Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Так и соответственно способности познания 6 страница




1 Подробнее Бонавентура рассматривает этот вопрос в своих комментари-
ях на первую книгу «Сентенций» Петра Ломбардского (см.: Opera omnia. V. 1.
P. 17, 36-37).

2 Употребляемые Бонавентурой слова имеют греческое происхождение,
и он дает их этимологию: монастика — от монос (один), экономика — от
ойкос (дом), политика — от полис (город-государство) или поллои (множе-
ство).


 

 

 


 


Бернард — проповеди, Рихард — созерцания, Гуго знаменит во всех
трех искусствах1.

6. Из сказанного ранее следует, что хотя исходящий свыше свет
по первой классификации состоит из четырех частей, однако име-
ется шесть его различных видов, а именно свет Священного Пи-
сания, свет чувственного познания, свет технических умений, свет
философии рациональной, свет натуральной философии и свет мо-
ральной философии. В нашей бренной жизни мы располагаем эти-
ми шестью озарениями, но настанет вечер, когда всякое знание уп-
разднится2, и за ним придет седьмой день покоя, день невечерний,
то есть озарение славы.

7. Из этого следует, что можно свести шесть этих озарений к ше-
стерке оформленностей, или озарений, определяющих пределы
тварного мира: такое познание Священного Писания соответствует
первой оформленности, то есть оформленности света, и так далее по
порядку. А так как все светы ведут происхождение от одного света, то
и все эти познания упорядочиваются через познание Священно-
го Писания, им завершаются, в нем совершенствуются и через его

1 Приведенный Бонавентурой список ученых-теологов отражает в первую
очередь повлиявшие на его творчество авторитеты. Августина он считал са-
мым великим из отцов церкви и первым авторитетом после Священного Писа-
ния, недаром Бонавентура считается крупнейшим августинианцем своего века.
Упоминаемый им Григорий — папа Григорий Великий (590-604; род. ок. 540).
Сочинения неизвестного автора начала VI в., писавшего под именем Дионисия
Ареопагита, с комментариями Иоанна Скифопольского и Максима Исповед-
ника (VII в.) были известны Бонавентуре в переводах Хилдуина (832), Иоан-
на Скота Эриугены (867), Иоанна Сарацина (1167), Роберта Гроссетеста
(1235) и в греческом оригинале. Влияние на Бонавентуру Ансельма Кентербе-
рийского особенно велико в понимании «необходимых оснований» и онтоло-
гического доказательства бытия Божьего. Бернард Клервоский привлекал Бо-
навентуру сочетанием в проповедях глубокой духовности с изящностью
изложения. Он искал у Бернарда оправдания возвращения к евангельскому со-
вершенству, предпринятому францисканцами. Что же до творчества Гуго и Ри-
харда из Сен-Викторского аббатства, то с ними мысль Бонавентуры была свя-
зана прямым преемством, через Александра Гельского. В проповеди на
Богоявление Бонавентура, толкуя притчу о потерянной драхме (Лк. 15, 8-10),
замечает, что женщина означает здесь разумную душу, имеющую десять драхм,
т. е. девять частей философской науки и десятую драхму божественной прему-
дрости, т. е. теологии. Три философские науки, называемые натуральными,
подразделяются на физику, метафизику и математику: науки разумные, или
высказывания, подразделяются на грамматику, логику и риторику: мораль под-
разделяется на хозяйственную, индивидуальную и политическую, из которых
все по сравнению с верой ничтожны (dimittendae), и спрашивается десятая
драхма, т. е. теология, или премудрость Христова, которая ныне повсеместно
обесчещена изменчивым любопытством философской науки (Т. IX, 159 Ь).
На основании этой проповеди, произнесенной в Парижском университете, уче-
ные и датируют трактат «О возвращении наук к теологии» временем до 1257 г.

2 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и язы-
ки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).


