Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раймунд Луллий Raymundus Luttius




(ок. 1232-ок. 1316)

Раймунд Луллий (латинизированная форма каталонского имени
Рамон Лъюлъ) — философ-мистик, писатель и поэт, миссионер, ро-
дился на острове Майорке в знатной каталонской семье. Юность
провел при дворе Якова I Завоевателя, короля Арагонского. В более
зрелые годы был сенешалем при дворе короля и наставником его сы-
на, будущего короля Майорки Якова II.

Примерно в тридцатилетнем возрасте (1265) у Луллия про-
исходит глубокое духовное перерождение. Однажды во время сочи-
нения любовных стихов ему было видение распятого Христа, ис-
толкованное им как обращенный к нему призыв: «Следуй за мной!».
Видение повторилось еще несколько раз. Луллий испытал огромное
потрясение, оставил светскую жизнь, королевский двор, покинул
семью. Он принимает решение посвятить свою жизнь служению
Христу посредством обращения «неверных» в христианскую веру.
Луллий приходит к мысли, что для осуществления поставленной
Цели необходимо написать «лучшую в мире книгу» против ошибок
и заблуждений неверующих в христианские догматы. Он удалился


 

 

 


 


на гору Мирамар, где провел около десяти лет своей жизни, живя
отшельником, подготавливая себя к деятельности миссионера,
штудируя Библию, Коран, Талмуд, сочинения различных мыслите-
лей, в том числе арабских. Через десять лет упорных занятий во
время уединенной длительной медитации его посещает озарение,
во время которого проясняются форма и метод вышеназванной
книги против заблуждений «неверных». После этого он приступа-
ет к ее написанию, положившему начало различным вариантам его
знаменитого «Искусства».

Луллий посещает университеты и монастыри Франции, Ита-
лии и Испании с целью пропаганды своего «Великого искусства».
О его огромном авторитете говорит тот факт, что его трижды
приглашают читать лекции в Парижском университете (Сорбон-
не) — центре интеллектуальной жизни того времени, хотя он не
имел какой-либо ученой степени и не учился в университетах.

Луллий приходит к осознанию того, что для успешного распро-
странения христианства среди мусульман и иудеев необходимо зна-
ние их родного языка. В 1276 г. при содействии Якова II Луллий от-
крывает на Майорке колледж, в котором изучается арабский язык.
Более широкая организация изучения языков «неверных» с трудом
пробивает себе дорогу. Хотя Луллий неоднократно обращался к ко-
ролям европейских государств и к папе римскому, только в 1311 г.
было дано папское разрешение для изучения арабского, еврейского
и греческого языков в университетах Европы.

Луллий одним из первых в Европе стал писать свои труды не
только на латинском, но и на своем родном языке. Утопический ро-
ман «Бланкверна» был написан им на арабском, латинском и ката-
лонском языках.

Луллий предпринимает энергичные попытки организации ши-
рокого миссионерского движения, которое обращало бы «неверных»
в христианскую веру не с помощью огня и меча, как это было в кре-
стовых походах, но с помощью убеждения, доводами разума. Одна-
ко его действия не находят поддержки у папы римского. Поэтому
Луллий самостоятельно посещает Мессины, Кипр, Армению, четы-
ре раза Африку. Во время одного из первых посещений Африки он
был заключен в тюрьму и затем выдворен на родину.

Луллий был необычайно даровитым писателем и оставил око-
ло трехсот сочинений на латинском, каталонском и арабском язы-
ках, значительная часть которых сохранилась. Они охватывают
практически все области знания того времени, включая сочинения
по теологии, философии, логике, риторике, педагогике, медицине,
написанные в форме трактатов и романов в прозе и стихах.

В истории философии Луллий остался главным образом благода-
ря созданию «Великого искусства» (Ars magna). По мнению ката-
лонского мыслителя, оно представляет собой универсальный способ
открытия истин. Луллий во множестве сочинений проповедовал


свое искусство, создавая полные и краткие его варианты, применяя
его ко многим областям знания: физике, астрономии, медицине, пра-
ву, математике, мнемонике, риторике. В истории философии и ло-
гики это была первая попытка механически смоделировать челове-
ческое мышление.

В споре с номиналистами Луллий отстаивал позиции крайнего
реализма. Он исходит из положения о тождестве мышления и бы-
тия. Общие понятия рассматриваются им как существующие са-
мостоятельно. Логической связи идей соответствует мир действи-
тельных вещей. Человеческая логика подобна логике, по которой Бог
создал мир.'

В вопросе о соотношении веры и знания Луллий защищает тезис
о единой истине. Считая, что постулаты веры могут и должны до-
казываться с помощью разума, он выступал срезкой критикой уче-
ния аверроистов о двух истинах, разделявших истину веры и исти-
ну разума.

Учение Луллия, которого называли doctor illuminatus («озаренный
наставник») и doctor illuminatissimus («озареннейший наставник»),
имело множество последователей. Наиболее известным из них был
Джордано Бруно, многие произведения которого посвящены попыт-
кам усовершенствования луллиевого искусства и применения этого
искусства к различным областям человеческой деятельности. Тру-
ды Луллия оказали также влияние на Николая Кузанского, Гассенди,
Лейбница.

Но были и противники этого учения. В 1372 г. доминиканским
монахом Николаем Эймерком было выдвинуто обвинение против
Луллия в различных ересях, но поддержки не получило. Позднее Дж.
Свифт вывел в своем романе «Путешествие Гулливера» карика-
турный образ луллиста.

В России учение Луллия стало известно в конце XVII в. благода-
ря деятельности А. X. Белобоцкого. Он перевел «Краткое искусст-
во» (Ars brevis) и сделал вольное переложение Ars magna. Они были
довольно широко распространены в рукописных книгах, особенно
среди старообрядцев.

В настоящее время на Майорке существует школа луллистов,
издается журнал Estudios Lulianos, посвященный изучению творче-
ского наследия Луллия, проводятся международные конференции.

В. А. Кулъматов


Девятая — о девяти субъектах. Десятая — о применении. Один-
надцатая — о вопросах. Двенадцатая — об овладении [Искусст-
вом]. Тринадцатая — о способе обучения данному искусству.
И прежде всего о первой части скажем следующее:


Краткое искусство1

Господи, по милости и любви Твоей начинается «Краткое ис-
кусство» (Ars brevis), которое является точной копией «Всеобще-
го искусства» (Ars generalis), сочинения, начинающегося так:
«Господи, с помощью Твоего высшего совершенства начинается
„Всеобщее искусство"»2.


I





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.