. 2. См. выше стр. 165.


 

 

 


 


акцидентально. Но как прямо информировано чувство — благода-
ря подобию свойственного ему чувственно воспринимаемому, так
и интеллект — благодаря подобию чтойности (quidditas) вещи.
Поэтому как интеллект не обманывается относительно «того, что
есть», так и чувство относительно свойственного ему чувственно
воспринимаемого. Но в соединении и отделении он может обма-
нуться, когда он приписывает вещи, чтойность которой он пости-
гает, то, что не согласуется с ней или противоположно ей. Как ин-
теллект относится к суждению о такого рода [вещах], так
и чувство относительно суждения о чувственно воспринимаемом,
общем [нескольким чувствам] или акцидентальном.

Однако наблюдалось и такое различие, о котором прежде бы-
ло сказано относительно истины1, — что ложность может сущест-
вовать в интеллекте не только потому, что познание, [осуществ-
ляемое] интеллектом, ложно, но потому, что он сознает ложь,
подобно тому как и истину; в чувстве же ложность не осознается,
как сказано выше2.

Но поскольку ложность интеллекта по существу есть только от-
носительно соединения, [осуществляемого] интеллектом, акциден-
тально может быть ложность и в том действии интеллекта, посред-
ством которого он познает «то, что есть» — поскольку к нему
прибавляется соединение, [осуществляемое] интеллектом. Это мо-
жет осуществиться двояко. Во-первых, согласно тому, что интеллект
приписывает определение одного другому; например, определение
круга он приписывает человеку. Поэтому определение одной вещи
ложно для другой. Во-вторых, согласно тому, что интеллект соеди-
няет друг с другом части определения, которые не могут сочетаться.
В этом случае определение не только ложно по отношению к некоей
вещи, но и ложно само по себе. Если, например, составить такое оп-
ределение: «разумное четвероногое животное», то интеллект, так
определяющий, ложен, поскольку он ложен в формировании такого
сочетания: «некоторое разумное животное — четвероного». По этой
причине при познании простых чтойностей интеллект не может
быть ложен; он или истинен, или совсем ничего не понимает.

1. Относительно первого следует сказать, что поскольку чтой-
ность вещи — это собственный объект интеллекта, относительно
которого мы в собственном смысле говорим, что мы нечто познаем,
когда сводим его к «тому, что есть», и так мы судим о нем; напри-
мер, так случается при указаниях (demonstratio), в которых нет ни-
какой ложности. В этом смысле следует понимать [вышеприведен-
ные] слова Августина, что «всякий, кто обманывается, не понимает
того, в чем он обманывается», а не так, что никто не обманывается
ни в каком действии интеллекта.

1 См. выше с. 165.

2 См. выше с. 165.


2. Относительно второго следует сказать, что интеллект все-
гда правилен, когда он обладает первыми основаниями, относи-
тельно которых он не обманывается по той же самой причине,
по которой он не обманывается относительно «того, что есть».
Ведь самоочевидные основания суть те, которые тотчас познают-
ся, как только поняты термины1, из-за того, что предикат полага-
ется в определении субъекта.

4. Контрарны ли истинное и ложное!

1. Относительно четвертого следует рассмотреть такое положе-
ние: кажется, что истинное и ложное не контрарны. Ведь истинное
и ложное противоположны как сущее и не-сущее, так как истинное
есть то, что есть, как говорит Августин2. Но сущее и не-сущее не
противоположны контрарно. Следовательно, истинное и ложное не
контрарны.

2. Кроме того, одно из контрарных не находится в другом. Но
ложное есть в истинном, поскольку, как говорит Августин в книге
«Монологов», трагик не был бы ложным Гектором, если бы не был
истинным трагиком3. Следовательно, истинное и ложное не кон-
трарны.