посредство направляются к вечному озарению. Следовательно, все
наше познание должно завершаться познанием Священного Писа-
ния и насколько возможно, в апагогическом смысле, через который
озарение возвращается к Богу: ведь в нем оно имело начало. И тут
завершается круг, завершается шестерка и тем самым реализуется
ее назначение.

8. Далее мы увидим, как прочие озарения познания сводятся
к свету Священного Писания. Сначала мы увидим это в озарении
чувственного познания, полностью обращенного на познание с помо-
щью чувств, в котором рассматривается следующая триада: познава-
тельная среда, познавательная практика и наслаждение от познания.
Если мы рассмотрим познавательную среду, то откроется нам Слово,
вечно рождающееся и от века воплощенное. Ибо ничто чувственное
не побуждает познавательную способность иначе как через посредст-
во подобия, исходящего от объекта, как ребенок от родителя; и это не-
обходимо для всякого чувства на уровне видов, реальных предметов
и их образцов (идей). Однако это подобие не достигает завершения
в чувственном акте, если не соединяется с органом чувства и со спо-
собностью: а когда соединяется, получается новое восприятие, и че-
рез это восприятие осуществляется познание объекта посредством
этого подобия. И хотя объект не всегда чувственно воспринимается,
он тем не менее всегда порождает подобие, составляющее часть его
целостности. Таким же образом можно познать постигаемый внут-
ренним чувством нашего ума высший Ум, который вечно эманирует
подобие, образ и Сына; и впоследствии, когда «пришла полнота вре-
мени» (Гал. 4, 4), осуществляется соединение ума и плоти, которое
получает форму человека, чего прежде никогда не было. И через выс-
ший Ум все наши умы возвращаются к Богу, ибо через веру находим
мы в нашем сердце подобие Отца.

9. Если теперь мы рассмотрим практику чувств, то постигнем
в ней порядок жизни. Ведь всякое чувство совершенствуется на со-
ответствующем ему объекте, избегая того, что вредно, и не воспри-
нимая чуждого. Таким образом, сердечное чувство живет упорядо-
чение, пока упражняет себя тем, что борется с беспечностью, пока
избегает того, что ему вредно, то есть плотских вожделений, и по-
ка не воспринимает чуждого себе, противостоя гордыне. Ибо вся-
кая неупорядоченность происходит либо от беспечности, либо от
плотских вожделений, либо от гордыни'. Ведь упорядоченно живет

1 Сближение гордыни и плотских вожделений у Бонавентуры проводится
в соответствии с Первым соборным посланием апостола Иоанна: «Ибо все, что
в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от
мира сего» (1 Ин. 2,16), но он модифицирует это в схему в соответствии с пла-
тоновским учением о трех частях (направленностях) души — разумной, страст-
ной и вожделеющей, вводя для соответствия первой части понятие беспечности
(negligentia), так что сердечные пороки группируются в триаду и становятся не-
обходимыми элементами исчерпывающей классификации.


 

 


 


тот, что живет в чистоте, умеренности и послушании, отвергает бес-
печность в делах, плотское вожделение в желаниях, гордыню в оцен-
ке своих достоинств.

10. Если же мы рассмотрим получение наслаждения, то обратим
внимание на единение Бога и души. Ведь каждое чувство жаждет
соединиться со своим объектом ощущения, обретает его с радостью
и вновь ищет без устали, ибо «не насытится око зрением, не напол-
нится ухо слушанием» (Еккл. 1, 8). Таким же образом и наше сер-
дечное чувство1, или чувство прекрасного, гармоничного, благо-
уханного, сладостного и мягкого, должно жаждать соединения,
с радостью обретать его, постоянно стремиться к повторению этого.
Вот каким образом в чувственном познании скрыто содержится Бо-
жественная мудрость, и сколь удивительным является созерца-
ние пятью духовными чувствами, наподобие созерцания телесными

чувствами2.

11. Таким же образом Божественная мудрость открывается в оза-
рении технических умений, направленных на производство изделий.
В них мы можем усмотреть эту триаду, а именно рождение и вопло-
щение Слова, жизненный порядок и союз Бога и души. Здесь мы
рассмотрим производство, результат и выгоду, или, иначе, искусство
обработки, качество произведенного изделия и полезность получен-
ного продукта.

