Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О первой части, то есть об алфавите данного искусства




Мы так составили в этом Искусстве алфавит, чтобы его можно
было использовать при образовании фигур, а также при смеше-
нии принципов и правил с целью исследования истины. Ибо по-
средством одной буквы, имеющей множество значений, разум
становится более универсальным к восприятию обозначенного
множества', так же как и к приобретению знания. И данный алфа-
вит необходимо выучить наизусть. Иначе мастер не сможет над-
лежащим образом употреблять это Искусство.


ПРОЛОГ

Мы написали это «Краткое искусство», чтобы облегчить пони-
мание «Великого искусства»3. Ибо после того, как овладеешь
«Кратким искусством», вышеназванное «Искусство» (то есть «Ве-
ликое искусство». — В. К.), а также и другие искусства легче мо-
гут быть поняты и выучены.

Предмет данного искусства состоит в поиске ответов на все во-
просы, заменяя через имя то, что говорится, на то, что нам известно4.

Эта книга делится на XIII частей, подобно тому как разделено
«Великое искусство».

Первая часть — об алфавите. Вторая — о фигурах. Третья — об
определениях. Четвертая — о правилах. Пятая — о таблице. Шес-
тая — об исчерпании третьей фигуры. Седьмая — об умножении
четвертой фигуры. Восьмая — о смешении принципов и правил.

© В. Кульматов, перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: СССМ. 1984. V. 38. Р. 192-217.

2 Для Луллия его Ars — это совершенно новая наука, сочетающая в себе
метафизику, логику и математику, представляет все возможные мыслитель-
ные процессы в логико-математической форме. В этом и состоят функции ал-
фавита и таблиц, и вообще всего Искусства комбинаций в системе Великого
искусства. С точки зрения Луллия, именно в таком виде данная наука способ-
на служить ключом к тайнам мироздания.

3 Здесь: Ars magna = Ars generalis ultima.

' T. e. подводя под известные 10 всеобщих вопросов и их виды (см. часть IV)
какой-либо частный вопрос.


Алфавит

В — обозначает доброту, различие, [вопрос] так ли?, Бога,
справедливость и алчность.

С — обозначает величие, согласие, [вопрос] что?, ангела, бла-
горазумие и чревоугодие.

D — обозначает вечность или пребывание, противоречие, [во-
прос] из чего?, небеса, стойкость, вожделение.

E — обозначает власть, начало, [вопрос] почему?, человека,
умеренность и гордость.

F — обозначает мудрость, середину, [вопрос] сколько?, пред-
ставляющее, веру и леность.

G — обозначает волю, конец, [вопрос] какое?, чувственное, на-
дежду и зависть.

H — обозначает силу, большинство, [вопрос] когда?, расти-
тельное, милосердие и гнев.

Т — обозначает истину, равенство, [вопрос] где?, элементное,
терпение, ложь.

К — обозначает славу, меньшинство, [вопрос] как? и [вопрос]
с чем?, инструментальное, сострадание и непостоянство.

1 Вначале буква как бы свертывает обозначаемое множество, заменяя его
собой, а затем разум, зная наизусть алфавит, может развертывать из данной
буквы все свернутое в ней множество.


 

 

 


 


II О ЧЕТЫРЕХ ФИГУРАХ

1. О первой фигуре, обозначенной через «А»

Эта часть состоит из четырех разделов, по одному на каждую из
четырех фигур. Первая фигура — А, и она содержит девять прин-
ципов, а именно доброту, великость и т. д., и девять букв, а имен-
но В, С, D, E и т. д. Данная фигура — круговая. Круг показывает,
как субъект становится предикатом и наоборот, например, когда
говорится: «Доброта есть великая; великость есть добрая» и так
же об остальных. В этой фигуре, кроме того, мастер ищет естест-
венное соединение субъекта и предиката, а также их взаимное
расположение и соответствие, так чтобы найти средний термин
и таким образом прийти к умозаключению.

Каждый принцип, взятый сам по себе, является всеобщим, на-
пример, когда говорится «доброта», «великость». Когда же один
принцип присоединяется к другому, тогда он становится подчи-
ненным, например, когда говорится «великая доброта» и т. д. А в
том случае, когда какой-либо принцип применяется к единично-
му, тогда он становится совершенно частным, например, когда мы
говорим: «Доброта Петра — велика». И таким образом разум име-
ет лестницу для восхождения и нисхождения; как, например, ког-
да он нисходит от полностью всеобщего принципа к не полностью
всеобщему, к не полностью частному, и от принципа не полно-
стью всеобщего, не полностью частного к принципу полностью
частному.

И подобным образом можно обсуждать любую ступень этой
лестницы.


Все, что существует, содержится в принципах этой фигуры.
Ибо все есть или доброе, или великое и т. д., как, например, Бог
и ангел, которые суть добрые, великие и т. д. Поэтому все, что су-
ществует, сводимо к вышеупомянутым принципам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.