3. Кроме того, в Боге нет какой-либо контрарности, ведь ничто
не контрарно Божественной субстанции, как говорит Августин
(двенадцатая [книга] «О Граде Божием»)4. Но Богу противополож-
на ложность, ведь в Писании идол называется ложным (Иер. 8, 5);
согласно глоссе, «они держатся ложного», то есть идолов. Следова-
тельно, истинное и ложное не контрарны.

Но против то, что говорит Философ, во второй [книге] «Об истол-
ковании», ведь он полагает ложное мнение контрарным истинному.

Отвечаю: следует сказать, что истинное и ложное противопо-
ложны как контрарные, а не как утверждение и отрицание, как не-
которые говорили. Для ясности этого следует знать, что отрицание
и не полагает нечто, и не определяет себе некоторого субъекта.
И поэтому можно сказать это о сущем и не-сущем, как, например,
«не сидящий», «не видящий». Лишенность же не полагает нечто,
но определяет себе субъект. Ведь отрицание существует в субъекте,
как говорится в четвертой [книге] «Метафизике»5, так «слепой»

1 В схоластической традиции слово «термин» (terminus) применяется для
обозначений частей высказывания — субъекта и предиката, хотя в более ши-
роком смысле терминами называют и любой элемент предложения (см.
об этом: Spade D.V. The Semantics of Terms // The Cambridge History of Later
Medieval Philosophy. Cambridge, 1989). Под «самоочевидными основаниями»
в данном случае имеются в виду «тавтологические истины» вроде: «целое
больше любой его части».

2 Августин. Монологи. Гл. II, 5.

3 Там же.

' О Граде Божием. Кн. 12, гл. 2. Т. 2. М., 1994. С. 236-237

5 Аристотель. Метафизика 1004а 10.


говорится о том, кому по природе надлежит видеть. Контрарное
же и полагает нечто, и определяет субъект, ведь черное есть некий
вид цвета. Ложность же полагает нечто. Ведь есть ложное, как го-
ворит Философ в четвертой [книге] «Метафизики»', из того, что
сказывается или кажется нечто сущее не-сущим, или не-сущее —
сущим. И как истинное полагает соответствующее восприятие ве-
щи, так ложное — не соответствующее восприятие вещи. Поэтому
ясно, что истинное и ложное — контрарны.

1. Таким образом, относительно первого следует сказать: то, что
есть в вещах, есть истина вещи, но то, что есть так, как оно схваче-
но, есть истина интеллекта, в котором истина существует первич-
ным образом. Поэтому и ложное есть то, что не есть так, как оно
схвачено. Схватывание же сущего и не сущего не контрарны, как
доказывает Философ во второй [книге] «Об истолковании»2, — что
такое мнение, «благое есть благое», контрарно [мнению, что] «бла-
гое не есть благое».

2. Относительно второго следует сказать, что ложное основыва-
ется в контрарном ему истинном, но не так, как злое в контрарном
ему благом, а как в том, что является его субъектом. И это поэтому
случается и в том и в другом, поскольку истинное и благое суть об-
щие [=трансценденталии] и обращаются с сущим, поэтому как вся-
кая лишенность основывается в субъекте, который есть сущее, так
всякое злое основывается в некотором благом, и всякое ложное —
в некотором истинном.

'Там же. 1011Ь26. 2 Аристотель. Об истолковании. 25Ь 33.

3. Относительно третьего следует сказать: поскольку контрарное
и противоположное относительно того же самого по природе появ-
ляется привативным образом, поэтому не существует чего-либо кон-
трарного относительно Бога, рассматриваемого самого по себе, и не
относительно понятия Его благости, и не относительно понятия Его
истинности, поскольку в Его интеллекте не может быть какой-либо
ложности. Но в нашем схватывании Он имеет нечто контрарное,
ведь истинному мнению о Нем контрарно ложное мнение. И так
ложные идолы зовутся противоположными Божественной истине,
коль скоро ложное мнение об идолах контрарно истинному мнению
о единстве Бога.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.