12. Если мы рассмотрим производство, то увидим, что изде-
лие изготовляется мастером посредством существующего в его
уме подобия: мастер измышляет его прежде чем приступить
к производству, а затем производит так, как прежде расположил.
Лучшее, на что он способен, это придать предмету максимальное
сходство с подобием, которое он имеет в себе, и если будет делать

1 Здесь Бонавентура определянет «сердечное чувство» как «духовное вос-
приятие в созерцании самой истины» и указывает, что оно охватывает все сфе-
ры человеческого духа от внутреннего чувства до мистических прозрений. Ког-
да-то вместе с добродетелями, блаженством и другими подобными дарами
Святого Духа они составляли сверхъестественные дары Бога человеку, но
впоследствии были утрачены с первородным грехом, хотя их снова можно про-
будить в душе через уподобление Христу.

2 Тема пяти духовных чувств занимала средневековых мыслителей в связи
с вопросом о характере жизни на небесах. Августин в первый период своего
творчества придерживался последовательно спиритуалистического взгляда, от-
рицая учение апостола Павла о духовных телах, и писал о бестелесных душах,
обретавших в Боге удовольствие и покой. <...> В эпоху раннего средневековья
небеса представлялись в виде райского сада, позднее они ассоциировались с не-
бесным градом Иерусалимом, где роскошный готический собор в центре горо-
да, а улицы из золота и драгоценных камней, хотя среди образованного духовен-
ства указывали, что «эти вещи часто описываются некоторыми учителями,
с тем, чтобы простаки смогли через видимое прийти к пониманию невидимого»
(Оттон Фрейзингентский [1112-1158] Два града; 492.8:25). Спиритуалистиче-
ской точки зрения придерживался Фома Аквинский. В «Сумме теологии» он
рассуждал о трех способах видеть сверхприродные реальности.<...>


[это] со знанием и любовью, то осуществит задуманное'. И узна-
ет свое изделие мастер посредством подобия, которым руководст-
вовался при его создании, а если помутится его познавательная
способность так, что он не сможет подняться над собой, необходи-
мо сразу, как только мастер это поймет, низвести используемый
образ до уровня той природы, которую он может уловить и по-
знать.

Таким образом, понятно, что никакое творение не может про-
изойти от высшего Мастера иначе, чем через посредство вечного
Слова, которым все устраивается3 и через которое производятся не
только творения, имеющие характер следа3, но и те, что обладают
характером образа, ибо они могут быть подобными ему через по-
знание и любовь. И когда грех затуманил око созерцания разумной
твари, для Слова вечного и невидимого стало самым подходящим
предстать видимым и облечься в тело, чтобы отвести нас к Отцу.
Ибо сказано у Иоанна: «Никто не приходит к Отцу, как только че-
рез Меня» (Ин. 14, 6), и у Матфея: «Отца не знает никто, кроме
Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11,27). А также говорится:
«Слово стало плотию» (Ин. 1,14). Поэтому, рассматривая озарение
технических умений в процессе производства изделий, мы узрим
там Слово рожденное и воплощенное, то есть Божественное и чело-
веческое, и всю совокупность веры.

13. Если теперь мы рассмотрим полученный результат, то уз-
рим порядок жизни. Ведь всякий мастер намеревается произвести
творение красивое, нужное и долговечное: и то произведение явля-
ется стоящим и приемлемым, которое соответствует этим трем
условиям. Соответственно этим трем условиям в жизненном по-
рядке с необходимостью открывается триада познания, желания
и действия настойчивого и неизменного. Знание придает творению
красоту, желание — полезность, настойчивость — долговечность.
Первое пребывает в разумной части души, второе — в вожделею-
щей, третье — в страстной.

14. Если рассмотрим результат, то обнаружим единение Бога
и души. Ведь всякий мастер, изготовивший какое-либо изделие,
делал его, чтобы либо прославиться, либо получить себе какую-

' В средние века под латинским словом ars (искусство) чаще всего понима-
ли систему познания, относящуюся к определенной области человеческой дея-
тельности. <...> Однако в этом параграфе Бонавентура имеет в виду другой
смысл слова — «модель», или образец, по которому мастер создает изделие. <...>

2 «Вечным словом порождается, им все творится и устраивается». Здесь Бо-
навентура цитирует комментарий Петра Ломбардского на 62 Псалом.

3 Выражая себя в творениях, Бог, согласно Бонавентуре, является в них ли-
бо как след (подобно следу ноги на влажной земле), либо как образ или подо-
бие образа, т. е. в более явном виде. Божьи следы — это его проявления в нера-
зумных тварях, и только его образы наделены разумом и любовью: оттого в ходе
богопознания душа постепенно переходит от следа к Божьему подобию.


 

 

 


 


нибудь выгоду или прибыль, либо какое-нибудь удовольствие,
в соответствии с триадой желаемого, то есть доброй славы, наибо-
лее выгодного и доставляющего особое удовольствие. Именно для
этой триады Бог создал рациональную душу, чтобы она хвалила
его, служила ему и находила в нем удовольствие и успокоение;
и все это через любовь, «в которой кто пребывает, пребывает в Бо-
ге и Бог в нем» (1 Ин. 3, 24); и это чудесное единение порождает
чудесное удовольствие, ибо сказано в притчах: «Радость моя была
с сынами человеческими» (Притч. 8,31). Вот таким образом озаре-
ние технических умений является путем к озарению Священным
Писанием, и в нем нет ничего, что не предрекало бы истинную му-
дрость. И поэтому в Священном Писании часто употребляются та-
кие же подобия.

15. Далее мы отыщем то же самое в озарении рациональной фи-
лософии, основное внимание которой обращено на высказывание.
В нем, согласно тройственному рассмотрению самого высказыва-
ния, мы видим такую триаду: акт произнесения, само произносимое
и слушающий его, то есть произносимое с точки зрения его цели.

16. Если мы рассмотрим высказывание по отношению к гово-
рящему, то увидим, что каждое высказывание обозначает умствен-
ное понятие1, и такое умственное понятие есть слово ума и его ре-
бенок, что известно всякому, кто об этом задумывался. Но для
того чтобы стать известным слушающему, оно принимает форму
слова, и посредством этого принятия умопостигаемое слово стано-
вится чувственно воспринимаемым и, услышанное извне, воспри-
нимается сердечным ухом слушающего, но, однако, не покидает
ума того, кто его произносит. Следуя таким путем, мы увидим от-
носительно вечного Слова, что Отец вечно мыслит его, тем самым
порождая, согласно восьмой Притче: «Я родилась, когда еще не су-
ществовали бездны» (Притч. 8,24). Но для того чтобы человек по-
знал его своими чувствами, оно облеклось в плотскую форму, и
«Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1,14), одновременно
пребывая в «недре Отчем» (Ин. 1, 18).

17. Если же мы рассмотрим само высказывание, то найдем в
нем порядок жизни. Ибо чтобы быть законченным, высказывание
должно обладать тремя качествами: соразмерностью, истинностью
и изяществом. В этом случае вся наша деятельность должна иметь
меру, красоту и порядок2, а в своих внешних проявлениях она
должна быть уравновешенной скромностью, прекрасной в чистоте

1 Ср.: «Итак, то, что в звукосочетаниях, — это знаки представлений в ду-
ше, а письмена — знаки того, что в звукосочетаниях» (Аристотель. Об истол-
ковании 16а, 3-4). Подобные суждения, впрочем, высказывали также Авгус-
тин, Иоанн Дамаскин и Гуго Сен-Викторский.

2 В трактате «О природе блага» Августин писал, что зло происходит от
разрушения указанных трех фундаментальных характеристик блага. Им-
пульс к интенсивному осмыслению этой темы придали Бонавентуре пп. 34


своих чувств, упорядоченной в помыслах и украшенной право-
той. Ибо тогда живут правильно и упорядоченно, когда наличест-
вуют правильные мысли, благородные чувства и скромность в де-
яниях.

18. Если теперь мы рассмотрим высказывание с точки зрения
его цели, то есть чтобы нечто выразить, чему-то научить, к чему-
то побудить, то увидим, что ничего нельзя выразить иначе, чем
через отнесение к виду, ничему нельзя научить без посредства
убеждающего озарения, побудить иначе как через добродетель;
и известно, что этого нельзя сделать, если вид, озарение и добро-
детель не связаны изнутри в душевном единстве: и поэтому Ав-
густин делает заключение, что только тот истинный ученый, кто
способен запечатлеть этот вид, вызвать озарение и внушить доб-
родетель сердцу слушающего. Поэтому и сказано: «Тот, кто на-
ставляет сердце, пребывая в нем, имеет престол на небесах»'.
Следовательно, как ничто не может быть познано в совершенном
выражении иначе как при посредстве добродетели, озарения
и вида, соединенных в душе, так и для того, чья душа совершен-
ствуется в познании Бога через внутреннюю беседу с ним, необ-
ходимо соединиться с Тем, «Кто есть сияние славы и образ ипо-
стаси Его и держит все словом силы Своей» (Евр. 1, 3). Из этого
понятно, сколь удивительно то созерцание, посредством которо-
го Августин во многих своих книгах ведет читателя к Божествен-
ной мудрости.

19. Следуя этому же методу, познакомимся с озарением в нату-
ральной философии, чье основное внимание обращено на формаль-
ные причины в материи, в душе и в Божественной премудрости.
Рассмотреть их можно трояким образом: со стороны соотношения
их расположения, оказываемого ими воздействия и способа их со-
единения, и сообразно трем этим аспектам открываются три выше-
указанные истины.

20. Если мы рассмотрим их со стороны соотношения их рас-
положения, то увидим в них Слово вечное и Слово воплощенное.
Причины умозрительные и абстрактные в некотором отношении
находятся между причинами развития и идеальными причинами.
Но причины развития не могут присутствовать в материи, не по-
рождая и не производя в ней форму; так же и умозрительные
причины не могут быть в душе, не порождая в уме слова, следо-
вательно, и идеальные причины не могут существовать в Боге,
не порождая, по аналогичному правилу, Слово от Отца: ведь это

и 35 из кн. 2 «Сентенций» Петра Ломбардского, в которых зло и грех определя-
лись как умаление и разрушение блага. Бонавентура использует эти термины,
чтобы провести аналогию между практическими правилами вывода и необхо-
димыми качествами рассуждения, что не часто встречается у представителей
схоластики.

' Августин. Рассуждение на Послание Иоанна к парфянам (PL T. 35. Col. 2004).


 

 

 


 


достоинство, если оно относится к творению, с гораздо большим
основанием может быть приписано Творцу. И именно это имел
в виду Августин, называя Сына Божьего идеей Отца'. И наоборот,
имеющееся в материи влечение ориентировано на умозрительные
причины, так что никоим образом не может быть совершенного рож-
дения, если рациональная душа не соединится с материей тела. Сле-
довательно, можно умозаключить по аналогии, что во вселенной не
может быть высшего и превосходнейшего совершенства, если при-
рода, в которой имеются причины развития, и природа, в которой
наличествуют умозрительные причины, и природа, содержащая иде-
альные причины, не соединятся в единое целое личности, что и про-
изошло при воплощении Сына Божьего. Итак, вся натуральная фи-
лософия через соотношение расположения [формальных причин]
проповедует Слово Божье рожденное и воплощенное, что оно явля-
ется альфой и омегой (Откр. 1,8), то есть рождено в начале и преж-
де всякого времени, воплощено же в конце времен.

21. Если же мы теперь рассмотрим эти причины с точки зре-
ния вызываемого ими воздействия, то исследуем порядок жизни,
так как рождение не может произойти в материи, которая сотво-
рена и подвержена тлению, в соответствии с причинами развития
иначе как благодаря свету наднебесных тел, не подверженных
рождению и тлению, то есть Солнца, Луны и звезд. Подобно это-
му душа не может сделаться живым творением, если не воспримет
от Солнца, то есть Христа, даров благодатного света и не обретет
поддержки от самой Луны, то есть Девы Марии, покровитель-
ства Матери Христа, а также если она не будет подражать приме-
рам других святых. Через сочетание этих влияний душа обретает
жизнь и совершенство. Поэтому порядок жизни уравновешивает-
ся в триаде.

22. Если теперь мы рассмотрим эти причины в отношении спо-
соба соединения, то поймем, каким образом осуществляется соеди-
нение души с Богом. Ведь телесная природа не может соединиться
с душой иначе как при посредстве влаги, духа2 и жара, триада кото-
рых приготовляет тело к обретению жизни через душу.

В соответствии с этим понятно, что Бог не дает жизнь и не со-
единяется с ней, если она не увлажнена слезами раскаяния и благо-

1 В трактате «О Троице» Августин пишет, что «идея (ars) такого всемогу-
щества и премудрости Божьей, живущая не изменяясь и полная всякого ра-
зумения» (De Trinitate. I, 6).

2 Развивая античное учение о световой природе душевного огня, средне-
вековые медики полагали, что по нервам человека циркулирует «весьма тон-
кое тело», «чувственный флюид», еще в картезианской системе он сохранил-
ся под названием «животного духа». Этот флюид играл в теле роль того, что
современные физиологи приписывают нервному импульсу. Бонавентура за-
имствовал это учение из книги Алкера из Клерво (XII в.) «О духе и душе»,
которую в то время считали произведением Августина.


честия, если не стала духовной, презрев все земное, если не согре-
та томлением по небесной родине и Самому Любимому. Вот каким
образом в натуральной философии сокрыта мудрость Божья.

23. Рассмотрев вышеперечисленные способы, поищем свет
Священного Писания в озарении моральной философии, посколь-
ку основное внимание ее направлено на справедливость, ибо обра-
щено на общую справедливость которая, как говорит Ансельм, есть
справедливость воления1. С другой стороны, справедливое имеет
тройственный характер, и благодаря этому три указанные истины
светят нам при рассмотрении справедливости. В одном смысле
справедливое определяется как то, чья середина не исключает
крайностей. Следовательно, если в Боге имеется высшая справед-
ливость как сама по себе, так и в качестве начала и цели всех вещей,
то необходимо, чтобы в Боге была личность, которая сама по себе
пребывает в срединном состоянии, подобно тому, как есть то, что
только производится, а между ними располагается то, что одновре-
менно является производителем и произведением. Необходимо
также внести нечто промежуточное в процесс восхождения и нис-
хождения вещей, однако промежуточным в восхождении с необхо-
димостью является то, что больше придерживается стороны произ-
водящего, а промежуточное в нисхождении — больше стороны
восстанавливающегося; следовательно, как вещь происходит от Бо-
га через Слово Божье, так для ее полного возвращения к Нему не-
обходимо, чтобы посредником между Богом и человеком(1 Тим. 2,
5) был не только Бог, но и человек, возвращающий людей к Богу.

24. В другом смысле справедливым называют то, что стремится
принять надлежащую форму. В соответствии с этим при рассмот-
рении справедливости обращает на себя внимание порядок жизни.
Ибо справедливо живет тот, кто руководствуется правилами Бо-
жественного закона. А это получается, когда воля человека усвоит
необходимые наставления, спасительные предостережения, совер-
шенные замыслы, чтобы познал человек, «что есть воля Божия,
благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). И тогда наличествует
справедливый порядок жизни, в котором не может быть никакого
отклонения.

25. В третьем смысле справедливым называют то, вершина че-
го обращена вверх, подобно тому, как человек имеет прямой рост.
И в соответствии с этим в рассмотрении справедливости выража-
ется соединение Бога и души. А поскольку Бог пребывает навер-
ху, необходимо, чтобы острие нашего ума было направлено ввысь.
Когда разумная часть души согласится с первой истиной рядом
с собой и выше всего прочего, когда страстная часть найдет опо-
ру в высшей щедрости, а вожделеющая станет приверженной до-

1 Ансельм Кентерберийский. Об истине. Т. 1. С. 225 наст изд. (Примеч.
ред.)



броте, тогда тот, кто таким образом привержен Богу, «есть один
дух с Господом» (1 Кор. 6, 17).

26. Итак, из этого явствует, сколь «многоразлична премудрость
Божия» (Еф. 3, 10), которая открыто передается в Священном Пи-
сании, сокрыто же во всяком познании и во всякой природе. Оче-
видно также, как всякое познание служит теологии и поэтому заим-
ствует примеры и пользуется словами, относящимися к познанию
всякого рода. Ясно также, сколь широка дорога озарений и каким
образом в каждой вещи, воспринимаемой чувствами или разумом,
скрыто в глубине пребывает сам Бог.

Он — плод всех наук, дабы во всех созидалась вера, «прослав-
лялся Бог» (1 Петр. 4, 11), воспитывались нравы, чтобы были вос-
приняты утешения, которые состоят в союзе жениха и невесты
и которые притом обретаются в любви, там, где исполняется замы-
сел Священного Писания, соответственно всякое озарение, нисхо-
дящее сверху вниз, без которого всякое познание тщетно, ибо нель-
зя иначе достичь Сына, как через Святого Духа, обучающего нас
«всякой истине» (Ин. 16, 13), «который благословен во веки,
аминь» (Рим. 1, 25).



Фома Аквинский Thomas Aquinas (ок. 1224-1274)

 


Фома Аквинский родился в знатной семье Ландульфа и Теодоры
д 'Аквино на севере Италии. В возрасте пяти лет был отдан на обу-
чение в монастырь бенедиктинцев близ Монтекассино. Изучив курс
«свободных искусств» в Неаполъском университете, Фома вступил
в 1244 г. в орден доминиканцев и продолжил занятия философией и те-
ологией, сначала в Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне.
В 1252 г. был послан в Парижский университет для продолжения изу-
чения теологии; в качестве бакалавра читал лекции по теологии.
В 1256 г. получил степень магистра теологии и продолжил препо-
давать в Париже до 1259 г. Затем Фома провел около десяти лет
в различных доминиканских монастырях близ Рима, читая лекции по
теологии и философии (в частности, на основе работ Аристотеля).
В 1268 г. Фома вновь преподает в Париже, а в 1272 г.
в университе-
те Неаполя. Недомогание принудило его прервать преподавание и пи-
сательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он отправился в Ли-
он (Франция), чтобы принять участие в церковном совете, но по пути
умер в местечке Фоссанова в марте того же года.


 

 

 


 


Все значительные труды Фомы Аквинского были написаны в те-
чение двадцати лет активного преподавания (1252-1273): «Сумма
теологии»· (Summa Theologiae) и «Сумма против язычников» (Sum-
ma contra gentiles), записанные дискуссии по теологическим и фило-
софским проблемам — «Дискуссионные вопросы» (Quastiones dispu-
tatae) и «Вопросы на различные темы» (Quodlibeta), комментарии
на 12 трактатов Аристотеля, на работы Боэция, Псевдо-Диони-
сия, на анонимную «Книгу о причинах» (Liber de Causis) и на не-
сколько книг Библии, а также около сорока писем, проповедей и ко-
ротких трактатов.

В философском отношении на Фому наибольшее влияние оказал
Аристотель, но также можно обнаружить влияние стоицизма,
неоплатонизма, греческих комментаторов Аристотеля, Цицеро-
на, философии Немезия, Августина, Боэция, Анселъма, Дамаскина,
Авиценны, Аверроэса, Ибн-Габироля и Маймонида.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.